Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 06:52, дипломная работа

Описание работы

Термин «Стратегическое управление» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса.
В послевоенные годы управление фирмами практически каждое десятилетие претерпевало существенные изменения. Изменялись условия бизнеса, и перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Анализ теории стратегического управления в туризме
Сущность стратегического управления…………………………………...7
Анализ среды……………………………………………………………..…9
Методы анализа среды…………………………………………………….15
Выбор миссии и целей…………………………………………………….22
Определение и выполнение стратегии…………………………………...29
Стратегический контроль…………………………………………………37
2. Исследование состояния и основных проблем российского туризма
2.1. Особенности и история развития туризма в России ……………………...42
2.2. Проблемы развития российского туризма…………………………………50
2.3. Современное состояние российского туристского рынка………………...54
3. Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития
3.1. Ситуационный анализ Смоленской области……………………………….61
3.2. SWOT – анализ Смоленской области………………………………………71
3.3. Определение стратегии развития туризма в
Смоленской области……………………………………………………………...74
Заключение………………………………………………………………………86
Список использованной литературы………………………………………...90

Файлы: 1 файл

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМОМ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.doc

— 570.50 Кб (Скачать файл)
  1. Стратегия развития рынка - создать условия для выхода области на мировой рынок с национальными туристскими продуктами;

Для выполнения данной стратегии Смоленская область должна создать благоприятный туристский имидж, зарекомендовать себя как качественный, отвечающий всем туристским запросам продукт. Участвовать в туристской бирже за рубежом, в московских и международных выставках. Для организации и проведения рекламной кампании требуется наглядный материал, в виде полиграфической продукции: брошюр, проспектов, каталогов, красочные журналы, плакатов, наборов открыток с видами города  - «Смоленская крепостная стена», «Кремлевская стена и Днепровские ворота», «Памятник героическим защитникам Смоленска» и многими другими достопримечательностями, заслуживающие внимания,   сувенирная продукция и продукция местных промыслов (в Европе известны бриллианты ПО «Кристалл», льняные изделия Смоленского комбината и керамическая продукция АО «Гнездово»).

      Так же это и реконструкция  таких гостиниц, как «Смоленск», «Патриот», «Уют», «Юбилейная», «Россия», высокий сервис и высококвалифицированный, приветливый  обслуживающий персонал. Качественно составленные экскурсионные услуги агентств города,  «Город-ключ», «Байкал», «Смоленсктурист», «Спутник путешествий», «Кристалл-Тур» и др.

По статистике, все больше туристов предпочитают пользоваться воздушным транспортом, что понятно: идет огромная экономия времени. В Смоленске есть аэропорт, но с начала 90-х годов он не функционирует, хотя раньше из Смоленска летали самолеты до Москвы, Ленинграда, ближайших областных центров. В любом случае, возможности аэропорта ограничены, но так же в регионе есть военный аэродром в Ситниках, можно использовать его в качестве аэропорта.

  1. Расширить социальную базу туризма посредством рекламы и доступных цен, организовать массовые формы туристского досуга учащейся молодежи, пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных слоев населения;
  2. Введение на туристский рынок предприятий малого бизнеса, преимущества которого заключается в мобильности,  малозатратности, осуществляющих деятельность в сфере социального туризма, что позволит создать тысячи рабочих мест и в конечном итоге окажет существенное воздействие на улучшение финансово-экономического положения в Смоленской области;
  3. Стратегия инновации - разработать новые модули туристических маршрутов с целью привлечения иностранных туристов;

Так как паломнический туризм с каждым годом растет. Разработать новые маршруты в Дорогобужский Герасимо-Болдинский (г. Вязьма), Иоанно-Предтеченский, Спасо-Преображенский (г. Рославль) монастыри, скоординировать экскурсионные туры так, чтобы они совпадали с церковными датами. Предоставлять жилье при монастыре, предоставлять постное меню.

  1. Стратегия горизонтальной интеграции - создать ассоциации организаций туризма по сферам их деятельности или по профессиональным признакам, например, ассоциация туристских организаций Смоленской области, ассоциация лечебно – оздоровительных организаций, ассоциация гидов – переводчиков и экскурсоводов;
  2. Наиболее эффективной стратегией развития туризма в Смоленской области является стратегия интеграции (вертикальная и горизонтальная), с целью создания крупной туристской корпорации, в которую будут входить различные туристские предприятия области (гостиницы, экскурсионные бюро, музеи, заповедники, православные храмы и т.д.), непосредственно участвующие в обслуживании туристов и предприятия на прямую не связанные с оказанием туристских услуг (заводы, фабрики, банки и т.д.), но продукцию которых можно использовать при обслуживании туристов.

