История развития гостиничного хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в работе является история развития гостиничного хозяйства.

Предметом исследования является эволюция и тенденции развития гостиничного бизнеса.

Цель курсовой работы – изучить историю и современное состояние гостиничного рынка в мире, в частности, в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

история развития гост хозd.docx

— 71.42 Кб (Скачать файл)

Вторая редакция, значительно  переработанная выходцем из Новгорода, ставшим впоследствии влиятельным  советником молодого московского царя Ивана Грозного, благовещенским протопопом Сильвестром, дошла до наших пор. В «Домострое» даются рекомендации хозяину дома и его домочадцам, как надо встречать и потчевать гостей.

 «Домострой» представляет собой первую энциклопедию домашнего хозяйства, в которой даны примерные планы проведения важных семейный и общественных мероприятий, встреча гостей. В «Домострое» аккумулировалось все то, что в целом на Руси составляло понятие дом в его собирательном значении [5].

2.2 Гостиницы во времена петровской России

 

На Руси постоялые дворы, именуемые ямами, появляются в XII ─ XVIII вв. Они служили для отдыха путешественников и смены лошадей. Эти предшественницы гостиниц располагались одна от другой обычно на расстоянии конного перехода.

С допетровских времен на Руси существовали особые документы –  подорожные, которые выдавались каждому желающему отправиться в дальний путь. В подорожной указывалось имя путешествующего, цель поездки и маршрут следования. Без этого документа невозможно было ни получить лошадей, ни свободно передвигаться по территории Российской империи.

В период правления Петра I возрастает мобильность населения. На дорогах России в это время  можно было встретить и роскошные  кареты знати, запряженные большим  количеством лошадей, и возки  с менее состоятельной публикой, и простые телеги.

Для перевозки почты строились  специальные почтовые тракты. Именно на них и стали появляться придорожные  гостиницы. Первая такая гостиница была создана в 1715 году при почтовом ведомстве в Санкт-Петербурге. Эту дату принято считать началом официальной истории отечественного гостиничного хозяйства. Созданию сети придорожных гостиниц способствовал Указ Петра I «Об учреждении постоялых и гостиных дворов», изданный им в январе 1719 года.

Роль и значение гостиниц для российского общества были велики, неслучайно, что именно в них царь любил устраивать ассамблеи и  торжественные приемы. Постепенно набор  сервисных услуг, предлагавшихся в  гостиницах, возрастал. Благодаря им стали пользоваться популярностью  общественные бани. Первые бани были созданы  для удобства путешественников, но постепенно ими стали пользоваться и местные жители.

Социально-политические и  экономические реформы, которые  проводил Петр I в России, не могли  не оказать заметного влияния  на систему гостеприимства. Изменения, происходившие в ней, во многом были обусловлены стремлением ввести европейские стандарты, с которыми познакомились русские послы, купцы  и молодые дворяне, получавшие по воле царя образование за границей. Да и сам Петр I во время своих  заграничных путешествий имел возможность  лично изучить условия проживания и питания и услуги, предоставляемые  гостям в европейских гостиницах и постоялых дворах. Все это  заставило по-новому взглянуть на существующую в то время в России систему гостеприимства, основными  элементами которой до правления  Петра I были гостиные дворы и ямские станции [10]. 

 

2.3 Гостиницы дореволюционной России

 

В России к XVIII в. существовало немало постоялых и гостиных дворов, которые в крупных городах  выполняли различные функции, в  них осуществлялась торговля, коммерческие и купеческие сделки. Многие гостиные дворы принимали гостей по национальному  признаку. Так, в Москве существовали «английский», «греческий», «армянский», в Нижнем Новгороде, к примеру, были «немецкий», «голландский» дворы. Развитие промышленного производства приводит к росту городов, численности  их населения, а расширение торговых и других связей между российскими  городами и губерниями оказывает  благоприятное воздействие на развитие гостиничного хозяйства Российской империи. Во всех крупных городах  к началу XIX в. существуют современные  по тем временам гостиницы. С 1821 г. действовало  Положение, регламентировавшее правила  содержания гостиниц, рестораций и  трактиров. Гостиницы предоставляли  не только услуги размещения, но и питания  с широким набором блюд и напитков. Позднее был отменен запрет на музыку в ресторанах гостиниц. Строительство  гостиниц шло быстрыми темпами. В  Москве в 1818 г. их насчитывается 7. В  городе на улице Неглинной возводится фешенебельная гостиница «Европа», переименованная в годы советской  власти в «Центральную». К началу XX в. в одном только Петербурге гостиниц уже более 320, а в целом по России в 1910 г. было более 4600 гостиниц, и это  не считая постоялых дворов и трактиров  с номерами. В гостиничный бизнес приходят инициативные и предприимчивые люди, такие как купец Н. И. Корзинкин, который в 1878 г. образует товарищество «Большая Московская гостиница», под  которое он приобретает пятиэтажный  дом с рестораном и садом [8]. 

