Себестоимость железнодорожных перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение методов и расчетов себестоимости перевозок в условиях, отличных от среднедорожных; анализ основных факторов, влияющих на величину себестоимости перевозок, и оценку степени их влияния.
Задачи:
изложить методику расчета себестоимости перевозок методом единичных расходных ставок и укрупненных расходных ставок,
изучить оценку методов единичных расходных ставок,
учесть влияние объема и структуры перевозок на расходы и определить себестоимость перевозок в конкретных условиях,
рассмотреть оценку методов коэффициентов влияния.

Содержание работы

Введение 3
1.Себестоимость железнодорожных перевозок 4
1.1.Понятие себестоимости железнодорожных перевозок 4
1.2.Факторы, влияющие на себестоимость перевозок и на ее различие по железным дорогам 5
2.Эксплуатационные расходы железных дорог 8
2.1.Классификация эксплуатационных расходов железных дорог 8
2.2.Методы планирования эксплуатационных расходов 11
3.Методы расчета себестоимости перевозок на железных дорогах 15
3.1.Методы официальной калькуляции себестоимости 15
3.2.Расчетные методы определения себестоимости в конкретных условиях перевозки 18
3.2.1.Метод непосредственного расчета по статьям номенклатуры расходов 18
3.2.2.Метод единичных расходных ставок 19
3.2.3.Метод укрупненных расходных ставок 22
3.2.4.Метод коэффициентов влияния 28
3.2.5.Метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости 29
3.2.6.Метод удельных весов 29
4.Методы оценки влияния объема перевозок и качественных показателей использования подвижного состава на себестоимость железнодорожных перевозок 30
4.1.Влияние изменения объема железнодорожных перевозок на эксплуатационные расходы и себестоимость 30
4.2.Влияние изменения качественных показателей использования подвижного состава на себестоимость перевозок 38
4.2.1.Оценка методом единичных расходных ставок (с выводом формулы зависимости от динамической нагрузки груженого вагона) 38
4.2.2.Оценка методом коэффициентов влияния 41
Заключение 45
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

426_TEM_Q_tranzit.docx

— 222.78 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  железнодорожного транспорта

Московский Государственный  Университет путей сообщения

(МИИТ)

____________________________________________________________________

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Себестоимость железнодорожных перевозок»

 

Вариант: 426, ТЭМ, Qбр, транзит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 студент гр.

 

Проверил:

к.э.н. доц. Королькова Н.В.

 

 

 

 

 

Москва-2013

Содержание

Введение 3

1.Себестоимость железнодорожных перевозок 4

1.1.Понятие себестоимости железнодорожных перевозок 4

1.2.Факторы, влияющие на себестоимость перевозок и на ее различие по железным дорогам 5

2.Эксплуатационные расходы железных дорог 8

2.1.Классификация эксплуатационных расходов железных дорог 8

2.2.Методы планирования эксплуатационных расходов 11

3.Методы расчета себестоимости перевозок на железных дорогах 15

3.1.Методы официальной калькуляции себестоимости 15

3.2.Расчетные методы определения себестоимости в конкретных условиях перевозки 18

3.2.1.Метод непосредственного расчета по статьям номенклатуры расходов 18

3.2.2.Метод единичных расходных ставок 19

3.2.3.Метод укрупненных расходных ставок 22

3.2.4.Метод коэффициентов влияния 28

3.2.5.Метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости 29

3.2.6.Метод удельных весов 29

4.Методы оценки влияния объема перевозок и качественных показателей использования подвижного состава на себестоимость железнодорожных перевозок 30

4.1.Влияние изменения объема железнодорожных перевозок на эксплуатационные расходы и себестоимость 30

4.2.Влияние изменения качественных показателей использования подвижного состава на себестоимость перевозок 38

4.2.1.Оценка методом единичных расходных ставок (с выводом формулы зависимости от динамической нагрузки груженого вагона) 38

4.2.2.Оценка методом коэффициентов влияния 41

Заключение 45

Список литературы 46

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Железнодорожный транспорт представляет собой особую отрасль материального  производства, продукция которой  не имеет новой вещественной формы. Специфика и сложность перевозочного  процесса необходимость четкого  взаимодействия каждого элемента производственного  процесса, оказывают влияние на состав и структуру эксплуатационных расходов транспорта и придают величине себестоимости  перевозок, как комплексному показателю, особо важное значение.

В состав эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта входят расходы  на потребленные средства производства и на оплату труда работников.

