Исторические формы анимационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение основных исторических форм анимационной деятельности: их появления, исторического развития и места в современной индустрии развлечений.
Для достижения цели в проведении исследования необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие анимационной деятельности;
- выделить основные функции анимации;
- классифицировать формы развлечений и определить, какие из них являются наиболее общими историческими формами анимации;
- рассмотреть основные этапы возникновения и развития игр и казино;
- изучить историческое развитие театральной деятельности в мире и в России;
- проанализировать процесс появления праздников в Древней Греции и на Руси;
- разработать проект праздника 10-летия специальности «Социально-культурный сервис и туризм» РГАТУ, рассчитать его экономическую эффективность.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные понятия анимационной деятельности 5
1.1. Понятие и функции анимации 5
1.2. Классификация форм развлечений 7
2. Историческое развитие основных форм анимационной деятельности 12
2.1. Игра как древнейший вид развлечений. Игры народов мира 12
2.2. Историческое развитие театральной деятельности 17
2.3. Появление праздников в Древней Греции и на Руси 22
3. Проект праздника 10-летия специальности «Социально-культурный сервис и туризм» (РГАТУ) 30
3.1. Социокультурное обоснование и содержание проекта 30
3.2. Экономическая эффективность проекта 33
Заключение 36

Файлы: 1 файл

курсовик аним.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

В конце своей  жизни Аристофан, мастер древней  комедии, стал свидетелем появления  менее фантастической «среднеаттической  комедии» (около 375–325 до н.э.), которую, в свою очередь, сменила еще более  близкая к правде жизни «новая аттическая комедия» Менандра (около 342 – около 291 до н.э.).

Несмотря на заметно меньший вклад Древнего Рима в развитие драматического искусства, именно он передал греческие театральные  традиции более поздним эпохам. В  древней Аттике драма вышла из религиозной церемонии и долго сохраняла с ней тесную связь; в Риме эта связь полностью утрачивается. Театральное действо вырождается в обычное развлекательное мероприятие. Литературная драма никогда не знала того расцвета, который пережила в Афинах, и, в конце концов, ее вытеснили гладиаторские бои и грубые, вульгарные зрелища в исполнении мимов.

Единственное  театральное нововведение древнего Рима – амфитеатр, приспособленный  как для грандиозных зрелищ (как  навмахия, когда арена затоплялась  и разыгрывались потешные морские бои), так и для импровизированных мимических фарсов. С упадком и гибелью Римской империи искусство драмы практически полностью исчезает и уже не прослеживается до X в., хотя, вполне вероятно, продолжали существовать бродячие труппы мимов.

В X веке в церковной католической службе появляются зачатки нового театра. Первые примитивные религиозные драмы пелись или пересказывались на латыни священниками в самой церкви, в нефе. Вскоре церковные власти запретили священникам участвовать в подобных постановках и проводить их в церквях. Однако этот запрет лишь способствовал развитию новой драмы.

Представление переместилось на улицу и быстро раздвинуло свои рамки, охватив весь сюжет Библии в виде собрания 40-50 пьесок (циклов мистерий). Мистерии разыгрывались перед многочисленной аудиторией во время ежегодных празднеств.

К XV веку возросший общественный интерес к драматическим зрелищам привел к появлению первых профессионалов на сцене. Громоздкие мистерии не годились, и постепенно выработался репертуар из коротких фарсов, интерлюдий и моралите. Участники первых небольших трупп были в большинстве своем бродячими актерами.

Интерес к классическому  наследию, пробуждением которого ознаменовалось Возрождение, не обошел стороной и античный театр. Гуманисты и связанные с ними представители знати стали исполнять пьесы Теренция, Плавта и Сенеки, сначала на латыни, потом в переводе, а еще позднее – в адаптированном виде. Наибольшего размаха это движение достигло в Италии. К началу XVI века придворный театр активно занимается поиском новых форм, что было вызвано желанием гуманистов приспособить античную сцену к новым условиям, потребностью двора и знати в зрелищах и живым интересом художников-оформителей сцены к проблемам перспективы.

Интерес к драматическому искусству наблюдался не только в аристократических кругах, но и в среде простого народа. Во всех актерских коллективах женские роли исполняли мальчики, но отличительной чертой детских трупп (т.н. труппы мальчиков) было то, что мальчики играли все роли – как мужские, так и женские.

Последовавший после победы революции запрет на все виды актерской деятельности (1642 год) положил конец эпохе частного театра. Однако возродившиеся после Реставрации драматические представления многое в своих сценических формах позаимствовали у дворцового театра Возрождения.

С появлением в XVIII веке железных дорог в Англии и США возникло еще одно важное явление в жизни театра – гастроли, когда управляющие осознали, что можно извлечь выгоду из выездных выступлений труппы (основным или вторым составом).

Начало XIX веке ознаменовалось расцветом романтизма, и вместе с ним началось увлечение достоверностью в оформлении спектаклей и большей зрелищностью. Некоторое время «реализм» подразумевал выведение на сцену реальных объектов, таких, как экипаж на улице [32].

Истоки русского театра уходят в народное творчество и, прежде всего, в обряды. Например, сжигание чучела на масленицу есть не что иное, как одно из первых театральных  представлений. Эту игровую стихию подхватили и развили первые профессиональные артисты – скоморохи. Первое упоминание о скоморохах есть в старинных сказаниях и летописях.

Особой формой театра была народная драма. Представления напоминали коллективную игру, в которую каждый участник вносил что-то свое. Еще одной формой театральных действий был церковный театр, представления которого происходили по церковным праздникам.

История русского профессионального театра насчитывает  более трех веков. Датой рождения театра принято считать 17 октября 1672 года. Именно в этот день в селе Преображенском, в одном из летних царских дворцов, был сыгран первый спектакль в истории русского театра.

Театральные представления  становились при дворе регулярными. Кроме сцены в селе Преображенском была сооружена сцена в Кремле, на которой кроме «Артаксерксова действа» играли пьесы «Иудиф», «Темир – Аксаково действо», «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Жалобная комедия об Адаме и Еве».

На развитие театрального искусства повлиял  и школьный театр – представления играли в духовных и светских школах. Школьный театр дал русскому искусству двух выдающихся драматургов: Димитрия Ростовского и Симеона Полоцкого.

После смерти Алексея  Михайловича спектакли в царских  палатах прекратились, новый царь Федор Алексеевич не любил подобного  рода зрелищ. Спектакли вновь приобрели популярность только к середине XVII века при императрице Елизавете Петровне. Простые горожане снимали помещения и ставили там пьесы. Сейчас такие театры назвали бы самодеятельными.

Театральные представления  давались не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах. Одним из таких театров являлся Ярославский театр под руководством Федора Григорьевича Волкова.

30 августа 1756 года последовал исторический  для русской сцены указ императрицы  Елизаветы Петровны, в котором она повелевала «учредить русский для представления трагедий и комедий театр». Под театр был отдан Головкинский каменный дом на Васильевском острове. При формировании труппы возникли сложности с женской частью артистов и сначала женские роли приходилось играть мужчинам, но постепенно на сцену стали выходить и женщины.

В XVIII веке театр  в глазах общества приобрел уважение, возникла привычка и потребность  ходить в театр и читать пьесы. С 1786 по 1794 года выходил журнал «Российский театр», в котором публиковались оригинальные и переводные пьесы.

В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись «Министерством двора Его Императорского Величества». В эту сеть вошли три петербургских театра: Александринский, Мариинский и Михайловский, – и два московских: Большой и Малый.

С появлением пьес А. Н. Островского и И. С. Тургенева для русского театра начался период реализма. Актерское искусство изменилось вместе с драматургией. Оно стало более жизненным, правдивым, реальным. С пьесами Островского на сцену ворвалась стихия русской жизни, новый, сочный и современный язык, новые герои: купцы, чиновники, мещане. А. Н. Островский стал постоянным автором Малого театра. В его пьесах актеры театра блистали на протяжении всех последующих десятилетий.

XX столетие для  русского театра началось раньше  календарного. 22 июня 1897 года в московском ресторане «Славянский базар» встретились два человека: драматург и театральный критик Владимир Иванович Немирович-Данченко и Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский). После долгого разговора решено было организовать новый театр – Художественный Общедоступный театр [30].

С 1948 театры мира официально объединяет под эгидой ЮНЕСКО Международный институт театра (МИТ), хотя связь эта весьма слабая и сводится в основном к обмену информацией о новых постановках [32].

Театр – это ни с чем несравнимое искусство, его специфика заключается в изображении событий, которые непосредственно происходят перед зрителем; зритель становится их свидетелем и соучастником, что определяет особую силу идейного и эмоционального воздействия театра как одного из исторических форм анимационной деятельности.

2.3. Появление праздников в Древней  Греции и на Руси

Принято считать, что массовые празднества зародились в Древней Элладе, из чего можно сделать вывод о том, что история массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков.

Первоначальная  цель всякой праздничной процессии  в Древней Греции имела тесное отношение к культу; это было торжественное шествие жрецов и жертвоприносителей, в котором приводились к храму или алтарю предназначенные для Божества жертвы, приносились ему дары или какие-либо предметы, имевшие отношение к его культу. Но так как именно такие шествия являлись наиболее удобным случаем для обнаружения праздничного блеска и великолепия, то постепенно внешняя их сторона выступила на первый план. В них стали принимать участие целые хоры певцов и музыкантов, государственные магистраты и почетнейшие лица населения, эскорты вооруженных всадников и гоплитов и целые толпы народа, в том числе и женщины. В процессиях стали носить не только предназначенные для Божества дары, но и блестящую храмовую утварь, священные изображения, статуи и символы и т. д., и в некоторых случаях к торжественным процессиям сводилось все значение праздника [18, с.23].

Таким образом, праздник в Древней Греции как  явление культуры имел культовую  сущность, в которой находила выражение  сама идея праздника, и основная его составляющая символическое игровое действо.

В исторические времена количество праздников было весьма значительно. Разумеется, не все  праздники совершались одинаково  торжественно и не все дни, в которые  тем или другим Божествам совершались жертвоприношения, считались праздничными. Значительная часть праздников, в особенности древнейшего происхождения, была посвящена Богам, как господствующим в природе силам, от которых зависели перемены времен года, фазы небесных светил, атмосферные явления, урожаи или неурожаи, одним словом, все благоприятные или неблагоприятные для человека явления природы [20, с. 65].

В других праздниках Боги чествовались как устроители и  покровители общественного и  нравственного порядка, а иногда почитались и вместе в том и другом значении, так как в тех же силах природы древние видели и нравственные существа, то милостивые, то немилостивые к человеку. Далее совершались праздники в воспоминание исторических событий, в которых Боги, как казалось, особенно наглядным образом проявили свою силу. Наконец, вследствие общего верования, что умершие люди, пребывая в подземном царстве, имели притязание не только на почетную память в потомстве, но и на дары и жертвы, совершались в память усопших и общественные праздники, при которых, конечно, не были забываемы и Боги, правившие в подземном царстве [21, с.112-113].

Изучение греческих  праздников и обрядов, имеющих реальное религиозное значение, показывает, что подавляющее число их носило земледельческий характер, постольку поскольку Древняя Греция (за исключением немногочисленных ремесленных и торговых центров) жила земледелием и скотоводством. До начала развития ремесел и торговли, это относилось ко всей Греции, но именно тогда закладывались основания греческих культов.

В эпоху античности сценарий праздника формировался как  дифирамб во время дионисии, т.е. хоровое  песнопение, восхваляющее любимое божество, и комос – веселое карнавальное шествие ряжевых поселян. В начале возник определенный вид торжественного пения, исполняемого почитателями Бога, под руководством одного лица – зачинателя. Зачинатель начинал – хор продолжал. Шла своеобразная игра с толпой, которая затем стала частью праздничной забавы.

Способы празднования были различны, в зависимости от значения праздника. Но главными актами, с которых начинался праздник, были жертвоприношения и другие богослужебные обряды, которыми люди исполняли свой долг относительно Божества и которые сопровождались иногда песнями, процессиями, играми и т. п. Затем обыкновенно начиналось веселье, пляски и пиршества; существовали и печальные праздники, которые ознаменовывались прекращением всех обыденных дел и постами и воздержанием от удовольствий. Дети освобождались на праздники от учебных занятий, рабы избавлялись от работ, а в некоторые праздники даже пользовались равенством со своими господами или услугами со стороны последних[18, с. 87].

С течением времени  праздники у греков становились  все многочисленнее и роскошнее, но эта внешняя роскошь далеко не может служить доказательством увеличения религиозности народа. Напротив, на то, что не было непременной принадлежностью культа, а служило только украшению праздника, стали смотреть как на главное и существенное, на праздники стали стекаться не ради почтения к Божеству, а ради торжественных процессий, игр и других зрелищ, или для участия в праздничных пиршествах.

Наиболее ранними  массовыми праздниками в Греции были Элевсинские мистерии, совершаемые  в Аттике. Они посвящались Богине плодородия Деметре. Театрализованное представление, повествующее о похищении Персефоны Плутоном и ее возвращении из подземного царства к матери – Деметре, рассказывало о смене времен года, о смерти и возрождении природы.

Почитание Деметры  утвердилось не только в Элевсине, но постепенно распространилось и в других областях Греции. Вплоть до появления христианства элевсинские ритуалы привлекали очень многих. Поразительно, что они в каком-то смысле пережили все остальные греческие культы. Даже в XIX веке крестьяне Элевсина ставили в центре гумна изваяние Деметры, а когда его увезли в музей, жаловались на ухудшение урожая [21, с. 115].

Информация о работе Исторические формы анимационной деятельности