 

2.4 Гостеприимство в СССР

 

 В первые годы советской  власти гостиничное хозяйство  страны коренным образом перестраивается,  его предприятия национализируются,  идет строительство новых гостиниц. В предвоенные годы большие  и малые гостиницы существовали  в 700 городах страны. Успешно шло  восстановление гостиничного хозяйства  и после Второй мировой войны.  Количество гостиниц к 1960 г.  почти удвоилось. Появились и  рекордсмены и этой области.  Так, в 1967 г. была построена  гостиница «Россия», имевшая 3182 номера.

В советский период существовали четыре ведомства, которые занимались гостиничным хозяйством. Это Госкоминтурист, ВЦСПС, муниципальные и молодежные организации. В каждом ведомстве  были свои стандарты и принципы аттестации. При классификации гостиниц в  СССР использовалась система разрядов, которая мало соответствовала европейским  стандартам. До распада СССР существовала единственная гостиничная цепь «Интуриста», которая в 1970 г. занимала 23-е место  в мире и насчитывала более 27 тыс. номеров.

Гостиничное хозяйство страны в этот период было крайне пестрым  как по комфортабельности, так и  по уровню сервиса. Наиболее комфортабельными, естественно, были гостиницы «Интуриста». Гостиницы для рядовых советских  граждан чаще всего отличались невысоким  уровнем сервиса и комфорта и  были в основном нерентабельными.

Особенно благоприятную  роль в развитии инфраструктуры гостеприимства сыграли крупные международные  мероприятия, проведенные в СССР. В частности, для Олимпийских  игр 1980 г. было построено несколько  крупных гостиничных центров, в  том числе туристский комплекс «Измайлово»  в Москве, который имел пять 30-этажных  корпусов на 9568 мест (номера на 1─2 человек), туристский кабинет, культурный центр. Гостиничное хозяйство страны в это время насчитывало более 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс. койко-мест и было представлено разнообразными средствами размещения. Вблизи крупных городов, историко-культурных центров, вдоль популярных маршрутов строятся мотели и кемпинги, рассчитанные на прием автотуристов, в курортных зонах создаются ведомственные гостиницы, близ железнодорожных вокзалов и аэропортов строятся отели, в городах появляются Дома туристов и Дома колхозников, рассчитанные на прием специализированных категорий посетителей и т.д. [4].

 

2.5 Гостиничное хозяйство России в 90-е годы

 

Перестроечные процессы оказали  негативное влияние на состояние  гостиничного хозяйства в России. Сокращение туристских потоков привело  к снижению спроса на гостиничные  услуги, что, в свою очередь, повлекло сокращение числа гостиниц. С начала 90-х гг. наблюдается особенно резкое сокращение числа гостиниц и их загрузки. Даже в таких крупных городах, как Москва, коэффициент загрузки гостиниц составляет немногим более  половины. В целом же по России гостиницы  заполняются только на треть. Основная причина ─ резкое сокращение централизованного финансирования гостиничного хозяйства. Во многих регионах страны четко проявилась тенденция убыточности гостиничного хозяйства. Основная часть гостиниц нуждается в реконструкции и обновлении материальной базы, поскольку они в настоящее время не соответствуют мировым стандартам.

Проблемы отечественного гостиничного хозяйства в этот период связаны с низким уровнем сервиса, недостаточной материально-технической  оснащенностью, нехваткой профессиональных кадров, в том числе и специалистов в области гостиничного менеджмента, способных работать в новых рыночных условиях. Одним из негативных факторов развития гостиничной индустрии  была неравномерность гостиничного фонда. Более 60% гостиниц были расположены  в городах, причем в основном в  крупных городах, и только 30% гостиниц находилось в сельской местности.

В гостиничном бизнесе  России крайне неравномерно начинается процесс воссоздания индустрии  гостеприимства, восстановление утраченных связей между гостиничными предприятиями  стран СНГ и Латвии.

На смену монополизированному  гостиничному хозяйству с 1993 г. в  России стал складываться рынок гостиничных  услуг. В настоящее время в  гостиничном бизнесе России принимает  большое число предприятия с  различными формами собственности: акционерные общества, совместные предприятия, муниципальные предприятия, ведомственные  гостиничные предприятия и малые  частные гостиницы и пансионаты. Раньше у каждого ведомства были свои критерии и принципы аттестации гостиниц. В 1995 г. на территории России была введена единая система классификации  по категориям от 1 до 5 звезд [6].  

