Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:24, курс лекций
Развитие рыночных отношений в России все более вовлекает предприятия в конкурентную борьбу, и без маркетинга достичь конкурентного преимущества сегодня практически невозможно. Руководители российских предприятий осознали: маркетинг – неотъемлемая составляющая успеха компании. Поэтому учебный предмет «Маркетинг» является одним из основных в профессиональной подготовке специалистов в области маркетинга и управления.
1 Что изучает дисциплина 3
2 Как изучать 4
3 Основные понятия и термины 5
4 Главное в содержании дисциплины 27
5 Что готовить к зачету/ экзамену 69
6 Выполните самостоятельно 72
7 Проверь себя 79
8 Откуда взять информацию 122
3. Установление цены на основе оценки
спроса |
Цена товара определяется исходя из
спроса на товар |
4. Установление цены на основе потребительной
стоимости |
При формировании цены руководствуются
оценкой покупательной Оценки потребителей выражены, как
правило, в баллах или процентах.
Издержки рассматриваются как Подход применяется при |
5. Установление цены с учетом
цен конкурентов |
В основу подхода положены цены конкурентов. Незначительное внимание уделяется собственным издержкам и спросу. При назначении цен в первую очередь учитывается качество товаров |
6. Установление цены на основе параметрического
ряда изделий |
Основы подхода составляют количественные зависимости между затратами или ценами и потребительными свойства продукции, входящей в параметрический ряд. Параметрический ряд – группа товаров, которые однородны по конструкции и технологии изготовления, имеют одинаковое функциональное назначение |
В принятии решения о ценах при
постановке задач ценообразования
определяющими являются:
– затраты на производство и реализацию
продукции;
– максимальная цена, которую готов заплатить
потребитель;
– уровень цен на конкурирующие товары,
влияние конкурентов.
Исходя из этого, можно выделить
три основные стратегии ценообразования:
– установление низких цен (затраты плюс
нормальная прибыль);
– стратегия исчерпания (“снятия сливок”);
– стратегия приспособления к рыночной
цене (следование за лидером).
Предприятие устанавливает исходную цену, а затем корректирует ее с учетом факторов окружающей среды.
В рамках политики ценообразования
можно выделить следующие направления
ценообразования:
– установление цен на новый товар;
– ценообразование в рамках товарной
номенклатуры;
– установление цен со скидками и зачетами;
– установление цен для стимулирования
сбыта;
– установление дискриминационных цен.
Т Е М А: Сбытовая политика
1. Распределение товаров
Распределение товаров – деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю физического перемещения товаров от производителя до потребителя.
Канал распределения
– это путь, по которому товары движутся
от производителей к потребителям,
благодаря чему устраняются длительные
разрывы во времени, месте и праве собственности,
отделяющие товары и услуги от тех, кто
хотел бы ими воспользоваться. Члены канала
распределения выполняют ряд важных функций:
1. Исследовательская работа – сбор информации,
необходимой для планирования и обеспечения
обмена.
2. Стимулирование сбыта – создание и распространение увещевательных
коммуникаций о товаре.
3. Установление контактов – налаживание
и поддержание связи с потенциальными
покупателями.
4. Приспособление товара – подгонка товаров
под требования покупателей. Это касается
таких видов деятельности, как производство,
сортировка, монтаж и упаковка.
5. Проведение товаров – попытка согласования
цен и прочих условий для последующего
осуществления акта передачи собственности
или владения.
6. Организация товародвижения – транспортировка
и складирование товаров.
7. Финансирование – изыскание и использование
средств для покрытия издержек по функционированию
канала.
8. Принятие риска – принятие на себя ответственности
за функционирование канала.
Выполнение первых пяти функций способствует заключению сделок, а оставшихся трёх – завершению уже заключенных сделок.
Каналы распределения можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала распределения – это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. Поскольку определенную работу выполняет и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала. Протяженность канала обозначается по числу имеющихся в нем промежуточных уровней (например, канал нулевого уровня, канал первого уровня и т.п.).
