Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение методов и расчетов себестоимости перевозок в условиях, отличных от среднедорожных; анализ основных факторов, влияющих на величину себестоимости перевозок, и оценку степени их влияния.
Задачи:
изложить методику расчета себестоимости перевозок методом единичных расходных ставок и укрупненных расходных ставок,
изучить оценку методов единичных расходных ставок,
учесть влияние объема и структуры перевозок на расходы и определить себестоимость перевозок в конкретных условиях,
рассмотреть оценку методов коэффициентов влияния.
Введение 3
1.Себестоимость железнодорожных перевозок 4
1.1.Понятие себестоимости железнодорожных перевозок 4
1.2.Факторы, влияющие на себестоимость перевозок и на ее различие по железным дорогам 5
2.Эксплуатационные расходы железных дорог 8
2.1.Классификация эксплуатационных расходов железных дорог 8
2.2.Методы планирования эксплуатационных расходов 11
3.Методы расчета себестоимости перевозок на железных дорогах 15
3.1.Методы официальной калькуляции себестоимости 15
3.2.Расчетные методы определения себестоимости в конкретных условиях перевозки 18
3.2.1.Метод непосредственного расчета по статьям номенклатуры расходов 18
3.2.2.Метод единичных расходных ставок 19
3.2.3.Метод укрупненных расходных ставок 22
3.2.4.Метод коэффициентов влияния 28
3.2.5.Метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости 29
3.2.6.Метод удельных весов 29
4.Методы оценки влияния объема перевозок и качественных показателей использования подвижного состава на себестоимость железнодорожных перевозок 30
4.1.Влияние изменения объема железнодорожных перевозок на эксплуатационные расходы и себестоимость 30
4.2.Влияние изменения качественных показателей использования подвижного состава на себестоимость перевозок 38
4.2.1.Оценка методом единичных расходных ставок (с выводом формулы зависимости от динамической нагрузки груженого вагона) 38
4.2.2.Оценка методом коэффициентов влияния 41
Заключение 45
Список литературы 46
Коэффициенты влияния, как правило,
рассчитываются для средних условий
по видам тяги и вариантам анализа.
Влияние качественных показателей
на себестоимость перевозок
Для показателей, связанных с себестоимостью обратной зависимостью, себестоимость определяется по формуле:
b
с = а + -----,
x
где а - независимая от показателя (x) часть себестоимости перевозок;
x - населенность пассажиров и
нагрузка вагона, состав пассажирского
поезда в вагонах, масса
b - величина расходов изменяется
обратно пропорционально
Выраженная в процентах эта величина означает коэффициент влияния данного показателя на себестоимость перевозок.
Для показателей, находящихся с себестоимостью перевозок в прямой связи зависимость выражается формулой:
с = а + bx,
где x - процент порожнего пробега вагонов, процент одиночного следования локомотивов.
Коэффициент влияния этих показателей
означает процент изменения
Метод
коэффициентов изменения
Среднедорожная себестоимость перевозок в целом или с подразделением ее на отдельные слагаемые, связанные с определенными измерителями или статьями расходов, корректируется для условий и показателей конкретных перевозок. Для этого предварительно рассчитывают либо средний коэффициент корректировки среднедорожных расходов, либо отдельные коэффициенты корректировки выделенных слагаемых себестоимости перевозок. Умножая среднедорожную себестоимость перевозок или отдельные ее слагаемые на соответствующие коэффициенты, определяют себестоимость конкретных перевозок:
С¢=
где , ,…, – средняя по дороге себестоимость перевозок или отдельные ее слагаемые;
, k1,…, kn – коэффициенты изменения среднедорожной себестоимости перевозок или ее отдельных слагаемых.
Метод удельных весов расходов основан на выделении из среднедорожных расходов (или себестоимости) доли, приходящейся на отдельные измерители или группы статей расходов, в процентах от общей величины расходов (или себестоимости перевозок). В остальном порядок расчета себестоимости перевозок этим методом аналогичен методу коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости перевозок.
На величину себестоимости перевозок влияют многие факторы: объем перевозок, структура по видам перевозок, видам тяги и родам грузов; техническое оснащение, методы эксплуатации, величины качественных показателей использования подвижного состава, направление перевозки - груженное или порожнее, природные, климатические условия и многие другие. Степень влияния этих факторов различна. Но основными показателями, влияющими на себестоимость являются объем перевозок и расходы.
Зависимость эксплуатационных расходов и себестоимости от объема перевозок.
Деление расходов по связи их с объемом перевозок на две группы - зависящие от объема перевозок (переменные) и условно-постоянные - имеет исключительно важное значение, но оно условно. Структура этих групп расходов и характер зависимости различаются по видам анализа, а также от вида перевозок, вида тяги и сообщения.