 

 

 

 

 

 

 

Наглядное изображение стратегии интеграции.


 

Ювелирный салон

Продуктовый магазин

Сувенирный магазин


 


 


 

 

 

 

Музеи

(гиды)

Православ-

ные храмы

Парк

Гости-

ницы

Предприятия

массового питания

Мед пункт


Экскурсионное бюро

«Город-Ключ»



 



 

 

Заводы

Комбинаты

Банк

Больница

Крестьянское

хозяйство

Строительные компании


 

 


Участники корпорации (реальные существующие фирмы в Смоленске и Смоленской области):

  1. Экскурсионное бюро «Город-Ключ»;
  2. Музеи: «Исторический», «Смоленский лен», «Смоленщина в годы ВОВ 1941-1945 гг.», «В мире сказки», «Теремок», «Смоленск – щит России»;
  3. Православные храмы: Успенский собор, Церковь Георгия Победоносца, Церковь Св. Петра и Павла, Церковь Иоанна Богослова;
  4. Парк «Смоленское Поозерье»»
  5. Гостиницы: «Смоленск», «Центральная», «Патриот»;
  6. Предприятия питания (ресторан – «Рудня», кафе –« Кафе при Заднепровском рынке»);
  7. Завод «Смоленский хлеб»;
  8. Крестьянское хозяйство «Жила»;
  9. Комбинат «Смоленский лен»;
  10. ПО «Кристалл»;
  11. Банк  ООО «Коммерческий Смоленский банк»;
  12. Мед пункт при гостинице;
  13. Строительная компания «Смоленск – Билдинг»;
  14. Продуктовый магазин:
  15. Сувенирный магазин;
  16. Ювелирный салон;
  17. Больница  «Городская».

 

1. Туристско-экскурсионное  агентство «Город-Ключ», адрес: 241000, г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, д. 5, оф. 17

Тел.: (0812)64-37-23, E-mail: klutch@sci.smolensk.ru

Задачи: привлечь туристов и обеспечить им культурную, познавательную и экскурсионную программу, предоставить размещение и питание.

  1. Гостиницы : «Смоленск», «Центральная», «Патриот»;

Задачи: разместить туристов, предоставить высокий сервис, отвечающий всем требованиям.

  1. Предприятия питания: ресторан «Рудня», « Кафе при Заднепровском рынке».

Задачи: предоставить туристам завтрак, обед, ужин (по договору), разнообразное меню, высокое качество обслуживания.

  1. Завод «Смоленский хлеб».

Задачи: поставлять в ресторан, бар, гостиницы качественную, вкусную, свежую хлебобулочную продукцию.

  1. Крестьянское хозяйство «Жила».

Задачи: выращивать экологически чистые овощи, держать ферму крупного рогатого скота и свиноводство, реализовывать для  употребления и делать прямые поставки продукта в ресторан и предприятия питания при гостиницах.

  1. Продуктовый магазин.

Задачи: иметь в наличии большой ассортимент продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков, отвечающие всем гостам.

  1. Комбинат «Смоленский».

Задачи: поставлять льняные принадлежности, полотенца, скатерти, салфетки и другую ткацкую продукцию в гостиницы, бар и ресторан.

  1. Музей:

Музей «Смоленский лен» Расположен в памятнике архитектуры XVIII в. – соборе Троицкого монастыря. Является единственным в России музеем подобного профиля. Подлинные орудия возделывания и обработки льна, богатая коллекция крестьянской одежды и другие изделия изо льна дают представление об истории развития льноводства на Смоленщине

Музей “Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.”  Открыт в 1973 году к 30-летию освобождения Смоленщины от фашистских захватчиков. Располагается в памятнике архитектуры, построенном к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Подлинные экспонаты музея рассказывают о Смоленском сражении, рождении Советской гвардии, о подпольной и партизанской борьбе в тылу врага.

Музей «В мире сказки. Открыт в декабре 1992 года на одной из центральных улиц города и легко узнаваем по нарядным резным дверям и красочным витринам. Экспозиция музея знакомит со сказочными персонажами, представляет собой сцены из известных народных и пушкинских сказок.

Историко-архитектурный комплекс “Теремок” в Флёново. Расположен в 18 км от Смоленска. Ансамбль памятников архитектуры XIX – нач. ХХ века. Талашкино являлось важным художественным центром по изучению и возрождению традиций русского прикладного искусства.

Музей «Смоленск – щит России». Расположен в башне Громовая Смоленской крепостной стены, возведённой зодчим Фёдором Конем (памятник архитектуры XVII века), что позволяет ознакомиться не только с экспозицией, рассказывающей о роли государства Российского, но и осмотреть уникальное оборонительное сооружение изнутри. Задачи: провести показ и дать четкий интересный экскурс;

  1. Православные храмы:

 Смоленский Успенский кафедральный собор принадлежит к числу наиболее величественных и знаменитых храмов нашего Отечества.

Церковь Петра и Павла - один из самых важных памятников русского зодчества XII века. Сложена из большемерного кирпича.

 

Церковь Иоанна Богослова - была построена в 1160-е годы. Своды, глава и внутренние подкупольные столбы переложены в 18 веке.

  1. Парк «Смоленское Поозерье». Задачи: принимать группы туристов и представлять все красоты и достопримечательности парка «Смоленское Поозерье», предоставлять различные виды туризма.
  2. Производственное объединение «Кристалл» занимает наибольший удельный вес в объеме валовой продукции. Предприятие занимается гранильной отраслью. Это самое крупное предприятие по обработке алмазов. Задачи: при «Кристалле» открыт музей для туристов, действует постоянная выставка-продажа ювелирных изделий. При гостинице открыт салон, предлагающий продукцию предприятия.

 

 

 

  1. Банк ООО «Коммерческий Смоленский банк». Задачи: обмен валюты, денежные переводы и другие операции.
  2. Сувенирные магазины при гостиницах, ресторанах, барах. Задачи: предоставить туристам красочные каталоги, брошюры, значки, плакаты, календарики и т.п. из хороших качественных материалов.
  3. Мед пункты. Открыты при гостиницах.
  4. Больницы. Тесно сотрудничают с мед пунктами. Задачи: медицинская помощь, страховка.
  5. Строительная компания «Смоленск Билдинг». Задачи: реконструкция гостиничной базы, предприятий, участвующих в корпорации.

Все эти предприятия задействованы с целью создания крупной туристкой корпорации, в нее входят различные туристские предприятия области, непосредственно участвующие в обслуживании туристов и предприятия на прямую не связанные с оказанием туристских услуг, но продукцию которых можно использовать при обслуживании туристов. Корпорация позволит объединить усилия многих субъектов рынка Смоленской области для достижения как своих собственных целей, так и стратегической цели развития туризма.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Общеизвестно, что самые высокие доходы от туризма получает принимающая сторона. Поэтому развитие въездного туризма для России очень важно. На сегодняшний день въездной и внутренний туризм в России слабо развиты.

Особенности развития туризма в России во многом обусловлены политическими и экономическими изменениями, происходившими в стране после 1990 года. Иностранные граждане получили возможность свободно передвигаться по территории России, а российские выезжать за границу. Небольшие частные туристские фирмы стали во множестве появляться и в крупнейших городах, и в далекой провинции. Общий экономический кризис этих лет тоже существенно повлиял на структуру и динамику российского туризма. В итоге резко сократился спрос на преобладавшие прежде путешествия и отдых внутри страны и столь же резко увеличился спрос на ранее весьма немногочисленные поездки в зарубежные центры туризма. Основная причина чрезвычайного спада во внутреннем туризме - прекращение его финансирования государством и профсоюзами. Сократился и поток иностранных туристов, приезжающих в Россию. Таким образом, социально-экономические факторы в те годы не способствовали полноценному и сбалансированному развитию российского туризма.

Еще одна серьезная проблема в развитии российского рынка внутреннего туризма – несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг, особенно в части условий размещения, питания и перевозок, то есть в важнейших компонентах туристского сервиса. В результате многие из иностранных туристов, однажды побывавшие в российских регионах, не стремятся приехать к нам снова, а их суждения о российском туризме не способствуют формированию привлекательного облика страны.

Информация о работе Исследование состояния туризма в Смоленской области и определение стратегии развития