Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 19:29, курсовая работа
Колесная пара электровоза является основным элементом ходовой части, который воспринимает и передает статическую и динамическую нагрузки на рельс и служащий для направления тягового подвижного состава по рельсовому пути. При движении тягового подвижного состава по рельсовому пути происходит интенсивное взаимодействие колеса и рельса, от которого напрямую зависят безопасность движения, скорость движения поездов, расход топливно-энергетических ресурсов, что предъявляет высокие требования к основному элементу этого взаимодействия – колесной паре
Введение
6
1 Назначение, конструкция и условия работы колесной пары электровоза серии ЧС4Т (далее КП).
7
2 Периодичность проведения технического обслуживания, плановых видов ремонта КП
10
3 Технология ремонта колесных пар при производстве:
12
3.1 Осмотра колесных пар
12
3.2 Обыкновенного освидетельствования колесных пар
17
3.3 Полного освидетельствования колесных пар
24
3.4 Ремонта без замены составных частей
29
3.5 Ремонта с заменой составных частей
29
3.6 Способы очистки и осмотра КП
33
3.7 Сборка, проверка и испытания КП
34
4 Контроль технического состояния колесных пар, предельно допустимые размеры при эксплуатации и различных видах ТО.
43
5 Организация рабочего места для проведения технического обслуживания и ремонта колесных пар.
48
5.1 Оборудование, средства механизации, приспособления и технологическая оснастка, применяемые при ремонте колесных пар.
53
5.2 Средства измерения.
54
6 Требования безопасности при ремонте и обслуживании колесных пар.
57
Заключение
63
Список используемой литературы
1) Прокат определяется как разность между исходной высотой гребня, и действительной его высотой, полученной при измерении шаблоном УТ-1 (УТ-1М). За исходную высоту гребня для локомотивов (кроме имеющих бандажи, обточенные по профилю ДМеТИ) принимается 30 мм. При использовании шаблонов УТ-1, УТ-1М необходимо исключать влияние дефектов на поверхности вершины гребня на результат измерения.
2) При измерении шаблонами УТ-1, УТ-1М толщину гребня проверять с учетом поправок
3) При выпуске из ТО-3, ТР-1, ТР-2 ползун более 0,5 мм не допускается.
4) За колесной парой, находящейся в эксплуатации, с выступающей смазкой, ржавчиной или трещинами краски в местах соединения колёсного центра с осью, без явных признаков ослабления (сдвига центра или колеса вдоль образующей оси или по окружности), установить особое наблюдение. При сдвиге колёсного центра или колеса следование с поездом запрещается. Локомотив должен следовать в депо в одиночном следовании, тормозные цилиндры и тяговый электродвигатель поврежденной колесной пары должны быть отключены.
5) Проверку нагрева осуществляют в течение 5 мин после прибытия ТПС
При техническом обслуживании ТО-1 выполняют осмотр колесных пар в доступных местах и проверяют отсутствие следующих дефектов:
- визуальным контролем (при необходимости измерением): трещины, ползуны и выбоины, плены, раздавленности (местное или общее увеличение ширины бандажа), выщербины, раковины и вмятины, навары, кольцевые выработки на поверхности бандажа, сдвиг бандажа (по контрольным отметкам на бандаже и ободе центра), остроконечный накат на гребне.
- ослабление бандажей на ободе колёсного центра — остукиванием слесарным молотком по поверхности катания;
- нагрев буксового узла — с использованием измерительного прибора или прикосновением тыльной стороной ладони к поверхности буксы над подшипником.
При технических обслуживаниях ТО-2 локомотивов выполняют осмотр колесных пар (в том числе из смотровой канавы) в объеме осмотра ТО-1 и дополнительно проводят контроль отсутствия следующих дефектов:
- признаков ослабления или сдвига ступиц на оси;
- протертых мест, плен, следов электроожога на открытых частях осей;
- контроль ослабления
бандажного кольца
- контроль нагрева
поверхности корпусов моторно-
- измерение гребней и толщины бандажей
При технических обслуживаниях ТО-3, ТО-4, ТО-5 ТПС выполняют осмотр колесных пар в объеме ТО-2 и дополнительно проводят:
- очистку колесной пары в местах контрольных рисок и местах выполнения измерений;
- измерение гребней и толщины бандажей.
При текущих ремонтах ТР-1, ТР-2 ТПС осмотр колесных пар выполняют в объеме ТО-3 и дополнительно проводят:
- осмотр буксового
узла в соответствии с
- осмотр зубчатой передачи
3.2 Обыкновенное освидетельствование колесных пар
Обыкновенное освидетельствование колесных пар проводят работники, аттестованные и получившие удостоверение на право проведения этих работ. Перед обыкновенным освидетельствованием колесной пары проводят очистку её от грязи, смазки или обмывку в моечной машине. Обыкновенное освидетельствование включает в себя контроль возможных дефектов в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 Контроль дефектов при обыкновенном освидетельствовании колесных пар
Наименование операции контроля |
Недопустимое значение |
1 Проверка установленных клейм и знаков |
Отсутствие или неясность клейм не допускается |
2 Визуальный контроль: |
|
2.1 Трещин на
бандажах и ободьях |
Не допускаются. |
2.2 Выщербин, раковин или вмятин на вершине гребня или поверхности катания |
Не допускаются. |
Продолжение таблицы 2 |
|
2.3 Задиров у выкружки рабочей части гребня и в районе круга катания |
Не допускаются. |
2.4 Ползуна (выбоины) на поверхности катания* |
То же |
2.5 Ослабления бандажа на ободе центра |
Не допускается |
2.6 Остроконечного наката гребня |
Не допускается. |
2.7 Навар (смещение металла) на поверхности катания |
Не допускается. |
2.8 Отсутствие сдвига бандажа по контрольным отметкам на бандаже и ободе колёсного центра |
Сдвиг не допускается |
2.9 Трещин в ступицах, спицах, ободьях колесных центров, цельнокатаных колес |
Не допускаются. |
2.10 Вмятин, раковин,
выкрошившихся мест на |
Глубина раковин, вмятин и выкрашиваний более 2,0 мм (отдельных более 3,0 мм), общая площадь на зубе прямозубой передачи - более 10 % |
2.11 Отколов на поверхности зуба (от торца) |
Отколы длиной более 15 мм и глубиной более 3,0 мм |
2.12 Трещины, следы
электродугового ожога на |
Не допускаются. |
2.13 Трещин во впадинах зубчатых колес (венцов)
|
Не допускаются: - трещины на переходных поверхностях – длиной более 25,0 мм, выходящие на торец – глубиной более 2,0 мм; - трещины любых размеров, разви- |
Продолжение таблицы 2 |
|
вающиеся с обеих сторон зуба (встречные трещины); | |
- наличие трещин более, чем на 25 % зубьев; - трещины во впадинах зубчатых колес (венцов) колесных пар пассажирских локомотивов и МВПС. | |
2.14 Смятия или
изношенности резьбы на оси
колесной пары под осевую |
Не допускается. |
2.15 Протертого места на средней части оси: |
Более 3,0 мм. |
2.17 Электродугового
ожога на средней части оси
(свободной от опорных и посадо |
Не допускается. |
3 Контроль ослабления
(остукиванием молотком по |
Не допускается. |
4 Контроль профиля бандажа (обода цельнокатаного колеса) шаблоном УТ-1 (УТ-1М)** |
|
5 Проверка зазора между боковой гранью обода колесного центра и упорным буртом бандажа, не более |
0,5 мм по всей окружности на глубину не более половины высоты бурта. |
6 Магнитный контроль открытых частей осей, зубьев зубчатых колес, пальцев тягового привода |
В соответствии с инструкциями ЦТт-18/1, ЦТт-18/2 |
Окончание таблицы 2 |
|
7 УЗД удлиненных ступиц колесных центров на электровозах серий ВЛ, ЧС2, ЧС2т |
В соответствии с инструкциями ЦТэр-13/1, ЦТэр-13/2 |
8 УЗД шеек и подступичных частей осей МВПС. При отсутствии ультразвукового дефектоскопа демонтировать внутренние кольца подшипников и произвести магнитный контроль шеек |
В соответствии с инструкциями ЦТэр-13/3, ЦТт-18/3, или ЦТт-18/1, ЦТт-18/2 |
9 Проверка соответствия
размеров всех составных |
|
10 Проверка состояния упругих элементов, дисков, тарелок (при замене упругих элементов) |
По отдельным руководствам на упругие зубчатые колеса |
11 Крепление стопорных колец упругих зубчатых колес тепловозов |
То же |
12 Ревизия узлов с подшипниками качения |
В соответствии с инструкцией, утвержденной МПС России 11.06.1995 № ЦТ-330 |
13 Проверка состояния пружинных пакетов и заклепок зубчатых колес, плотность посадки косозубых венцов, а также болтов, крепящих венцы зубчатых колес |
Ослабление заклепок венцов и болтов не допускается |
Допускаемые значения параметров колесной пары, контролируемых при обыкновенном освидетельствовании, приведены в таблице 3.
