Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:01, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить авиационный транспорт: размещение аэропортов на территории Казахстана, проанализировать пассажирские пере-возки.
Исходя из цели курсовой работы, мы определили следующие задачи:
1.Изучить литературу по теме исследования и дать понятие авиационному транспорту и его составляющим;
2.Изучить размещение аэропортов на территории Казахстана, составить карту;
3.Проанализировать пассажирские перевозки;
4.Разработать методическое пособие по применению материала курсовой работы в школьном курсе географии.
При чрезвычайных и аварийных ситуациях самолёты вынуждены сливать в воздухе излишнее топливо для уменьшения посадочной массы. Количество топлива, сливаемого самолётом за 1 раз, колеблется от 1 – 2 тыс. до 50 тыс. литров. Испарившаяся часть топлива рассеивается в атмосфере без опасных последствий, однако, неиспарившаяся часть достигает поверхности земли и водоёмов и может вызвать сильные местные загрязнения. Доля неиспарившегося топлива, достигающего поверхности земли в виде капель, зависит от температуры воздуха и высоты слива. Даже при температуре более 20C на землю может выпадать до нескольких процентов сливаемого топлива, особенно при сливе на малых высотах.[22]
Но опаснее другое. При полёте в нижних слоях стратосферы двигатели сверхзвуковых самолётов выделяют оксиды азота, что ведёт к окислению озона. В стратосфере происходит интенсивное взаимодействие солнечных лучей с молекулами кислорода. В результате молекулы распадаются на отдельные атомы, а те, присоединяясь к сохранившимся молекулам кислорода, образуют озон. Область повышенной концентрации озона, так называемая озоносфера, которая приходится на высоты 20 – 25 км, играет очень важную роль для Земли. Поглощая почти всю ультрафиолетовую радиацию, озон, тем самым, предохраняет живые организмы от гибели.
Охрана водных ресурсов.
Вблизи аэропортов происходит загрязнение подземных вод нефтепродуктами в основном за счёт утечки жидкого топлива при заправке самолётов, а также за счёт технических ошибок при его транспортировке и хранении. При взлёте и посадке самолёта в атмосферу выделяется определённое количество жидких и газообразных продуктов сгорания топлива, которые осаждаются вблизи взлётной полосы и накапливаются в почве.
Углеводороды нефти обладают способностью проникать на значительную глубину. Так, в трещиноватых породах авиационной керосин за 5 месяцев проникает на глубину более 700 м. Наиболее эффективным методом защиты подземных вод от загрязнения нефтепродуктами является проведение предупредительных мер, в том числе бурение скважин для контроля за качеством вод.[4]
Во время аварийных ситуаций производится удаление с земной поверхности разлившихся нефтепродуктов и загрязнённой почвы. При попадании нефтепродуктов в водоносные горизонты обычно загрязнённые воды откачивают, а затем очищают через соответствующие фильтры.
На покрытиях аэропортов накапливается смесь, состоящая из пыли, продуктов сгорания топлива, частиц стирающихся шин и других материалов. Вместе с дождевыми потоками всё это попадает в водоёмы.[21]
Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка.
Одним из главных процессов в школе – это учебный процесс, в результате которого происходит изучение учениками нового материала. Наибольший положительный результат дает самостоятельное изучение материала, при развитии познавательной деятельности ребенка.
Современные достижения компьютерной техники в этом нам большие помощники.
Но для того чтобы ребенок начал сам изучать какую-либо тему, его нужно заинтересовать. Для этого на уроках используют различные методики, современную технику, наглядности и многое другое.
Изучение воздушного транспорта, как компонента транспортного комплекса Республики Казахстан имеет большое значение не только в теоретической подготовки будущего учителя географии, но и в воспитании гармонично развитых личностей учащихся.
Изучение воздушного транспорта, а в частности размещения аэропортов на территории нашей республики имеет большое значение в формировании знаний учащихся, в процессе изучения большого пространства нашей Республики.
Наша страна занимает 9 место в мире по площади, на ее территории встречается равнинный и горный рельеф, причем дорожные пути в последнем слабо развиты. Для этого и используется воздушный транспорт.
Рассмотрение размещения аэропортов на территории нашей страны и изучение пассажирских перевозок может способствовать развитию мыслительных способностей учащихся, они научатся сопоставлять, сравнивать, анализировать.
С этой целью мы разработали блок в составе кружковых занятий на тему: «Воздушный транспорт Казахстана».
Данное кружковое занятие основано на требованиях к современному образованию, главная из которых состоит в воспитании гармонично развитой личности.
Цель: формирование интереса учащихся к предмету география, путем подробного изучения отдельных отраслей транспорта Республики Казахстан; освоение дополнительных знаний по изучаемому вопросу; овладение умением работать с различными источниками информации.
Задачи:
Методическое обеспечение
Тематическое планирование работы кружка
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Вид работы |
Дата |
1 |
Вводное занятие. Транспорт Казахстана. |
1 |
Лекция |
13.09.12 |
2 |
Автомобильный транспорт. Пути сообщения. |
1 |
Работа с контурными картами |
27.10.12 |
3 |
Автомобильный транспорт. Характеристика размещения. |
1 |
Работа с литературой. Семинар. |
11.10.12 |
4 |
Региональный аспект – Автомобильный транспорт ВКО. |
1 |
Изучение транспортного потока и состояния дорог г. Семей |
25.10.12 |
5 |
Автомобильный транспорт и экология. |
1 |
Изучение транспортного потока и АЗС. |
08.11.12 |
6 |
Железнодорожный транспорт. Общая характеристика. |
1 |
Работа с литературой. Семинар. |
22.11.12 |
7 |
Региональный аспект – пути сообщения железнодорожного транспорта ВКО. |
1 |
Работа с контурными картами. Посещение ж/д вокзала. |
06.12.12 |
8 |
Железнодорожный транспорт и экология. |
1 |
Семинар |
20.12.12 |
9 |
Водный транспорт. Виды водного транспорта и их характеристика. |
1 |
Работа с литературой. Семинар.. |
11.01.13 |
10 |
Водный транспорт. Основные порты. |
1 |
Работа с контурными картами. |
24.01.13 |
11 |
Региональный аспект – водный транспорт на реке Иртыш. |
1 |
Изучение порта на р. Иртыш в г. Семей. |
07.02.13 |
12 |
Водный транспорт и экология. |
1 |
Семинар |
21.02.13 |
13 |
Воздушный транспорт. Общая характеристика. Анализ пассажирских перевозок. |
1 |
Работа с литературой. Семинар. |
07.03.13 |
14 |
Воздушный транспорт. Размещение крупнейших аэропортов. |
1 |
Работа с контурными картами. |
20.03.13 |
15 |
Региональный аспект – воздушный транспорт ВКО. Аэропорт г. Семей. |
1 |
Изучение аэропорта Жана-Семей. |
04.04.13 |
16 |
Воздушный транспорт и экология. |
1 |
Семинар |
18.04.13 |
17 |
Трубопроводный транспорт. Общая характеристика. |
1 |
Работа с литературой. Семинар. |
02.05.13 |
18 |
Трубопроводный транспорт. Основные трубопроводы. |
1 |
Работа с контурными картами. |
09.05.13 |
19 |
Трубопроводный транспорт и экология. |
1 |
Семинар |
16.05.13 |
20 |
Итоговая конференция. |
1 |
Предоставление докладов. |
21.05.13 |
Итого: |
20 |
Кружковые занятия проводятся с согласования Школьного Географического Общества, которое обычно имеет связь с Педагогическим Институтом.
Все учащиеся делятся на 5 групп, каждая из которых изучает свою тему и предоставляет ее на семинарских занятиях другим группам.
На итоговой конференции каждая группа предоставляет научный доклад по своей теме. Лучший доклад, по мнению учителя и с согласованием директора и научных консультантов педагогического института, подготавливается к участию в студенческой конференции.
Занятие № 13. Семинарское занятие на тему: «Воздушный транспорт. Общая характеристика. Анализ пассажирских перевозок».
Воздушный транспорт — понятие, включающее как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские и технические службы.
В настоящее время понятия авиаци
В 1709 году был запущен первый воздушный шар. Впрочем, воздушные шары были неуправляемы. К концу XIX века доминировать в воздухе стали огромные воздушные корабли — дирижабли. Их золотой век пришёлся на первую половину XX века, когда пассажирские дирижабли совершали регулярные перелёты между Европой и Америкой. Эпоха дирижаблей кончилась в 1937 году, когда прямо в аэропорту Нью-Йорка сгорел немецкий пассажирский дирижабль-лайнер «Гинденбург».
В конце XX века возобновился интерес к дирижаблям: теперь вместо взрывоопасного водорода применяется инертный гелий, дирижабли хоть и много медленнее самолётов, но зато намного экономичнее. Тем не менее до сих пор сфера их применения остаётся маргинальной: рекламные и увеселительные полёты, наблюдение за дорожным движением. Дирижабли также предлагаются в качестве климатически приемлемой альтернативы самолётам.
Авиация (фр. aviation, от лат. avis — птица) — теория и практика полёта в атмосфере, а также совокупное наименование связанных с ними видов деятельности. Для обеспечения полётов создаётся Авиационная инфраструктура.
Из-за большой географической протяжённости Казахстана воздушный транспорт играет большую роль и зачастую не имеет альтернативы. В Казахстане имеется 54 крупных аэропорта, из которых 14 обслуживают международные перевозки. Большинство аэропортов недозагружены, пропускная способность аэронавигационной системы республики в настоящее время имеет более чем пятикратный запас. Большое значение для отрасли имеет транзит грузовых и пассажирских авиаперевозок между Европой и Азией. Крупнейшей авиакомпанией Казахстана является «Air Astana».
Авиаперевозки — способ транспортировки грузов и перевозки пассажиров при помощи воздушных судов.
Гражданская авиация является важной частью транспортной системы области обеспечивающая удовлетворение потребностей населения и экономики в авиаперевозках. В связи со значительными размерами области воздушный транспорт выполняет значимую социально-экономическую роль, обеспечивая необходимую транспортную доступность и осуществление функции географической связности регионов.
Занятие № 14. Практическая работа: «Воздушный транспорт. Размещение крупнейших аэропортов».
Оборудование: атласы, физическая и
экономическая карты
На данном занятии ученикам нужно изучить расположение аэропортов на территории Республики Казахстан и нанести основные аэропорты на карту.
В Республике находятся 54 аэропорта. Воздушными перевозками охвачены почти все регионы республики. 14 аэропортов обслуживают международные перевозки: Актау, Актобе, Алматы, Астана, Атырау, Караганда (Сары-Арка), Костанай, Петропавловск, Уральск, Шымкент, Тараз, Усть-Каменогорск, Павлодар, Семей (Жана-Семей).
Нанести их на карту.
Занятие № 15. Региональный аспект – воздушный транспорт ВКО. Аэропорт г. Семей. Выезд на аэропорт.
В области функционируют два аэропорта со статусом «Международный» по временной схеме - это аэропорты городов Усть-Каменогорск и Семей.
Аэропорт Семея (Семипалатинска) введен в эксплуатацию в феврале 1983 г. Общая площадь двухэтажного здания составляет – 3500 кв.м., из них пассажирский терминал 2448кв.м.
С аэропорта города Семей - в города Астана и Алматы.
С 15 июня 2007 года возобновлены внутриобластные авиарейсы воздушными судами Ан-24 по маршруту «Усть-Каменогорск - Зайсан - Усть-Каменогорск» длительность полета составляет 1ч. 20 минут, с 4 сентября 2007 года - сезонные авиарейсы воздушным судном Ан-2 по маршруту «Усть-Каменогорск - Катон-Карагай», с 27 октября 2007 года - сезонные авиарейсы воздушными судами Ан-2 по маршруту «Усть-Каменогорск - Курчум». 4 августа 2008 года открыт маршрут «Усть-Каменогорск - Семей - Урджар».