Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 19:29, курсовая работа
Колесная пара электровоза является основным элементом ходовой части, который воспринимает и передает статическую и динамическую нагрузки на рельс и служащий для направления тягового подвижного состава по рельсовому пути. При движении тягового подвижного состава по рельсовому пути происходит интенсивное взаимодействие колеса и рельса, от которого напрямую зависят безопасность движения, скорость движения поездов, расход топливно-энергетических ресурсов, что предъявляет высокие требования к основному элементу этого взаимодействия – колесной паре
Введение
6
1 Назначение, конструкция и условия работы колесной пары электровоза серии ЧС4Т (далее КП).
7
2 Периодичность проведения технического обслуживания, плановых видов ремонта КП
10
3 Технология ремонта колесных пар при производстве:
12
3.1 Осмотра колесных пар
12
3.2 Обыкновенного освидетельствования колесных пар
17
3.3 Полного освидетельствования колесных пар
24
3.4 Ремонта без замены составных частей
29
3.5 Ремонта с заменой составных частей
29
3.6 Способы очистки и осмотра КП
33
3.7 Сборка, проверка и испытания КП
34
4 Контроль технического состояния колесных пар, предельно допустимые размеры при эксплуатации и различных видах ТО.
43
5 Организация рабочего места для проведения технического обслуживания и ремонта колесных пар.
48
5.1 Оборудование, средства механизации, приспособления и технологическая оснастка, применяемые при ремонте колесных пар.
53
5.2 Средства измерения.
54
6 Требования безопасности при ремонте и обслуживании колесных пар.
57
Заключение
63
Список используемой литературы
Тепловой метод сборки
Тепловой метод сборки может быть применяют на колесных парах, у которых предусмотрены каналы для подачи масла под давлением в зону соединения оси со ступицей (маслосъем). Сопрягаемые детали должны соответствовать ремонтной документации на них. Сопряжение оси с колёсным центром (колесом) производится в приспособлении, обеспечивающем правильное положение колеса на оси. На подступичную часть оси после окончательной механической обработки (накатывания роликом, шлифовки) и дефектоскопирования должно быть нанесено антикоррозионное покрытие. В качестве антикоррозионного покрытия посадочных поверхностей осей применяют олифу натуральную по ГОСТ 7931, термически обработанные растительные масла - подсолнечное по ГОСТ 1129 или льняное по ГОСТ 5791. Допускается использовать другие антикоррозионные покрытия, выдержавшие испытания на устойчивость к фреттинг-коррозии сопрягаемых деталей. Поверхности оси, подлежащие покрытию, предварительно обезжиривают и просушивают. Температура окружающей среды при нанесении покрытия на ось должна быть от 15 до 30 °С. Нанесенное покрытие должно быть высушено в печи с выдержкой от 3,5 до 4 ч при температуре от 130 до 140 °С. Сушка открытым пламенем не допускается. Допускается сушка нанесенного покрытия с использованием тепла колеса (колесного центра) и индукционного нагревателя. Сборку соединения колесо-ось при этом проводят не ранее, чем через 2 ч после нанесения покрытия на ось. В течение времени от 3,5 до 4 ч в зоне соединения колеса с осью необходимо поддерживать температуру от 130 до 140 °С. Процесс сушки нанесенного покрытия проводят с автоматической записью диаграммы контроля температуры сушки. На диаграмме указывают заводской номер оси и дату. Эти данные удостоверяют отметкой службы технического контроля. Допускается в качестве антикоррозионного покрытия использовать лак Ф–40 по ТУ6–06–246. Поверхности осей, подлежащие покрытию, предварительно обезжиривают и просушивают. Детали (колесные центры, составные или цельнокатаные колеса), устанавливаемые на ось колесной пары, кроме зубчатых колес и внутренних колец подшипников, равномерно нагревают до температуры от 240 до 260°С. Температура нагрева зубчатых колес из легированных сталей должна быть не более 200°С. Допускается температура нагрева зубчатых колес из стали марки 55 (Ф) не более 260°С. Нагрев рекомендуется производить специальными индукционными электронагревателями, в электрических печах или газовыми нагревателями, которые должны быть обеспечены автоматическим их отключением по достижении заданной температуры нагрева ступицы колеса и записью температуры нагрева во времени на диаграммной ленте прибора.