Таблица 3 Параметры колесной пары, контролируемые при обыкновенном освидетельствовании
Наименование параметра |
Допускаемое значение, мм |
1 Бандажи |
|
1.1 Расстояние
между внутренними гранями |
От 1439 до 1441 |
1.2 Разность расстояний между внутренними гранями бандажей у одной колесной пары, не более: |
1,0 |
1.3 Минимальная толщина бандажей при обточке колесных пар* |
|
1.3.1 Для ТПС с установленными скоростями движения до 120 км/ч: |
55 |
1.3.3 Для ТПС с установленными скоростями движения свыше 120 до 160 км/ч: |
60 |
1.5 Толщина гребня при измерении шаблоном УТ1, УТ1М: |
|
У всех серий ТПС для всех типов профилей, кроме профиля Зинюка-Никитского |
От 27 до 32 |
1.6 Толщина гребней бандажей 2-й и 5-й колесных пар электровозов ЧС2, ЧС2т, ЧС4, ЧС4т до №263 при измерении шаблоном УТ1, УТ1М |
От 21,0 до 21,5 |
1.7 Отклонения ширины бандажей от чертежного (номинального размера) |
+ 3; – 4 |
в местах постановки клейм |
Не нормируется |
Продолжение таблицы 3 |
|
1.8 Разность в измерениях по ширине одного бандажа, не более |
3 |
1.9 Непостоянство диаметра в поперечном сечении бандажа по кругу катания (после обточки), не более** |
0,5 |
1.10 Разность диаметров правого и левого бандажей, измеряемых по кругу катания у одной колесной пары, не более |
0,5 |
2 Колесные центры |
|
2.1 Изгиб спиц колесного центра вдоль оси колесной пары (без исправления), не более |
15 |
2.2 Уменьшение
наружного диаметра ступицы |
5 |
2.4 Увеличение расстояния между внутренними гранями (торцами) ступиц колесного центра и зубчатого колеса колесной пары тепловозов, не более |
13 |
3 Оси |
|
3.1 Непостоянство диаметра в поперечном и продольном сечениях шеек осей под моторно-осевые подшипники, измеряемые по диаметру, не более |
0,25 |
Окончание таблицы 3 |
|
3.2 Уменьшение
диаметра шейки оси под |
1,0 |
3.5 Глубина местной выработки (вытертости) на средней части оси по радиусу от номинального размера по чертежу: |
3 |
4 Зубчатые колеса |
|
4.1 Уменьшение толщины зуба зубчатого колеса от номинального размера по чертежу: |
|
4.1.2 Измеренного на высоте постоянной хорды электровозов |
3,0 |
4.3 Уменьшение
диаметра ступицы зубчатого |
5,0 |
*) Установлено только для ТР-3, для технических обслуживаний и текущих ремонтов ТР-1, ТР-2
**) При обточке под ТПС не контролируют
При обнаружении дефектов поверхности катания колес, не соответствующих допускаемым значениям параметров по таблицам 2 и 3, производят обточку бандажей по профилю. При невозможности устранения дефектов при помощи обточки колесную пару направляют в ремонт.
После проведения обыкновенного освидетельствования проводят окраску открытых средней и предподступичных частей оси (в том числе предподступичные и подступичные части оси между лабиринтными кольцами и ступицами колес, а также открытые поверхности оси между колёсными центрами и подшипниковыми узлами осевых редукторов) эмалью черного или темно-серого цвета. После обточки и упрочнения бандажей наносят контрольную полосу шириной 10 мм эмалью зеленого цвета следом за красной полосой по часовой стрелке и в непосредственной близости от нее.
Результаты контроля при обыкновенном освидетельствовании заносят в книгу формы ТУ-21 и формуляр (технический паспорт) колесной пары.
3.3 Полное освидетельствование колесных пар
При полном освидетельствовании колесной пары выполняют все работы, предусмотренные для обыкновенного освидетельствования, и дополнительно проводят:
- очистку колесной пары от краски (на литых необработанных поверхностях колесных центров допускается неполная очистка от краски, не мешающая визуальной проверке наличия трещин);
- проверку наличия и ясности установленных клейм и знаков на составных частях колесной пары;
- проверку соответствия
размеров и параметров
- проверку плотности
посадки призонных болтов
- проверку магнитным
дефектоскопом призонных
- УЗД закрытых частей оси;
- проверку магнитным дефектоскопом посадочной поверхности бандажа и прижимного бурта после его обжима;
- переформирование (выпрессовку оси) с проверкой неразрушающим контролем всех составных частей колесной пары электровоза с удлиненными ступицами колесных центров, если от даты формирования колесной пары или выпрессовки оси прошло более 8 лет;
- проверку на сдвиг колесных центров без удлиненных ступиц, если от формирования или выпрессовки оси прошло более 10 лет.
