Международный туризм и его роль на Российском рынке товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - дать характеристику международного туризма и определить его роль на Российском рынке товаров и услуг.
Объект исследования - Российская Федерация.
Предмет исследования - становление, особенности функционирования и развитие международного туризма в России.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты и этапы развития международного туризма;
2) проанализировать состояние туристской отрасли в России;
3) ознакомиться с организацией международного туристического бизнеса в РФ;
4) изучить основы государственного регулирования туристской индустрии в РФ;

Файлы: 1 файл

курсовая работа по МЭО бугага.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение

 

 В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее  динамично развивающихся форм в международной торговле услугами.    Последние  20  лет среднегодовые  темпы  роста  числа  прибытий иностранных  туристов  в  мире значительно увеличились.

         Актуальность темы исследования обусловлена тем, что значение туризма в мире постоянно возрастает, и на сегодняшний день развитие международного туризма влияет на все сферы общественной жизни: культурную, политическую, социальную, и в первую очередь на экономику страны.  В  экономике  отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

Туризм - источник валютных поступлений для страны  и  средство для обеспечения занятости. Международный туризм  расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.

Развитие туристской индустрии способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения, и повышается уровень благосостояния нации.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности, автомобилестроению [21, c. 663].

Развитие туризма в мире крайне неравномерно, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На  долю  этого  региона, согласно статистическим данным, приходится  свыше 70% мирового туристского рынка, когда на долю Российского рынка приходится 1 % - это до 40млн иностранных туристов в год.

Туристская отрасль входит  в  число  экономических  форвардов,  дающих  внушительную   величину добавленной стоимости.

Цель курсовой работы - дать характеристику международного туризма и определить его роль на Российском рынке товаров и услуг.

Объект исследования -  Российская Федерация.

Предмет исследования - становление, особенности функционирования и развитие международного туризма в России.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

          1) рассмотреть теоретические аспекты и этапы развития международного туризма;

          2) проанализировать состояние туристской отрасли в России;

          3) ознакомиться  с организацией международного туристического бизнеса в РФ;

          4) изучить основы государственного регулирования туристской индустрии в РФ;

           5) исследовать проблемы  развития Российской туристской индустрии;

          6) установить факторы, влияющие на развитие мирового туризма, перспективы,  прогнозы и сделать соответствующие выводы.

       В процессе работы использовались следующие методы исследования : экономический анализ, метод сопоставления, системно-правовой метод, формально-юридический метод, способствовавший осмыслению правового регулирования туристской деятельности в России.

        В ходе написания работы использовались компьютерные технологии, в том числе для обработки общероссийских и региональных баз статистических данных.

       Теоретической  основой курсовой работы послужили: нормативно-правовые документы правительства РФ, президента РФ, данные государственного комитета статистики, труды отечественных и зарубежных ученых.

       Хронологические рамки данного исследования : 2008-2012.

        Работа имеет традиционную структуру и состоит из : введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников, включает 4 таблицы, 8 рисунков, 11 приложений. Объём работы составляет 46 страниц машинописного текста.

         В первой главе рассмотрены теоретические аспекты, дано понятие международного туризма, рассмотрена классификация, а также организационная структура международного туристского бизнеса в РФ.

          Во второй главе проанализировано состояние туристской отрасли в России не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, на примере  Белгородской области.

           В третьей главе исследованы основные проблемы развития Российской туристской индустрии и определены стратегии.

В заключении приводятся выводы по итогам работы и предложения по результатам проведенного исследования.

 

 

 

Глава 1. Международный туризм: понятие, классификация и развитие

    1. Сущность и этапы развития международного туризма

 

 

         Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около  500 млн. человек ежегодно посещают  зарубежные  страны  в  туристических  целях.

       Международный туризм — это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристских услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста.

         Международный туризм является  не  только  популярным  видом  отдыха,  но  и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако  информация  о  развитии  международного  туризма  не   является абсолютно  точной,  поскольку  достаточно  сложно   измерить   туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их  учета значительно  осложняется сопоставление статистических данных между странами. Кроме того, понятие «туризм» имеет несколько расплывчатый характер.  Во-первых, туризмом считается временное перемещение  людей  из  мест,  где  они обычно проживают и работают, в другие места.  Под  "временным  перемещением" условно понимается период до одного года. Во-вторых, согласно  международной статистике к иностранным туристам относятся лица, посещающие  другую  страну (как минимум  с  одним  ночлегом)  с  любой  целью,  кроме  профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране [14, c.45].

История туризма –  это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени.

Предыстория туризма  – период развития туризма до начала XIX в.

Отечественные авторы выделяют следующие этапы становления  туризма:

1. Античный туризм – основными мотивами путешествий были образование, паломничество, торговля, лечение, спортивные соревнования. Расцвет этого туризма был связан главным образом с Древней Грецией и Римом: массовый характер в те времена носили путешествия в религиозных целях, например, путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь Зевса, которые проходили каждые 4 года, начиная с VII в. до н.э. Другой формой туристских путешествий были выезды в лечебные местности, при минеральных источниках, либо вблизи святых мест, возводились объекты наподобие современных санаториев, а лечебные места славились большим комфортом услуг и разнообразием развлечений, кроме мест лечения римляне охотно проводили время в горах и у моря. Уже в древнем Риме отмечается двухсезонность туристских выездов.

2. Туризм средних веков  – основными мотивами путешествий  были религиозный туризм, образование,  аристократические отношения. Средневековье  отличалось значительным замедлением  туристского движения, и только  в VII и VIII вв. н.э. были возобновлены активные путешествия в религиозных целях, наряду с путешествиями в религиозных целях, все больше отмечалось поездок политического характера, особенно предпринимаемых официальными посланниками глав государств. Развитие науки и связанная с этим организация университетов привели к появлению в Европе путешествий студентов (начиная с XIII в.) [17, c.581].

3. Туризм нового времени  – основные тенденции отдыха  определила промышленная революция.

Стать самостоятельным  и обычным видом путешествий  туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта.

Одной из первых стран, в которой победила буржуазная революция, и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристские организации, развившие свою деятельность сначала внутри страны, а затем и за ее пределами. В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам в нем было указано около 8 тыс. гостиниц.

С середины 60-х годов  начинает развиваться туризм между  Англией и США и другими Европейскими странами.

Что касается  развития туризма в России в то время, то во второй половине XIX в. большое внимание здесь уделяется экскурсионной деятельности. В этот период получают широкую известность: Общество любителей естествознания, которое имело свои филиалы в ряде городов империи, в том числе и в таких, как Петербург, Москва, Казань, Тифлис, Екатеринбург; Крымский горный клуб,  действовавший в Одессе; Кавказское горное общество, находившееся, а Пятигорске.

Следует подчеркнуть, что  туризм в Российской империи в целом не являлся массовым, так как в стране был довольно высокий процент бедного и неграмотного населения [2, c.734].

Достижение в области  транспорта в начале ХХ в. отразились и на развитии туризма. Для путешествий  и экскурсий использовались железные дороги, пароходы, а несколько и автомобильный транспорт. Скорость, дальность, комфортность передвижений постоянно росли. Морской транспорт тоже совершенствовался. Увеличивались водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность. Столь быстрое развитие судоходства сопровождалось увеличением числа американских туристов. Первая мировая война 1914-1918 гг. крайне негативно отразилась на развитии международных туристских связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил свою деятельность. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться и авиация. Окончание первой мировой войны положило начало новому этапу в развитии международного туризма. Прежде всего это связано с возросшей ролью США на мировой арене и активизацией американского капитала в Европе. В настоящее время объем международного туризма и путешествий достиг высокого уровня во многих странах мира [18, с.53].

Таким образом, можно  сделать следующие выводы:   становление туризма приходится на античное время; основными мотивами путешествий, свойственных тому периоду времени были спортивные соревнования, лечение, торговля, паломничество. Прежде чем стать самостоятельным видом путешествий, туризм в своём развитии прошел множество этапов и претерпел значительные преобразования. В настоящее время существует огромное количество разнообразных видов туризма, которые мы рассмотрим в следующем пункте данной главы.

    1. Классификация международного туризма

 

 

    В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма, можно использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку.

   В настоящее время, в мировой практике многие ученые: как отечественные, так и зарубежные классифицируют международный туризм по различным признакам и формам,  ознакомившись с классификацией некоторых  авторов , все же можно выделить шесть основных видов туризма в системе его управления:

         Туризм с целью отдыха - данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.

          Туризм с целью изучения культуры - туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм характерен посещением исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

         Общественный туризм - Подразумевает путешествие с целью посещения родственников, знакомых, друзей (в международной терминологии известен как visiting friends and relatives - VFR), а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.

          Спортивный туризм - К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.

          Экономический туризм - этот вид туризма объединяет людей, совершающих поездки из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т.д.

          Конгрессный (политический) туризм - подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.

Существует много возможностей, позволяющих выделить формы туризма  по внешним критериям: по происхождению  туристов, по организационной форме, по длительности пребывания в путешествии, по возрасту, по транспортным средствам, по времени года или сезону.

1.Формы туризма в зависимости  от происхождения туристов:

          внутренний;

          международный.

2. Формы туризма в  зависимости от его организации:

Информация о работе Международный туризм и его роль на Российском рынке товаров и услуг