Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 06:52, дипломная работа

Описание работы

Термин «Стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса.
В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Анализ теории стратегического управления в туризме
Сущность стратегического управления…………………………………...7
Анализ среды……………………………………………………………..…9
Методы анализа среды…………………………………………………….15
Выбор миссии и целей…………………………………………………….22
Определение и выполнение стратегии…………………………………...29
Стратегический контроль…………………………………………………37
2. Исследование состояния и основных проблем российского туризма
2.1. Особенности и история развития туризма в России ……………………...42
2.2. Проблемы развития российского туризма…………………………………50
2.3. Современное состояние российского туристского рынка………………...54
3. Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития
3.1. Ситуационный анализ Смоленской области……………………………….61
3.2. SWOT – анализ Смоленской области………………………………………71
3.3. Определение стратегии развития туризма в
Смоленской области……………………………………………………………...74
Заключение………………………………………………………………………86
Список использованной литературы………………………………………...90

Файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМОМ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)

Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами:

    • новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР);
    • упрощение порядка выезда;
    • расширение внешних деловых контактов;
    • увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами;
    • доступность цен на выездные туры;
    • большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах).

Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства  туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение.

Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

    • нестабильность внутренней политики;
    • несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
    • несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
    • завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
    • несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
    • недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
    • отсутствие единой политики государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны туризма.

Однако в последние годы (2000-е г.г.) наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается  поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных),разрабатываются новые маршруты туров.

Актуальность исследования организационно-экономических проблем управления российским туризмом определяется рядом обстоятельств. Одна из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующая формированию и развитию мирового хозяйства экономики - неуклонный рост интернационализации и глобализации. Причем интернационализация обмена перетекает в интернационализацию капитала и производства на глобальном уровне. Глобализация - это не только экономическая, но и общая тенденция, затрагивающая существенные компоненты жизни человеческого общества и базирующаяся на качественных изменениях в развитии производительных сил. Она имеет более широкое измерение, чем просто производственно-экономические элементы. На эти процессы воздействует много различных как отдельных, так и интегрированных факторов. Туризм является одним их факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики. Туристский рынок подразумевает широчайшие обмены, связанные с перемещениями туристов. Причем развитие транспортных средств в значительной степени инициировало развитие туризма. Транспорт является важнейшим составным элементом туристской индустрии, неотъемлемой частью туристского продукта, а транспортное обслуживание - это сложный технологический процесс.                           

        Статистические  данные свидетельствуют, что в  настоящее время туризм является третьей по доходности отраслью мировой экономики. Последние два десятилетия развитие международного туризма характеризовалось опережающими темпами роста по сравнению с мировым экспортом товаров и услуг. Доля туристских услуг в мировом экспорте неуклонно возрастала, достигнув к настоящему моменту около 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% торговли мировыми услугами. В соответствии с материалами доклада Комитета по статистике Всемирной туристской организации "Туризм - панорама 2020 года" к 2020 году число международных туристических поездок возрастет до 1,6 млрд., а доходы от туризма достигнут уровня 2 трлн. дол./год. Ожидается, что ежегодный прирост мирового туризма будет устойчивым и составит не менее 3-5%. На сферу туризма приходится более 6% мирового ВНП, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений.

Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения России пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры. Нередко туризм оказывался в разных странах тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XX века.  В последние годы и в России стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса России во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.     

Эффективному развитию туризма в России во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения. Анализ отечественной литературы и практики показал неразработанность понятийного аппарата, отсутствие системного подхода и научной методологии обоснования характера и степени государственного регулирования туризма.     

Отсутствие методологической базы и недостаточность методических разработок проблемы государственного регулирования развития туризма и возможность практического применения результатов исследования в принятии законов о туризме на федеральном и на региональном уровнях, в составлении        Программ развития туризма и в формировании структуры Комитета регулирования туризма, придают исследованию актуальность.  

Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, диалектического метода познания экономических процессов и явлений, логического анализа, общей теории экономики и менеджмента, теории стратегического управления, а также работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области.

Специфика сферы туризма как отрасли национальной экономики заключается в том, что ее продуктом является право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги создаются в других отраслях экономики.          

На микроуровне качественная специфика туризма, определяющая особенности предпринимательской деятельности в этой сфере, проявляется в уникальном характере взаимодействия субъекта и объекта туристской деятельности на основе реализации туристических технологий, причем объектом туризма является не товар (как в традиционных отраслях), а потребитель товара.

Туризм, являясь социально-экономической подсистемой, взаимосвязан с такими институтами как «экономика», «общество», «экологическая среда». Жизнедеятельность системы «туризм» невозможна без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому обоснование необходимости государственного регулирования развития туризма строится на основе изучения современного состояния туристского рынка, анализа роли туризма в экономике страны, особенностей туристского потребления и специфики туристского продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в частности, на экологическое состояние и социально-культурное развитие страны.

