Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 06:52, дипломная работа

Описание работы

Термин «Стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса.
В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Анализ теории стратегического управления в туризме
Сущность стратегического управления…………………………………...7
Анализ среды……………………………………………………………..…9
Методы анализа среды…………………………………………………….15
Выбор миссии и целей…………………………………………………….22
Определение и выполнение стратегии…………………………………...29
Стратегический контроль…………………………………………………37
2. Исследование состояния и основных проблем российского туризма
2.1. Особенности и история развития туризма в России ……………………...42
2.2. Проблемы развития российского туризма…………………………………50
2.3. Современное состояние российского туристского рынка………………...54
3. Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития
3.1. Ситуационный анализ Смоленской области……………………………….61
3.2. SWOT – анализ Смоленской области………………………………………71
3.3. Определение стратегии развития туризма в
Смоленской области……………………………………………………………...74
Заключение………………………………………………………………………86
Список использованной литературы………………………………………...90

Файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМОМ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

С начала 1930-х годов ОПТЭ выпускало периодические журналы: “Всемирный турист”, “На суше и на море”, ежемесячник “Турист-активист”.

В различных городах России открывались магазины “Турист”, где для членов общества была установлена скидка.

В 1929г. была основана Всесоюзное акционерное общество “Интурист” (ВАО “Интурист”), что  было связано с началом развития иностранного туризма и упорядочением приёма зарубежных гостей.

К началу  1930-х годов экскурсионный и спортивный туризм стал массовым явлением.

Увеличение объёма деятельности, расширение сети туристских организаций, разработка новых маршрутов, улучшение материально-технической базы требовали решения проблемы кадров. Необходимо было подготовить практических работников туристского аппарата, персонала обслуживающих предприятий, квалифицированных гидов-экскурсоводов, проводников, общественных организаторов.

АДМИНИСТРАТИВНО-НОРМАТИВНЫЙ ПЕРИОД

(1970-1990г.г.)

Развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели  таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми.  Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.

Основными чертами административно-нормативного периода являются:

    • развитие туризма в условиях жёсткого нормирования и планирования;
    • распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение);
    • создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов;
    • создание научной основы изучения туризма.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (С 1990г.)

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Особенности переходного периода:

    • переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские предприятия становятся собственностью разных владельцев);
    • формирование туристского рынка на основе новых законов;
    • использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых экономических и правовых отношениях;
    • изменение характера спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг (выездные шоп-туры,  развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка;
    • невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
    • возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
    • рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

 

 

 

Общеизвестно, что самые высокие доходы от туризма получает принимающая сторона. Поэтому развитие въездного туризма для России очень важно, хотя пока он развит слабо.

 

2.2. Проблемы развития российского  туризма

Особенности развития туризма в России во многом обусловлены политическими и экономическими изменениями, происходившими в стране после 1990 года. Иностранные граждане получили возможность свободно передвигаться по территории России, а российские выезжать за границу. Небольшие частные туристские фирмы стали во множестве появляться и в крупнейших городах, и в далекой провинции. Общий экономический кризис этих лет тоже существенно повлиял на структуру и динамику российского туризма. В итоге резко сократился спрос на преобладавшие прежде путешествия и отдых внутри страны и столь же резко увеличился спрос на ранее весьма немногочисленные поездки в зарубежные центры туризма. Основная причина чрезвычайного спада во внутреннем туризме - прекращение его финансирования государством и профсоюзами. Сократился и поток иностранных туристов, приезжающих в Россию. Таким образом, социально-экономические факторы в последние годы не способствовали полноценному и сбалансированному развитию российского туризма.

К сожалению, за последние 10 лет подробных и достоверных статистических данных о развитии туризма в России нет, однако общие особенности нынешнего этапа экспертно можно охарактеризовать следующим образом:

1) в 1990 году объем  туристских услуг, производившихся  в России на одного жителя страны, составлял еще около $ 15, к 1997 году он сократился в 5 раз - до $ 3; в 1994 году, по ориентировочным оценкам, доход от въездного туризма составлял 4 млрд долларов США, доход от выездного - около 12 млрд (соотношение 1:4);

2) соотношение  числа туристов, приезжающих из-за  границы и выезжающих за границу России, равно ныне 1:2; доля туризма в ВНП страны в настоящее время составляет около 0,01%;        

3) доля России  в мировых потоках туристов  составляла и составляет от 1 до 1,5 %, это чрезвычайно мало, если ориентироваться на российский потенциал и потенциал стран СНГ;                                

4) по оценкам  Всемирной туристской организации  вместо 2,5 или 3 млн иностранных туристов Россию в год могли бы посещать 20 - 40 млн, а доля внутренних туристов могла бы подняться до 50% от численности населения страны;             

5) бывший СССР, нынешние Россия и страны СНГ  характеризуются пассивным туристским балансом и дефицитом торгового баланса; последний не гасится, а усугубляется пассивным туристским балансом;   

6) в выездном  туризме преобладают “шоп-туристы” (около 70%); 

