Использование ролевых игр в развитии детского туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - разработать тур с выездом в санаторий «Василёк» и проведение детских ролевых игр на природе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие анимационной деятельности в туризме.
2. Исследовать основные объекты мирового туризма для семей с детьми.
3. Проанализировать профессиональное мастерство детских специалистов - аниматоров.
4. Выявить значение игровой деятельности в анимационных программах.
5. Разработать анимационную программу для детей в санатории «Василёк».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития ДЕТСКОГО ТУРИЗМА……………….…………………………….................………………....6
История мировой анимационной деятельности в туризме …..…6
Специфика режиссуры и драматургии анимационных программ для детей…………………………………...……………………………………..........13
Профессиональное мастерство специалиста детского аниматора..20
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ………..............................................................................29
2.1. Основные черты и характерные тенденции развития детского туризма в России…………………………………………………………………………....29
2.2. Проблемы детского оздоровления и отдыха ………………………..34
2.3. Маркетинговое исследование российского рынка детского туризма.…………………………………………………………………...………45
2.4. Ресурсный потенциал Амурской области…………………………...48
ГЛАВА 3. Разработка детской анимационной программы обслуживания на территории ДЕТСКОГО САНАТОРИЯ «ВАСИЛЁК»…………………………………………………………………...….53
3.1. Характеристика Амурского областного детского санатория «Василек»………………………………………………………………………....52
3.2. Разработка тура с детской анимационной программы на базе детского санатория «Василёк»…………………………………………………………....55
3.3. Экономические расчеты стоимости тура с детской анимационной программой……………………………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………......….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………….……………………70

Файлы: 1 файл

Использование ролевых игр в развитии детского туризма.doc

— 443.50 Кб (Скачать файл)

Одним из самых старых направлений анимации являются карнавалы и шоу-маскарады.

Карнавал - от итальянского Саrnevа1е, от латинского carno - мясо, vа1е - здравствуй. В католических странах  первоначально время от дня Богоявления  до чистой среды (на первой неделе великого поста). В разных странах разная продолжительность: в Венеции со дня Св. Стефана, в Риме - 11 дней до чистой среды, в Милане - до воскресного инвокавита, на Рейне - 8 дней. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона). Карнавал - от латинского carrus navalis - потешная колесница, корабль праздничных процессий, вид народных гуляний с уличными шествиями, театральными играми, проходит под открытым небом. Истоки в языческих обрядах, связанных со сменой времен года, в весенних сельскохозяйственных и ярмарочных праздниках. Название утверждается в Италии в конце XIII века, с карнавалом связан народный итальянский театр XVI века - комедия масок (дель арте), в России - масленица.

Специалисты выделяют 11 различных типов традиционных карнавалов. Крупнейшие карнавалы с использованием грандиозных аллегорических конструкций и гигантских платформ находятся в городах Виареджио и Путиньяно (Италия), а также на Мальте и в Ницце (Франция). Самые грандиозные марди-гра-карнавалы проходят в Новом Орлеане (США), Патрасе (Греция), Санта Круз де Тенерифе (Испания), Колоне (Германия), Ден Боше (Голландия), Алосте (Бельгия), Риеке (Хорватия), в Базеле и Цюрихе (Швейцария), Данкеркью (Франция).

Самые красочные карибские  и самба-карнавалы в Рио-де-Жанейро  и Сальвадор-де-Бахиа (Бразилия), Тринидаде&Тобаго, НоттингХилле (Англия), Куракао (Антиллы), Корриентесе (Аргентина) и в Баранкуилло (Колумбия). Самые известные масочныё карнавалы (в соответствии с Юлианским календарем) проходят в Пернике (Болгария), Птюе (Словения) и Струмице (Македония).

Европейский карнавал возник из слияния римских и германских обычаев. Постепенно карнавал «забывал» свои корни и превращался в традиционный праздник радости от встречи весны. Карнавал повсюду в Европе стал предшествовать главному годовому посту-периоду покаяния и голодания. И прежде, чем наступала эта долгая полоса лишений, народ пользовался случаем, чтобы устроить пиршество и вдоволь повеселиться. В период средневековья под давлением духа аскетизма карнавальные традиции получили наиболее яркое развитие и выражение в народной культуре.

Детские карнавалы в мире - явление не столь распространенное. Однако почти на всех карнавалах мира есть детские карнавальные шествия или детская программа. Во многих карнавальных городах у оргкомитетов налажены хорошие контакты со школами и дошкольными учреждениями.

