Использование ролевых игр в развитии детского туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - разработать тур с выездом в санаторий «Василёк» и проведение детских ролевых игр на природе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие анимационной деятельности в туризме.
2. Исследовать основные объекты мирового туризма для семей с детьми.
3. Проанализировать профессиональное мастерство детских специалистов - аниматоров.
4. Выявить значение игровой деятельности в анимационных программах.
5. Разработать анимационную программу для детей в санатории «Василёк».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития ДЕТСКОГО ТУРИЗМА……………….…………………………….................………………....6
История мировой анимационной деятельности в туризме …..…6
Специфика режиссуры и драматургии анимационных программ для детей…………………………………...……………………………………..........13
Профессиональное мастерство специалиста детского аниматора..20
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ………..............................................................................29
2.1. Основные черты и характерные тенденции развития детского туризма в России…………………………………………………………………………....29
2.2. Проблемы детского оздоровления и отдыха ………………………..34
2.3. Маркетинговое исследование российского рынка детского туризма.…………………………………………………………………...………45
2.4. Ресурсный потенциал Амурской области…………………………...48
ГЛАВА 3. Разработка детской анимационной программы обслуживания на территории ДЕТСКОГО САНАТОРИЯ «ВАСИЛЁК»…………………………………………………………………...….53
3.1. Характеристика Амурского областного детского санатория «Василек»………………………………………………………………………....52
3.2. Разработка тура с детской анимационной программы на базе детского санатория «Василёк»…………………………………………………………....55
3.3. Экономические расчеты стоимости тура с детской анимационной программой……………………………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………......….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………….……………………70

Файлы: 1 файл

Использование ролевых игр в развитии детского туризма.doc

— 443.50 Кб (Скачать файл)

Драматургия ставит перед  собой главными целями:

1. Заинтересовать широким  спектром предлагаемой анимационной программы на протяжении всего времени отдыха.

2. Увлечь и как можно  быстрее привлечь к участию  в выбранных мероприятиях.

3. Ненавязчиво первым  же делом убедить детей, что они безусловно талантливы и не стоит тратить время попусту, обделяя себя в удовольствиях.

Для выполнения данных целей  драматург должен знать следующие  приёмы мастерства сценариста - аниматора:

1. При написании сценариев  праздников, фестивалей, викторин, конкурсов  ориентироваться на наиболее  преобладающие в этом заезде  возраст, групповые творческие интересы, этническую принадлежность и другие особенности отдыхающих, но при этом составлять программы так, чтобы не только заинтересовать всех зрителей, но и вовлечь их в активную деятельность.

2. Не нагружать сценарий  текстами, требующих запоминания и серьёзного осмысления.

3. Ориентироваться на  естественную потребность детей  в активной игровой деятельности, не исключая и возможности  расширить их кругозор, получить  новые практические навыки.

4. При использовании  игр и конкурсов, где требуются сочинительские таланты, подготовить шпаргалки и подсказки для облегчения и ускорения выполнения заданий.

5. Стараться просчитать  временные отрезки всех этапов  действия, чтобы оно не было  затянуто, но и не было слишком  поспешно, что неизбежно утомит  зрителей и ухудшит впечатление о нём.

6. Помнить о том,  что в отличие от театрального  действия, где всё идёт «От  точки до апогея!», анимационное  мероприятие должно иметь яркое  начало и ещё более блистательный  финал!

7. Стремиться к тому, чтобы воплощение замысла драматурга было возможно как в помещении, так и на открытой площадке. Продумать коррективы при их перемене.

Тематика праздников и других мероприятий - широкое поле для художественно - эстетической фантазии драматурга. Прежде чем её составлять, лучше всего обратиться к различным источникам:

1. Изучить календарь  и найти там, помимо общеизвестных  и любимых всеми, ещё немало  интересных профессиональных, православных  праздников, а так же дни полнолуний, весеннего и осеннего равноденствия  и много ещё различных поводов для игрищ и веселья;

2. Поинтересоваться у  детей, какие сказки, фильмы и  мультфильмы они любят и знают  их содержание почти наизусть;

3. Выяснить, какие телешоу и передачи им интересны больше всего;

4. Провести опрос, какой  вид спорта наиболее популярен среди мальчиков и девочек.

Повод для веселья  можно изобрести самим участникам, что само по себе уже является предметом  всеобщей гордости и творческого  единения.