Цель курсовой работы –  изучение методов и расчетов себестоимости  перевозок в условиях, отличных от среднедорожных; анализ основных факторов, влияющих на величину себестоимости  перевозок, и оценку степени их влияния.

Задачи:

    • изложить методику расчета себестоимости перевозок методом единичных расходных ставок и укрупненных расходных ставок,
    • изучить оценку методов единичных расходных ставок,
    • учесть влияние объема и структуры перевозок на расходы и определить себестоимость перевозок в конкретных условиях,
    • рассмотреть оценку методов коэффициентов влияния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Себестоимость железнодорожных перевозок

1.1.Понятие  себестоимости железнодорожных перевозок

Себестоимость является важнейшим  обобщающим показателем, характеризующим  экономическую сторону деятельности предприятия. В нем отражается качество всей работы – состояние технической  оснащенности, степень использования  основных средств, повышение производительности труда, внедрение новых прогрессивных  технологий, уровень применяемых  нормативов затрат всех видов ресурсов, кадровая политика, качество управленческого  труда и многие другие характеристики и показатели работы предприятия.

Продукция транспорта – перевозки  – измеряется тонно-километрами  и пассажиро-километрами, а в среднем – приведенными тонно-километрами.

Себестоимость приведенной продукции  определяют делением эксплуатационных расходов на сумму тонно-километров и пассажиро-километров (приведенные тонно-километры). При этом условно принимается, что себестоимость одного пассажиро-километра равна себестоимости тонно-километра.

На железнодорожном транспорте также путем  распределения эксплуатационных расходов по видам работ определяется средняя величина себестоимости  перевозок по видам тяги, видам  сообщения, категориям поездов и  по операциям перевозочного процесса.

Себестоимость железнодорожных перевозок  рассчитывается на трех уровнях управления – в отделениях дорог, на железных дорогах и в целом по сети железных дорог. В линейных предприятиях железных дорог определяется себестоимость  продукции предприятия. Она представляет собою величину эксплуатационных расходов предприятия (отдельно по видам работ  – эксплуатация и ремонт) на единицу  его продукции, выраженной в определенных измерителях работы.

Себестоимость перевозок (работ и  услуг) включена в механизм регулирования  экономических взаимоотношений  между предприятиями железнодорожного транспорта и пользователями его  услуг, между отраслью и государством.

Состав затрат, входящих в себестоимость  перевозок, в настоящее время  значительно расширен. Переход к  рыночным отношениям вызвал появление  новых групп расходов. В связи  с реформированием железнодорожного транспорта появилась необходимость  выделения   расходов инфраструктуры, ремонтной базы и расходов, связанных  с эксплуатацией подвижного состава  и других работ.

 

 

Различается себестоимость по видам  сообщения:

а) по категориям поездов,

б) в отдельных типах  вагонов,

в) по родам грузов,

г) направлениям перевозок.

На отдельных железных дорогах  в зависимости от условий их работы величина себестоимости может значительно  отличаться от среднесетевой. Наиболее низкую себестоимость имеют дороги с большим объемом перевозок, мощным техническим вооружением и высокой степенью его использования, в первую очередь локомотивов и вагонов. На дорогах с малой густотой перевозок, более низкими качественными показателями (вес и скорость движения поезда, оборот вагонов и локомотивов, их производительность, нагрузка вагона и т.д.) себестоимость перевозок значительно выше.

Резервы снижения издержек производства и себестоимости продукции определяются на основе экономического анализа выполнения плана эксплуатационных расходов и  оценки влияния различных факторов на эти показатели.

По сравнению с другими видами транспорта на железных дорогах наиболее низкая себестоимость пассажирских перевозок. Себестоимость перевозок  грузов во много меньше, чем на автомобильном  транспорте, несколько выше, чем  на водном транспорте и значительно  выше себестоимости транспортировки  нефти и нефтепродуктов трубопроводами. Однако такое сравнение имеет  условный характер.

Себестоимость железнодорожных перевозок несопоставима  с себестоимостью перевозок на других видах транспорта, так как состав и структура расходов на различных  видах транспорта не одинаковы. В себестоимости перевозок речным и автомобильным транспортом не учитываются, также как и на железнодорожном транспорте, расходы по погрузке и выгрузке, но, кроме того, не учитываются расходы по содержанию и ремонту пути. Они выполняются за счет госбюджета. В себестоимость перевозок на морском транспорте не включается значительная часть расходов по содержанию морских портов.

1.2.Факторы, влияющие  на себестоимость перевозок и на ее различие по железным дорогам

Для определения влияния на эксплуатационные расходы объема перевозок, новой  техники, внедрения прогрессивных  технологий, изменения объемных и  качественных характеристик эксплуатационный работы, а также для совершенствования системы планирования и анализа расходов, оценки резервов снижения себестоимости перевозок необходимо изучать зависимость эксплуатационных расходов от условий и характера работы железных дорог.                   

Разнообразие  факторов, влияющих на расходы и  себестоимость перевозок, их взаимосвязь  между собой делают сложным процесс  изучения закономерности и зависимости  расходов от объема и условий работы дорог. Для решения этой задачи применяется  системный подход, позволяющий комплексно изучать и оценивать взаимосвязь  различных факторов. Величина эксплуатационных расходов железных дорог непосредственно  зависит от объема и характера  перевозок, условий работы дорог, от качественных показателей работы подвижного состава, степени совершенства техники  и технологии производства, от форм и методов управления всеми видами деятельности предприятия. Из общего количества факторов, влияющих на расходы, можно  выделить:           

а)  народнохозяйственные (внешние);                                        

б) внутриотраслевые, зависящие от характера, условий, организации и качества работы железных дорог.                                                

Внешние факторы зависят от общего экономического положения страны и благосостояния народа. К ним относят:

    1. распределение объема перевозок по различным видам транспорта;
    2. развитие и размещение производительных сил в стране;
    3. объем продукции в различных отраслях промышленности;
    4. уровень цен на материалы, топливо, электроэнергию и другие ресурсы;
    5. экономическое состояние в стране;
    6. техническая оснащенность ж.д.;
    7. уровень конкурентоспособности ж.д;
    8. объем перевозок;
    9. климатический фактор;
    10. природно-географический.

Эти факторы влияют на размер и структуру  объема перевозок, их неравномерность, на дальность перевозок грузов и  пассажиров, структуру расходов по элементам затрат. В целом эта  группа факторов оказывает существенное влияние и на размер инвестиций в  развитие материально-технической  базы железных дорог, обновление основных фондов и тем самым определяет степень их взаимосвязи со второй группой факторов.

  В группу внутриотраслевых входят факторы, характеризующие степень технического оснащения и технологии работ, внедрения новой техники, механизации и автоматизации, мощность верхнего строения пути и сложность его профиля, устройств СЦБ и связи, типы подвижного состава и т.д. Эти факторы влияют на эксплуатационные расходы и себестоимость не непосредственно через объем перевозок, а через размеры количественных и качественных показателей эксплуатационной работы дорог.

К внутриотраслевым также относят факторы, характеризующие состояние и качество кадровой политики, организацию и формы управления отраслью: систему организации и мотивации труда; численность контингента, его квалификацию; технически обоснованные нормы выработки; форму оплаты труда и материального поощрения.

Влияние  этой   группы   факторов   проявляется   в   росте производительности труда, снижении расходов по фонду оплаты труда, улучшении материального  и социального положения работников.

Факторы, формирующие величину расходов, могут  быть сгруппированы также и по признаку их влияния на отдельные  элементы затрат.

  • На расходы по заработной плате влияют уровень и темпы роста производительности труда, фонд рабочего времени и его использование, объем и структура перевозок, протяжение сети железных дорог и ее техническая характеристика, структура управления, эксплуатационный контингент и степень квалификации работников, уровень тарифных ставок заработной платы, система оплаты труда, величина начислений на фонд оплаты труда.
  • Расходы по материалам, топливу и электроэнергии зависят от объема и структуры перевозок; технического оснащения и протяженности дорог; структуры управления; объема и структуры потребности в отдельных видах ресурсов и уровня цен на них; условий длительности хранения и регулярности поставок.
  • На амортизационные отчисления влияют размер и структура основных средств, их стоимость, сроки службы, интенсивность их использования, степень морального и физического износа, размеры обновления и выбытия, уровень цен, формы начисления амортизации и совершенствование амортизационной политики.       

При оценке влияния различных факторов на себестоимость перевозок необходимо учитывать, что они взаимодействуют между собой. Существует корреляционная зависимость между объемом перевозок и размерами работы, технической оснащенностью и уровнем качественных показателей использования подвижного состава и т.д. В связи с этим необходим комплексный подход к оценке влияния отдельных факторов на расходы железных дорог.

Информация о работе Себестоимость железнодорожных перевозок