Очень часто учителя  тратят свои силы и энергию в течение  всего года, чтобы вместе с детьми создать что-нибудь необыкновенное для участия в празднике. На многих карнавалах мира выбирают детского принца и принцессу карнавала (Испания, Греция, Хорватия, Нидерланды, Бельгия, Франция). По словам Президента Ассоциации Европейских Карнавальных Городов (FESS) Генри Ван дёр Кроона «детские карнавалы»- это гарантия продолжения карнавальных традиций и самих карнавалов.

Истоки развития детско-юношеского туризма России относятся к концу XVIII века и связаны со становлением в России системы образования.

С введением в программы  учебных заведений курсов по естествознанию появляются первые образовательные  прогулки на природу, о целесообразности которых высказывались передовые русские педагоги. Серьезное значение принципа наглядности и предметности в системе обучения находит отражение уже в «Уставе народных училищ» (1786г.) и в «Школьном Уставе» (1804 г.) с указаниями о проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников.

Развитие педагогики и зарождение краеведения, в основу которых были положены требования научной  основы обучения и развития в учащихся умения наблюдать окружающую действительность, приводят к дальнейшему широкому распространению прогулок с образовательной целью. С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начинают организовывать уже дальние прогулки. В их основе лежали естественно - научные экскурсии. Известно, что одно из таких путешествий по горному Крыму совершила группа студентов Университета Одессы в 1876 году под руководством профессора Головинского И.А.

Позже, помимо естественных экскурсий, начинают проводиться прогулки с новой целью - гуманитарной. По собственной инициативе учителя  устраивали путешествия для обозрения исторических и других достопримечательностей. Расширялись и обогащались учебные поездки именно с образовательными целями, в основу которых был положен экскурсионный метод познания.

1.2. Специфика режиссуры и драматургии анимационных программ для детей

При создании и воплощении анимационных программ для детей  на базах туристских предприятий  и спортивно - оздоровительных учреждений необходимо учитывать важность следующих  факторов, влияющих на их успешное воплощение.

Характеристика самого объекта, как то:

- Месторасположение (климатическая  зона, удалённость от городских  и других населённых пунктов,  исторических достопримечательностей, природоохранных зон);

- Длительность существования  объекта, от которой во многом  зависит слаженность работы коллектива, обеспечение необходимыми кадрами и степень их профессионализма;

- Материально - техническое  обеспечение( наличие технически -оборудованных площадок, необходимого  туристкого и спортивного снаряжения, декораций, костюмов, современной оргтехники и сопутствуюших материалов для реализации запланированного спектра мероприятий;

- Жесткая или дифференцированная  продолжительность заездов туристов  действует на объекте;

- Наличие (либо отсутствие) долгосрочного плана заезда организованных групп либо отдельных отдыхающих;

- Транспортное обеспечение  экскурсионных программ; 

- Существование устоявшихся  традиций на базе данного туристского  предприятия или спортивно - оздоровительного  учреждения

Характеристика контингента  отдыхающих.

- Возраст участников программ и предполагаемых зрителей;

- Количество участников, какого они пола, степени физической  подготовки и творческой направленности;

- Преимущественная этническая  принадлежность;

- Информация о наличии  устоявшихся групп, их творческой  или спортивной активности, отдельных отдыхающих, семей (в том числе с малолетними детьми) на момент реализации данной программы .

Только при владении наиболее полной информации о потребителях анимационных услуг нашего предприятия  мы сможем удовлетворить их запросы не тратить драгоценное время и силы впустую.

Самый верный к этому  путь - разработать заранее и предложить им в начале отдыха забавную анкету, в которой указать все возможные  для реализации программы. (Важно, чтобы  они были реально воплотимы на данной базе и на материально - техническом, и профессионально - педагогическом уровне).

Наличие достаточной  информационно-методической и материально - технической поддержки.

Как бы хорошо ни были оснащёны и обеспечены кадрами туристские предприятия и спортивно - оздоровительные учреждения, анимационная работа в них постоянно будет давать сбой, если нет следующих компонентов:

- Широкой, многообразной  и современной методической базы (сценариев праздников как традиционных, так и спонтанных, набора игр  и развлечений для различных возрастов участников, их степени знакомства и темперамента, уровня образованности);

- Набора подручного  материала для быстрого воплощения  в жизнь аниматорами и участниками  мероприятий своих идей, не требующих  специальной подготовки, как то: краски, картонные коробки, природные материалы, клей, скотч, нитки, верёвки;

- Чёткого распределения  должностных обязанностей между  организаторами и исполнителями.  Каждый из аниматоров должен  заранее знать, за что конкретно  он отвечает на текущем мероприятии и в ходе программы в целом;

- Выделения рекламно - информационной и административно  - хозяйственной функций в самостоятельные  звенья анимационной структуры,  не нагружая аниматоров, работающих  с туристами, данными обязанностями.  Эти профессии хоть и смежны по целям, духу и темпераменту, но совершенно различны по реальному воплощению их в жизнь.

