Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 06:52, дипломная работа

Описание работы

Термин «Стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса.
В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Анализ теории стратегического управления в туризме
Сущность стратегического управления…………………………………...7
Анализ среды……………………………………………………………..…9
Методы анализа среды…………………………………………………….15
Выбор миссии и целей…………………………………………………….22
Определение и выполнение стратегии…………………………………...29
Стратегический контроль…………………………………………………37
2. Исследование состояния и основных проблем российского туризма
2.1. Особенности и история развития туризма в России ……………………...42
2.2. Проблемы развития российского туризма…………………………………50
2.3. Современное состояние российского туристского рынка………………...54
3. Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития
3.1. Ситуационный анализ Смоленской области……………………………….61
3.2. SWOT – анализ Смоленской области………………………………………71
3.3. Определение стратегии развития туризма в
Смоленской области……………………………………………………………...74
Заключение………………………………………………………………………86
Список использованной литературы………………………………………...90

Файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМОМ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

 

3.2. SWOT – анализ Смоленской области

Для того чтобы определить стратегию развития туризма в Смоленской области, необходимо провести тщательный анализ ситуации. Для этого применяется метод SWOT – анализа, который предусматривает анализ сильных и слабых сторон области. Матрица «Профиль среды» (См. Приложение 3).                       

На основе данных полученных при построении матрицы «Профиль среды», составим матрицу SWOT – анализа (См. Приложение 4).

А теперь необходимо проанализировать данные, полученные из двух матриц:

Поле СИВ

В отношении тех пар, которые были выбраны с поля, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон для того, чтобы получить отдачу от возможностей.

Благодаря наличию в области социально-культурной инфраструктуры можно привлечь заинтересованных в развитии туризма инвесторов с целью реконструкции уже имеющихся объектов МТБ. Если администрация региона заинтересована в выходе на мировой рынок, то могут быть привлечены иностранные инвесторы. Стимулом к объединению различных предприятий в туристские корпорации будет служить наличие социально-культурной инфраструктуры.

В связи с наличием большого количества памятников, центров паломничества, музеев, театров, библиотек возможно привлечение иностранных туристов и выход на мировой туристский рынок. Это может положительно повлиять на создание туристской корпорации.

Поле СИВ

Так как Смоленская область богата природными ландшафтами, у нее есть возможность выйти на мировой туристский рынок с различными предложениями по разработке туристских маршрутов, ввести спортивные виды туризма.

К Смоленской области проявляется интерес со стороны православных туристов, значит необходимо реконструировать гостиничную базу вблизи мест паломничества.

Необходимо внедряться на мировой туристский рынок с предложениями о паломническом туризме, организовывать рекламно-выставочную деятельность на этой основе, что непременно тесно связанно со  стратегией интеграции.

Поле СЛВ

Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в регионе слабости.

Большинство туристов, намериваясь ознакомиться со Смоленской областью, не реализуют в жизнь свои  желания по причине неблагоприятных условий инфраструктуры – из-за высокого износа гостиничной базы, предприятий питания. Это одна из главных проблем внутреннего туризма. Еще есть время для разработки стратегии интеграции с целью создания крупной туристской корпорации, в которую будут входить различные туристские предприятия области, непосредственно участвующие в обслуживании туристов (гостиницы, экскурсионные бюро, музеи, заповедники, православные храмы и т.п.) и предприятия напрямую не связанные с оказанием туристских услуг (заводы, фабрики, банки и т.п.), но продукцию, которую можно использовать при обслуживании туристов.

Необходимо расширить социальную базу туризма (массовые формы туристского досуга учащейся молодежи, пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных слоев населения), возвращение на туристский рынок российских организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального туризма, что позволяет создать тысячи рабочих мест и в конечном итоге окажет существенное воздействие на улучшение финансово-экономического положения в Смоленской области.

Для развития материально-технической базы и инфраструктуры туризма в области необходимо разработать и реализовать проекты строительства и реконструкции объектов размещения и питания, оказания дополнительных услуг туристам и населению, небольших комфортабельных гостиниц и ресторанов, предназначенных для оказания туристских услуг в городе и области. В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие туризма в Российской Федерации» необходимо оказывать поддержку хозяйствующим субъектам и муниципальным образованиям в доработке имеющихся бизнес-планов по реконструкции и строительству объектов инфраструктуры туризма, располагающихся на территории Смоленской области, а так же привлечь российских и зарубежных инвесторов.

Поле СИУ

Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы.

