Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:24, курс лекций
Развитие рыночных отношений в России все более вовлекает предприятия в конкурентную борьбу, и без маркетинга достичь конкурентного преимущества сегодня практически невозможно. Руководители российских предприятий осознали: маркетинг – неотъемлемая составляющая успеха компании. Поэтому учебный предмет «Маркетинг» является одним из основных в профессиональной подготовке специалистов в области маркетинга и управления.
1 Что изучает дисциплина 3
2 Как изучать 4
3 Основные понятия и термины 5
4 Главное в содержании дисциплины 27
5 Что готовить к зачету/ экзамену 69
6 Выполните самостоятельно 72
7 Проверь себя 79
8 Откуда взять информацию 122
Концептуальная модель
системы маркетинговой
Рис. 3. Маркетинговая информационная система (МИС)
Подсистема внутренней отчетности является основой МИС. В ней отражаются сведения о заказах, продажах, ценах, запасах, дебиторской и кредиторской задолженностях и т.п. Анализ внутренней информации позволяет менеджеру по маркетингу выявить перспективные возможности и насущные проблемы предприятия.
В то время как подсистема внутренней отчетности содержит и предоставляет данные о том, что уже произошло, подсистема системы маркетингового наблюдения предоставляет сведения о ситуации на рынке в данный момент. Маркетинговое наблюдение определяется как постоянная деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимой как для разработки, так и для корректировки маркетинговых планов.
Маркетинговые исследования в отличие от маркетингового наблюдения предполагают подготовку и проведение различных обследований, анализ полученных данных по конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед предприятием.
В МИС также входит подсистема обеспечения маркетинговых решений, которая представляет собой взаимосвязанный набор систем данных, инструментов и методик, с помощью которого предприятие анализирует и интерпретирует внутреннюю и внешнюю информацию.
2. Маркетинговые исследования
Маркетинговые исследования
– систематическое определение
круга данных, необходимых в связи
со стоящей перед предприятием мар
Общая схема проведения
маркетингового исследования:
1. Определение проблемы, целей и методов
исследования.
1.1. Определение потребности в проведении
маркетинговых исследований.
1.2. Определение проблемы и формулирование
маркетинговых целей.
1.3. Выбор методов проведения маркетинговых
исследований.
2. Разработка плана исследований.
2.1. Определение типа необходимой маркетинговой
информации и источников ее получения.
2.2. Определение методов сбора необходимой
информации.
2.3. Разработка форм для сбора данных.
2.4. Разработка выборочного плана и определение
объемов выборки.
3. Проведение исследования.
3.1. Сбор данных.
3.2. Анализ данных.
4. Интерпретация полученных результатов
и доведение их до руководства.
4.1. Подготовка заключительного отчета.
4.2. Презентация заключительного отчета.
3. Маркетинговая среда и ее структура
Маркетинговая среда включает в себя все силы, оказывающие влияние на способности предприятия устанавливать и поддерживать эффективные связи с целевым рынком. Она состоит из внешней микро- и макросреды и внутренней среды.
В микросреде действуют внешние силы, представленные поставщиками, посредниками, потребителями, конкурентами и общественностью (контактными аудиториями).
Макросреда включает в себя основные факторы, влияющие на деятельность предприятия на определенном сегменте рынка: экономические, демографические, научно-технические, природные, политико-правовые, культурные.
Комплекс маркетинга (товар, цена, распределение и продвижение) и внешние факторы, влияющие на деятельность предприятия на определенном целевом рынке, представлены на рис.4.
Рис. 4 .Маркетинговый комплекс и факторы, влияющие на него
Т Е М А: Сегментирование рынка
Сегментация рынка – деление (дифференциация) любого рынка на отдельные части (сегменты) с учетом множества критериев и факторов.
Сегмент рынка – группа потребителей, продуктов или предприятий, обладающих общими характеристиками.
