Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:33, курсовая работа
Особенностью туризма является комплексный характер деятельности [10; С.4]. В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт определяется как «право на тур, предназначенное для реализации туристу», а тур — как «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия». Туристская фирма не может исполнить все эти услуги напрямую. Поэтому туристская фирма – туроператор - занимается комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туристское предприятие разрабатывает туристские маршруты, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания, рассчитывает цены на туры, передает туры турагентам для их последующей реализации туристам.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Договор туристского обслуживания……………………….....…6
1. 1. Форма договора туристского обслуживания……………………..…6
1. 2. Содержание договора туристского обслуживания………..……..…9
Глава 2. Договоры между туроператорами, турагентами и другими субъектами туристской деятельности…...……………………………………..13
2. 1. Договоры между туроператором и турагентом………………….13
2. 2. Договоры между туроператорами и организациями, предоставляющими туристские услуги………………..……………………....16
2. 3. Договорные отношения между рецептивными и инициативными туроператорами………………………………………………………………..…22
Глава 3. Договоры страхования в туризме………………………………29
3. 1. Договоры страхования туристов……………………………………29
3. 2. Договоры страхования туроператоров……………………………..32
Заключение………………………………………………………………..37
Список использованных источников……………………………………39
Договор должен содержать информацию об особенностях въезда и пребывания в иностранном государстве, специфике поведения во время турпоездки, о необходимости уважения местных святынь и обычаев, о необходимости бережного отношения к культурному наследию и окружающей среде, и других правилах пребывания в каждой конкретной стране.
В случае если продавец осуществляет продажу туристской услуги на условиях публичной оферты, все вышеперечисленные условия могут быть приведены в Генеральных условиях продажи туров и в информационном листке к поездке. В соответствии с ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор-сделку с адресатом, которым будет принято предложение, а акцептом - ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Для того чтобы предложение турфирмы организовать поездку любому, кто отзовется, т. е. потенциальному туристу, было признано публичной офертой, оно должно содержать все существенные условия договора, изложенные в статье 10 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Помимо основных условий текст договора должен содержать:
- номер, дату и место заключения договора;
- предмет договора (оказание туруслуги);
- порядок вступления договора в силу и срок действия договора;
- подпись сторон и печать продавца.
Клиент заполняет заявку
на бронирование тура по установленной
форме (на отпечатанном бланке). После
оплаты им полной стоимости тура сотрудник
фирмы заполняет форму
Договор готовится в двух экземплярах, подписывается представителем фирмы и туристом и остается у каждого из них в одном экземпляре. Туристская путевка является приложением к договору, в котором указываются конкретные условия путешествия и потребительские свойства туристской услуги. Если продавец предоставляет услуги на условиях публичной оферты, то туристская путевка является письменным акцептом оферты. Типовая форма туристской путевки является документом строгой отчетности. При необходимости полный список участников поездки (туристов) и программа туристской поездки указываются в виде приложений к туристской путевке.
Российским законодательством установлен принцип буквального толкования содержащихся в договоре слов и выражений (ч. 1 ст. 431 ГК РФ) то есть, потребитель будет вправе требовать предоставления только тех услуг и только в такой форме, как указано в договоре. Одновременно с этим следует учитывать, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными [15].
Глава 2. Договоры между туроператорами, турагентами и другими субъектами туристской деятельности
2. 1. Договоры между туроператором и турагентом
В туристской отрасли в последнее время сложилась инфраструктура, в которой трудно представить себе продвижение и реализацию путевок без участия сети турагенств. Турагенты ближе к потребителю, имеют клиентские базы, могут рассказать о направлениях и маршрутах путешествия и т. д. Агентства работают за проценты от продажи туров или за комиссионное вознаграждение. При этом взаимоотношения сторон регулируются агентским договором.
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала [4].
В зависимости от того,
как заключен агентский договор,
различаются права и
То есть агентский
договор представляет собой форму
посреднического договора, который
включает в себя элементы договора
поручения и комиссионного
Туроператор уплачивает турагенту вознаграждение в размере и в порядке, определенных в агентском договоре. Это положение установлено статьей 1006 ГК РФ. Агентский договор, так же как и договор комиссии, предполагается возмездным. Вне зависимости от того, выступает турагент от имени туроператора или от своего имени, туроператор обязан уплатить вознаграждение, даже если положение об оплате упущено в договоре. Если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ. При отсутствии в договоре условий о порядке уплаты агентского вознаграждения принципал обязан уплачивать вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета за прошедший период, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения. Это означает, что агентский договор считается заключенным и тогда, когда в нем отсутствуют условия о размере и порядке выплаты.
Агентский договор может ограничивать права туроператора и турагента. Агентским договором может быть предусмотрено обязательство принципала не заключать аналогичных агентских договоров с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной деятельности, составляющей предмет агентского договора.
Агентским договором может быть предусмотрено обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре. Условия агентского договора, в силу которых агент вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги исключительно определенной категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место нахождения или место жительства на определенной в договоре территории, являются ничтожными [4].
В договоре, заключаемом
между туроператором и
- условия продвижения
и реализации турагентом турист
- полномочия турагента
на совершение сделок с
- условие, предусматривающее
возможность (невозможность)
- порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта;
- условие, предусматривающее
возможность осуществления
- взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Договор между туроператором и турагентом должен также предусматривать:
- ответственность туроператора перед турагентом за:
1) информационное обеспечение каждого тур;
2) качество и безопасность предоставляемых туристских услуг;
3) возмещение убытков
в случае аннуляции
4) предоставление турагенту необходимой и достоверной информации о потребительских свойствах туристских услуг, обеспечивающей туристам возможность выбора тура или отдельных услуг в соответствии с их качеством и ценой, а также предоставление недостоверной информации;
- ответственность турагента перед туроператором за:
1) предоставление туристам необходимой и достоверной информации, обеспечивающей последним возможность выбора тура или отдельных услуг в соответствии с их качеством и ценой;
2) возмещение убытков
в случае аннуляции
2. 2. Договоры между туроператорами и организациями, предоставляющими туристические услуги
Во въездном и внутреннем туризме предоставление услуг осуществляют на основе договоров туроператоров с организациями или индивидуальными предпринимателями, предоставляющими/ организующими:
- услуги средств размещения;
- услуги питания;
- услуги по перевозке пассажиров;
- экскурсионные услуги;
- услуги по
организации спортивных,
развлекательных,
- комплекс вышеназванных услуг.
Рассмотрим особенности заключения договоров туроператора с поставщиками услуг.
Договоры с поставщиками услуг составляются на основе типового договора с включением вопросов, касающихся обслуживания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика услуг и туроператора).
Все взаимоотношения
с партнерами – поставщиками услуг
по обслуживанию туристов на маршруте
тура оформляются заключением
Основные положения договоров с поставщиками услуг аналогичны положениям типового договора и включают предмет договора, основные условия, права и обязанности поставщика услуг и туроператора, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, юридические адреса и реквизиты партнеров.
- информация о туроператоре;
- информация о поставщике туристских услуг;
- достоверная информация о свойствах туристских услуг;
- график заездов групп;
- розничная и оптовая цена услуг;
- порядок встречи и проводов туристов;
- права, обязанности и ответственность сторон;
- условия изменения и расторжения договора;
- порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон [8].
С иностранным поставщиком услуг договор заключается на двух языках.
Таким образом, стороны
вправе устанавливать условия договора
по своему усмотрению, так как в
каждом случае есть своя специфика, зависящая
от особенностей предоставления услуг
туристам и взаимоотношений
Взаимоотношения с гостиничными предприятиями определяются в основном следующими условиямии:
1. комитмент-условия. Это наиболее распространенная форма работы гостиничного предприятия с туроператором, так как предполагает меньшие расходы и риски в случае аренды отеля со стороны туроператора. Но эта форма сотрудничества менее выгодна для владельцев отелей. Гостиничное предприятие организует продажу турфирме определенного блока мест с непременным условием передачи риска по их реализации туроператору. При этом туроператор имеет возможности по распределению этого блока номеров по своему усмотрению. Под блоком мест понимается количественно и временно ограниченная совокупность койко-мест в отеле, материальную ответственность за продажу которых перед владельцем отеля несет туроператор. Любой блок мест имеет ряд характеристик: количество номеров и их категория; длительность блока мест; размер скидок, предоставляемых владельцем отеля. Блоки мест в отелях можно разделить на две большие группы:
- строго фиксированные - отель реализует конкретные номера, список которых указывается в приложении к договору;
- свободно фиксированные - отель реализует комнаты конкретной категории или вместимости без указания их номера.
В зависимости от принимаемого
туроператором риска можно
2. Комитмент-условия состоят в полной или частичной (не менее 50%) предоплате заявленного количества номеров перед началом сезона, а также в невозможности туроператора отказаться от заявленного блока до истечения срока комитмента. Риск реализации комнат целиком ложится на туроператора, любой простой номеров владельцем отеля не компенсируется, а выплаченная оператором сумма не возвращается ни в каком виде.