Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 06:52, дипломная работа

Описание работы

Термин «Стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса.
В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Анализ теории стратегического управления в туризме
Сущность стратегического управления…………………………………...7
Анализ среды……………………………………………………………..…9
Методы анализа среды…………………………………………………….15
Выбор миссии и целей…………………………………………………….22
Определение и выполнение стратегии…………………………………...29
Стратегический контроль…………………………………………………37
2. Исследование состояния и основных проблем российского туризма
2.1. Особенности и история развития туризма в России ……………………...42
2.2. Проблемы развития российского туризма…………………………………50
2.3. Современное состояние российского туристского рынка………………...54
3. Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития
3.1. Ситуационный анализ Смоленской области……………………………….61
3.2. SWOT – анализ Смоленской области………………………………………71
3.3. Определение стратегии развития туризма в
Смоленской области……………………………………………………………...74
Заключение………………………………………………………………………86
Список использованной литературы………………………………………...90

Файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМОМ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………3

1. Анализ теории стратегического управления в туризме

    1. Сущность стратегического управления…………………………………...7
    2. Анализ среды……………………………………………………………..…9
    3. Методы анализа среды…………………………………………………….15
    4. Выбор миссии и целей…………………………………………………….22
    5. Определение и выполнение стратегии…………………………………...29
    6. Стратегический контроль…………………………………………………37

2. Исследование состояния и основных проблем российского туризма

2.1. Особенности и история развития  туризма в России ……………………...42

2.2. Проблемы развития российского  туризма…………………………………50

2.3. Современное состояние российского  туристского рынка………………...54

3. Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития

3.1. Ситуационный анализ Смоленской области……………………………….61

3.2. SWOT – анализ Смоленской области………………………………………71

3.3. Определение стратегии развития  туризма в 

Смоленской области……………………………………………………………...74

Заключение………………………………………………………………………86

Список использованной литературы………………………………………...90

Приложения……………………………………………………………………...92

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Термин «Стратегическое управление» был введен в обиход на стыке       60-70-х гг. для того чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса.

В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе. И каждый раз понятие стратегического управления обретало особый смысл, часто диаметрально противоположный тому, который вкладывался в него ранее.

Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при это своих целей.

В последние годы в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят  от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных туристских продуктов. Эффективному развитию туризма в России во многом мешает неразвитость инфраструктуры, а так же недостаточность изучения туризма с научной точки зрения.

Для определения стратегии развития туризма в Смоленской области нужно дать четкий ситуационный анализ области, рассмотреть положительные и негативные стороны области. Ее культурно-исторический потенциал, природно-рекреационные ресурсы, экологическое состояние окружающей среды, социальную культуру, географическое положение.

Расположенная на западных рубежах России, Смоленская область, является транспортной артерией, соединяющей Москву с Западной Европой. Развитая сеть транспортных коммуникаций позволяет в полном объеме использовать туристские возможности региона.

Географическое положение Смоленской области позволяет не только принимать туристские группы на несколько дней, но и организовывать обслуживание транзитных потоков, следующих по трассе Москва – Минск.

Туристские агентства города предлагают большой выбор экскурсионных туристских маршрутов, где знакомят туристов с историей древних городов Смоленской области, с удивительными памятниками истории и культуры, храмами и монастырями XII века, архитектурными памятниками и другими достопримечательностями.

В целях определения стратегии и основных  направлений деятельности по развитию туризма утверждена муниципальная целевая программа «Развитие туризма в городе – герое Смоленске на 2003 – 2007 гг.». Работа идет сразу по нескольким направлениям: это  подготовка нормативно-правовых документов,  научное и кадровое обеспечение, межрегиональное сотрудничество,  лицензирование, планирование развития туризма, регламентация использования рекреационных ресурсов, выявление важнейших компонентов туристской инфраструктуры, разработки экономической политики в области туризма, контроль туристского обслуживания, проведение рекламных мероприятий, подготовки туристских кадров.

