Использование ролевых игр в развитии детского туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 17:50, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - разработать тур с выездом в санаторий «Василёк» и проведение детских ролевых игр на природе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть развитие анимационной деятельности в туризме.
2. Исследовать основные объекты мирового туризма для семей с детьми.
3. Проанализировать профессиональное мастерство детских специалистов - аниматоров.
4. Выявить значение игровой деятельности в анимационных программах.
5. Разработать анимационную программу для детей в санатории «Василёк».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития ДЕТСКОГО ТУРИЗМА……………….…………………………….................………………....6
История мировой анимационной деятельности в туризме …..…6
Специфика режиссуры и драматургии анимационных программ для детей…………………………………...……………………………………..........13
Профессиональное мастерство специалиста детского аниматора..20
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ И АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ………..............................................................................29
2.1. Основные черты и характерные тенденции развития детского туризма в России…………………………………………………………………………....29
2.2. Проблемы детского оздоровления и отдыха ………………………..34
2.3. Маркетинговое исследование российского рынка детского туризма.…………………………………………………………………...………45
2.4. Ресурсный потенциал Амурской области…………………………...48
ГЛАВА 3. Разработка детской анимационной программы обслуживания на территории ДЕТСКОГО САНАТОРИЯ «ВАСИЛЁК»…………………………………………………………………...….53
3.1. Характеристика Амурского областного детского санатория «Василек»………………………………………………………………………....52
3.2. Разработка тура с детской анимационной программы на базе детского санатория «Василёк»…………………………………………………………....55
3.3. Экономические расчеты стоимости тура с детской анимационной программой……………………………………………………………………….60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………......….66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………….……………………70

Файлы: 1 файл

Использование ролевых игр в развитии детского туризма.doc

— 443.50 Кб (Скачать файл)

Специалисты Минобразования РФ, Госкомспорта РФ, Минсоцстраха РФ отчетливо  понимают необходимость формирования оптимальных условий функционирования учреждений детского, подросткового и молодежного отдыха, оздоровления и туризма с целью наиболее полного удовлетворения экскурсионно-познавательных, досуговых, спортивно-туристских и потребностей различных категорий населения, и в первую очередь детей и учащейся молодежи. Осознана эта проблема и законодателями, всей вертикалью государственной исполнительной власти.

На протяжении последних восьми лет в России прирост числа детей, отдохнувших  летом по различным программам, в  основном достигается благодаря развитию образовательной инфраструктуры. Имея неоспоримое преимущество в показателях "цена-качество", система образования предоставляет детям, подросткам и молодежи оздоровительные услуги, максимально учитывая потребности личности ребенка (подростка) и условия его развития и, что немаловажно, по весьма умеренной цене. Но и здесь неоспоримое преимущество как по себестоимости (так и по отпускной цене), а в ряде случаев и по качеству имеет путевка, предлагаемая учреждениями дополнительного образования - Центрами (станциями) детско-юношеского туризма с активными формами отдыха и детей в профильных туристских передвижных (палаточных) лагерях и туристских походах, путешествиях и экспедициях.

Во время  туристско-оздоровительных мероприятий (походов) у педагогов имеется значительно больше возможностей для организации квалифицированного психолого-педагогического сопровождения и поддержки своих подопечных, чем в любом отряде стационарного лагеря, даже если учитывать реальную наполняемость отряда Значительно более эффективными возможностями располагает и педагог - руководитель туристского похода для дифференцированного личностно ориентированного дополнительного образования детей, эмоционально-личностного воздействия на их внутренний мир в реальных условиях походной среды (совместное проживание педагога и коллектива детей).

Тем не менее  в регионах России наиболее динамично  развивается сеть лагерей при  образовательных учреждениях с  дневным пребыванием учащихся. На их долю в 2001 г. приходилось 45% от общего числа детей, находившихся в оздоровительных лагерях (в 2000 г. - 43,6%). Загородные стационарные учреждения отдыха и оздоровления, где процесс оздоровления детей происходит значительно эффективнее, приняли лишь чуть более 35% от общего числа детей (в 2000 г. - 38%).

Продолжается  процесс дифференциации оздоровительных  лагерей по формам собственности. Увеличилось  число лагерей, находящихся в  муниципальной собственности: в 2001 г. они составили подавляющее  большинство - почти 92%. В ведении  местных органов исполнительной власти (преимущественно органов управления образованием) находятся все лагеря с дневным пребыванием учащихся и более 1/3 загородных оздоровительных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Увеличилось также число лагерей, находящихся в частной собственности (более 1,2 %) и собственности общественных объединений. Число лагерей, находящихся в государственной собственности, сократилось с 7,2 до 4,5%.

