Себестоимость железнодорожных перевозок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение методов и расчетов себестоимости перевозок в условиях, отличных от среднедорожных; анализ основных факторов, влияющих на величину себестоимости перевозок, и оценку степени их влияния.
Задачи:
изложить методику расчета себестоимости перевозок методом единичных расходных ставок и укрупненных расходных ставок,
изучить оценку методов единичных расходных ставок,
учесть влияние объема и структуры перевозок на расходы и определить себестоимость перевозок в конкретных условиях,
рассмотреть оценку методов коэффициентов влияния.

Содержание работы

Введение 3
1.Себестоимость железнодорожных перевозок 4
1.1.Понятие себестоимости железнодорожных перевозок 4
1.2.Факторы, влияющие на себестоимость перевозок и на ее различие по железным дорогам 5
2.Эксплуатационные расходы железных дорог 8
2.1.Классификация эксплуатационных расходов железных дорог 8
2.2.Методы планирования эксплуатационных расходов 11
3.Методы расчета себестоимости перевозок на железных дорогах 15
3.1.Методы официальной калькуляции себестоимости 15
3.2.Расчетные методы определения себестоимости в конкретных условиях перевозки 18
3.2.1.Метод непосредственного расчета по статьям номенклатуры расходов 18
3.2.2.Метод единичных расходных ставок 19
3.2.3.Метод укрупненных расходных ставок 22
3.2.4.Метод коэффициентов влияния 28
3.2.5.Метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости 29
3.2.6.Метод удельных весов 29
4.Методы оценки влияния объема перевозок и качественных показателей использования подвижного состава на себестоимость железнодорожных перевозок 30
4.1.Влияние изменения объема железнодорожных перевозок на эксплуатационные расходы и себестоимость 30
4.2.Влияние изменения качественных показателей использования подвижного состава на себестоимость перевозок 38
4.2.1.Оценка методом единичных расходных ставок (с выводом формулы зависимости от динамической нагрузки груженого вагона) 38
4.2.2.Оценка методом коэффициентов влияния 41
Заключение 45
Список литературы 46

Файлы: 1 файл

426_TEM_Q_tranzit.docx

— 222.78 Кб (Скачать файл)

- расходы по реализации;

- срок службы.

Нормы (квоты) годовых отчислений для каждого  вида основных средств определяются на основе сроков службы, установленных  с учетом не только физического, но и морального износа, причем эта  работа совпадает по времени с  инвентаризацией основных фондов.

Так как к концу срока службы вся  стоимость объекта (100%) должна быть перенесена на продукцию, то норма ежегодных  отчислений на реновацию qао может быть определена по формуле (без учета остаточной стоимости)

Фактические затраты на амортизацию  в расчете на 1 локомотив можно  определить:

   Амортизационные отчисления на  железнодорожном транспорте рассчитываются  в целом по сети, дорогам, отделениям  дорог и отраслевым линейным  предприятиям. Однако для расчета  амортизационных отчислений по  грузовым вагонам и контейнерам  установлен особый порядок. Это  вызвано тем, что грузовые вагоны  и контейнеры, приписанные к отдельным  железным дорогам, обращаются  по всей сети дорог, поэтому  величина парка вагонов, находящегося  на балансе дороги, может отличаться  по стоимости и структуре от  рабочего парка вагонов и контейнеров,  которым дороги выполняют объем  перевозок. 

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

  • при способе уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизационных отчислений, рассчитанной исходя из срока полезного использования объекта;
  • при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и соотношения, где в числители число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта;
  • при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизации производится исходя из объема продукции (работ) в натуральном исчислении в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта.

 

 

 

 

 

 

3.Методы расчета  себестоимости перевозок на железных дорогах

3.1.Методы  официальной калькуляции себестоимости

Расчет себестоимости перевозок  на железнодорожном транспорте значительно  сложнее, чем расчет продукции в  других отраслях народного хозяйства. Это объясняется особенностями, присущими транспорту как отрасли  материального производства, и сложностью его технологического процесса.

Продукцией транспорта является перевозка  грузов и пассажиров. Продукция не имеет вещественной формы, поэтому  в расходах транспорта отсутствуют  затраты на сырье и полуфабрикаты.

Транспортный производственный процесс  выполняется на обширной территории, в пределах нескольких железных дорог, он не замкнут в конкретном, ограниченном пространстве. Эта особенность отрасли  усложняет процесс управления деятельностью  железных дорог и методы планирования, анализа и контроля затрат, и вызывает необходимость распределения расходов между отдельными железными дорогами. Для того, чтобы обеспечить выполнение объема перевозок, их качество и безопасность, необходима тесная взаимосвязь между железными дорогами – технологическая, финансово-экономическая, организационно-правовая, информационная. Расходы каждой дороги должны соответствовать объему выполненных работ и отражать условия, характер и специфику ее перевозочного процесса.

Это достигается применением единых принципов, методов и информационной базы планирования, анализа и учета  эксплуатационных расходов на предприятиях железнодорожного транспорта. Взаимосвязь  расходов дорог обеспечивается номенклатурой  расходов, инструкцией по калькуляции  себестоимости перевозок, приказами  и положениями о порядке учета  и распределения расходов.

Расходы по деповскому ремонту и  амортизации грузовых вагонов, образующихся по всей сети железных дорог, планируются  централизованно. В настоящее время  эти расходы относят на себестоимость  перевозок отдельных дорог расчетным  путем. Для этого их общесетевая  величина распределяется между железными  дорогами пропорционально размерам рабочего парка  грузовых вагонов  на каждой дороге.

Пассажирские вагоны, приписанные  к дороге и следующие в составе  поездов дальнего следования, выполняют  работу в пределах нескольких железных дорог. Локомотивы, находящиеся на балансе  локомотивного депо определенной дороги, могут выполнять работу на участках соседних дорог. Расходы же по пассажирским вагонам и по локомотивам включаются полностью в расходы тех дорог, к которым приписан подвижной  состав.

Технологический процесс железных дорог включает начально-конечную операцию, операцию формирования и расформирования  в пунктах отправления и прибытия и движенческую операцию. Расходы  по передвижению поездов несут все  железные дороги, участвующие в перевозке. Расходы по начально-конечным операциям, по формированию, расформированию и  переформированию поездов имеет  либо одна дорога – принимающая  или отправляющая груз - либо несколько  дорог, на которых переформировываются  поезда в пути следования. При такой  форме участия дорог в транспортном процессе необходимо распределять эти  расходы между дорогами и рассчитывать себестоимость перевозок по операциям  перевозочного процесса.

Неодинаковый удельный вес расходов по операциям перевозочного процесса  на отдельных дорогах сети влияет на различия величины их себестоимости  перевозок.

Учитывая влияние на себестоимость  перевозок отдельных железных дорог  отмеченных выше факторов следует отметить, что среднедорожная себестоимость перевозок, определяемая по существующей официальной методике делением эксплуатационных расходов на приведенные тонно-километры, является величиной условной, отличающейся от себестоимости грузовых и пассажирских перевозок и не отражает действительные затраты по перевозке грузов и пассажиров на дороге.

 

Таблица 1.

Связь зависящих эксплуатационных расходов с калькуляционными измерителями

Калькуляционные измерители

Расходы, связанные с измерителем

Вагоно-километры

Вагонное хозяйство: техническое обслуживание, текущий, деповской и капитальный ремонт вагонов; комплексный ремонт автотормозов цистерн, полувагонов, вагонов-зерновозов; обслуживание, осмотр и ремонт оборудования рефрижераторного подвижного состава (частично), деповской и капитальный ремонт рефрижераторного подвижного состава; ремонт со сменой колесных пар грузовых вагонов; перестановка вагонов с одной колеи на другие.

Хозяйство грузовой и коммерческой работы: проверка правильности погрузки и крепления грузов; техническое обслуживание, текущий, плановый, капитальный ремонт контейнеров; обслуживание вагонов с живностью (частично).

При пассажирских перевозках также расходы пассажирского хозяйства по текущему, деповскому и капитальному ремонту пассажирских вагонов

Вагоно-часы

Вагонное хозяйство: амортизация вагонов, рефрижераторного подвижного состава.

Хозяйство грузовой и коммерческой работы: амортизация контейнеров.

Пассажирское  хозяйство: амортизация пассажирских вагонов

Бригадо-часы поездных бригад

Хозяйство перевозок: сопровождение сборных и частично-хозяйственных поездов кондукторскими бригадами.

Локомотиво-километры

Локомотивное хозяйство: смазка, экипировка поездных локомотивов; техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт локомотивов; ремонт по устранению отказов в межремонтный период.

Хозяйство электрификации и электроснабжения: техническое обслуживание, технический и капитальный ремонт контактной сети и линий электропередач (частично); амортизация контактной сети и линий электропередач (частично).

Локомотиво-часы

Локомотивное хозяйство: амортизация поездных локомотивов.

Бригадо-часы локомотивных бригад

Локомотивное хозяйство: содержание локомотивных бригад

Грузовые отправки

Хозяйство грузовой и коммерческой работы: перегрузка грузов с одной колеи на другую; подготовка вагонов и контейнеров к перевозке; обслуживание вагонов с живностью (частично); погрузочно-разгрузочные операции для предприятий основной деятельности железных дорог; прием к отправлению и выдача грузов; содержание весов и весовых приборов; специальные операции с грузовыми и мелкими отправками и контейнерами; расходы, связанные с оказанием услуг клиентуре;

Вагонное хозяйство: промывка крытых и изотермических вагонов; подготовка цистерн под налив; приспособление грузовых вагонов для специальных перевозок; текущий ремонт порожних вагонов при подготовке их под погрузку; техническое обслуживание и текущий ремонт рефрижераторного подвижного состава (частично).

Содержание технологических  центров по грузовым перевозкам.

Тонно-километры брутто вагонов и  локомотивов

Хозяйство пути: Текущее содержание пути и постоянных устройств, одиночная смена материалов верхнего строения пути, амортизация и отчисления в резерв на капитальный ремонт верхнего строения пути в части расходов по главным путям.

Хозяйство сигнализации и связи: техническое обслуживание электрической централизации стрелок.

Маневровые локомотиво-часы

Локомотивное хозяйство: работа локомотивов на маневрах; экипировка маневровых локомотивов, устранение отказов маневровых локомотивов в межремонтные периоды, техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт этих локомотивов, их амортизация.

Хозяйство перевозок: расходы по содержанию станционного штата, занятого маневровой работой.

Хозяйство пути: расходы по станционным путям на текущее содержание их по одиночной смене материалов верхнего строения пути, капитальный ремонт и амортизация верхнего строения пути станционных и подъездных путей.

Хозяйство сигнализации и связи: расходы по техническому обслуживанию устройств механизированных горок и частично по электрической централизации стрелок.

Вагоно-часы в движении

Пассажирское хозяйство: расходы по обслуживанию пассажирских поездов, их экипировка, снабжение постельным бельем, инвентарем, содержание инвентаря и оборудования, стирка, ремонт и дезинфекция постельных принадлежностей

Отправленные пассажиры

Пассажирское хозяйство: продажа билетов, прием и выдача багажа, затраты, связанные с оказанием услуг пассажирам.

Секцие-километры

Локомотивное хозяйство: смазка, устранение отказов в межремонтные периоды, техническое обслуживание, текущий ремонт, затраты на капитальный ремонт электро и дизель-поезов, их обслуживание и уборка, экипировка дизель-поездов.

Хозяйство электрификации и электроснабжения: частично техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты контактной сети и линий электропередач и их амортизация.

Бригадо-часы электросекций и дизель-поездов

Локомотивное хозяйство: содержание локомотивных бригад в электро и дизель-поездах.

Секцие-часы

Локомотивное хозяйство: амортизационные отчисления по электро и дизель-поездам.

1 килограмм условного топлива (1 кВт-час электроэнергии)

Локомотивное хозяйство: расходы топлива (электроэнергии) на тягу поездов.


 

3.2.Расчетные  методы определения себестоимости в конкретных условиях перевозки

Специальные расчетные методы, позволяющие  определять себестоимость для конкретных условий перевозок, основаны на выявлении  зависимости расходов железных дорог  от различных измерителей и показателей  работы или времени, затрачиваемого на выполнение отдельных операций производственного  процесса.

Для расчета себестоимости перевозок  основными являются:

  • метод расчета расходов по отдельным статьям номенклатуры затрат;
  • метод расходных ставок;
  • метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости перевозок;
  • метод удельных весов расходов;
  • метод коэффициентов влияния.

Наиболее полные и точные результаты расчета себестоимости перевозок  в конкретных условиях получают при  использовании метода расчета по отдельным статьям номенклатуры расходов и метода расходных ставок.

3.2.1.Метод  непосредственного расчета по статьям номенклатуры расходов

Метод непосредственного расчета  себестоимости (или метод расчета  себестоимости по отдельным статьям  номенклатуры расходов) заключается  в последовательном рассмотрении расходов каждой статьи и выделении из нее  части расходов, которую нужно  отнести на данные перевозки.

Исходными данными для решения  задачи этим методом являются среднедорожные величины расходов по статьям номенклатуры расходов и среднедорожные значения измерителей работы подвижного состава, а также данные по конкретным перевозкам.

Величина расходов по каждой статье, которую следует отнести на объем  конкретных перевозок ( DЕ), определяется следующим образом:

- из среднедорожных данных выписывается  сумма расходов данной статьи  Ест, а также

- величина измерителя, с которой  связаны расходы данной статьи  И;

- определяется величина расходов  данной статьи, приходящаяся на  единицу измерителя в среднем  по дороге:

     Ест

е = -------;

     И

- определяется по расчетным  формулам величина данного измерителя, приходящаяся на объем конкретных  рассматриваемых перевозок И';

- определяется часть расходов  данной статьи, относящаяся на  конкретные перевозки:

ст = е * И'

Эти расчеты выполняются по каждой статье номенклатуры расходов, которые  относятся к конкретным перевозкам.

Исключение составляет порядок  расчета расходов общих для всех отраслей хозяйства железных дорог  и общехозяйственных расходов, которые  распределяются особо - пропорционально  величине заработной платы по отдельным  хозяйствам. Затем все расходы, отнесенные на конкретные перевозки, суммируются, делятся на объем этих перевозок  и определяется себестоимость конкретных перевозок - С

 

     DЕ1+DЕ+...+DЕn       SDЕ

С = ------------------------- = ------- .

               Pl'                      Pl'

3.2.2.Метод единичных расходных ставок

Расходные ставки (расходы, приходящиеся на единицу измерителя), рассчитываются по среднедорожным данным путем группировки зависящих расходов по отдельным измерителям и делением этих расходов на величину соответствующего измерителя.

Методом расходных ставок себестоимость  перевозок рассчитывается в следующей  последовательности: вначале рассматриваются  все особенности перевозок в  конкретных условиях: величины показателей, расходные нормы и т.п.; затем  для этих условий работы на объем  работы, принятый равным 1000 ткм нетто (эксплуатационных), рассчитываются размеры  калькуляционных измерителей; умножением расходных ставок на калькуляционные  измерители и суммированием полученных результатов определяется сумма  зависящих расходов. Для получения  полной величины расходов к ним прибавляются условно-постоянные расходы. Условно-постоянные расходы определяются двумя способами - или в процентах от зависящих  расходов, или по величине этих расходов, приходящихся на 10 ткм.

Система калькуляционных измерителей  и другие теоретические вопросы, относящиеся к применению в расчетах метода расходных ставок.

Если условия перевозок существенно  отличаются от среднедорожных, расходные  ставки необходимо корректировать. При  использовании в процессе перевозок  конкретных типов вагонов и серий локомотивов ставки корректируются соответственно по измерителям "вагоно-километры", "вагоно-часы", "количество отправок" и "локомотиво-километры", "локомотиво-часы"; при разной мощности и типе верхнего строения главных путей - по измерителю "тонно-километры брутто вагонные и локомотивные", станционных путей - по измерителю "маневровые локомотиво-часы" и т.д.

Величину расходных ставок для  данных условий можно либо рассчитать непосредственно (для типа вагона, локомотива и т.д.), либо по среднедорожной ставке и коэффициентам корректировки  расходов. Коэффициенты корректировки  учитывают изменение расходов в  конкретных условиях перевозок по сравнению  с их среднедорожной величиной. Коэффициенты корректировки расходов по подвижному составу приведены в задании.

Информация о работе Себестоимость железнодорожных перевозок