В курсовой работе расчеты выполняются для варианта анализа - при изменении объема перевозок, происходящем в пределах запаса пропускной способности, неизменных качественных показателях и расходных нормах. Эксплуатационные расходы Е - изменяются прямо замедленно: расходы, зависящие от размеров перевозок - Езав изменяются прямо пропорционально изменению объема перевозок, а условно-постоянные расходы - Еуп остаются постоянными:
Езав = a * x; Еуп = В ; Е = a * x + В.
Себестоимость перевозок в этих условиях изменяется обратно-замедленно изменению объема перевозок: часть себестоимости перевозок, состоящая из зависящих расходов - Сзав, остается постоянной, а часть себестоимости, состоящая из условно-постоянных расходов - Суп, изменяется обратно-пропорционально объему перевозок.
Поэтому в зависимости от удельного
веса зависящих и условно-постоянных
расходов в общей их сумме степень
изменения себестоимости
В курсовой работе расчеты выполняются для варианта анализа – при изменении объема перевозок, происходящем в пределах запаса пропускной способности, неизменных качественных показателях и расходных нормах
Plн = 80*109 ткм брутто. Грузооборот увеличился на 5%.
% Езав=43%. Стар = 408,163 коп/10 ткм брутто.
Расчет изменения себестоимости через показатель себестоимость:
Pl’ = Pl*(100 + ΔPl)/100 = 80*(100 + 5)/100 = 84 млрд. ткм
Сзав = 408,163 *0,43 = 175,51 коп/10 ткм бр.
Су.п. = 408,163 – 175,51 = 232,65 коп/10 ткм бр.
С’ = C’у.п.+ Сзав = 232,65/(1+0,05) + 175,51 = 397,08 коп/10 ткм
DС= 397,08 – 408,163= -11,083 коп/10 ткм
DС= (11,083*100)/408,163 = 2,72%
Расчет изменения себестоимости через показатель затраты:
Е = С*Pl = (408,163*80*109)/1000 = 32,653 млрд. руб.
Езав = 32,653*109*0,43 = 14,04 млрд. руб.;
Еу.п. = 32,653 - 14,04 = 18,613 млрд. руб.
Е’зав = 14,04*(1+0,05) = 14,742 млрд. руб
E’ = 14,742 + 18,613 = 33,355 млрд. руб
C’= ((33,355 *109*1000)/80*109)/1,05 = 397,08 коп/10 т-км
DС= 397,08 – 408,163 = -11,083коп/10 т-км
DС= (11,083 *100)/408,163 = 2,72%
DЕ=33,355 – 32,653 = 0,702 млрд. руб
DЕ=0,702/32,53 *100=2,15%
При увеличении грузооборота на 5% себестоимость перевозок уменьшится на 11,083 коп/10 ткм брутто или на 2,72%. Расходы увеличатся на 0,702 млрд. руб. или 2,15%.
Зависимость себестоимости от
грузооборота Езав, млрд руб
Сзав, коп/10ткм бр
14,742
175,51
Plн Plн
80 84 млрд 80 84 млрд
С у.п. Еу.п
232,65
18,613
Plн Plн
рис. 1
Зависимость себестоимости перевозок от качественных показателей подвижного состава определяется методом единичных расходных ставок при использовании которого выводится формула зависимости себестоимости от данного качественного показателя. Для этого показатель обозначается символом - буквой и вводится в расчет всех калькуляционных измерителей. Все остальные показатели и расходные нормы принимаются прежними, для заданных условий.
Условно-постоянные расходы для рассматриваемого варианта анализа при изменении показателя не меняются, поэтому они могут быть рассчитаны по величине, приходящейся на единицу перевозок (Суп) и объему работы - 1000 тонно-км (или 1000 пассажиро-км), т.е.
Еуп = ----------- * 1000 (руб).
Общие расходы получают суммированием зависящих и условно-постоянных расходов, а себестоимость перевозок
С = ---------*10*100 (коп),
причем Е (и С) будут иметь вид формулы: Е=a+b*x или Е=a+b/x.
Формулизация этой зависимости
имеет большое значение, т.к. позволяет
при многовариантных расчетах автоматизировать
определение себестоимости
Для выявления полного влияния
отдельных качественных показателей
на себестоимость перевозок
Основными резервами повышения массы поезда на железных дорогах является обновление существующего локомотивного парка; удлинение станционных путей; внедрение новых технологий, повышающих качество эксплуатационной работы и формирования поездов; использование мощности локомотива; увеличение загрузки вагонов; повышение профессионального уровня и квалификации работников локомотивных бригад.