«Бал бантиков», «День  чудаков», «Ночь вещих снов», «Именины Невидимки», «Юбилей Всех, Всех, Всех!» - чем непонятней и забавней название, тем больше пространства для коллективной фантазии и, меньше претензий к устроителям.

Вот тут - то и потребуется  приведённый выше «Золотой запас».

- Богатой, многообразной  и современной методической литературы (сценариев праздников как традиционных, так и спонтанных, набора игр и развлечений для различных возрастов участников, независимо от их степени знакомства и темперамента, уровня образованности) и наличие базы аудио- и видео - материалов;

- Набора подручного материала для быстрого воплощения в жизнь аниматорами и участниками мероприятий своих идей, не требующих специальной подготовки, как то: краски, картонные коробки, природные материалы, клей, скотч, нитки, верёвки.

- Достаточного количества  мелких призов по теме мероприятия, чтобы ни один артист не остался незамеченным. Детей порадует не столько конфета, сколько оказанное внимание.

В качестве примеров разновозрастных  тематических сценариев и сценарных  планов приведу несколько наиболее популярных у детей и юношества.

1.3 Профессиональное мастерство специалиста детского аниматора

Профессиональное мастерство в анимационной деятельности - это  тот уровень, к которому специалист постоянно стремится, но, достигая его, он старается достичь еще более  высоких вершин. Следовательно, предела для совершенствования мастерства нет. Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет понятие «мастерство» как высокое искусство в какой-либо области, а «мастер» - как специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Методологическую основу квалификационной характеристики специалиста анимационной деятельности составляет активный деятельностный подход. Необходимо уяснить философское определение понятия «деятельность». Будучи специфической формой активного отношения человека к окружающему миру, деятельность, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование, есть процесс, включающий цель, средства, результат. Кроме того, всякая деятельность может характеризоваться также тем, на что она направлена, то есть объектом деятельности - той частью действительности, которая является предметом познания, практического действия.

Профессиональное мастерство - это качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированной на социально значимый конечный результат (цель) и оптимальный процесс его достижения.

Режиссер-постановщик, разрабатывая новую анимационную программу, должен иметь не только качественный сценарий, но и возможности его осуществления: наличие ведущих программу, самодеятельных и профессиональных коллективов, возможности сценического пространства, освещение, акустическая и лазерная аппаратура, финансы, повторения программы на других туристских маршрутах . Успешная деятельность специалиста-аниматора во многом зависит от того, насколько хорошо он знает свойства объекта - системы деятельности, умело пользуется соответствующим научным «багажом». Для специалиста анимационной деятельности таким «багажом» являются художественное творчество, педагогика, психология, социология, наука общения и организации. Кроме того, специалист сферы досуга владеет режиссурой, сценарным мастерством, сценической пластикой, музыкальным оформлением, знает законы театрализации, ораторского искусства, иллюстрации, игры. Виды деятельности и знания, необходимые для целостного описания объекта деятельности, и составляют научный фундамент подготовки специалиста с высшим образованием в области анимационной деятельности. Одним из главных свойств профессионального мастерства является владение несколькими видами деятельности, характерными для взаимодействия человека с целостным объектом-системой. Так, для современной деятельности специалистов в области анимационной деятельности характерно стремление воссоединить традиционные, а иногда и забытые формы работы с новыми технологиями культурно- анимационного процесса, ориентированными на конечный «продукт культуры» в его общественном значении.

Профессиональное мастерство аниматора характеризуется уровнем  профессиональных умений и навыков  в процессе составления анимационных программ и их реализации. На основании проведенного анализа под «анимационным мастерством» понимается:

- умение составить  интересную анимационную программу,  соответствующую потребностям и  запросам потребителя;

- умение привлечь внимание  к данной анимационной программе, заинтересовать потребителя;

- умение учитывать  возрастные, психологические, этнические, религиозные и прочие особенности  отдыхающих и на основе этого  обеспечить индивидуальный дифференцированный  подход;

- умение строить свои  взаимоотношения с подчиненными и отдыхающими на гуманной, демократической основе;

- умение не теряться  в самых трудных и неожиданных  ситуациях;

- умение сочетать теоретическую  и практическую деятельность;

- умение грамотно использовать  в своей работе накопленный в данной сфере опыт и новейшие достижения передовой педагогики, психологии и прочих наук;

- умение разнообразить  анимационные программы, анимационные  занятия, избегая шаблонности  в их организации.

Детская анимация - это  самое важное направление во всей анимационной деятельности. Главную роль в детской анимации занимает детский аниматор - это ключевая фигура, так как он должен включать в себя огромное количество качеств, умений и навыков. Он должен быть хорошим организатором, уметь предвидеть и сглаживать конфликты, неизменно возникающие в детской среде; быть спортсменом, танцором, туристом, певцом, клоуном, фокусником, массовиком-затейником, и любить детей и с уважением относиться к ним.

Немалую роль играют и  профессионально-психологические особенности  детского специалиста аниматора как педагога, состоящие в возникновении и укреплении в сознании педагогических штампов и шаблонов.

В результате между устаревающим содержанием воспитания и обучения, способами и формами педагогической деятельности, с одной стороны, и новыми требованиями жизни общества - с другой, возникает противоречие.

Его разрешение осуществляется на основе анализа всех сфер жизни  нашего общества, выявления новых  требований к человеку и данных педагогической науки, необходимых для пересмотра содержания образования и воспитательного процесса, совершенствования форм и методов педагогической деятельности.

     

В профессии детского аниматора трудность состоит  в том, что работать нередко приходиться  с детьми разных возрастных групп  и иногда одновременно. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомические показатели, особенности протекания физиологических процессов, качественные изменения роста, развитие психики эмоционально-волевой и действенно-практической сфер, степень духовно нравственной зрелости. В современных периодизациях детства отмечаются явления ускоренного физического развития детей (акселерации); их способность выдерживать значительные физические, эмоционально-психические и интеллектуальные нагрузки; духовная готовность к вступлению в многообразные социальные отношения.

В своем становлении  ребенок проходит две стадии: биологическую, в течение девяти месяцев в  утробе матери, и социальную, в течение  примерно 17-18 лет в различных формах социального воспитания. Периодизация социальной стадии имеет следующую структуру:

· от рождения до 1 года - раннее младенчество. Это период первоначального приспособления и приведения в готовность сущностных сил к первоначальной адаптации

· от 1 года до 3 лет - собственно младенчество. Один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов.

· от 3 до 6 лет - раннее детство - период перехода из младенчества в детство. Время интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру. Все три периода - от рождения до 6 лет - называют еще преддошкольным и дошкольным. Полная психофизиологическая, нравственно-волевая готовность детей к систематическому учебному труду, интеллектуальному, физическому, эмоциональному напряжению наступает к 7 годам.

· от 6 до 8 лет - собственно детство. В этот период происходит завершение первоначального созревание физиологических и психологических структур головного мозга, дальнейшее накопление физических, нервно-физиологических и интеллектуальных сил.

· от 8 до 11 лет - предподростковый период - время зрелого детства, накопления физических и духовных сил для перехода к отрочеству.

· от 11 до 14 лет - отроческий, подростковый возраст - новый качественный этап в становлении человека. Его самыми характерными чертами являются: в физиологическом отношении - половое созревание, в психологическом - личное самосознание, сознательное проявление индивидуальности.

· от 14 до 18 лет - юношеский возраст - период завершения физического и психологического созревания, социальной готовности к общественно полезному производственному труду и гражданской ответственности.

В предложенных сценариях  и играх, как мне кажется есть то зерно, которое объединит интересы и способности детей всех возрастов. Даже подросток может не иметь  такого успеха у зрителей, как пятилетний малыш.

Необходимо отметить, что детский аниматор, с учетом знания психологии и воспитания детей различных возрастных групп, строит свою теорию, свои подходы и методы к созданию детской анимационной программы. Возрастные особенности четко учитываются также при составлении игр и других развлечений для детей.

Каждый возрастной период детской жизни можно рассматривать  как своеобразное и полноценное  проявление жизненных сил. Детство  и юность не только и не просто фазы становления взрослости, но и полноценные  циклы осуществления жизни детской  индивидуальности, личности. Такой подход требует не каждом этапе полнокровного включения ребенка во все остальные, доступные ему виды деятельности: умственную, трудовую, игровую, общественно полезную, художественную, физкультурную. При этом важно чтобы любая деятельность детей несла на себе печать творчества.

Информация о работе Использование ролевых игр в развитии детского туризма