Температуру измеряют с помощью термопары, помещенной на ступице в отверстие под маслосъем. Температура нагрева под посадку и для полимеризации должна записываться автоматически на протяжении всего процесса. При сборке оси с колёсным центром (колесом) должно обеспечиваться соосное положение сопрягаемых деталей, исключающее возможность повреждения слоя покрытия. Охлаждение колесных пар после сборки должно быть осуществлено естественным путем. Каждую колесную пару проверяют на качество сопряжения оси с колесным центром, цельнокатаным колесом, ступицей зубчатого колеса, зубчатым колесом на гидравлическом прессе путем трехкратного приложения наибольшего осевого усилия, указанного в таблице (6) (допускаемая погрешность ± 2 тс) с выдержкой не менее 5 с, с записью диаграммы. При этом сдвиг оси на ступице не допускается. На бланке диаграммы с записью температуры и проверки на сдвиг соединения колёсного центра (колеса) с осью должны быть записаны следующие данные:
- порядковые номера диаграмм в текущем году;
- дата тепловой сборки и проверки на сдвиг;
- тип колесной пары;
- номер оси;
- тип и номер колесного центра, зубчатого колеса;
- диаметр подступичной части оси и отверстия ступицы колёсного центра (колеса) с точностью до 0,01 мм;
- величина натяга и конечное давление в кН (тс);
- с бандажом или без него;
- ступица наплавлена или нет;
- первая или повторная тепловая сборка.
На диаграммах температуры и проверки на сдвиг делают надпись «принята», на непринятой – «брак» с указанием причин брака.
На забракованной диаграмме должны быть те же данные, что и на принятой.
Испытания колесной пары
Испытания колесной пары проводятся в соответствии с ГОСТ 11018-2011. Колесные пары подвергают контролю на соответствие требованиям настоящего стандарта при приемо-сдаточных (ПС), периодических (П), типовых (Т) испытаниях по ГОСТ 15.309 и испытаниям на подтверждение соответствия (С).
Приемо-сдаточные испытания
Приемо-сдаточные испытания деталей колесной пары и каждой колесной пары в сборе должны быть проведены до их окрашивания с предъявлением сертификатов, других документов, подтверждающих качество, диаграмм проверки колес на сдвиг или диаграмм запрессовки, а также формуляров колесной пары и зубчатых колес. На элементах и колесной паре, прошедших приемо-сдаточные испытания, должны быть нанесены приемочные клейма предприятия-изготовителя, а в случае проведения их и другой контрольной организацией - ее приемочное клеймо. В случае несоответствия требованию настоящего стандарта детали колесной пары, подготовленные к сборке, и колесная пара должны быть отбракованы.
Периодические испытания
Периодические испытания следует проводить не реже одного раза в год в объеме приемо-сдаточных испытаний, при этом необходимо дополнительно контролировать:
- качество обработки поверхностей - на двух деталях каждой конструкции;
- качество упрочнения накатыванием - по ГОСТ 31334;
- прочность соединения
бандажа с колесным центром - на
двух колесных парах от
В случае несоответствия требованию настоящего стандарта хотя бы на одном образце (детали) испытания повторяют на удвоенном числе колесных пар. При неудовлетворительных результатах испытаний приемку колесных пар прекращают до устранения причины.
Типовые испытания
Типовые испытания следует проводить:
- при изменении конструкции колесной пары
- при применении материалов с другими механическими свойствами, изменении технологического процесса изготовления деталей колесной пары и их заготовок или изменения предприятия-изготовителя
- при изменении метода
- при изменениях в тормозной системе, влияющих на механическую или тепловую нагрузки на колесную пару (колесо)
- при увеличении осевой
Условия проведения типовых испытаний должны соответствовать условиям эксплуатации колесных пар по основным параметрам (статической и динамической нагрузкам от колесной пары на рельсы, скорости движения, силе тяги и торможения).
Методы испытаний
При приемо-сдаточных испытаниях соответствие требованиям настоящего стандарта определяют следующими средствами и методами:
- Внешний вид и качество
- Значение натяга посадки
- Ширину бандажа составного колеса измеряют в трех сечениях по окружности на расстоянии не менее 100 мм от крайних цифр маркировки.
- Профиль бандажа (обода) колеса
следует проверять
- Отсутствие поверхностных дефектов оси, колеса, бандажа, а также зубчатого колеса (венца) необходимо проверять методами визуального контроля по ГОСТ 23479, магнитного контроля по ГОСТ 21105, отсутствие внутренних дефектов - методом ультразвукового контроля по ГОСТ 12503. Отсутствие внутренних дефектов колесного центра необходимо проверять методом ультразвукового контроля по ГОСТ 12503, отсутствие поверхностных дефектов - методами визуального контроля по ГОСТ 23479, магнитного контроля по ГОСТ 21105 и акустического контроля - по ГОСТ 20415.
- Прочность соединения деталей
с осью необходимо проверять -
при прессовом методе посадки
- по форме диаграммы
- Прочность соединения деталей с осью необходимо проверять - при тепловом методе посадки - трехкратным приложением к соединению регламентированной контрольной осевой (сдвигающей) нагрузки, при этом записывают диаграммы нагружения.
- Прочность посадки зубчатого колеса на удлиненную ступицу колесного центра проверяют контрольным моментом (на проворот) при этом записывают диаграммы нагружения.
- Плотность посадки бандажа и обжатия бандажного кольца на каждой колесной паре следует проверять после остывания колеса обстукиванием слесарным молотком (ГОСТ 2310) по поверхности катания и бандажному кольцу не менее чем в четырех равноудаленных точках. Глухой звук не допускается.
- Электрическое сопротивление следует проверять на колесной паре, установленной на опоры устройства, позволяющего измерять электрическое сопротивление между бандажами колес колесной пары по в установленном порядке.
- Маркировку следует проверять
визуальным методом. Колесная пара
с нечитаемой маркировкой
- Механические свойства и химический состав металла деталей колесных пар должны быть подтверждены документами о качестве предприятий - изготовителей заготовок (поковок).
При периодических испытаниях соответствие требованиям настоящего стандарта определяют следующими средствами и методами:
- Качество обработки поверхностей деталей перед формированием колесной пары - контролем параметров шероховатости поверхности по ГОСТ 2789;
- Качество упрочнения
- Прочность соединения бандажа с колесным центром - измерением фактических размеров соединения после снятия бандажа, расчетом значения натяга и сопоставлением с исходным значением натяга;
- механические свойства металла необходимо проверять на вырезанных образцах - колес по ГОСТ 10791, осей по ГОСТ 31334, колесных центров по ГОСТ 4491, бандажей по ГОСТ 398
Результаты испытаний записывают в протоколы испытаний. Протокол испытаний должен содержать следующие данные:
- дату проведения испытаний;
- вид испытаний;
- обозначение колесной пары;
- средство измерения;
- результаты испытаний.
Применяемые средства измерений должны иметь свидетельства об утверждении типа и действующие свидетельства о поверке. Применяемое оборудование должно быть аттестовано в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений.
4 Контроль технического состояния колесных пар, предельно допустимые размеры при эксплуатации и различных видах ТО
Осмотр колесных пар под ТПС должны производить:
- машинист - при
каждой приемке ТПС (
- мастер - при техническом обслуживании ТО-3 ТПС;
- мастер или бригадир (где смены слесарей возглавляет бригадир) - при техническом обслуживании ТО-2 ТПС;
- мастер и приемщик локомотивов - при техническом обслуживании ТО-4, ТО-5, при первой подкатке новых колесных пар.
При осмотре колесных пар проверять:
- на бандажах и ободьях цельнокатаных колес - отсутствие трещин, ползунов (выбоин), плен, раздавленностей, вмятин, отколов, раковин, выщербин, ослабления бандажей на ободе центра (обстукивание молотком), сдвига бандажа (по контрольным меткам на бандаже и ободе центра), предельного проката (предельной высоты гребня) или износа, вертикального подреза гребня, ослабления бандажного кольца, опасной формы гребня и остроконечного наката, являющегося признаком возможности опасной формы гребня.
Предельный прокат (предельная высота гребня) и наличие опасной формы гребня проверяются шаблоном УТ-1 при технических обслуживаниях ТО-2 (при их выполнении в крытых помещениях), TO-3, TO-4, TO-5 и ежемесячных обмерах колесных пар. Допускается при проведении технического обслуживания ТО-2 контролировать опасную форму гребня шаблоном ДО-1. После выявления колес с опасной формой гребня с помощью этого шаблона, необходимо шаблоном УТ-1 измерить величину этого параметра и по результатам этого измерения, принимать решение о допуске их к эксплуатации или о назначении ремонта
- на колесных центрах, цельнокатаных колесах и ступицах дискового тормоза - отсутствие трещин в спицах, дисках, ступицах, ободьях, признаков ослабления или сдвига ступиц на оси;
- на открытых частях осей - отсутствие поперечных, косых и продольных трещин, плен, протертых мест, электроожога и других дефектов;
- отсутствие нагрева букс;
- состояние зубчатой передачи тяговых редукторов ТПС (при текущих ремонтах, когда это предусмотрено по циклу);
- отсутствие нагрева моторно-осевых подшипников, опорных подшипников тяговых редукторов при постановке ТПС на смотровую канаву.