Увеличение массы поезда брутто является комплексной задачей, в решении которой участвуют почти все отраслевые хозяйства дороги: локомотивное, вагонное, хозяйство перевозок, пути, СЦБ и связи, грузовой и коммерческой работы.
Повышение массы
поезда позволяет экономить
Увеличение средней массы поезда приводит также к увеличению резервов пропускной способности железных дорог.
При изменении массы поезда брутто измерители вагоно-км, вагоно-часы и количество грузовых отправок не изменяются. Измерители локомотиво-км, локомотиво-часы, бригадо-часы локомотивных бригад и бригадо-часы поездных бригад меняются обратно пропорционально; три измерителя меняются обратно замедленно – расход топлива или электроэнергии, маневровые локомотиво-часы и тонно-км брутто вагонов и локомотивов.
Таблица 7
Расчет
зависимости себестоимости
Измеритель |
Ед. расх. Ставка, руб. |
Формула рассчета измерителей |
Расчет измерителей |
величина измерителя |
величина расходов | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |||
Вагоно-километры (nS) |
0,6419 |
nS=(1000/46)*1,82 |
39,565 |
25,397 | ||||
Вагоно-часы (nT) |
5,42 |
nT= (39,565/245)*24 |
3,876 |
21,008 | ||||
Бригадо-часы поездных бригад (Nh) |
67,28 |
Nh=(1961,43/Q *0,089*1,35)/21,4 |
11,012/Q |
740,887/Q | ||||
а) |
Plбр=1000 + 24,3*39,565 |
1961,43 |
||||||
б) |
NSгл.п=1961,43/Q |
1961,43/Q |
||||||
Электровозо-километры (MS) |
21,84 |
MS=1961,43/Q *1,35 |
2647,93/Q |
57830,791/Q | ||||
Электровозо-часы (MТ) |
350,50 |
МТ=(2530,245/Q /370)* 24 |
164,124/Q |
52601,742/Q | ||||
MSлин=NSгл.п(1+ βлин) |
MSлин =1961,43/Q *1,29 |
2530,245/Q |
||||||
Бригадо-часы локомотивных бригад (Мh) |
267,43 |
Mh=2491,016/Q/39,7*1,7 |
106,668/Q |
28526,223/Q | ||||
MS'лин=NSгл.п(1+β'лин) |
MS'лин= 1961,43/Q *1,27 |
2491,016/Q |
||||||
Тонно-км брутто вагонов и локомотивов (PLбр) |
0,0073895 |
PLбр=PLбрл+PLбрв |
PLбр=1961,43+306159,65/Q |
1961,43+ 306159,65/Q |
14,49+2262,367/Q | |||
PLбрл=Рл*MSлин |
PLбрл=121*2530,245/Q |
306159,65/Q |
||||||
Маневровые локомотиво-часы (МТман) |
557,87 |
МТман=0,00565+ [(0,1356/1000)* 39,565)]+(0,00411* 1961,43/Q)+(0,1954* 0,041)
|
8,06/Q+ 0,019015 |
4496,432/Q+ 10,608 | ||||
Nв=[(1000*0,38)/ (48*361)]*1,87 |
0,041 |
|||||||
Расход электроэнергии Т, кВт-ч |
3,405 |
|
Тв=38/10000* 1961,43 |
7,453 |
47144,748Q+ 25,377 | |||
Тл=430/100* 2530,245/Q |
10880,054/Q |
|||||||
Тпр=50,4/1*0,5* 117,686/Q |
2965,687/Q |
|||||||
MSусл=NSгл.п*βусл |
MSусл =1961,43/Q *0,06 |
117,686/Q |
||||||
ΣТ=Твдв+Тлдв+Тпр |
∑Т=7,453+10880,054/Q +2965,687/Q |
13845,741/ Q+7,453 |
||||||
Количество отправленных вагонов (Nотпв) |
54,68 |
Nотпв= |
Nотпрв=(1000*0,38)/ (48*361) |
0,0219 |
1,197 | |||
Количество грузовых отправок (О) |
161,49 |
О==(1000*0,38)/ (48*361) |
0,0219 |
3,537 | ||||
Итого зависящих расходов |
193603,19/Q+ 101,614 | |||||||
Условно постоянные расходы |
Еу-п=%отЕзав или |
|||||||
Еу-п=Суп*1000/10 |
Еу-п = const |
227,422 | ||||||
Всего расходов |
ΣЕ= Езав+Еу-п |
193603,19/Q + 329,036 | ||||||
Себестоимость 10 т-км эксплуатационных (коп) |
193603,19/Q + 329,036 | |||||||
Себестоимость 10 т-км тарифных (коп) |
Стар=Сэкспл*кр |
Стар = (193603,19/Q + 329,036)*1,023 |
198056,06/Q+ 336,604 |