Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:33, курсовая работа
Особенностью туризма является комплексный характер деятельности [10; С.4]. В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт определяется как «право на тур, предназначенное для реализации туристу», а тур — как «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия». Туристская фирма не может исполнить все эти услуги напрямую. Поэтому туристская фирма – туроператор - занимается комплектацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туристское предприятие разрабатывает туристские маршруты, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания, рассчитывает цены на туры, передает туры турагентам для их последующей реализации туристам.
Введение………………………………………………………………….…3
Глава 1. Договор туристского обслуживания……………………….....…6
1. 1. Форма договора туристского обслуживания……………………..…6
1. 2. Содержание договора туристского обслуживания………..……..…9
Глава 2. Договоры между туроператорами, турагентами и другими субъектами туристской деятельности…...……………………………………..13
2. 1. Договоры между туроператором и турагентом………………….13
2. 2. Договоры между туроператорами и организациями, предоставляющими туристские услуги………………..……………………....16
2. 3. Договорные отношения между рецептивными и инициативными туроператорами………………………………………………………………..…22
Глава 3. Договоры страхования в туризме………………………………29
3. 1. Договоры страхования туристов……………………………………29
3. 2. Договоры страхования туроператоров……………………………..32
Заключение………………………………………………………………..37
Список использованных источников……………………………………39
Комитмент-условия выгодны
для гостиничного предприятия, так
как позволяют гостинице
Размеры скидок на условиях комитмента определяются: длительностью блока мест; категорией отеля и номеров арендуемого блока, репутацией отеля и ее местоположением; разнообразием и качеством дополнительных услуг; видами и сроками оплаты блока мест. Действует правило - "чем больше арендуемый блок мест и чем раньше туроператор его оплачивает, тем выше будет размер дисконта, предоставляемого владельцем отеля".
В практике работы отелей и туроператоров комитмент и элотмент зачастую сочетаются и дополняют друг друга. Туроператор часто приобретает 20-30% номеров по условиям комитмента, добирая остальной объем элотментами. Это приводит к удорожанию приобретаемых услуг, но существенно снижает риск туроператора. Для отелей данный вариант менее предпочтителен в финансовом плане. Однако основная масса туроператоров прибегает к широкому использованию данного варианта, и большинство отелей вынуждено принимать указанные условия.
3. Безотзывное бронирование. Настоящая форма работы является достаточно рискованной формой сотрудничества отелей и туроператоров. Смысл ее состоит в резервировании туроператором определенного количества комнат на небольшой период времени (праздники, мероприятия) с указанием в заявке крайнего срока оплаты брони. При этом отказ туроператора от забронированных номеров без уплаты им штрафных санкций невозможен (безотзывное бронирование).
Безотзывное бронирование чаще всего производится под "мертвые души" - фамилии несуществующих клиентов, заезжающих в указанные даты в отель. Гарантии своевременной оплаты брони не позднее указанного срока подкрепляются гарантийным письмом. После подтверждения бронирования гостиницей туроператор начинает реализовывать номера. После сбора необходимой денежной суммы осуществляется их проплата.
Безотзывное бронирование выгодно для туроператоров, поскольку оно снижает их риск, и при этом оставляет оператору возможность распоряжаться номерами от своего имени. Безотзывная бронь не требует крупной предоплаты, давая туроператору отсрочку в оплате забронированных номеров за счет уже проданных турпакетов. Эта форма работы выгодна и владельцу отеля, который перекладывает риск по реализации комнат на туроператора и к тому же не дает партнеру существенных скидок.
Безотзывное бронирование бывает двух видов:
- строго фиксированное - резервирование комнат на конкретные даты без возможности изменять даты или длительность заездов;
- пролонгируемое бронирование
- безотзывное бронирование, при
котором туроператор имеет
В любом варианте соглашений следует оговаривать следующие условия: стоимость номеров и бронирования; тип номеров и их количество; сезонность обслуживания; графики заездов туристов; продолжительность разового обслуживания; набор входящих услуг; форма организации питания гостей; сроки подтверждения бронирования и сроки снятия заездов; скидки; штрафы; другие специфические вопросы.