В то же время  сохраняется тенденция, когда большинство  загородных детских оздоровительных  лагерей стремится обрести хозяйственную самостоятельность: к 2001 г. число загородных стационарных лагерей, имеющих статус юридического лица, достигло 1/3. Очень важная тенденция - возрождение местными органами управления образованием системы программ отдыха и в "малые каникулы". Зимние оздоровительные лагеря, туристские походы старшеклассников по местам боевой славы и по памятным местам родного края, досуговые программы на свежем воздухе в период новогодних и праздников, лагеря актива во время весенних и осенних каникул, профильные лагеря юных экологов, спортсменов, туристов весной и осенью, различные спортивно-туристские соревнования и состязания обогащают досуг школьника, снижают вероятность девиантного поведения подростков и оказывают значительный оздоровительно -восстановительный эффект. Эти тенденции обозначили необходимость решения на государственном уровне проблемы гарантированного минимального обеспечения социальными услугами по организации оздоровления детей и учащейся молодежи во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и собственности. Для ее решения в учреждениях отдыха и оздоровления детей и молодежи необходимо создать особый, отличный от традиционного, подход к организации и содержанию процесса отдыха и оздоровления. Требуется не только насыщение его научно обоснованными программами, технологиями и методиками, методическим сопровождением и обеспечением, материально -техническими ресурсами, но и подготовкой широкого круга специалистов (педагогов-организаторов, психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, врачебно-медицинского и прочего персонала, владеющего методиками адаптации и реабилитации, оздоровительной и лечебной физической культуры, анимационными технологиями организации досуга и т.д.).

Кроме того, как  на федеральном, так и на муниципальном уровне необходимо внести коррективы в критерии оценки деятельности учреждений, предоставляющих услуги активного отдыха, оздоровления и туризма.  Необходимо дифференцированно подойти ко всему спектру социальных услуг по организации отдыха, туризма, экскурсий, досуга и оздоровления на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Это необходимо осуществлять для каждого вида отдельно в строгом соответствии с направленностью и профилем реализуемых в этих учреждениях программ и проектов.

Требуется диверсификация содержания деятельности лагерей, значительная часть которых сегодня работает по вариативным программам, к сожалению, не всегда научно обоснованным с точки  зрения адаптивной психологической, физической и функциональной нагрузки и не дающим положительного оздоровительного и реабилитационно-восстановительного эффекта.

В период подготовки к летней оздоровительной кампании Минобразованием РФ, ведущими научными и исследовательскими учреждениями, а также федеральными профильными учреждениями дополнительного образования ежегодно проводится работа по выявлению наиболее эффективных программ организации детского отдыха и оздоровления. Но, к сожалению, не всегда осуществляется обратная связь: передача и внедрение полученного ценнейшего опыта и материала в практику деятельности других учреждений отдыха и оздоровления.

Важную роль в научно-методическом обеспечении  отдыха и оздоровления сегодня играют детские, подростковые и молодежные общественные объединения. Многие из программ, по которым строится жизнь в загородных лагерях и учреждениях отдыха и оздоровления, в туристских походах, путешествиях и экспедициях, разработаны в федеральных учреждениях дополнительного образования, в Научно-практическом центре Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО и прошли успешную апробацию в учреждениях, объединениях. Проведение ими различных профильных смен, походов, экспедиций, летних школ, детских творческих дач, малых научных академий способствует социальному и творческому развитию юной личности, реализации запросов и потребностей детей в различных видах деятельности в период школьных каникул и в течение всего года.

Сегодня, очевидно, что российскому обществу XXI в. предстоит реформирование сферы организованного каникулярного детей и молодежи Его определяющие компоненты следующие:

1. Обновление  нормативного поля в сфере  каникулярного отдыха и оздоровления  детей и подростков. Ужесточение  к обеспечению безопасности детей,  а также требований к качеству  досуговых, оздоровительных и образовательных услуг, оказываемых учреждениями отдыха и оздоровления со стороны как родителей и детей, так и муниципальных (региональных и федеральных) органов исполнительной власти. Активно осуществляется межведомственное обновление санитарно-эпидемиологических правил для учреждений отдыха и оздоровления, в том числе с дневным пребыванием, а также полевых (палаточных лагерей). Обновляются требования к порядку проведения смен лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха и профильных лагерей. В законопроект "О дополнительном образовании" внесены как субъекты права "Детский оздоровительный лагерь" и "Детский оздоровительный центр". Предпринимаются шаги к внесению в действующее законодательство о гарантиях прав ребенка в РФ статуса организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей и увеличении льгот для сферы каникулярного отдыха детей.

Минобразования  РФ поддерживает поступившие предложения  и исправления в Федеральный  закон "Об основных гарантиях ребенка  в Российской Федерации" и иные законодательные акты, которые:

а) уточняют статус учреждений отдыха и оздоровления и  их льготы;

б) определяют уровень  ответственности

федеральных органов  исполнительной власти в сфере каникулярного  отдыха детей, в первую очередь гарантировав выделение из федерального бюджета средств на отдых и оздоровление;

в) определяют ответственность  учреждений разных уровней государственной  исполнительной власти за организацию  не только летнего отдыха, но и круглогодичного  отдыха и оздоровления детей;

г) определяют механизм адресной поддержки государством детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, введя прямой контроль за реализацией льгот для них;

д) изменяют ориентиры  в системе "государство - учреждение отдыха - ребенок". (Сегодня же заказчиком услуг отдыха и оздоровления выступает государство, а не конкретный ребенок родители. Поэтому у родителей, имеющих низкий уровень доходов, социально незащищенных категорий нет выбора, в какой лагерь отправить ребенка.