 

2.6 Гостиничный бизнес в современной России

 

Процессы, происходившие  в 90-е годы, свидетельствовали о  нелегких временах гостиничного бизнеса. Шло ветшание и сокращение гостиничного фонда страны. Представители гостиничного бизнеса в 90-е годы создали национальные ассоциации для укрепления своих  позиций, для поддержки отечественного гостиничного бизнеса и защиты интересов  национальных производителей гостиничных  услуг. Российская гостиничная ассоциация была учреждена ГАО «Москва», Российской ассоциацией туристских агентств, АО «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга» и др.

К концу 90-х годов происходят заметные изменения, которые коренным образом меняют положение гостиничного хозяйства в стране. В РФ начинается формирование гостиничных цепей, прежде всего при поддержке иностранного капитала. Рынок гостиничных услуг  ориентируется на западные стандарты. Отличительной особенностью развития гостиничного хозяйства стало внедрение  иностранных гостиничных компаний из Австрии, Франции, США, Великобритании и других стран, а также привлечение  иностранных инвестиций для реконструкции  гостиниц в крупных городах и  туристских центрах России. На российский рынок пришли международные гостиничные  цепи («Аккор», «Марко Поло», «Кемпински», «Мариотт», Холидей Инн» и др.), которые  подняли стандарты обслуживания, ввели гибкую ценовую политику и  усилили конкуренцию на рынке  гостиничных услуг.

Начинается строительство  новых гостиниц на месте старых, не отвечающих требованиям международного туризма. Планируется демонтаж еще  нескольких гостиниц в историческом центре города, таких как «Минск», «Киевская», на месте которых будут  построены современные гостиничные  комплексы. Коренной реконструкции  будет подвергнута и знаменитая московская гостиница «Россия».

Функционирование гостиничного хозяйства России на современном  этапе выявило наличие благоприятной  тенденции постепенного выхода этой отрасли из кризиса, что проявляется  в увеличении рентабельности предприятий, повышении загрузки гостиниц, особенно тех, которые расположены в крупных  городах, в курортных местах, традиционных туристских центрах. Хотя в целом  состояние этого бизнеса остается еще достаточно нестабильным и тяжелым, особенно в российских регионах [10].

Интерес к гостиничному строительству в России наметился около пяти лет назад и продолжает расти. Подкрепляется он сохраняющимся дефицитом предложения гостиничных услуг практически во всех ценовых категориях при стабильном спросе.

Последние десять лет российский гостиничный  рынок ежегодно рос на 15─20%, а объем рынка составил порядка $ 4 млрд. Всего на российском рынке работает около 4000 гостиниц, включая санатории и пансионаты, что составляет более 410 тысяч мест.

Важной тенденцией российского  ранка гостиничных услуг является проникновение международных сетевых  компаний. Это в первую очередь  связанно с недостатком опыта  российских компаний в гостиничном  бизнесе. Их проникновение на российский рынок происходит различным путем: присоединением уже построенных  гостиниц, поглощение конкурирующих  гостиничных цепей, строительством новых объектов по своим технологиям  и на свои средства.

С этим напрямую связана тенденция  к росту числа инвестиционных проектов по строительству и реконструкции  гостиниц. Здесь необходимо отметить некую противоречивость рынка гостиничных  услуг. Несмотря на то, что в основном рост инвестиций характерен для гостиниц высокого сегмента – «4 звезды» и  «5 звезд», существует тенденция к  сокращению числа подобных гостиниц. Такая тенденция объясняется  тем, что сроки окупаемости дорогих  отелей гораздо меньше, а заполняемость  остается наиболее высокой среди  всех сегментов.

В настоящий момент серьезной альтернативой  гостиницам в таких условиях становятся съемные квартиры с посуточной оплатой  – апартаменты. Подтверждением этому  служит возникновение ассоциации мини-гостиниц. Такая кооперация, скорее всего, поспособствует еще и тому, что теперь услуги большинства мини-гостиниц, до сих  пор разрозненные, обретут некоторый  регламент и выйдут на более цивилизованный уровень [9] .

Вывод: гостиничное хозяйство России прошло в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей хозяйства. В России гостиничный бизнес ─ развивающаяся отрасль. Во всех сферах гостиничной деятельности, как на уровне государственных структур, так и в области формирующегося гостиничного бизнеса, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации. Российским предприятиям сферы гостеприимства и российским хотельерам в частности еще предстоит много работы над качеством и расценками на предлагаемые услуги.

Информация о работе История развития гостиничного хозяйства