Товародвижение – комплексная деятельность, включающая всю совокупность операций, связанных с физическим перемещением произведенной продукции (товаров) от изготовителя к потребителю. Составными элементами товародвижения являются: складская переработка готовой продукции, ее сортировка, упаковка, выполнение транспортных операций, оказание услуг по доставке, а также сбыт продукции.
Наиболее важные факторы,
которые следует учесть при выборе места
деятельности и канала распределения:
– по потребителям: количество потребителей,
их концентрация, размер средней покупки,
размещение и время работы магазинов,
необходимость помощи торгового персонала,
условия кредита, основные сегменты и
их характеристики и т.п.;
– интересы компании: возможность контроля,
прибыльность, время доставки и реализации
товаров, гибкость в ресурсах, потребность
в сервисе, специализация, сложившиеся
отношения в каналах сбыта, опыт в продвижении
новых товаров и т.п.;
– по товару: стоимость за единицу, техническая
сложность, сохранность, частота отгрузок,
объем, масса и т.п.;
– по конкурентам: число и концентрация
конкурентов, представленный ассортимент
товаров, применяемые методы товародвижения
и продвижения, взаимоотношения в каналах
сбыта;
– по каналам товародвижения: прямой или
косвенный, количество каналов, выполняемые
функции, традиции, доступность, размещение,
юридические аспекты.
Т Е М А : Продвижение товаров и услуг
Продвижение – любая форма сообщений для информации, убеждения, напоминания о товарах, услугах, общественной деятельности, идеях и т.д.
Важнейшие функции продвижения:
– создание образа престижности, низких
цен, инноваций;
– информирование о товаре, его качестве
и свойствах;
– сохранение популярности товаров;
– изменение образа использования товара;
– создание энтузиазма среди участников
сбыта;
– убеждение покупателей переходить к
более дорогим товарам;
– ответы на вопросы потребителей;
– доведение благоприятной информации
о предприятии.
Основные виды продвижения:
1. Реклама – связана или с использованием средств массовой информации – газет, журналов, радио, телевидения и других (например, рекламных щитов), или с прямым обращением к покупателю с помощью почтовых отправлений. Оба вида рекламы оплачиваются рекламодателем, но считаются безличными, так как фирма одновременно обращается к многочисленным получателям, может быть, миллионам, а не беседует с одним индивидуумом или небольшой группой.
2. Паблисити – это неперсональное обращение к массовой аудитории, за которое, в отличие от рекламы, компания не оплачивает сообщение. Паблисити – это обычно сообщение новостей или комментариев редактора в прессе о продуктах или услугах компании. Постепенно маркетологи пришли к выводу, что целесообразно использовать более широкий арсенал средств связей с общественностью (паблик рилейшнз), чем паблисити. Поэтому элементом коммуникационного комплекса стали считать паблик рилейшнз, а паблисити включили в его состав.
3. Стимулирование сбыта – включает в себя все виды маркетинговой деятельности, направленные на стимулирование действий покупателя, другими словами, способные стимулировать незамедлительную продажу продукта. По сравнению со стимулированием сбыта реклама и паблисити предназначены для достижения других целей, в данном случае таких, как доведение до потребителя информации о новой марке и оказание влияния на отношение потребителя к ней.
4. Персональные продажи – это коммуникации личного характера, в ходе которых продавец пытается убедить возможных покупателей в необходимости приобрести продукты или услуги компании.
Соединение данных элементов продвижения называется комплексом продвижения.
Основные цели продвижения: формирование и стимулирование спроса в краткосрочном и долгосрочном периодах, улучшение имиджа предприятия. Конкретные действия продвижения зависят от так называемой иерархии воздействия (табл.5).
Таблица 5
Иерархия воздействия продвижения
Основные этапы процесса разработки рекламной кампании приведены на рис. 7.
Рис. 7.Процесс разработки рекламной кампании
Т Е М А : Управление маркетингом
1. Управление маркетингом
Процесс управления маркетингом
состоит:
1) из анализа рыночных возможностей;
2) отбора целевых рынков;
3) разработки комплекса маркетинга;
4) претворения в жизнь маркетинговых мероприятий.
Все эти этапы и их содержание представлены на рис. 8.
Рис.8. Процесс управления маркетингом
Анализ рыночных возможностей – это отправная точка маркетинговой деятельности. Руководству необходимо знать, как выявлять и оценивать эти возможности. Для этого используются системы маркетинговой информации и исследований внешней среды. Каждую возможность необходимо оценить с точки зрения ее соответствия целям и наличным ресурсам фирмы.
Анализ должен вскрыть ряд привлекательных с точки зрения фирмы рыночных возможностей. Каждая потребует более глубокого изучения, прежде чем на ней остановиться как на очередном целевом рынке.
Отбор целевых рынков. Чтобы убедиться в достаточной привлекательности открывающейся возможности, фирме нужно будет провести более тщательную оценку текущего и будущего спроса. При положительном результате на следующем этапе производят сегментирование рынка для выявления групп потребителей и нужд, которые фирма может удовлетворить наилучшим образом. Сегмент рынка состоит из потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же набор побудительных стимулов маркетинга. Фирма может остановиться на одном или нескольких сегментах рынка. Применительно к каждому из них фирма должна решить, какую именно позицию она хочет занять в данном сегменте. Ей следует изучить позиционирование на целевом рынке марочных товаров конкурентов с точки зрения свойств, являющихся, по мнению потребителей, наиболее важными. Кроме того, следует оценить объем спроса на возможные сочетания свойств товара. Затем следует решить, что именно создавать: товар, рассчитанный на удовлетворение еще не удовлетворенной нужды, или товар, аналогичный одному или нескольким уже существующим товарам. В последнем случае фирма должна быть готова вступить в борьбу с конкурирующим товаром, внедряя в сознание потребителей представление об отличиях своего товара.
Разработка комплекса маркетинга. Приняв решение о рыночном позиционировании (т. е. об отличном от других положении товара на рынке и в сознании потенциальных покупателей), фирма разрабатывает для его поддержания комплекс маркетинга. Комплекс маркетинга – это сочетание четырех составляющих: товара, цены, методов распространения и методов стимулирования. Фирме предстоит принять решение об общей сумме ассигнований по основным составляющим комплекса маркетинга и в рамках каждой из этих составляющих.
Претворение в жизнь
маркетинговых мероприятий. Для претворения в жизнь маркетинговых
мероприятий фирме необходимо создать
четыре системы:
– маркетинговой информации;
– планирования маркетинга;
– организации службы маркетинга;
– маркетингового контроля.
2. Система маркетинговых планов
Планирование маркетинга – это систематический процесс, включающий в себя оценку маркетинговых возможностей и ресурсов, определение целей маркетинга и разработку плана внедрения и контроля.
План маркетинга – это письменный документ, или проект, описывающий внедрение и контроль маркетинговой деятельности организации, связанной с конкретной маркетинговой стратегией.
Планирование маркетинга
в условиях рынка состоит из 2-х частей:
– стратегическое планирование;
– текущее (тактическое) планирование
(планирование маркетинга).
Стратегическое планирование – управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между усилиями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.
Текущий план представляет
собой совокупность отдельно разработанных
планов по каждому товару и каждому
рынку. Разрабатываются планы
Стадии планирования маркетинга:
1. Анализ:
– анализ рыночных возможностей и тенденций;
– анализ рыночной среды и тенденций ее
развития;
– анализ сильных и слабых сторон организации,
ее возможностей и угроз – SWOT-анализ;
– анализ потребностей покупателей и
их восприятия; сегментирование рынка
и позиционирование торговой марки;
– анализ конкуренции и стратегий конкурентов.
2. Стратегические решения:
– определение основных целевых рынков;
– основа конкуренции/отличительное преимущество;
– необходимое позиционирование продукта;
– цели маркетинга/сбыта.
3. Программы внедрения:
– планирование элементов
комплекса маркетинга:
· продукты (товары, услуги),