Муниципальные органы социальной защиты и образования  с данной категорией родителей и детей поступают по остаточному принципу: "берите, что дают". Лишь одаренные дети и дети, находящиеся в системе дополнительного образования детей, формально могут выбирать профиль лагеря исходя из собственных интересов);

е) изменяют принципиальные подходы к сфере отдыха и оздоровления как системе оказания оздоровительных услуг, введя при этом законодательные гарантии для ребенка и родителей в виде: во-первых, обязательной сертификации оздоровительных лагерей как учреждений, оказывающих оздоровительные услуги; во-вторых, обязательной страховой защиты ребенка, находящегося на отдыхе;

ж) определяют минимальный  социальный стандарт (норматив) для  оказания услуг отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи.

2. Под влиянием изменения спроса меняется лицо учреждений отдыха и оздоровления и содержание их деятельности. Прежде всего это организация психолого-педагогического процесса отдыха и оздоровления, всей жизнедеятельности учреждения по вариативным программам, ставящим во главу угла развитие личности ребенка, эффективность оздоровительных, восстановительных и реабилитационных услуг и работающих на последействие пребывания каждого конкретного ребенка (подростка) в каждой конкретной смене, на экскурсии, в походе или экспедиции.

Необходима всемерная поддержка создания малых отрядов и групп на основе учета половозрастных особенностей, дифференциации и индивидуализации. При построении и определении содержания реализуемых программ, развитии детского самодеятельного движения и самоуправления, малых и больших творческих коллективных дел необходимо помнить об интересах прежде всего потребителя социальных услуг по отдыху и оздоровлению - каждого ребенка, подростка.

3. Должна обрести  новое содержание система подготовки  педагогов к деятельности в  период каникул. Увеличившееся количество школьных педагогов, желающих трудиться в летних учреждениях отдыха и оздоровления, привносящих с собой классно-урочную систему, формы, методы и технологии общеобразовательных учреждений в учреждения отдыха и оздоровления, приводит к значительным психолого-педагогическим деформациям. Аналогичная негативная тенденция прослеживается и при массовом "десанте" в учреждения отдыха и оздоровления специалистов, не имеющих педагогического образования, адаптированного к организации оздоровительной и реабилитационной, досуговой работы с детьми и подростками. Необходимо реформировать систему подготовки кадров не только по вертикали (от учреждения до управленческого аппарата, ответственного за организацию отдыха и оздоровления, в том числе каникулярного) и по горизонтали на уровне федеральных округов и регионов (включая вузы и работников образовательных учреждений), но и по содержанию. РМАТ и созданная ею в федеральных округах, региональных центрах и крупных городах корпоративная сеть образовательных учреждений готовы к реализации программ для профессиональной подготовки широкого круга специалистов, к организации оздоровительной, реабилитационной, досуговой и адаптивных форм деятельности с детьми, подростками и молодежью - от аниматоров, педагогов-организаторов, менеджеров спортивного туризма, менеджеров гостеприимства, педагогов дополнительного образования, тренеров- преподавателей по видам туризма, специалистов по адаптивной физической культуре и других специалистов, остро необходимых в учреждениях отдыха и оздоровления.

4. Изменение  содержания деятельности непрофильных  здравниц, принимающих детей на  отдых и оздоровление. В последние  годы значительно увеличилось  число детей, отдыхающих в пансионатах,  на отдыха, в профилакториях в  южных регионах страны, прежде принимавших граждан. Перераспределение потока семейного и детского отдыха с Украины и дальнего зарубежья на юг России позволило значительно загрузить российские здравницы.

Но эти неспециализированные оздоровительные учреждения, показала практика последних лет, оказались не готовы к изменению и насыщению содержания своей деятельности специфическими потребностями образовательно-воспитательной работы с семьями и детьми. В них, как правило, отсутствуют кружки, спортивные секции и иные виды временных объединений дополнительного образования, специально организованных для детей и подростков, Реализуемые программы досуговой деятельности в лучшем случае сводятся к организации дополнительных платных спортивных и экскурсионных услуг по коммерческим ценам посредников. Детский отдых и оздоровление в этих здравницах, рассчитанных на контингент взрослых, оказались в окружении "питейных" точек и нездоровой коммерции. Межведомственным комиссиям необходимо более требовательно подходить к оценке содержания и качества предоставляемых социальных услуг, оздоровительных программ, содержания досуговой и образовательно -воспитательной деятельности с детьми и семьями в любых учреждениях, принимающих детей на отдых.

Информация о работе Использование ролевых игр в развитии детского туризма