Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить авиационный транспорт: размещение аэропортов на территории Казахстана, проанализировать пассажирские пере-возки.
Исходя из цели курсовой работы, мы определили следующие задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования и дать понятие авиационному транспорту и его составляющим;
2.Изучить размещение аэропортов на территории Казахстана, составить карту;
3.Проанализировать пассажирские перевозки;
4.Разработать методическое пособие по применению материала курсовой работы в школьном курсе географии.
Одним из этапов развития казахстанского рынка авиаперевозок является возобновление полетов из северного и восточного регионов Республики Казахстан (городов Костанай, Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Петропавловск, Павлодар) в города Российской Федерации. Авиаперевозки в указанные города, осуществляемые российскими авиакомпаниями, в основном носят временный характер (в летний период).
Из-за отсутствия развитого
воздушного сообщения из данных городов
наблюдается отток
Формирование эффективной тарифной политики в области воздушных перевозок является одним из факторов в успешной реализации транзитного потенциала республики.
В связи с этим, для Казахстана очень актуально стоит вопрос совершенствования гибкой тарифной политики в отрасли гражданской авиации.
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 июля 1998 года "О естественных монополиях" предусмотрено применение временных понижающих коэффициентов к ставкам сборов за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание воздушных судов.[20]
Кроме того, уполномоченным органом в сфере регулирования субъектов естественных монополий в целях увеличения транзитного потенциала аэропортов, определен порядок самостоятельного применения понижающего коэффициента на регулируемые услуги аэропортом.
В тоже время, необходимо дальнейшее совершенствование и упрощение системы формирования тарифов и сборов, разработка ряда нормативных документов по данному вопросу.
Необходимость организации и совершенствования норм в отрасли гражданской авиации объективно обусловлено сложностью и специфичностью производственных процессов. Внедрение новых технологий, новой техники, модернизация и автоматизация производства отразится на повышении эффективности организации и управления производством и позволит обеспечить безопасность полетов всех субъектов гражданской авиации.[21]
Для восстановления утраченного
трафика и обеспечения
Прогнозный пассажиропоток по данной сети маршрутов оценивается в 260 тыс. пассажиров в год, с ежегодным ростом в 15-20 %.
2.4 Воздушный транспорт и проблемы безопасности
Среди воздушных проблем выделяют следующие: безопасность полетов, авиационная безопасность, экологические проблемы.
2.4.1 Воздушный транспорт и проблемы безопасности
Анализ материалов состояния безопасности полетов в период с 2004 года по 2010 год показывает тенденцию к снижению количества авиационных событий с гражданскими воздушными судами Республики Казахстан (таблица 1).
Общее количество авиационных
событий уменьшилось на 10 %, общее
количество авиационных инцидентов
и инцидентов, связанных с конструктивно-
В тоже время количество
авиационных инцидентов и инцидентов,
связанных с конструктивно-
Таблица 5.
Сравнительный анализ авиационных событий
с 2004 по 2010 годы
Годы |
Авиационные происшествия без человеческих жертв |
Катастрофы |
Инциденты |
Повреждения воздушных судов на земле |
Итого |
2002 |
- |
- |
23 |
23 | |
2003 |
1 |
- |
27 |
1 |
29 |
2004 |
1 |
- |
18 |
5 |
24 |
2005 |
- |
- |
15 |
4 |
19 |
Контроль за безопасностью полетов всех субъектов гражданской авиации независимо от форм собственности осуществляет Комитет гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (далее - Комитет гражданской авиации). Для проведения профилактических мероприятий, в целях предупреждения отказов и неисправностей авиационной техники, ежегодно выпускается информационный бюллетень о состоянии безопасности полетов и поддержания норм летной годности, где обстоятельно изложены причины авиационных событий.
Недостаточное финансирование программ подготовки и повышения квалификации в учебных центрах Межгосударственного авиационного Комитета и других международных организациях гражданской авиации специалистов Комитета гражданской авиации, предусмотренных в Программе развития отрасли гражданской авиации на 2003-2005 годы, не способствует качественному расследованию авиационных происшествий и их предотвращению в дальнейшем.
Обеспечение безопасности полетов и качества авиационных услуг осуществляется также Комитетом гражданской авиации посредством проведения сертификации и лицензирования организаций гражданской авиации.[22]
Ситуация в сфере авиационной безопасности в настоящее время характеризуется как активно развивающаяся в направлении укрепления степени защиты аэропортов и авиакомпаний от актов незаконного вмешательства.
В частности, разработаны и утверждены основные нормативные правовые акты (Правила авиационной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июля 2003 года N 746 ДСП, Инструкция-программа авиационной безопасности Республики Казахстан, утвержденная приказом Председателя Комитета гражданской авиации от 12 ноября 2003 года N 523 ДСП), регламентирующие деятельность организаций гражданской авиации в сфере авиационной безопасности.
В результате усиления инспекционного контроля за выполнением требований по защите аэропортов от актов незаконного вмешательства, укрепляется материально-техническое обеспечение аэропортов в сфере авиационной безопасности. Большинство аэропортов оборудованы современными техническими средствами досмотра, видеонаблюдения, имеется оружие, средства связи.
Службы авиационной
Улучшается техническая
сторона обеспечения
Вместе с тем, основной проблемой все еще остается необходимость продолжения совершенствования нормативной базы, детализирующей производственную деятельность САБ аэропортов, проведения технического переоборудования аэропортов, не имеющих достаточных объемов перевозок, а также ужесточения требований административного законодательства по обеспечению авиационной безопасности.
Кроме того, изучение ситуации в аэропортах показывает, что отсутствие подчинения САБ аэропортов единому руководству предопределяет субъективную зависимость руководителей САБ от руководителей аэропортов, в том числе прямую материальную зависимость эффективности деятельности САБ от решения финансовых вопросов.[1]
Одним из основополагающих принципов управления отраслью гражданской авиации Республики Казахстан является принцип Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), возлагающий ответственность на государство за обеспечение безопасности полетов и авиационную безопасность. В связи с чем, в ряде стран дальнего зарубежья созданы или создаются государственные службы авиационной безопасности.
2.4.2 Воздействие авиационного транспорта на окружающую среду
В Казахстане с его огромными расстояниями воздушному транспорту отводится особая роль. Прежде всего, он развивается как пассажирский транспорт и занимает второе (после железнодорожного) место в пассажирообороте всех видов транспорта в междугороднем сообщении. Ежегодно осваиваются новые воздушные линии, вводятся в строй новые и реконструируются действующие аэропорты. Доля воздушного транспорта в грузовых перевозках невелика. Но среди грузов, перевозимых этим видом транспорта,
основное место занимают различные машины и механизмы, измерительные приборы, электротехническое и радиотехническое оборудование, аппаратура, особо ценные, а также скоропортящиеся грузы.[24]
Помимо перевозок пассажиров, почты и грузов, гражданская авиация выполняет работы в сельском и лесном хозяйствах, применяется при сооружении линий электропередачи, нефтяных и буровых вышек, укладке путей трубопроводов, используется в медицинском обслуживании. В развитии сети путей сообщения особое место принадлежит международным воздушным линиям. Аэрофлот связывает Казахстан со многими государствами Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В нашу страну летают самолёты авиакомпаний более чем 30 государств.
Современный этап развития воздушного транспорта характеризуется созданием высокопроизводительных и экономичных самолётов. Новые технические решения по аэродинамической компоновке, применению новых материалов, снижению уровней шума и загрязнения окружающей среды находят своё отражение в создаваемых самолётах нового поколения.[2]
Крупные аэропорты имеют собственные системы водоснабжения и водоотведения. Но во многих районах страны такие системы обеспечивают нормативную потребность в воде питьевого качества менее чем на 70%. Объём оборотной чистой воды, используемой в аэропортах на технические нужды, снижается из–за ухудшения качества её очистки на собственных очистных сооружениях.
С хозяйственно – бытовыми и производственными сточными водами отрасли сбрасываются нефтепродукты, этиленгликоль, поверхностно – активные вещества, тяжёлые металлы и другие вредные примеси в недопустимо высоких концентрациях – от 2 до 10 ПДК. Уровень обеспеченности аэропортов системами очистки производственных стоков не превышает 20% от нормативной потребности.
Актуальной экологической проблемой остаётся организация отвода, сброса и обезвреживания поверхностного стока (загрязнённых дождевых, талых, поливно–моечных вод) с искусственных покрытий аэродромов. Оборудованием для очистки сильно загрязнённых дождевых и талых вод оснащены только несколько крупных аэропортов. В основном такие воды отводятся без очистки на рельеф местности. Почва вокруг аэропортов загрязнена солями тяжёлых металлов и органическими соединениями в радиусе до 2 – 2,5 км. В осенне-зимний и весенний периоды производится антиобледенительная обработка воздушных судов и удаление снежно – ледовых отложений с искусственного покрытия аэродромов. При этом применяются активные противогололёдные препараты и реактивы, содержащие мочевину, аммиачную селитру, поверхностно – активные вещества, которые также попадают в почву.[23]
В аэропортах накапливается различные твёрдые и жидкие отходы производства и потребления. Отходы, опасные в санитарно – гигиеническом и пожарном отношениях, хранятся в специальных помещениях, площадь которых составляет всего около 3% от общей площади земель, занятых в аэропортах отходами. На организованных свалках, куда вывозятся остальные отходы, менее 20% площадей подготовлены для размещения производственных и бытовых отходов.
Серьёзные проблемы возникают из – за недопустимо высокого шумового воздействия воздушных судов на прилегающие к аэропортам гражданской авиации территории жилой застройки.
Выбросы в атмосферу от авиационного транспорта.
Неуклонный рост объёмов
перевозок воздушным
Наибольшее загрязнение окружающей среды происходит в зоне аэропортов во время посадки и взлёта самолётов, а также во время прогрева их двигателей. Подсчитано, что при 300 взлётах и посадках трансконтинентальных авиалайнеров в сутки в атмосферу не равномерно, а в зависимости от графика работы аэропорта. При работе двигателей на взлёте и посадке в окружающую среду поступает наибольшее количество оксида углерода и углеводородных соединений, а в процессе полёта – максимальное количество оксидов азота.