7) материальная  база туризма, его инфраструктура  на 80% (приблизительная оценка) нуждаются  в капитальном обновлении, в существенных  преобразованиях;        

8) произошли кардинальные  институциональные изменения в  туризме - вместо трех суперструктур (Интуриста и Спутника, владевших монопольно “иностранным” туризмом, а также Центрального совета по туризму и экскурсиям, обеспечивавшего дотационный внутренний организованный туризм) ныне существуют эти же три структуры в кардинально редуцированном виде плюс более 30 тыс. частных турфирм разного калибра (от консорциума “Академсервис” с сотнями штатных служащих до фирмочек с численностью сотрудников два-три человека), при этом более 90% фирм занимаются выездным, и менее 10% въездным и внутренним туризмом;  

9) рынок туризма  испытывает серьезные колебания, обусловленные изменениями социально-экономического фона, и характеризуется потенциальной и реальной неустойчивостью.     

В этой ситуации продвижение туристского продукта на российский рынок обрело ряд характерных особенностей:

    • рекламируются прежде всего такие характеристики тура как его комфортность и развлекательность при якобы “минимальной” стоимости;
    • из природных и культурных региональных особенностей внимание обращается на море, солнце, кухню, архитектуру - при этом употребляются эпитеты исключительно в превосходных степенях, но достоверность и содержательность таких обычно весьма лаконичных рекламных сообщений убедительными сведениями не подкрепляются;
    • специализированные и детальные фирменные каталоги - редкость, серьезные аналитические публикации - еще большая редкость, а периодических профессиональных аналитических изданий практически не существует;
    • российские клиенты очень часто ориентируются не столько на рекламу, которой не очень доверяют (что вполне объяснимо), сколько на мнение знакомых, испытавших на себе качество услуг той или иной турфирмы и повидавших те или иные края.

Необходимо отметить также и то обстоятельство, что господствующая ныне ориентация на выездной туризм и нерыночный характер туризма в прошлом обусловили скудность, а нередко и полное отсутствие рекламы на уровне отдельных объектов размещения туристов внутри страны. Несколько лучше обстоит дело с рекламой авиакомпаний и ресторанов, отчасти - наиболее крупных музеев. Но в целом как специализированная туристская реклама, так и вообще справочная информация, необходимая туроператорам внутреннего туризма, бедна и доступ к ней очень сложен.

Существенно и еще одно обстоятельство. Руководители многочисленных региональных туристских или рекреационных учреждений - баз отдыха, пансионатов, детских оздоровительных лагерей, принадлежавших прежде крупным предприятиям, ведомствам или местным властям, как правило, не умеют и не стремятся активно искать клиентов, поскольку “загрузка” этих учреждений всегда осуществлялась без их участия. В результате эти учреждения, представляющие собой один из компонентов туристского потенциала страны, остаются неизвестными и невостребованными. Другое дело, что они лишились ведомственной или государственной поддержки и их материальное положение, состояние зданий и оборудования по большей части бедственное если не катастрофическое. Безусловно, существенным фактором, усугубляющим эту ситуацию, является также падение платежеспособного спроса. Тем не менее некоторые из таких учреждений, проявив инициативу, разработав и осуществив маркетинговые мероприятия, добились очевидных успехов.

Еще одна серьезная проблема в развитии российского рынка внутреннего туризма - несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, особенно в части условий размещения, питания и перевозок, то есть в важнейших компонентах туристского сервиса. В результате многие из иностранных туристов, однажды побывавшие в российских регионах, не стремятся приехать к нам снова, а их суждения о российском туризме не способствуют формированию привлекательного облика страны. Существенная проблема - российский внутренний туризм по сути дела не имеет государственной рекламной поддержки.

Еще одной существенной проблемой российского туроперейтинга является отсутствие на международном рынке грамотно составленных каталогов. По-настоящему добротных рекламных материалов по въездному и внутреннему туризму все еще мало, но, к счастью, они есть. Начиная с 1999 г., один из самых успешных проектов – «Туристские ресурсы России». Кроме того, полтора года назад под эгидой Российского союза турагентств (РАТА – РСТ) стала выходить серия «Just Russia» («Вся Россия» или «Просто Россия») на иностранных языках. На этом запас исчерпывается.

Медведь, ушанка, водка, черная икра – такой привыкли видеть нашу страну зарубежные туристы. За последнее десятилетие набор стереотипов существенно не изменился. Разве что немного расширился за счет событий в уголовном мире. У России нет правильно сформированного имиджа, и это, в свою очередь, проблема, которая должна решаться не столько органами власти, сколько самими россиянами и частными предпринимателями.

Между тем формированием позитивного туристского имиджа страны во всем мире занимаются авторитетные государственные структуры. В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.  С экономической точки зрения туризм – это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами,  объектами питания,  размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).

 

2.3. Современное состояние туристского  рынка

Формирование российского туристского рынка началось с 1990г. Одновременно шло три процесса:

1) Распад предприятий  старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий;

2) Создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться  туроператорами или турагентами;

3) Модификация старых  туристских предприятий путём  перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания).

Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы.

Информация о работе Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития