Воздушный кодекс РФ – свод законодательных
актов, которые определяют основы использования
воздушного пространства и регулируют
отношения в области авиации. Все нормативные
акты Воздушного кодекса основываются
на полном и исключительном суверенитете
воздушного пространства над территорией
Российской Федерации, над внутренними
водами и территориальным морем.
Воздушный кодекс определяет госконтроль
в области гражданской авиации, цель которого
обеспечить безопасность полетов и высокое
качество работ и услуг. В соответствии
в воздушным законодательством создаются
инспекторские службы при уполномоченных
органах, которые осуществляют контроль
объектов гражданской авиации.
Воздушный кодекс регулирует порядок
расследования комиссией авиационных
происшествий, цель которого состоит в
определении причин происшествия и принятии
мер по предотвращению подобных инцидентов
в будущем. Воздушный кодекс определяет
ответственность эксплуатантов воздушных
суден, перевозчиков и грузоотправителей
и ее размеры. Пять статей настоящего кодекса
регулируют положения об обязательном
страховании ответственности владельцев
воздушных суден, перевозчиков, жизни
и здоровья членов экипажа.
Настоящий Воздушный кодекс РФ действует
на территории Российской Федерации с
апреля 1997 года и применяется при всех
правоотношениях в области использования
воздушного пространства.
Содержание:
· Преамбула
·
Глава I. Общие положения
·
Глава II. Государственное регулирование
использования воздушного пространства
·
Глава III. Государственное регулирование
деятельности в области авиации
·
Глава IV. Государственный надзор
в области гражданской авиации
·
Глава V. Воздушные суда
·
Глава VI. Аэродромы, аэропорты
и объекты единой системы организации
воздушного движения
·
Глава VII. Авиационный персонал
·
Глава VIII. Экипаж воздушного
судна
·
Глава IХ. Авиационные предприятия
·
Глава Х. Полеты воздушных судов
·
Глава ХI. Международные полеты
воздушных судов
·
Глава ХII. Авиационная безопасность
·
Глава ХIII. Поиск и спасание
·
Глава XIV. Расследования авиационного
происшествия или инцидента
·
Глава XV. Воздушные перевозки
·
Глава XVI. Авиационные работы
·
Глава XVII. Ответственность перевозчика,
эксплуатанта и грузоотправителя
·
Глава XVIII. Заключительные положения
8.Устав железнодорожного
транспорта РФ: понятие, сфера применения,
структура. Сходство и отличия
от других транспортных кодексов
и уставов (по содержанию)
Устав железнодорожного
транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (УЖДТ РФ).
Он регулирует
отношения, возникающие между перевозчиками,
пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями,
владельцами инфраструктур ж/д транспорта
не общего пользования, другими физическими
и /или юридическими лицами при пользовании
услугами ж/д транспорта и устанавливает
их права, обязанности и ответственность.
Устав определяет основные условия организации
и осуществления перевозок пассажиров,
багажа, грузов, оказание услуг по использованию
инфраструктуры и иных, связанных с перевозками. Структурно
Устав состоит из девяти глав (130 статей).
Глава I «Общие
положения» определяет сферу применения
УЖДТ РФ, основные понятия, правила подзаконного
регулирования. Глава II «Перевозки
грузов, контейнеров и повагонными отправками
грузобагажа», наибольшая по объему (41 статья),
содержит основные правила заключения
и исполнения договора перевозки грузов.
Глава III «Взаимодействие
владельца инфраструктуры и перевозчиков
при подготовке и осуществлении перевозок
пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа»
в самых общих чертах определяет новый
для нашего законодательства договор
об оказании услуг по использованию инфраструктуры.
Ранее железнодорожный перевозчик был
одновременно владельцем инфраструктуры
железнодорожного транспорта. В настоящее
время совершается попытка разделения
перевозочной деятельности и деятельности
по эксплуатации инфраструктуры. Глава IV «Железнодорожные
пути необщего пользования» посвящена
вспомогательным транспортным договорам,
обеспечивающим оптимальную эксплуатацию
железнодорожных линий, примыкающих к
железнодорожным путям общего пользования.
Глава V «Перевозки
грузов в прямом смешанном сообщении»
устанавливает правила взаимодействия
перевозчиков при доставке грузов различными
видами транспорта. Данная глава имеет
важное самостоятельное значение, поскольку
закон о прямых смешанных (комбинированных)
перевозках, предусмотренный ст. 788 ГК
РФ, до сих пор не принят. Глава VI «Перевозки
пассажиров, багажа, грузобагажа» регулирует
перевозки пассажирскими и багажными
поездами, а также услуги, связанные с
такими перевозками. Глава VII «Ответственность
перевозчиков, владельцев инфраструктур,
грузоотправителей (отправителей), грузополучателей
(получателей), пассажиров» подробно регламентирует
основания, порядок и размер ответственности
сторон перевозки и владельца инфраструктуры,
а также основания освобождения от ответственности.
Глава VIII «Акты,
претензии, иски» определяет порядок рассмотрения
и разрешения споров, возникающих при
исполнении транспортных обязательств.
Глава IX «Заключительные
положения» посвящена введению в действие
УЖДТ РФ и значению данного акта в системе
законодательства РФ.
УЖДТ РФ – далеко
не первый специальный закон, регламентирующий
перевозки железнодорожным транспортом
в нашей стране
9.Устав автомобильного
транспорта и городского наземного
электрического транспорта: понятие,
сфера применения, структура. Сходство
и отличия от других транспортных
кодексов и уставов (по содержанию).
Устав автомобильного
транспорта и городского наземного электрического
транспорта РФ от 08.11.2007 № 259-ФЗ (УАТ РФ).
Регулирует отношения,
возникающие при оказании услуг автомобильным
транспортом и городским наземным электротранспортом.
Определяет общие условия перевозок пассажиров
и багажа, грузов автобусами, трамваями,
троллейбусами, легковыми автомобилями,
грузовыми автомобилями, а также общие
условия предоставления услуг пассажирам,
фрахтователями, грузоотправителями,
грузополучателем, перевозчиком, фрахтовщиком,
на объектах транспортной инфраструктуры.
Содержание:
· Глава 1. Общие положения
·
Глава 2. Перевозки грузов
·
Глава 3. Регулярные перевозки
пассажиров и багажа
·
Глава 4. Перевозки пассажиров
и багажа по заказам
·
Глава 5. Перевозки пассажиров
и багажа легковыми такси
·
Глава 6. Ответственность перевозчиков,
фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей,
пассажиров, фрахтователей
·
Глава 7. Акты, претензии, иски
Глава 8. Заключительные положения
Действовавший на протяжении
почти 40 лет Устав автомобильного транспорта
РСФСР, утвержденный постановлением Совета
министров РСФСР от 08.01.1969 № 12, не только
морально устарел, но, по существу, вообще
не мог регламентировать обстоятельно
изменившиеся в связи с переходом к рыночной
экономике общественные отношения на
автомобильном транспорте. Поэтому столь
долгожданное принятие в ноябре 2007 года
Федерального закона № 259-ФЗ и разработка
новых правил перевозок грузов, пассажиров
и багажа автомобильным транспортом в
соответствии с данным нормативным правовым
актом заложили основы формирования обновленного
законодательства об автомобильном транспорте,
отвечающего реалиям современности.
Вопрос о необходимости принятия
нового закона неоднократно поднимался
администрациями субъектов Российской
Федерации, отраслевыми ассоциациями
и союзами, а также хозяйствующими субъектами.
Попытки создания нового документа предпринимались,
текст закона много раз дорабатывался
и полностью переписывался. И все это время
автомобильный транспорт, наряду с трубопроводным,
не имел собственного кодекса или устава на уровне федерального закона.
Анализ УАТ позволяет выявить
в нем как достоинства, так и недостатки.
К числу первых необходимо отнести одно
из главных достижений данного нормативного
правового акта — его соответствие современному
состоянию развития экономики России
и транспортной сферы, хотя, принимая во
внимание длительность разработки УАТ,
представляется, что данный акт мог бы
быть более совершенным в части правовой
регламентации деятельности в области
автомобильных перевозок.
10.Понятие, виды и особенности правового регулирование грузовых перевозок.
11. Понятие, виды и особенности
правового регулирования пассажирских
перевозок.
В литературе различают понятия
транспортировка и перевозка. Перевозка
(перемещение и груза и транспортного
средства); Перекачка нефти, сплав леса
- если груз движется не вместе с транспортным
средством, а иным образом - это транспортировка.