Например, в целях формирования устойчивой нормативной базы в сфере туризма, Комитет внес свои предложения о дополнении в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ». В рамках развития туризма заключены договора о сотрудничестве с Управлением по физической культуре, спорту и туризму Гомельского облисполкома Белоруссии, решен вопрос об открытии представительства Смоленской области в Санкт-Петербурге. На более высокий уровень поднялась деятельность, связанная с научными обеспечением отрасли. В Смоленске прошла международная конференция «Проблемы и перспективы развития туризма в странах с переходной экономикой», по итогам которой были выработаны рекомендации, определяющие стратегию развития туризма на ближайшие 5 лет. Впервые было проведено ландшафтное и историко-культурное районирование области. Усилилась роль событийного туризма. Все популярнее поездки, приуроченные к фестивалю Глинки, Грибоедовским чтениям, традиционным праздникам на родине Юрия Гагарина. Уже второй раз состоялся туристский фестиваль авторской песни в национальном парке «Смоленское Поозерье». Там же создан Центр экологического просвещения и образования, который одновременно является центром развития экологического туризма на Смоленщине. «Смоленское Поозерье» принимает многочисленные группы российских и иностранных туристов. Заметно выросли и потоки паломников. Привлечь их, даже в межсезонье, помогла привязка экскурсионных туров к церковным датам. Смоленский туристский рынок постоянно растет – сегодня на нем работает более 60 фирм, около 20 из них активно занимается внутренним туризмом.

Смоленская область со временем сможет занять заметное место на российском и польском туристских рынках. Это связано, во-первых, с тем, что под Смоленском несколько лет назад открыт Катынский мемориал, во-вторых, с открытием постоянного автобусного сообщения на линии Москва – Варшава – Ольтыш.

Тем не менее гостиничная инфраструктура по-прежнему остается одной из самых уязвимых точек туристского рынка в Смоленской области.

Для того чтобы скорректировать стратегию развития и продления периода высокого спроса Смоленской области, необходимо провести тщательный анализ ситуации. Для этого применяется метод SWOT – анализа, который предусматривает анализ сильных и слабых сторон области.

Из всего выше сказанного видна актуальность выбранной темы исследования. Используя данные, полученные в результате ситуационного и SWOT анализов Смоленской области предлагается определение стратегии развития туризма в регионе.

Объект исследования – туризм в Смоленской области.

Предмет исследования –стратегическое управление туризмом.

Цель –исследовать состояние туризма в Смоленской области и определить стратегию его развития.

Задачи исследования:

    • Определить сущность стратегического управления;
    • Проанализировать теории стратегического управления;
    • Исследовать состояние и выявить основные проблемы развития туризма в России;
    • Провести ситуационный и SWOT анализы Смоленской области;
    • Определить стратегию развития туризма в Смоленской области.

 

 

 

Глава 1. Анализ теории стратегического управления в туризме

1.1. Сущность стратегического управления

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь и соответственно обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. В этом заключена важная особенность структуры стратегического управления. Схематически структура стратегического управления (Приложение 1).

Термин «стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70 гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hatten (1972), Irwin (1974) и др. ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического управления. Шендел и Хаттен рассматривали  его как «процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое управление – это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением».

Этапы развития стратегического подхода

В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия ведения бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе. И каждый раз понятие стратегичности управления фирмой обретало особый смысл, часто диаметрально противоположный тому, который вкладывался в него ранее.

Стратегичность управления 50–60-х гг. – это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы попали в центр внимания при выработке стратегического поведения организации.

В 70-е гг. существенно изменился смысл стратегического выбора. Это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор, касающийся того, в каком бизнесе находиться, решение по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов.

В 80-е гг. динамизм внешней среды настолько усложнил задачу своевременной адаптации к тем изменениям, которые происходят во всех сферах общественной жизни, что создание потенциала изменения, способности фирмы должным образом отвечать на вызов со стороны окружения стало центом стратегичности поведения фирмы. Сначала стратегическое выполнение, а потом стратегическое управление окончательно свели понимание стратегического поведения фирмы к такому управлению организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор относительно поведения фирмы в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Таким образом, решение определяется возникающими обстоятельствами, но в то же время оно подразумевает, что его выполнение должно не только дать ответ на вызов сто стороны окружения, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в среде.

Для того чтобы дать развернутое определение стратегического управления, сравним это управление с преимущественно оперативным (назовем его обычным управлением), в основном практиковавшимся в бизнесе свыше 20 лет назад. Сравнение проведем по ключевым характеристикам управления организацией. Сравнение оперативного и стратегического управления (См. приложение 1).

Обобщая рассмотренные особенности стратегического управления, будем понимать стратегическое управление следующим образом.

Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при это своих целей.1

 

1.2. Анализ среды

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоим в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденция развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в не организацией. При этом внутренняя среда изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые стороны организации, а внешнее окружение изучается стратегическим управлением, в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Информация о работе Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития