Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 19:43, курсовая работа
Главная цель курсовой работы является выявление рекреационных ресурсов Московской области.
Для достижения данной цели нам необходимо изучить следующие поставленные задачи:
1. Дать характеристику ресурсов культурно-исторического туризма.
2. Показать размещение культурно-исторических объектов на территории
Московской области.
3. Выявить и охарактеризовать культурно-исторические туристские центры Московской области.
Существует множество
форм включения культурно-
Интерес ко многим объектам культуры определяется в большинстве случаев модой. Сохраняется стабильность интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, Парижу, Санкт-Петербургу и пр.). Вместе с тем целый ряд объектов, наиболее посещаемых в советский период в России, например, многочисленные ленинские места, утратили притягательность с изменением идеологических установок в обществе.
1.2.1 Культурно-исторические объекты Московской области
К самым знаменитым местам паломнического туризма в Московской области относятся следующие культурно-исторические объекты:
1. Иосифо-Волоцкий монастырь (Теряево)
Обитель была основана в августе 1479 года преподобным Иосифом Волоцким. В 1486 году на месте деревянной церкви появился каменный Успенский собор, расписанный Дионисием. В 1504 году возводится Богоявленская церковь и большая монастырская трапезная (перестроенная в 1682 году). В 1677-1688 гг. были построены стены и башни, выделяющиеся среди других подобных сооружений того времени. Каждая из семи башен красива по-своему. Увенчанные островерхими шатрами и затейливо украшенные фигурной кирпичной кладкой и многоцветными изразцами, они превратили суровую обитель-крепость в своеобразный город-сказку. В 1679 были сооружены главные Святые ворота, над которыми возвышается украшенная изразцами нарядная пятиглавая Петропавловская церковь. В 1688-1692 гг. перестраивается Успенский собор. Пятиглавый храм, с трех сторон окруженная галереями. Достопримечательностью собора является резной ажурный иконостас. В нижнем этаже собора находится храм во имя преподобного Иосифа Волоцкого (1777), где покоятся мощи основателя обители. В 1920 году обитель была закрыта. Но с 1989 года обитель восстанавливается и с 1999 года здесь ставропигиальный мужской монастырь.
2. Николо-Угрешский монастырь
По преданию, его основание относится к 1380 г. Художественным центром ансамбля служит величественный Спасо-Преображенский собор, построенный в честь празднования 500-летия монастыря в 1880-1894 гг. (в настоящее время восстанавливается). Над входом на монастырский двор в 1758-1763 гг. возведена колокольня (перестроена в 1859 году). Монастырский двор с трех сторон окаймляют Больничный и Братские корпуса, построенные в конце XIX в., к которым примыкают одноэтажные служебные постройки. В 20-е годы XX века монастырь был закрыт (здесь находилась колония для беспризорников). В мае 1991 года монастырь был возрожден, с 1998 года при обители действует семинарий. В настоящее время ведутся работы по восстановлению величественного Никольского собора (XVI века), уничтоженного в 1940 году.
3. Никитский монастырь
Расположен в западной части города Кашира находится Никитский монастырь. Он был основан в 1884 году из женской общины. Доменантой ансамбля служит величественный Преображенский собор (1889-1894). С большими потерями сохранилось здание Никитской церкви (1823-1855), положившее начало монастырскому комплексу.
К объектам познавательного ту
Самым древним сооружением города является кремль. Прямоугольный в плане с четырьмя угловыми и тремя проездными проездными башнями, он принадлежит к немногочисленным русским «регулярным» крепостям конца XV – первой трети XVI в. Архитектура крепости, сложенной из кирпича и с внешней стороны частично облицованной белым камнем, характеризуется простотой и утилитарностью. К достопримечательностям Зарайска относится типичная городская застройка XVIII-XIX вв., предающая городу неповторимое очарование провинциальной старины.
Государственный историко-художечтвенный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».
Подмосковная усадьба на берегу речки Вори вошла в историю художественной культуры как колыбель русского искусства второй половины XIX в. Музейный комплекс включает живописный парк, памятники архитектуры XVIII-XX вв., коллекции русского искусства – предметов быта и мебели, живопись, графику, скульптуру. Экспозиции музея посвящены жизни и творчеству владельцев и гостей усадьбы.
Музей-усадьба «Архангельское» - выдающийся архитектурно-художественный ансамбль конца XVIII в. Над созданием этого шедевра работало несколько поколений талантливых мастеров – архитекторов и художников. В залах музея собрана богатейшая коллекция фарфора и фаянса, а так же западноевропейской живописи XVII-XIX вв., коллекция мебели XVIII-XIX вв., предметы декоративно-прикладного искусства, обширная библиотека.
Государственный историко-культурный
и природно-ландшафтный музей-
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова. 10:00-16:00, закр. посл. пт месяца. В музее представлена коллекция мемориальных предметов и произведений искусства, связанных с живописью и творчеством писателя, проводятся вечера, лекции и концерты. Здесь все напоминает о писателе – скромные деревянные постройки, фруктовый сад, небольшой пруд. В 1892 году А.П. Чехов приобрел небольшое имение-дачу. На сельском кладбище стоит деревянная церковь Рождества Христова (1757), (восстановленная после пожара 1994 года).
Начиная с 1881 года почти каждое лето в усадьбе проводил внук хозяина (известного ученого, ректора Петербургского университета А.Н. Бекетов) Александр Блок. Здесь в пристройке небольшого уютного дома, перестроенного под его руководством и откуда открывалась «многоверстная синяя русская даль», созданы многие поэтические строки. От усадьбы дорога вела на «горку», с которой был виден дом «Прекрасной дамы» в селе Боблове, принадлежавшем Д.И. Менделееву (на дочери ученого поэт женился). С 1970 года в первое воскресенье августа здесь проводится фестиваль, посвященный А.А. Блоку. В настоящее время постройки сгоревшей в 1921 г. усадьбы восстанавливаются. В августе 2001 года распахнул двери главный дом.
Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина. Сменив несколько владельцев, село в 1804 году было куплено М.А. Ганнибал – бабушкой А.С. Пушкина. С мая 1805 и по1811 г. Пушкин приезжал сюда на лето и, возможно, поэт провел здесь зиму 1809-1810 гг. Небольшой усадебный дом выходил в липовый парк. Сохранилась аллея, ведущая от дома к пруду, на берегу которого восстановлена деревянная беседка. Ежегодно в первую субботу июня в Захарове проводятся Пушкинские праздники поэзии
Государственный дом-музей П.И.Чайковского. С Клином и его окрестностями связаны имена выдающихся ученых, писателей, художников, музыкантов – здесь бывали А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, А.А. Блок, В.Г. Перов, И.Е. Репин, М.А. Балакирев, С.И. Танеев, в 1938 -1941 гг. здесь жил А.П. Гайдар. Город бережно хранит память о Петре Ильиче Чайковском, который провел здесь без малого девять лет. В 1885 году композитор, давно мечтавший поселиться в Подмосковье, переехал в Майданово, небольшое село на правом берегу Сестры. Весной 1888 года, после возвращения из первой заграничной поездки, Петр Ильич вновь приехал в окрестности Клина и поселился в давно полюбившемся ему уголке – селе Фроловское, где прожил до 1891 года. Здесь родилась пятая симфония, балет «Спящая красавица», увертюра-фантазия «Гамлет», начата работа над оперой «Иоланта» и балетом «Щелкунчик». 5 мая 1892 г. П.И. Чайковский переступил порог своего нового жилища – небольшой усадьбы на окраине города, которую он арендовал. Двухэтажный дом в глубине старинного парка. Отсюда 7 октября 1893 года П.И. Чайковский отправился в последнюю поездку – в Петербург на первое исполнение Шестой симфонии, которое состоялось 16 октября в зале Дворянского собрания. Стараниями друзей и близких композитора дом и интерьеры сохранены в первозданном виде, и дважды в год – в день рождения 7 мая и день памяти композитора 6 ноября звучат звуки старого беккеровского рояля.
Ленинские»
Музей политической истории, где размещена экспозиция, посвященная политической истории России начала XX столетия и государственной деятельности В.И. Ленина; Музей-усадьба «Горки»; постоянная выставка «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле» (передана музею в 1994 году), где полностью воссоздана обстановка кремлевской квартиры вождя пролетариата и представлены личные вещи В.И. Ленина и членов семьи Ульяновых и обширная библиотека; музей сельской школы; Музей крестьянского быта в деревне Горки – типичный образец крестьянской усадьбы начала XX века, где представлены подлинные предметы мебели, посуды, утварь и сельскохозяйственный инвентарь того времени. Старинная усадьба вблизи реки Пахры возникла в последней четверти XVIII века. Главный дом, украшенный портиком и изящной лоджией с балконом, в 1910 году был дополнен зимним садом и верандой. Фасады были декорированы лепными барельефами на темы греческой мифологии. По обе стороны от дома расположены современные ему изящные флигели. Интерьеры зданий сохранили старинную планировку и подлинные вещи, среди которых мебель в стиле модерн, изготовленная по рисунка Шехтеля. Достопримечательностью усадьбы является хорошо сохранившийся парк. В регулярном парке (заложенном в конце XVIII века) с уникальными многовековыми деревьями возвышаются небольшие холмы, как полагают, древние курганы вятичей X – XII вв. На береговом склоне реки Туровки раскинулся сохранивший красоту русского леса пейзажный парк с Малым и Большим прудами. Живописные уголки парка украшают грот и беседки-миловидны, подражающие постройкам XVIII века.
К культурно-историческим
туристическим центрам в
1. Сергиев Посад: Сергиевопосадский государственный историко-художечтвенный музей-заповедник (на территории лавры). 10:00-17:00, закр. пон., посл. день месяца.
Собрание музея включает
коллекции древнерусской
Музей живописи Сергиевской культуры. В экспозиции музея представлена коллекция изделий народных промыслов, главным образом, резной игрушки XIX – XX вв., которыми славятся местные мастера. Историческим ядром Сергиева Посада был и остается Троице-Сергиев монастырь – жемчужина древнерусского искусства. Обитель была основана в середине XIV века Сергием Радонежским (ок. 1321-1391). В 1422 году преподобный Сергий был канонизирован Русской православной церковью. Тогда же над его могилой было начато строительство белокаменного Троицкого собора. Это одно из немногих хорошо сохранившихся Подмосковье образцов раннемосковского белокаменного творчества. Иконостас XV века представляет собой одно из лучших собраний древнерусской живописи. В юго-восточной части собора находится серебряная рака Преподобного Сергия Радонежского. С южной стороны к собору примыкает одноглавый Никоновский придел (1548), возведенный на месте, где похоронен преемник и ученик основателя монастыря. В первой четверти XV столетия было положено начало знаменитой ризнице Троицкого монастыря, быстро пополнявшейся произведениями древнерусского искусства и изделиями, привезенными из Европы, Византии и с Востока. Тогда же здесь действовала мастерская по изготовлению книг, где выработался свой «Сергиевский» стиль. В середине XVII века к северной стене храма был пристроен придел над гробом выдающегося просветителя Максима Грека. Сооружение в 1540-1550 гг. (стены были надстроены, часть башен перестроена) каменных стен с 12 боевыми башнями, усиленных рвами и надолбами, превратило монастырь в мощный форпост на северо-востоке Российского государства. Башни Троице-Сергиева монастыря при высоких военно-оборонительных качествах имеют пышное декоративное убранство. В 1585 завершено строительство Успенского собора. Интерьер собора сохранил росписи стен (1684). Внутри собора у его западной стены находится гробница племянницы Ивана Грозного и ее дочери. Рядом с собором – усыпальница Годуновых, где похоронены Борис Годунов и его семья. Возле храма в конце XVII в. над случайно обнаруженном родником поднялось ярусное сооружение – надкладезная часовня. В 1635-1637 гг. были построены Больничные палаты – два двухэтажных корпуса, объединенные церковью Зосимы и Савватия. 1693-1699 гг. возведена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Царские чертоги (конец XVII века). Одновременно возводится новая трапезная палата с церковью Сергия Радонежского. В 1744 году указом императрицы Елизаветы Петровны монастырю присвоен высший титул – лавры (монастырь подчиненный непосредственно патриарху или Синоду). В XVIII возводятся Михелевская церковь, Смоленская церковь, митрополичьи покои. В 1920 году в Троице-Сергиевой Лавре был создан историко-художественный музей, ставший в 1940 году музеем-заповедником. Архитектурные памятники есть и вне монастырской ограды: Пятницкая, Введенская церкви, часовая Пятницкого колодца, Красногорская часовня, конный двор, здание бывшей монастырской гостиницы. Среди других достопримечательностей Сергиева Посада интерес представляют «Пещеры» Гефсиминского скита, созданные около 1848 г. В бывшей Иконной слободе сохранились Вознесенская церковь, Ильинский храм, Успенская церковь.
2. Истра. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим». Музей расположен на территории действующего Новоиерусалимского мужского монастыря. В экспозициях представлены искусство XVIII – начала XX в., изделия художественных промыслов Подмосковья, крестьянский костюм. В Гефсиманском саду находится музей под открытым небом, куда входят памятники деревянного зодчества. История города восходит к XVI веку, когда здесь было село Сафатово. В 1656 г. патриарх Никон купил село Воскресенское и три деревни для строительства монастыря. По его замыслу, вблизи Москвы следовало создать подобие святых мест Палестины. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был задуманный как главная обитель Русской православной церкви. В 1658 году было начато строительство Воскресенского собора, прообразом которого послужил храм над гробом Господним в Иерусалиме. И лишь в 1685 г. Воскресенский собор был освящен. Главный храм – это сложное сооружение, состоящее из крестокупольного храма Воскресения, завершенного могучей главой, заглубленной в землю церкви Константина и Елены, колоссальной ротонды с часовней Гроба Господня, первоначально перекрытой каменным шатром (диаметр у основания – 24 м, высота – около 30 м), и примыкающей с юга 60-метровой столпообразной колокольни (разрушенной в 1941 году). Из десяти керамических иконостасов сохранилось семь. В 1692 году было закончено строительство корпуса трапезных палат с церковью Рождества Христова. С севера к Трапезным палатам примыкают настоятельные покои (конец XVII века), с юга – больничные палаты (1698), перестроенные в конце XVIII века под царский дворец. Сохранились нарядные палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века), братские корпуса (перестроены в XIX веке), караульные палаты и хозяйственные постройки. В 1690-1697 гг. были возведены стены и башни с надвратной Входоиерусалимской церковью над Святыми воротами. Большинство башен по традиции получило название ворот и башен древнего Иерусалима – Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, Дамасская и др. За пределами монастырских стен в Гефсиманском саду находится самая старая постройка – скит Никона (1658). Осенью 1941 году основные постройки монастыря были разрушены немецкими войсками. В настоящее время уникальный ансамбль древнерусских зодчих почти восстановлен. С 1994 года здесь действует мужской монастырь. За монастырем, на территории Гефсиманского сада находится архитектурно-этнографический музей, где представлены образцы деревянного зодчества Подмосковья – церковь Богоявленская, крестьянская усадьба, часовня, мельница, избы.
3. Коломна.
Краеведческий музей. В музее представлены предметы крестьянского быта, произведения живописи, мебель, документы и фотографии по истории края.
Информация о работе Культурно-рекреационный потенциал Московской области