Отличие драматургии  массовых мероприятий и развлекательных  программ от традиционной театральной  и кинематографической культуры, а так же от стилей создания сценариев в различных учебных заведениях.

Для того, чтобы более  полно и чётко осознать основные правила создания детской анимационной драматургии, необходимо знать законы традиционной театральной и кинематографической драматургии, которые в обязательном порядке включают в себя:

- наличие литературного источника (авторского сценария, художественно - литературного либо драматического произведения, отрывки из этих произведений) с чётким определением времени и места действия, обязательным обозначением его жанра, сюжета и, соответственно, заданным автором, финалом.

- список персонажей с обозначением их социального статуса и семейного положения, пола, возраста, особенностей характера.

- прописанные автором реплики персонажей и ремарки, от которых нельзя отклоняться.

- традиционная драматургия, как правило, предполагает возраст, социальный и культурный уровень зрителя, на которого нацелено данное произведение с целью его более успешной реализации на сцене или в кино.

Драматурги, режиссёры  и актёры закованы в достаточно жёсткие рамки, в том числе и временные, и материальные, и при выборе постановочной площадки. Следом за этим интересно обратить внимание на стили создания сценариев в различных учебных заведениях. Будь то школа, институт либо другое учреждение образовательно-воспитательного характера, при подготовке к любым массовым мероприятиям приветствуются (а чаще - требуются):

- соблюдение четко сформулированных в сценарии целей и задач, направленных на выполнение учебно- воспитательного плана. Например: повышение культурного и эстетического развития учащихся, воспитания в них чувства патриотизма, коллективизма, трудолюбия, ответственности и так далее.

- тематическая, развивающая кругозор, подтверждающая знания и умения данного уровня образования, направленность. (Тематика обычно привязана к знаменательным историческим датам, юбилеям выдающихся людей, изучаемых в ходе образовательной программы, календарным и народным праздникам).

- проведение мероприятий в заранее оговоренный срок и в ограниченных учебным расписанием рамках.

- развлекательные мероприятия импровизационного характера, как правило, должны получить предварительное согласие от администрации учреждения.

- такие же дела, как концерты, фестивали, КВН, к сожалению, приобретают явно соревновательный характер, но не между участниками, а их руководителями, что значительно понижает стимул к творчеству у самих исполнителей.

- руководители любого творческого объединения учащихся каждый год должны предоставить « Отчёт администрации о достижениях своих воспитанников», что в обязательном порядке исчисляется энным количеством грамот, дипломов и других наград, что является знаком подтверждения уровня профессионализма педагога.

При таких условиях ребенок  становится не главным звеном, а  лишь инструментом взрослого для  демонстрации своего уровня профессионализма. Учащиеся независимо от возраста и уровня интеллекта поставлены в условия, в которых самостоятельное творчество невозможно, а инициатива контролируется добавлением взрослого. Зачастую всевозможные мероприятия становятся не праздником детского творчества, а соревнованием режиссеров-педагогов и администрации дошкольных, школьных и других учебных заведений. Только будучи вдали от этих учреждений, на отдыхе ребенок ощущает свободу во всех своих творческих проявлениях.

Приведённые выше особенности были бы хорошим примером для создания и воплощения талантливых идей, если бы не излишняя заорганизованность и осторожность тех, от кого зависит конечное решение: « Быть сему или не быть?». Не стоит подробно останавливаться на анализе художественно - эстетического уровня драматургии, используемой в данных учреждениях. Везде она различна и весьма, равно - зависима от двух важнейших факторов:

1) Талант, художественно-эстетический  вкус педагога, работающего с  творческими детьми.

2) Степень доверия и уважения со стороны администрации учреждения к профессионализму педагога и веры в талант и творческий потенциал, который заложен в каждой юной личности.

Ознакомившись и учитывая положительные и негативные характеристики традиционной театральной и кинематографической драматургии, сценарных традиций в различных учебных заведениях, нам будет гораздо легче перейти к выработке и формулированию особенностей создания драматургии для детских анимационных мероприятий в туристских и спортивно - оздоровительных предприятий[26, c.140-144].

Принимая во внимание факт, что дети приезжают сюда прежде всего для отдыха и оздоровления, возьмём за основу простые правила.

Информация о работе Использование ролевых игр в развитии детского туризма