В силу обязательства перевозки
перевозчик обязуется доставить груз
или пассажира в указанный пункт назначения,
а отправитель груза, пассажир или иное
лицо обязуются уплатить провоздную плату.(ст.
785, 786)
Перевозка делится на: по видам
транспорта: (железнодорожный; внутренневодный;
морской; автомобильный; воздушный); в
зависимости от числа транспортных организаций,
участвующих в перевозке: местные (перевозка
в местном сообщении) в ней участвует 1
транспортное предприятие; прямая (перевозка
2-мя или более транспортными организациями
одним видом транспорта).
Перевозка,осуществляемая по
одному транспортному документу (по одной
накладной без переоформления груза в
пути)- прямая; смешанная перевозка (участие
нескольких транспортных организации,
относящихся к различным видам транспорта).
Ответственность наступает
у первого перевозчика,он один состоит
в договорных отношениях с отправителем
как за свои действия так и за действия
других перевозчиков (Ветрянский сторонник
этой позиции). Существует и другой взгляд
- это западная доктрина. Договор грузоотправитель
заключает с оператором, который организует
транспортный процесс. Оператор несет
ответственность перед грузоотправителем.
У нас существует аналогичная
схема - договор транспортной экспедиции:
отправитель -экспедитор — транспортная
организация
Экспедитор вступает в фактические
отношения с перевозчиком (по доверенности
от отправителя). Экспедитор не несет ответственность
по договору перевозки, а только по договору.
Перед законодателем стоит задача разработки
закона о прямом - смешанном сообщении.
Этот закон упоминается в ст. 788 ГК.
Договор перевозки опосредуется
несколькими договорами. На каждом виде
транспорта можно выделить и иные виды
перевозки: железнодорожный транспорт:
(отправительский маршрут (ж/д сост. ж/д
маршрут, состоящий из груза 1-го отправителя);
повагонная отправка (загружается полностью
вагон грузом первого отправителя); мелкая
отправка (в 1 вагон загружаются грузы
разных отправителей);
• речной, автомобильный транспорт,
контейнерная отправка (небольшая партия
груза; осуществляется со склада грузоотправителя).
• Морской: (заграничное сообщение;
внутреннее сообщение (кабатаж: может
быть -большой (пункты отправления и назначения
находятся в разных морях; - малый (в! море);
• На автомобильном транспорте:
(городская (внутри городской черты); пригородная
(от городской черты в пределах 50 км.); междугородные;
международные).
• Воздушный транспорт (если
плановая посадка осуществляется в другом
государстве, даже если пункты отправления
и назначения находятся в одном государстве).
Перевозки делятся на: пассажирские (без
багажа или вместе с багажом); грузовые.
Правовое регулирование
ГК (гл. 40), состоящая из 17 ст.-в
ней отражаются самые главные положения.
Транспортное
законодательство не может
от них отклониться.
Устав автомобильного транспорта
от 08.01.69г. (в ред. от 28.04.95 г.)
Воздушный кодекс, 1997 г.
Транспортный устав ж/д, 1998 г.
Кодекс торгового мореплавания
от 30.04.99 г.
Кодекс внутреннего водног
транспорта от 07.03.01г.
12.Правонарушения
на транспорте: понятие, виды, источники
правового регулирования.
Правонарушение — виновное противоправное
деяние (действие или бездействие), противоречащее
требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным
(деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт
за собойюридическую ответственность.
Общественная
опасность правонарушений на транспорте
состоит в том, что созданная ими опасность
может причинить вред жизни и здоровью
граждан, нанести материальный ущерб,
нарушить безопасное функционирование
транспортных средств и предприятий, а
также экологическое равновесие.
К противоправным
деяниям относятся, например, деяния угрожающие
безопасности движения на транспорте,
деяния, направленные на повреждение транспортных
средств, нарушения правил перевозок,
правил движения и др.
При этом, можно
выделить правонарушения, которые встречаются
на всех видах транспорта (деяния угрожающие
безопасности движения) и правонарушения
характерные только для отдельных видов
транспорта (напр. пиратство – только
на водном транспорте, осуществление международных
автомобильных перевозок без разрешений
– только на автомобильном).
Все правонарушения
делят на 2 группы (преступления и проступки).