По результатам полного освидетельствования осуществляют замену забракованных составных частей и постановку клейм и знаков полного освидетельствования.
При поступлении колесной пары в цех для производства полного освидетельствования и ремонта проводят следующие работы:
- очистку колесной пары от грязи и смазки в моечной машине.
- сушку колесных пар (рекомендуется – сжатым воздухом);
- демонтаж буксовых узлов;
- снятие внутренних колец буксовых подшипников и лабиринтных колец;
- очистку оси и колёсных центров до металла;
- контроль наличия и читаемости клейм
- дефектоскопию:
1) магнитным дефектоскопом открытых частей осей, зубьев зубчатых колес, пальцев тягового привода.
2) УЗД удлиненных ступиц колесных центров, закрытых частей осей.
- измерение геометрических параметров составных частей колесной пары в соответствии с таблицей 4 для выявления их недопустимых значений.
Таблица 4 Параметры составных
частей колесной пары, контролируемые
при полном освидетельствовании, и их
допустимые значения
Наименование |
Допустимое значение, мм |
1 Бандажи |
|
1.1 Расстояние между внутренними гранями бандажей |
От 1439 до 1441 |
1.2 Разность расстояний между внутренними гранями бандажей одной колесной пары: |
1,0 |
1.3 Минимальная толщина бандажей с учетом обточки в ремонте |
|
1.3.1 Для локомотивов с установленными скоростями движения до 120 км/ч: |
90 |
Продолжение таблицы 4 |
|
1.3.3 Для локомотивов с установленными скоростями движения свыше 120 до 160 км/ч: |
90 |
1.5 Разность диаметров правого и левого бандажей, измеряемых по кругу катания, у одной колесной пары, не более |
0,5 |
1.6 Непостоянство диаметра в поперечном сечении бандажа по кругу катания (после обточки), не более |
0,5 |
1.7 Минимальная толщина прижимного бурта: |
5 |
1.8 Минимальная толщина упорного бурта |
10 |
1.9 Отклонения
ширины бандажей от номинальног |
|
старого |
+3; –4 |
нового |
+3; –2 |
в местах постановки клейм |
Не нормируется |
1.10 Разность в измерениях по ширине одного бандажа, не более |
3 |
1.11 Разность в измерениях толщины бандажа по кругу катания, не более: |
0,5 |
1.12 Радиальное
биение бандажей по кругу катан |
0,5 |
2 Колесные центры |
|
2.1 Радиальное
биение обода относительно цент |
1,0 |
2.2 Отклонение ширины обода от номинального размера колесных пар* |
+2; –5 |
2.3 Разность диаметров ободьев у одной ко- |
|
Продолжение таблицы 4 |
|
лесной пары при смене бандажей, не более |
4 |
2.4 Отклонение диаметра обода от номинального размера* |
+3; –6 |
2.5 Увеличение диаметра отверстия в ступице колесного центра относительно номинального размера* при расточке под наплавку, не более |
12 |
2.9 Уменьшение наружного диаметра ступицы от номинального размера в местах работы уплотнения, не более |
5 |
2.12 Отклонение наружного диаметра удлиненной ступицы от номинального размера* |
±2 |
3 Оси |
|
3.1 Непостоянство
диаметра в поперечном и продол |
0,05 |
3.2 Радиальное биение (при проверке в центрах) шеек осей под подшипники качения, не более |
0,05 |
3.3 Отклонение
диаметра подступичных частей
осей локомотивов от номинально |
|
для новых осей |
+5 |
для старых осей |
–5 |
3.5 Отклонение
от номинального размера рассто |
±1,5 |
3.7 Уменьшение диаметра шейки оси под подшипники качения (при использовании градационных колец или втулок подшипников) колесных пар: |
1,0 |
3.11 Глубина местной выработки (протертости) на средней части оси не более: |
3,0 |
Окончание таблицы 4 |
|
3.12 Уменьшение диаметра средней части оси от номинального размера* |
3 |
3.13 Отклонение размера по длине оси от номинального* |
|
новой оси |
+1,5** |
старой оси |
+1,5; –2** |
4 Зубчатые колеса |
|
4.1 Уменьшение толщины зуба зубчатого колеса от номинального размера***: |
|
4.1.2 Измеренного на высоте постоянной хорды у колесных пар электровозов |
1,5 |
4.2 Допуск торцового биения зубчатого колеса (венца): |
0,3 |
4.4 Допуск радиального биения зубчатых колес: |
0,25 |
4.7 Уменьшение
диаметра ступицы от номинально |
4,0 |