 

Глава3. Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития

3.1. Ситуационный анализ Смоленской  области

Население Смоленской области составляет 1140 тысяч жителей. Главным образом это – русские, кроме того белорусы, украинцы,  латыши. Средняя плотность населения, приблизительно, составляет 23 человека на 1 км2. Наибольшая плотность в районах вокруг Смоленска, наименьшая в лесных районах северо-западной и восточной областях. Городское население составляет около 346 тысяч жителей.

Большая часть Смоленской область располагается в пределах Смоленско-Московской возвышенности. Высота возвышенности от 140 до 320 километров. Характерен волнистый, местами холмистый рельеф и глубоко (до 50 м) врезанные речные долины. Низины: Вазузкая, Верхне-днепровская, Березинская высотой 160-200 м. На северо-западе имеются моренные гряды: Руднянска-Микулинская,  Касплянская.

С древних времен Смоленская область славится своим зеленым нарядом. Правда, многие его сады, рощи, парки, скверы, бульвары сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. Но сейчас зеленое богатство города полностью восстановлено. Он имеет 40 скверов, 6 бульваров, 12 рощ, 12 общественных садов и парков, многие из них заложены в послевоенное время: в Реадовке – парк имени В.И.Ленина, «Пионерский» - около кинотеатра «Октябрь», «Заднепровский» – на правом бьерегу Днепра, «Комсомольский» и парк имени П.С.Нахимова – в долине реки Городнянки, парк Победы – на левом берегу Днепра, на горе вознесенской, парк имени 1100-летия Смоленска – в районе Поповки. Гордостью Смоленска является лесопарк Красный бор. Он располагается на правом берегу Днепра, в 6 километрах от центра города. Шоссе Смоленск – Витебск пересекает его с востока на запад. Длина лесопарка (вдоль Днепра) 4,5 километра, ширина 1,8 километра. Общая площадь 770 гектаров.

Щедра природа этого края, в лесах много кабанов, лосей, зайцев, встречаются здесь косули, медведи.

В озерах обитает около 30 видов рыб: лещ, окунь, щука, плотва, карась, красноперка и другие. Для рыбаков эти места – настоящий рай.  Весной на территории парка появляется до 190 видов птиц. На озерах множество перелетных уток и гусей.

Смоленская область - это край озер, сосновых и еловых лесов и удивительно чистых рек издавна манит к себе туристов и любителей дикой природы. Здесь, на площади 146 тысяч гектаров, раскинул свои владения национальный парк «Смоленское Поозерье». Он был создан в 1992 году и входит в число 34 национальных парков России.

Посетителям национального парка «Смоленское Поозерье» предлагается на выбор 11 маршрутов в зависимости от их пожеланий, пристрастий и подготовленности. Особенно популярны водные маршруты по рекам Ельша, Гобза и Половья. Радость ждет здесь каждого, кто любит природу, удивительную свежесть соснового воздуха, прохладу озер. Любителей водного и пешего туризма порадуют отличные маршруты. У национального парка большой потенциал для развития познавательного, экологического и приключенческого туризма. Именно здесь могут исполниться желания любителей верховой езды, лыжных прогулок и ночевок на кордонах.

Отличительной особенностью территории национального парка являются три с половиной десятка больших и малых озер. Словно драгоценные камни, обрамленные густой зеленью лесов, рассыпались они на этой древней русской земле в радиусе 15-20 километров. Одним из крупнейших и красивейших на Смоленщине считается озеро Сапшо. Оно протянулось на 3 километра, наибольшая ширина озера 1,8 километра, а глубина достигает 16 метров. Цепью тянутся  по нему поросшие лесом острова.

Район интересен разнообразием форм рельефа, что нечасто встречается в пределах относительно небольшой территории. Национальный парк «Смоленское Поозерье» взял под свою опеку последние фрагменты нетронутых широколиственных лесов и девственных сосновых боров.

Маршруты  охватывают основной трассой или ее ответвлениями как наиболее достопримечательные природные объекты, так и типичные для данного района архитектурно-исторические памятники, а также объекты, соединяющие в себе и природную, и историческую ценность: вековые деревья, ледниковые валуны, целебные источники, считающиеся у местного населения «святыми». За сотни километров едут сюда люди за душистой лесной малиной, за брусникой и клюквой, за крепышами-боровиками и красноголовыми подосиновиками. Но, пожалуй, главное – это воздух, чистый настоянный на пахучих сосновых почках.

Смоленская область входит в состав РСФСР. Образованна 27 сентября 1937 года. Смоленская область занимает площадь равную 49,9 тысяч км2. Делится на 38 районов. Имеет 14 городов, 7 поселков городского типа. Центр – город Смоленск.

Информация о работе Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития