Шпаргалка по "Транспортное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 16:48, шпаргалка

Описание работы

Предмет. Методы. Понятие транспортного права.
Предмет транспортно-правового регулирования – это общественные (транспортные) отношения в сфере транспортной деятельности, под которой понимается предпринимательская и иная деятельность, связанная с оказанием транспортных услуг (перевозка грузов и пассажиров) и функционированием транспортных организаций.

Файлы: 1 файл

otvety_na_ekz_TP.docx

— 159.54 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет. Методы. Понятие транспортного права.

Предмет транспортно-правового регулирования – это общественные (транспортные) отношения в сфере транспортной деятельности, под которой понимается предпринимательская и иная деятельность, связанная с оказанием транспортных услуг (перевозка грузов и пассажиров) и функционированием транспортных организаций.

К транспортным отношениям, в первую очередь, относятся отношения, связанные с перевозкой грузов и пассажиров, урегулированные нормами гражданского права (гражданско-правовые, обязательственные отношения на транспорте).

К ним относятся, как собственно, обязательства по перевозке, так и иные обязательства, связанные с перевозками: организационные, экспедиторские, арендные, поручения, агентирования, складского хранения и т.д.

Другой группой общественных отношений в области транспорта являются отношения в области государственного и муниципального управления и контроля (надзора) на транспорте, урегулированные нормами, соответственно, административного и муниципального права. К ним, например, относятся отношения в области лицензирования на транспорте, государственной регистрации транспортных средств, регулирования естественных монополий на транспорте и др.

Среди них, в последнее время, наиболее актуальны отношения, связанные с обеспечением безопасности на транспорте, в том числе техническое регулирование, предотвращение террористических угроз, организация движения, защита окружающей среды и др.

Также определённой спецификой обладают правонарушения в области транспортной деятельности, трудовые отношения на транспорте, земельные отношения (использование так называемых земель транспорта) и другие общественные отношения в сфере транспорта.

С точки зрения принципов построения российской системы права транспортное право не является самостоятельной отраслью, как, например, административное, гражданское, трудовое, уголовное право. Это комплексная отрасль, поскольку в транспортном праве имеются нормы, которые по своей природе являются административными, гражданскими, трудовыми и т.д., что объясняется спецификой регулируемых транспортным правом общественных отношений. Нормы, входящие в транспортное право, не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они имеют прописку в основных отраслях.

Наличие различных родовых свойств, присущих общественным отношениям, входящим в предмет ТП (юридическое равенство субъектов в обязательствах по перевозкам и иным транспортным услугам и властно-управленческие признаки в вопросах государственного регулирования транспортом и его безопасности) обусловливает применение в регулировании транспортных правоотношений комплексного метода, т.е. сочетание диспозитивного и императивного методов правового воздействия, выделяемых в праве.

Метод децентрализованного (диспозитивного) регулирования применяется для регламентации отношений субъектов гражданского оборота, т.е. в сфере частно-правового характера (обязательства перевозки и иных транспортных услуг).

Метод централизованного (императивного) регулирования используется в отношениях, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес, т.е. в сфере публично-правового характера (гос.регулирование на транспорте, отношения по безопасности деятельности транспорта и охране окружающей среды).

В регулировании отношений, связанных с международными перевозками, занимающими заметное место в транспортной деятельности, используется метод международного частного права, называемый общим. Под ним понимается совокупность унифицированных материально-правовых норм и конкретных приемов, способов и средств юридического воздействия, направленных на преодоление коллизии (противоречия) права разных государств.

В теории права нередко используется термин «правовой режим». Это понятие отражает специфику юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных средств и способов, поскольку некоторые сферы правоотношений требуют, как правило, разного сочетания методов, способов и типов правового регулирования.

Способы правового регулирования, применяемые в транспортных правоотношениях, также различны. Это:

- и управомочивание (деятельность транспортных инспекций, органов технического, пожарного  и санитарного контроля на  транспорте);

- и обязывание (выполнять правила безопасного  движения транспортных средств, правила перевозок грузов и  пассажиров);

- и запрет (пребывание  пассажиров в служебных зонах  транспорта, плавание судов в  особых морских зонах);

- и принуждение (выполнение определенных действий  в рамках лицензионных обязательств  и условий, обязательность оказания  помощи людям, терпящим бедствие  на воде);

- и поощрения (применение льготных тарифов  на перевозки) и др.

Исходя из указанного, в целях выделения норм транспортного права в самостоятельную отрасль, можно говорить о комплексном (комбинированном) методе (правовом режиме) транспортно-правового регулирования (или о комплексе методов).

Следовательно:

Транспортное право определяется как система норм фундаментальных (конституционное, административное, гражданское, уголовное и др.) и комплексных (земельное, экологическое, водное, коммерческое и т.д.) отраслей права,, регулирующих общественные отношения, связанные с деятельностью транспорта.

  1. Система (структура) транспортного права. Соотношение транспортного права с другими отраслями права.

 

Система транспортного права структурируется на общих свойствах и специфических особенностях общественных отношений, входящих в предмет транспортного права. При этом общие свойства многочисленных правоотношений, входящих в этот предмет, предопределяют единство их правового регулирования, а специфические признаки конкретных правоотношений – дифференциацию их правового регулирования.

Можно выделить такие институты, которые применимы при регулировании основных правоотношений на всех видах транспорта и которые образуют вместе с теоретическими вопросами общую часть отрасли, науки и дисциплины транспортное право:

- правовые  основы управления транспорта;

- обязательства  по перевозке грузов;

- Обязательства  по перевозке пассажиров и  багажа;

- Правовое  регулирование взаимодействия различных  видов транспорта;

- Правовое  регулирование специальных операций  транспорта (поручение, аренда);

- ответственность  в транспортных обязательствах.

Специфические правоотношения на различных видах транспорта относятся к особенной части транспортного права в рамках которой выделяют подотрасли транспортного права, соответствующие видам транспорта, такие как:

- автотранспортное  право

- воздушное  право

- внутреннее  водное право

- железнодорожное  право

- морское  право.

В свою очередь, подотрасли транспортного права состоят из правовых институтов.

Воздушное право содержит нормы, объединенные в институты:

1)​ Государственное регулирование использования воздушного пространства и деятельности авиации;

2)​ Воздушные суда и их полеты;

3)​ Воздушные перевозки и т.д.

Внутреннее водное транспортное право включает такие институты, как:

1)​ Внутренние водные пути;

2)​ Безопасность судоходства;

3)​ Перевозки грузов и др.

Железнодорожное право состоит из институтов:

1)​ организация перевозок грузов;

2)​ железнодорожные подъездные пути и т.п.

Морское право базируется на структурных институтах:

1)​ Морское судно и его экипаж;

2)​ Договор морской перевозки грузов;

3)​ Договор морского страхования и т.д.

Предлагается также выделять специальную часть транспортного права – международное транспортное право, предметом которого являются такие институты, как:

- транспортные  условия внешнеторговых контрактов;

- правовые  формы фрахтования транспортных  средств;

- договор международной  перевозки;

- государственное  регулирование международных перевозок;

- условия использования  различных пространств (напр. морских);

- право страхования  в международных перевозках и  др.

Кроме того, можно выделить национальное и международное транспортное право (в частности, транспортная стратегия до 2030 года в качестве одной из задач ставит гармонизацию национальных и международных норм),

а также частное и публичное транспортное право (совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения на транспорте и совокупность норм, регулирующих административные, муниципальные, уголовные и другие публично-правовые отношения на транспорте).

  1. Понятие и виды источников транспортного права.

Под источником транспортного права понимают ту юридическую форму, в которой выражается правотворческая деятельность государства и с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

К источникам транспортного права относятся нормативные правовые акты, правовые обычаи, договоры нормативного содержания, правовые обычаи.

Основным источником являются нормативные правовые акты. Учитывая, комплексный характер норм транспортного права, источниками таких норм являются нормативные правовые акты различных уровней:

- федеральные (Конституция РФ, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления  Правительства РФ, акты федеральных  органов исполнительной власти);

- региональные (Законы субъектов РФ, Постановления  глав субъектов РФ и др.);

- муниципальные (Постановления органов местного  самоуправления).

(На региональном  и муниципальном уровнях, в основном, регулируются пассажирские перевозки).

С учётом необходимости сохранения единого транспортного комплекса страны источники транспортного права, в основном, представлены федеральными нормативными правовыми актами, среди которых ведущая роль отведена Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ.

Комплекс специальных нормативных правовых актов государства, содержащих нормы, регулирующие транспортные отношения, представляет собой транспортное законодательство (систему транспортного законодательства).

Главные кодифицированные акты транспортного законодательства – это транспортные кодексы и уставы.

К их числу относятся:

Воздушный кодекс РФ от 19.03.97 № 60-ФЗ (ВК РФ).

Это законодательный акт, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности авиации.

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99 № 81-ФЗ (КТМ РФ).

Это комплексный законодательный акт, содержащий в систематизированном виде нормы права, регулирующие отношения, возникающие из торгового мореплавания.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (КВВТ РФ).

Это кодифицированный нормативный правовой акт, регулирующий отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и/или юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях.

Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (УЖДТ РФ).

Он регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур ж/д транспорта не общего пользования, другими физическими и /или юридическими лицами при пользовании услугами ж/д транспорта и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, багажа, грузов, оказание услуг по использованию инфраструктуры и иных, связанных с перевозками.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ (УАТ РФ).

Регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электротранспортом. Определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователями, грузоотправителями, грузополучателем, перевозчиком, фрахтовщиком, на объектах транспортной инфраструктуры.

Кроме транспортных кодексов и уставов большую роль в регулировании деятельности транспорта играют специальные федеральные законы, такие, например, как:

- О государственном  контроле за осуществлением международных  перевозок и об ответственности  за нарушение порядка их выполнения;

Информация о работе Шпаргалка по "Транспортное право"