Признаки сегментации рынков – это способы выделения сегментов рынка (например, географические сегменты, ценовые сегменты, сегмент рынка по уровню доходов потребителей и т.п.).
Основными признаками сегментации рынка по группам потребителей являются географические, демографические, личностные, поведенческие характеристики. Сегмент рынка по группам потребителей определяется по совпадению у определенных групп потребителей нескольких признаков. В идеальном случае сегмент рынка – это группа потребителей, которые сходны по своим специфическим нуждам и потребностям и одинаково реагирующие на комплекс маркетинга.
Признаками сегментации рынка по группам продуктов могут быть функциональные и технические параметры продукта, цена и т.п.
Признаками сегментации
рынка по предприятиям-конкурентам
Сегментация рынка по потребителям, по продуктам и предприятиям взаимно дополняет друг друга, и все полученные результаты рассматриваются в комплексе, что позволяет правильно выбрать наиболее эффективный сегмент рынка.
Критерии сегментации и отбора рынков – способы оценки выбора того или иного сегмента рынка.
Наиболее распространенными
критериями сегментации являются:
– емкость сегмента, по которой определятся
число потенциальных потребителей и, соответственно, необходимые производственные
мощности;
– каналы распространения и сбыта продукции,
позволяющие решить вопросы о формировании
сети сбыта;
– устойчивость рынка, позволяющая сделать
выбор о целесообразности загрузки мощностей
предприятия;
– прибыльность, показывающая уровень
рентабельности предприятия на данном
сегменте рынка;
– совместимость сегмента рынка с рынком
основных конкурентов, позволяющая оценить
силу или слабость конкурентов и принять
решение о целесообразности и готовности
внесения дополнительных затрат при ориентации
на таком сегменте;
– оценка опыта работы конкретного персонала
предприятия (инженерного, производственного
или сбытового) на выбранном сегменте
рынка и принятие соответствующих мер;
– защищенность выбранного сегмента от
конкуренции.
Стратегия массового маркетинга предполагает достижение конкурентных преимуществ по издержкам. В этом случае все действия и решения предприятия должны быть направлены на снижение затрат. Прочие характеристики (качество, сервис), хотя и являются подчиненными, но не должны совсем оставаться без внимания. Используя стратегию, фирма ориентируется на широкий рынок и предлагает товары в большом количестве. Внимание и усилия сосредоточены не на том, чем отличаются потребности отдельных групп потребителей, а на том, что в этих потребностях общего. С этой целью предлагаются товары, которые могут быть восприняты положительно максимально широким кругом покупателей.
Необходимые предпосылки
использования стратегии
- большая доля рынка или другие существенные преимущества
(например, доступ к дешевому сырью);
- строительство производственных сооружений
эффективной величины;
- строжайший контроль расходов;
- использование возможностей снижения
затрат (например, отказ от прямых поставок
небольших партий товара, снижение расходов
на исследования, сервис, рекламу).
Стратегия дифференцированного
маркетинга состоит в том, что фирма производит
различные виды одного товара, отличающиеся
от продукции конкурентов и имеющие нечто
неповторимое с точки зрения потребителей.
Факторами дифференциации могут служить
улучшенное качество, специфические сырьевые
материалы, оригинальное внешнее оформление,
упаковка и т.д. Это позволяет удовлетворять
запросы различных групп потребителей
на рынке, т.е. работать на достаточно большом
количестве сегментов. Для каждого из
них предлагаются разнообразные товары.
Наличие у них уникальных достоинств позволяет
сформировать лояльность к товарной марке
и установить сравнительно высокие цены.
Необходимые предпосылки использования
стратегии дифференцированного маркетинга:
- достаточная известность предприятия;
- возможность проведения широких маркетинговых
исследований;
- применение материалов высокого качества
и соответствующего дизайна;
- интенсивная работа с потребителями;
- учет соотношения «цена – качество».
Стратегия концентрированного маркетинга предполагает, что фирма концентрирует свои усилия на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка и предлагает товары в расчете на удовлетворение потребностей именно этих групп покупателей. Лидерство в специфическом сегменте достигается через низкие затраты и цены или уникальность товара, или того и другого вместе. Для этого фирма может контролировать издержки, концентрируя усилия на нескольких ключевых товарах, предназначенных для специальной группы потребителей, создавая высокую репутацию при их обслуживании.
Т Е М А: Товарная политика
1. Товар и его жизненный цикл
Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления (физические объекты, услуги, лица, организации, идеи).
Товарная единица – обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами.
Товар можно рассматривать с
позиции трех уровней:
1. Товар по замыслу – идея товара и основная
выгода от него.
2. Товар в реальном исполнении.
3. Товар с подкреплением.
Товар в реальном исполнении включает
уровень качества товара, набор
свойств, оформление, марочное название,
упаковку.Товар с подкреплением означает
личное внимание к покупателю, доставку
на дом, гарантию возврата денег, монтаж
и т.д., т.е. услуги, связанные с приобретением
и использованием товара.Товары классифицируются
следующим образом:
1. Товары длительного пользования, т.е.
товары, выдерживающие многократное использование.
2. Товары кратковременного использования
– материальные изделия, потребляемые
за один или несколько циклов использования.Классификация
товаров широкого потребления:
– товары повседневного спроса (основные
товары постоянного спроса),
– товары импульсной покупки (товары для
экстренных случаев);
– товары предварительного выбора (схожие
и несхожие товары);
– товары особого спроса (товары с уникальными
характеристиками);
– товары пассивного спроса (товары, которых
потребитель не знает или знает, но не
задумывается об их покупке, пока реклама
не донесет до потребителя);
– товары промышленного назначения классифицируются:
на материалы и детали, полуфабрикаты
– товары, полностью используемые производителем.
В жизненном цикле товара выделяются
следующие этапы:
– разработки товара;
– выведения на рынок;
– роста спроса;
– насыщения рынка (зрелости);
– упадка (спада спроса);
– реанимации.
В табл. 3 приведены основные этапы
жизненного цикла товара и их характеристика.
Таблица 3
Жизненный цикл товара и характеристика отдельных этапов
|
Этап выведения на рынок |
Этап роста |
Этап зрелости |
Этап упадка |
Характеристика | ||||
Сбыт |
Слабый |
Быстрорастущий |
Медленно растущий |
Падающий |
Прибыль |
Ничтожная |
Максимальная |
Падающая |
Низкая |
Потребители |
Любители нового |
Массовый рынок |
Массовый рынок |
Отстающие |
Число конкурентов |
Небольшое |
Постоянно растущее |
Большое |
Убывающее |
Ответная реакция | ||||
Основные стратегические маркетинговые усилия |
Расширение рынка |
Проникновение вглубь рынка |
Отстаивание своей доли рынка |
Повышение рентабельности производства |
Затраты на маркетинг |
Высокие |
Высокие, но несколько ниже в процентном отношении |
Сокращающиеся |
Низкие |
Основные усилия продвижения |
Создание осведомленности о товаре |
Создание предпочтения к марке |
Создание приверженности к марке |
Селективное воздействие |
Распределение товара |
Неравномерное |
Интенсивное |
Интенсивное |
Селективное |
Цена |
Высокая |
Несколько ниже |
Самая низкая |
Возрастающая |
Товар |
Основной вариант |
Усовершенствованный |
Дифференцированный |
Повышенной рентабельности |
2. Разработка нового товара
Процесс разработки нового товара от идеи до готового продукта включает в себя пять основных этапов: выработка идеи; концептуальная проработка; опытно-конструкторская разработка, включая создание опытного образца; пробный выход на рынок (пробный маркетинг); коммерциализация (рис. 5).На первом этапе производится первичная оценка предложений по разработке новых товаров и услуг с целью выбора из них более эффективных.