Смоленская область обладает значимыми памятниками культурного наследия, в ней сосредоточены наиболее известные народные промыслы, и при всем этом стоит угроза снижения интереса к области со стороны туристов. Необходимо реализовать большие рекреационные возможности этой области. Здесь могут быть организованы зоны лечебного и детского отдыха, серии рекреационных, природных и природно-исторических парков, предназначенных для спортивного и познавательного туризма.

В связи с неблагоприятной экологической обстановкой в самом городе, где находятся памятники культурного и гражданского назначения, необходимо установить очистительные сооружения, озеленить район.   Стремиться к тому, чтобы область отвечала целому ряду основополагающих требованиям, в рамках которых следует разрабатывать стратегию и тактику экономического регулирования туристского рынка.  

 

3.3. Определение стратегии развития  туризма

в Смоленской области

Используя данные, полученные в результате ситуационного анализа и SWOT –анализа Смоленской области можно сформировать следующие стратегии и рекомендации для  развития туризма в Смоленской области:

    1. Привлечь инвесторов для развития туризма;

В настоящее время городскому хозяйству остро требуются серьезные финансовые ресурсы на совершенствование инфраструктуры, поддержку промышленности и транспорта. Нуждаются в реставрации памятники истории и культуры. Регион не располагает достаточными возможностями для проведения собственных рекламных кампаний.

Привлечение финансовых ресурсов зависит от наличия культурно-исторического потенциала области, природных возможностей, развития инфраструктуры и малого бизнеса.  Смоленск всегда оказывался в центре внимания европейских государств. На его территории сохранились уникальные памятники XII-XVIII веков, вобравшие в себя лучшее от западноевропейской и восточных культур. Сегодня, Смоленск, как и в прежние времена, развивает дружеские и торговые связи с ближними и дальними странами. Достопримечательности Смоленска и Смоленской области – крепость, построенная в конце ХVI века Федором Конем, Успенский собор, три храма ХII века, церковь Святого Петра и Павла,  усадьбы Талашкино и Новоспасское – в представлении не нуждаются. Тем не менее список объектов туристского показа постоянно расширяется. В 2004 году в него вошли Олимпийский музей (созданный на основе частной коллекции) и Пятницкая башня крепости.

Для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, нужно создать  специализированный областной каталог, в котором бы ежегодно публиковались инвестиционные проекты предприятий, из них формировался бы портфель для участия в федеральных целевых программах. Привлекаются инвесторы, которые в этом находят прибыль. Нужно убедить, что прибыль вкладываемая в развитие туризма Смоленской области может быть выше %-ой ставки банка. Предоставить бизнес-план, из которого будет понятно, что прибыль по нему будет выше %-ой ставки банка. В бизнес-плане четко указывается какие конкретные действия приведут к этой прибыли. 

Например, в Пятницкой башне открыт Музей русской водки (некоторые экспонаты уникальны), дегустационный зал, недорогой ресторан и смотровая площадка. Музей создан за счет средств смоленского ликероводочного завода «Бахус» (основан в 1865 г.), который, является одним из самых перспективных инвесторов в туристическую отрасль.

    1. Восстановить материально-техническую базу и инфраструктуру;

В настоящее время городскому хозяйству Смоленской области

для восстановления инфраструктуры необходимо разработать и реализовать проекты строительства и реконструкции объектов размещения и питания. Например, в минувшем сезоне в связи с 200-летием со дня рождения композитора Михаила Глинки одним из самых популярных туристских объектов была его усадьба в селе Новоспасском (Елинский район). В окрестностях усадьбы, находящейся в более чем сотне километров от областного центра, нет ни одной базы размещения. Но ситуацию можно изменить, начать строительство современных комплексов, гостиниц, баз размещения. Кроме того, можно восстановить и оборудовать флигеля усадьбы и сделать из них гостиничные номера.

Реконструировать известные объекты размещения, например, санаторий «Красный бор», санаторий им. Пржевальского. Восстановить и оформить по европейским стандартам гостиницы региона, такие как «Патриот», «Россия», «Центральная», «Уют», «Восток», «Юбилейная», давно нуждается в коренной реконструкции гостиница «Смоленск» - здание постройки 1936 года, кроме того, гостиница – памятник архитектуры федерального значения, одно из немногих зданий уцелевших во время войны.

Обратить внимание на качество сервиса в смоленских  гостиницах и очень высокие цены, не соответствующие ни сервису, ни качеству. Остановиться в гостинице 2-3 дня обойдется приезжему в 600 – 1200 рублей. Начать строительство в городе двух – трех небольших гостиниц, располагающих такими необходимыми атрибутами, как сауны, бары, выходы в Интернет, в общем, - всем тем, что практикует мировой туристский бизнес, и дать им название достопримечательностей Смоленской области, например: «Катынь», «Теремок Люкс» и т.д. А это и реклама будущих тур-сезонов, и реальные деньги, которые останутся в городе

Смоленск явно нуждается в подсветке своих архитектурных жемчужин, особенно тех, которые видны из окон проходящих поездов и создают привлекательный облик города (Успенский собор, храм Петра и Павла, некоторые башни крепости).

  1. Организовать и провести рекламную кампанию на российском и международном туристских рынках;

Смоленская область – это край лесов и озер, обладатель великого культурно-исторического потенциала,  а также это промышленный и научный цент, город библиотек и музеев.

В городе сконцентрировано 40 % промышленно-производственного потенциала области. Наибольший удельный вес в объеме валовой продукции занимают предприятия гранильной отрасли. На крупном предприятии по обработке алмазов «Кристалле» открыт музей для туристов, действует постоянная выставка-продажа ювелирных изделий. Все это богатство нуждается в рекламе.

Для организации и проведения рекламной кампании требуется наглядный материал, в виде полиграфической продукции: брошюр, проспектов, каталогов, красочные журналы, плакатов, наборов открыток с видами города, сувенирная продукция и продукция местных промыслов. Например, музей «Смоленский лен», здесь есть многочисленные предметы быта, образцы изысканных народных вышивок, наряду с продажей льняных скатертей, простыней и салфеток, можно организовать торговую лавку  одежды изо льна, украшений из бересты и кожи, высокого качества и современного дизайна. Это не только даст рекламу, но и финансовую поддержку.

Иностранным туристам можно предложить видеозапись всего процесса рождения льняных изделий.

Самобытные русские обычаи и традиции сохраняются в песнях и танцах. В городах и селах Смоленщины ежегодно проходят фестивали фольклорной музыки, проводится всероссийский конкурс «Голоса России», можно сделать звукозапись с выступлениями, местных народных коллективов. 

Смоленская область является исторически сложившейся. На ее территории сохранились уникальные памятники XII-VXII веков, вобравшие в себя лучшее от западноевропейской и восточных культур.

Все это нуждается в продвижение на туристский рынок, а, следовательно –  в рекламе. Поместить рекламу на телевидении, поместить рекламу в транспорте, провести PR акцию, участвовать в выставках, туристских биржах,  ну и конечно, не забывать о новейших технологиях: создать сайт администрации  Смоленской области, где  регулярно обновлять раздел по туристско-гостиничному комплексу.

Задать тему, например «Смоленское Поозерье» и проводить открытые конкурсы на лучшие проекты рекламных роликов, каталогов и сувенирной продукции, с привлечением СМИ.

    4) Обеспечить  область сувенирной продукцией;

Сувениры в Смоленской области, почти отсутствуют. В продаже имеются малопритязательные открытки и календарики с видами Смоленска, Рославля и хутора Флёнова, изредка попадаются значки со смоленской городской символикой. Надо предложить рынку более интересную, красочную,  усовершенствованную в оформлении сувенирную продукцию. Производить  глиняную посуду высшего качества с видами на Смоленск, (Успенский собор,  Георгиевская церковь, Благовещенский собор, Троицкий собор). В брошюрах и проспектах разместить все достопримечательности Смоленской области, с полным описанием каждого из объектов культурно-исторического потенциала региона.

5) Стратегия международной  диверсификации - принимать участия  в международных туристских выставках;

 Участие в  международных туристских выставках  требует массу затрат.

Выше определена стратегия привлечения инвестиций в Смоленскую область.

Благодаря финансовым вложениям завода «Бахус»,  Смоленская область сможет представлять свой регион на выставке в лице экскурсионного агентства «Город-ключ». В выставочном зале необходима красочная установка стенда с вытекающими достоинствами области. Целью участия в таких выставках – это прежде всего реклама, продвижение своих тур продуктов и услуг, заключение договоров, как с отечественными, так и с международными организациями,  разумеется, вся эта работа невозможна без необходимой полиграфической продукции: брошюр, проспектов, каталогов, красочные журналы, плакатов, наборов открыток с видами города, сувенирная продукция и продукция местных промыслов.

Информация о работе Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития