История развития гостиничного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в работе является история развития гостиничного хозяйства.

Предметом исследования является эволюция и тенденции развития гостиничного бизнеса.

Цель курсовой работы – изучить историю и современное состояние гостиничного рынка в мире, в частности, в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

история развития гост хозd.docx

— 71.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы. Понятие гостеприимство появилось еще на заре человеческой цивилизации. Оно исходит из древнейших традиций, присущих практически любой общественной формации в истории цивилизации человечества ─ уважения гостя, торжества его приема и обслуживания. Гостю всегда и у всех народов предоставляется все лучшее. В понятие гостеприимства исторически неизменно и обязательно входят кров и пища, т.е. услуга размещения и питания.

 Веками совершенствуясь и обретая новые функции, понятие гостеприимство дошло и до наших дней, превратившись в сильную и значительную отрасль, приносящую существенный доход, как владельцам, так и государству. Сегодня гостиничный бизнес не только способствует экономическому росту отдельных государств, но и играет важную роль в улучшении быта людей, становящихся все более мобильными в условиях глобализации.

Объектом исследования в работе является история развития гостиничного хозяйства.

Предметом исследования является эволюция и тенденции развития гостиничного бизнеса.

Цель курсовой работы – изучить историю и  современное состояние гостиничного рынка в мире, в частности, в Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть историю гостеприимства в разные исторические эпохи;

2. Проследить эволюцию развития гостиничного бизнеса;

3.Выявить тенденции и перспективы развития международного и российского гостиничного хозяйства;

4. Рассмотреть историю развития мировых гостиничных цепей.

 

I ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

 

    1. Гостеприимство в древних культурах

 

Понятие «гостеприимство» старо, как сама человеческая цивилизация. Английское слово «hospitality» (гостеприимство) происходит от старофранцузского «хоспис», что означает «странноприемный дом».

Появление первых прообразов гостиниц и профессий по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, связано с ранними периодами  человеческой истории и отражает особенности и традиции бытовой  культуры народов Древнего мира. В  обычаях разных народов было широко распространено покровительство путникам, которые выступало формой защиты их личности и имущества.

Самым древними домами, построенными с целью приема гостей, можно считать  таверны. В начале 20 в. был найден столб из черного камня высотой больше человеческого роста, на котором клинописью были вырезаны законы Хаммурапи, вавилонского царя, жившего в 1792-1750 гг. до н.э. Законы Хаммурапи предписывали владельцам таверн доносить властям на посетителей, замышлявших преступление и проговорившихся об этом за едой. Ослушание каралось смертной казнью. Таверны того времени пользовались дурной славой из-за плохого качества питания, зачастую разбавленного вина, а также из-за содержавшихся там притонов греха, домов терпимости.

В странах Древнего Востока  было принято путешествовать на верблюдах, собираясь в большие караваны. На караванных путях для ночевок  разбивали шатры. Опасаясь песчаных бурь и нападения разбойников, путники  нередко останавливались в так  называемых караван-сараях, первые свидетельства о которых относятся еще к III тыс. до н.э., к временам Древней Ассирии. Постепенно караван-сараи превратились в своеобразные гостиничные комплексы, которые включали загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной. Удобства, которые предоставлялись путешественникам в Азии, значительно превосходили те, на которые в это время можно было рассчитывать в Европе. Гостиниц в древнем мире явно не хватало. Евангельские тексты повествуют о том, что проведение переписи населения Вифлеема привело к переполнению местных гостиниц. Святое семейство разместилось на ночлег в хлеву, который был устроен в пещере, где и появился на свет Иисус Христос [4].

С развитием торговли появилась  потребность в создании мест для ночлега. Передвижение в те времена было медленным и трудным, таверн в Европе было совсем мало. Многим путникам приходилось уповать на гостеприимство в частных домах. В Древней Греции еще в I тыс. до н.э. начинается развитие гостиниц. Древние греки были достаточно гостеприимными. В богатых домах можно было получить бесплатный ночлег, для этого существовали особые комнаты для гостей. В курортных местностях строились жилища для сдачи внаем приезжающим. Хуже приходилось путнику, если ему приходилось заночевать в дороге, не доехав до города. Придорожных постоялых дворов было очень мало. Развитие сообщений приводит к формированию самобытного обычая, когда право чужестранцев на гостеприимство защищают особые «Союзы гостеприимства». В греческих городах-полисах существовали частные заезжие дворы ─ катагогии, но их содержание не считалось делом достойным. Поэтому большинство гостиниц были государственными. Эти так называемые пандокеи строились в местах проведения спортивных игр, в курортных местностях и т.д. В этих гостиницах путникам предлагали только ночлег, провизию же ему приходилось возить с собой.

Даже в период процветания  Римской империи купцы, странствующая  молодежь, бродячие артисты, паломники  могли рассчитывать после трудной  дороги только на связку соломы в постоялых  дворах и на теплый бок своей лошади, чтобы не замерзнуть.

Потребность в развитии системы  гостеприимства была обусловлена и  размерами Римской империи. Для  более или менее оперативного управления государством была создана  густая сеть дорог, связывавших столицу с другими городами. Этими дорогами охотно пользовались путешественники. Еще в I в. до н.э. на всех главных дорогах Римской империи возникли государственные постоялые дворы. Они располагались на расстоянии одного дня езды на лошади, т.е. примерно через каждые 25 миль, ими пользовались лишь правительственные чиновники и гонцы по специальным разрешениям. Позднее постоялые дворы предоставили свои услуги всем желающим путешественникам. За определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передвижения, охрана в пути, а также жилье и питание.

Эти постоялые дворы не были комфортабельными. На лучшие условия  путники могли рассчитывать в  частных гостиницах. Некоторые богатые  землевладельцы строили на границах своих владений собственные постоялые  дворы. Управляющими вполне могли быть рабы или вольноотпущенные. В провинциях и самом Риме возникали “пристанища” ─ гостиницы, представлявшие собой целый комплекс с садом, водоемом во внутреннем дворике, залом для встречи высоких гостей и отдельными комнатами.

У римлян существовала определенная классификация гостиниц. Они строили два типа “пристанищ”: один из них предназначались для плебеев (стабулярии), другие ─ только для патрициев (мансионес). Венецианский купец-путешественик Марко Поло, посетивший в свое время Рим, с одобрением отзывался о постоялых дворах, отмечая, что в них “и королю остановиться незазорно”.

Хотя большинство постоялых  дворов и таверн того времени продолжало пользоваться сомнительной славой, система гостеприимства в Древнем Риме продолжала развиваться.

Особую славу приобрели  знаменитые римские пиры, которые  устраивала знать. Для состоятельных  римских граждан организовывались своеобразные “рестораны” в трактирах, особой популярностью среди которых  пользовалось заведение римского трактирщика  Секвиля Локарта. Римские повара считались городской элитой и  награждались высокими титулами. Во времена  правления императора Адриана (117 ─ 138г.н.э.) они учредили на Палатинском холме свою собственную Академию кулинарного искусства.

На протяжении веков облик  древней гостиницы не изменялся. В основном она состояла из ограждения для лошадей и двухэтажного здания, в котором на первом этаже располагалась  таверна, а на втором ─ спальни. Затем в этот комплекс основных услуг для путешественников начали добавляться открытые и крытые галереи, где устраивались театральные представления (английские инны). Несомненно, что уже тогда существовала практика оказания путешественникам и других бытовых услуг со стороны владельцев этих заведений, членов их семей, прислуги и мелких ремесленников. Такие гостиницы уже тогда являлись родоначальниками туристских комплексов на соответствующих тем временам качественном и количественном уровнях оказания услуг [1].

В Англии распространялись: странноприимные дома монастырей; инные (типовые дорожные гостиницы), имеющие на первом этаже таверну и конюшню, служебные и хозяйственные помещения, а на верхних этажах ─ спальни, выходящие в прямоугольный внутренний двор и соединенные крытой галереей (во внутреннем дворе проводились театральные представления). Бурный рост старых и новых ремесел, развитие торговли, появление дилижансов привело к дальнейшему  развитию постоялых дворов.

В Европе постоялые дворы  начинали создаваться при монастырях. Церковь обязывала организовывать “госпиции” для путешественников, паломников, священников, путешествующих по святым местам. Развитие торговых связей привело к значительному росту гостиничного хозяйства в Европе. Однако гостиничное хозяйство того периода было крайне примитивным: в гостиницах отсутствовали удобства, их санитарный уровень был чрезвычайно низок. Постоялые дворы располагались в городах и на дорогах, ведущих из одних стран в другие. Помимо путешественников услугами этих гостиных домов пользовались гонцы, курьеры и др. [8].

В Монгольской империи  во все крупные провинции шли  большие дороги, обсаженные деревьями. На расстоянии от 175 до 210 км одно от другого  в населенных и до 28 км в пустынных  местностях были построены большие  здания ─ станции, хорошо оборудованные и снабженные запасами всякого рода провизии, так называемые “ямбы”. Ямбы были хорошо обставлены, в каждой комнате имелись шелковые постели, чистое шелковое белье и все необходимые принадлежности, которые могли понадобиться путешественнику. При каждой ямбе были конюшни на 200 ─ 400 лошадей. В пустынных местностях иногда вместо лошадей содержались верблюды. В каждом таком станционном доме ─ ямбе был смотритель, следивший за тем, чтобы всегда наготове были лошади. Между большими почтовыми станциями на расстоянии трех миль одна от другой располагались подстанции. Предназначались они главным образом для гонцов ─ пешеходов, которые не могли проходить в день более 21 км.

Сетью таких вот янбов, или ямбов, были покрыты все владения монголов. На Руси это название трансформировалось в “ямы”, которые и явились предшественниками гостиниц. В ямах отдыхали, меняли лошадей. Ямская служба впоследствии также была заимствована нашими предками у монголов. В XV веке завершилась ее централизация и был создан Ямской приказ, который создавал ямские станции, организовывал тяговую повинность и управлял ямщиками всей Руси. Одним из видов заведения, дававшего приют и обеспечивавшего необходимыми услугами приезжих в Россию купцов, был гостиный двор.

Гостиный двор ─ древнерусское название помещений преимущественно для оптовой торговли, отводившихся в городах первоначально только для иностранных или приезжих купцов-гостей. Особенностью гостиного двора, тоже заимствованной с Запада, было то, что купцы не только торговали в нем, но и жили. Таким образом, он получил характер иностранной колонии, пользовавшейся полной внутренней автономией относительно местных властей.

В позднее время гостиные дворы утратили свое первоначальное значение и превратились просто в  центральные городские рынки, в  торговые ряды, открытые для всякого  рода купцов и обыкновенно лишенные какой бы то ни было автономной организации.

Новгород являлся в XI ─ XII веках важным торговым городом Древней Руси. Развитию торговли в нем способствовала близость Балтийского моря и удобные пути, преимущественно водные, соединявшие его как с этим морем, так и с внутренними территориями Руси. Торговые связи с зарубежным купечеством способствовали возникновению и успешному функционированию гостиных дворов, предназначавшихся для иностранных пользователей, а также выходцев из различных княжеств Древней Руси. Таким образом, гостиные дворы ─ далекий прообраз современных интуристовских гостиниц. При их создании в основу брался национальный признак.

Изменялся и материал для  строительства гостиных дворов. Если в Новгороде основным материалом было дерево и только отдельные постройки  из камня, то в Москве гостиные дворы  были каменными. С развитием общества, с движением научно-технического прогресса начинают образовываться более современные, соответствующие  требованиям эпохи формы гостиничной индустрии [4].

 

    1. Эволюция гостиничного хозяйства

 

В XIX стл. вырастают требования гостиничной клиентуры, все больше повышается комфорт и уровень  обеспечения гостиниц. Возникают  своего рода большие гостиницы с  роскошными ресторанами и кафе, которые  находились при них.

XIX стл. стал переломным  в развитии гостиничного бизнеса.  Начался период строительства  постоялых гостиниц дворцового  типа высокой комфортабельности  по все Европе. Поток богатых  англичан и американцев в Европу  меняет культуру гостиничных  услуг ─ они принимают все больше и больше стандартизованный характер. Именно тогда входят английские слова “экспрэс”, “комфорт”, “дизайн”. В конце XIX стл. в Европе (сначала в Швейцарии) начинают строить современные гостиницы с высоким уровнем комфорта. В конце XIX стл. гостиничный бизнес начинает действовать как самостоятельный фактор развития туризма ─ он формирует для себя рынки сбыта гостиничных услуг. Туризм очень быстро становится “массовым”. Создаются туристические бюро (например, Союз Томаса Кука) и рекламные агентства, которые специализируются на рекламе гостиничных услуг [3].

Соответственно везде  образовывались первые организации, которые  специализировались на обслуживании временных  гостей. На смену скромным пансионам  и “комнат для гостей” в  домах священнослужителей, монастырях открываются первые комфортабельные гостиницы. В 1812 году в центральной Швейцарии вступает в действие гостиница «Риги ─ клэс ─ тэрли», в 1832 ─ гостиница в г. Фаульхорн. В1801 году в Германии открывается первоклассная гостиница «Бадише Хоф» в Бадэн-Бадэни, в 1859 в Швейцарии ─ «Гранд ─ отэль Швайцэр-хоф» в городе Интэрлакэни. В Германии в середине XVIII ─ XIX стл. возникают первые курорты минеральных вод ─ в Хайлыгэн-дами, Травэмюнди. В этот период становления туризма строились, в первую очередь, роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократичных кругов, «нового дворянства», высшего офицерства.

Информация о работе История развития гостиничного хозяйства