Договоры с предприятиями питания заключаются в случае, если питание не входит в пакет услуг, предоставляемых гостиницей. В таких договорах отражаются регулярность питания и величина заказов; вид питания; примерные варианты меню; примерные цена на различные рационы; скидки; штрафы; сроки подачи заявок на питание; ответственность и другие специфические вопросы [12].
Договорные отношения с автотранспортными предприятиями строятся на основе договора аренды транспортного средства с экипажем (водителями). Расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства обычно несет турфирма. В договоре должны быть оговорены следующие моменты: цены и тарифы; марки необходимых транспортных средств; графики и сроки работы; маршруты; сроки подачи и снятия заявок на подачу транспортных средств; материальная ответственность транспортного предприятия и турфирмы за срыв работы; права и обязанности туристов при пользовании транспортом; скидки и льготы; другие специфические вопросы [9].
В международном и
отечественном туризме
Договоры с авиакомпаниями могут быть трех видов:
Квота мест может быть жесткой или мягкой. При жесткой квоте вся ответственность за нереализацию мест ложится на турфирму. При мягкой квоте мест в договоре предусматривается время, до наступления которого туристское предприятие может отказаться от определенного количества мест соответственно количеству непроданных путевок.
Договор с авиакомпанией обычно включает следующие условия: график функционирования туров; количество туристов в каждой группе; сроки подачи заявок и выкупа билетов; сроки снятия заказов на билеты (при мягкой квоте); тарифы на билеты; скидки и льготы; ответственность; другие специфические условия.
Агентское соглашение. Туристская фирма может самостоятельно выступать как агентство по продаже билетов авиакомпании. Это упрощает процедуру оформления проездных документов. Авиакомпания получает дополнительный офис по продаже билетов.
В агентском соглашении с авиакомпанией оговариваются следующие моменты: условия обеспечения оборудованием по продаже билетов турфирм; вопросы подготовки кадров туристских предприятий для продажи билетов; необходимые объемы продаж; цены на билеты; условия оплаты билетов; регулярность подачи отчетов; другие специфические условия.
При организации чартерных перевозок заказчик и авиакомпания оговаривают маршрут, обязанности сторон, соответствие арендного договора международным правилам и нормам, стоимость рейсов, затраты на обслуживание самолета, работу экипажа. Затем заключается чартерный договор, в котором обязательно оговаривается: марка самолета; число мест, подлежащих продаже; стоимость аренды самолета; срок действия договора; регулярность авиарейсов; возможность снятия авиарейса, сроки возможного снятия рейса и соответствующие санкции.
Договор о выделении мест в графиковых поездах при осуществлении железнодорожных перевозок заключается по правилам, аналогичным соглашениям с авиакомпаниями на квоту мест, или по текущему бронированию. Особенности имеет договор на аренду специализированного туристско-экскурсионного поезда. В данный документ включается следующая информация: маршрут с указанием всех пунктов остановки; стоимость аренды вагонов и вагонов-ресторанов; сроки путешествия; количество вагонов и мест в них; сроки отказа от путешествия; дополнительные услуги в поезде; другие специфические условия [1].
Договор с экскурсионной фирмой включает следующие пункты: наименование и продолжительность экскурсий; способы передвижения на экскурсиях (автобусные, пешеходные и т.д.); сроки подачи и отмены заявок на проведение экскурсий; цены; количество экскурсантов в группе; ответственность за срыв экскурсии обеими сторонами; другие специфические условия.
Договор с музеем включает: варианты экскурсий и их тематику; количество экскурсантов в группе; цены на экскурсии; скидки; сроки подачи и отмены заявок на проведение экскурсии; ответственность за срыв экскурсии для обеих сторон.
Не следует забывать и о дополнительных услугах, то есть таких, которые не были включены в первоначальный пакет тура. Они предоставляются туристам на месте за дополнительную плату. Обычно это специфические экскурсии, шоу, морские, горные, речные прогулки, посещение аквапарков, национальных парков и заповедников, сафари по горам, пустыням, охота, рыбалка и многое другое. С предприятиями, предоставляющими подобные услуги, составляются отдельные договоры с целью обеспечения такими услугами туристов и получения льготных цен за счет выкупа билетов при групповом посещении.
2. 3. Договорные отношения между рецептивными и инициативными туроператорами
Туроператоры подразделяются на инициативных (по отправке туристов) и рецептивных (по приему туристов). Инициативный туроператор не всегда выходит напрямую на поставщиков услуг. Часто он заключает договор с рецептивным туроператором, который обеспечивает инициативному туроператору весь комплекс услуг по приему туристов [16].
В договорах с принимающей стороной должна быть предусмотрена ответственность последней за соответствие предоставляемых услуг условиям договора, а также за причинение ущерба жизни, здоровью и имуществу туристов по вине принимающей стороны или ее контрагентов в рамках предоставляемых услуг.
Договорные отношения
между инициативными и
Рассмотрим некоторые позиции договорных взаимоотношений, вытекающих из условий взаимодействия инициативного туроператора с зарубежным принимающим партнером (в данном случае – рецептивным туроператором).
В договоре между ними должны быть отражены:
1. при организации пэкидж-тура:
- маршрут, программа тура и пакет услуг, которые должны быть предоставлены туристам во время путешествия;
- даты прибытия и отъезда;
- перечень и последовательность посещения городов;
- вид транспорта;
- количество дней пребывания в каждом городе;
2. при организации инклюзив-тура:
- даты прибытия и отъезда туристов;
- перечень услуг и их классность.
При обсуждении маршрута или стационарного пребывания туристов в месте отдыха необходимо четко выяснить продолжительность пребывания туристов в месте размещения по количеству ночевок, так как все расчеты по обслуживанию в гостиницах ведутся именно на этой основе. Однако при определенном количестве ночевок, дней пребывания может быть на один больше (заезд утром первого дня пребывания, отъезд вечером последнего дня). Поэтому для четкости толкования понятия «продолжительность путешествия» принято обозначать его двумя показателями – количеством дней и количеством ночевок [1].
Следует также иметь в виду, что почти во всех гостиницах действует так называемый расчетный час, то есть фиксированное время суток, с которого отсчитывается количество прожитых в гостинице дней. Возникающие в связи с этим технические вопросы и специфические положения должны быть оговорены с принимающей стороной и внесены в договор.
При обсуждении вопросов о размещении туристов в гостиничном предприятии необходимо согласовать с принимающей турфирмой его классность, тип и место расположения. Обязательно должна быть оговорена категория номеров.
При необходимости в
контракте оговаривается
В договоре обсуждаются возможные варианты питания туристов: полный пансион, полупансион, завтрак или без питания. Имеют значение и должны быть оговорены также различия по форме обслуживания питания: а ля карт, табльдот, шведский стол, комбинированные варианты и т.д. Включение напитков в меню также должно быть оговорено в контракте, так как по общему правилу во время питания напитки в меню не включаются за исключением жарких стран (там принято подавать воду со льдом или другие прохладительные напитки). Фиксируется в договоре и возможность организации специализированного (например, диетического) питания.
Наиболее подробно должны быть оговорены условия встречи и доставки туристов и их багажа из аэропорта (вокзала) в гостиницу, и обратно.
В контракте должны быть указаны все плановые и возможные дополнительные экскурсии и другие помещения объектов показа. Стоит обратить внимание на язык проведения экскурсий.
При переговорах с иностранной фирмой о предоставлении услуг для туристов, направляющихся на отдых, следует договориться о создании для них наиболее благоприятных условий. Например, право бесплатного и неограниченного пользования пляжем, бассейном, душем и т.д. Если гостиница находится в отдалении от пляжной зоны, следует организовать «челночные» перевозки туристов к ней в установленные часы.
С принимающей фирмой необходимо согласовать вид транспорта для перевозки туристов по маршруту.
В связи с действующими в различных странах обычаями и правилами оплаты чаевых, туристских налогов и сборов, - необходимо заранее договорится с принимающей стороной о том, чтобы она взяла на себя все расчеты по их оплате (включив их стоимость в пакет услуг).
Для продажи индивидуальных
заказных туров оговариваются
При переговорах с принимающей стороной необходимо попросить ее подготовить для каждого члена туристской группы или индивидуала небольшой пакет рекламных материалов (проспектов, брошюр, буклетов), касающихся туристского образа посещаемой страны или местности, ее отдельных туристских центров, достопримечательностей, а также местных возможностях отдыха и развлечений.
При оформлении
сделки купли-продажи туров
- обязанность рецептивного туроператора передать инициативному туроператору право собственности на товар (пакеты туров или отдельные виды туристских услуг набором);