Международный туризм и его роль на Российском рынке товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - дать характеристику международного туризма и определить его роль на Российском рынке товаров и услуг.
Объект исследования - Российская Федерация.
Предмет исследования - становление, особенности функционирования и развитие международного туризма в России.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты и этапы развития международного туризма;
2) проанализировать состояние туристской отрасли в России;
3) ознакомиться с организацией международного туристического бизнеса в РФ;
4) изучить основы государственного регулирования туристской индустрии в РФ;

Файлы: 1 файл

курсовая работа по МЭО бугага.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

           Третья проблема – появление он-лайн бронирования. С одной стороны удобство для туриста очевидно, но с другой – к кому обращаться за компенсацией, если туристу не будет оказана та или иная оплаченная услуга. Требуются законодательные решения в этом вопросе.

         Четвертая проблема – туроператорский демпинг. В борьбе за рынок операторы готовы продавать туры ниже себестоимости, тем самым разрушая этот рынок собственными силами. Данный вопрос очень сложный еще и потому, что нет единого видения по решению этого вопроса.

           Пятая проблема – плохая инфраструктура в стране. Нехватка недорогих гостиниц в России, такая инфраструктура отпугивает иностранцев от посещения нашей страны. Бюджет страны мог значительно пополниться за счет туризма. Но дальше Москвы и Санкт-Петербурга иностранные туристы практически не выезжают. Алтай, Байкал, Дальний Восток – красивейшие территории нашей страны могут поразить своим великолепием любого туриста.

 

         Очень важно активизировать при поддержке экспертов мировой туриндустрии процесс формирования современного российского турпродукта, ориентированного и на российских, и на зарубежных туристов. Необходимо расширение ассортимента столичных туристских и экскурсионных программ, оптимизацию событийного календаря, развитие туристской инфраструктуры, взаимодействия гостиниц, туроператоров, турагентов и музеев. Также ещё одним препятствием для роста турпотока в Россию остается визовая проблема.

           Рассмотрев пункт данной главы можно прийти к ряду выводов:  основными проблемами развития международного туризма на территории нашей страны на протяжении многих лет являются: наличие огромного количества пробелов в законодательстве, неразвитая туристская инфраструктура, дорогостоящие туры внутри страны,  неквалифицированный персонал, отсутствие жесткой системы сертификации и лицензирования туристической деятельности, слабо развитая  разработка и реализация рекламно-информационных программ и многие другие проблемы, которые  приводят к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Основные  стратегии развития международного  туризма в России

 

Туристская индустрия  в России должна стать могучим сектором национальной экономики. Как показывает зарубежная практика, развитие отрасли будет возможно в том случае, если государственные структуры, наделенные властью, осознают всю важность роли туризма в деле социального и экономического развития Российской Федерации и начнут проводить протекционистскую политику в отношении туристской индустрии.

          За последние годы у нас сделаны некоторые сдвиги в этом направлении. В соответствии с поручением Правительства РФ Ростуризм приказом от 6 мая 2008 года №51 утвердил Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации. Важнейшей составляющей  данной Стратегии стали вопросы развития инфраструктуры туризма в стране, причем не, только ее гостиничной базы, но и всего комплекса коммуникаций, без которого невозможно развитие ни внутреннего, ни въездного туризма, – аэропортов, дорог, портов[19]. «Стратегия подразумевает также такие принципиальные положения для устойчивого развития туризма, как пересмотр таможенных пошлин на многие товары, которые мы не производим и закупаем за границей, высокие таможенные пошлины плюс НДС приводят в итоге к высоким конечным ценам на обслуживание на этих курортах, и соответственно, снижению конкурентоспособности наших курортов [9, c. 631].

          Стратегия предусматривает строительство новых туристических комплексов на побережьях теплых морей России, в первую очередь, на Азовском побережье, где акцент должен быть сделан на развитие инфраструктуры отдыха для среднего класса. Большое место отведено также туристскому развитию побережья Каспийского моря [12, с. 85]. Также стремительно увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров [1, c. 51].

Активно развивается  санаторно-курортное лечение, появляется туристическая инфраструктура, представители  крупного бизнеса активно вкладывают деньги в строительство гостиниц, аквапарков, индустрии развлечений. Строительный бум сейчас переживает Адлер, новые отели появляются в Суздале, на Карельском перешейке. За последние пять-шесть лет усилиями тур-операторов был создан ряд необычных экскурсионных продуктов, в том числе и на Севере нашей страны, которые стали реальной альтернативой пляжному отдыху. Краснодарский край сегодня это перспективная территория для выгодных инвестиций в туристскую индустрию: сформировано законодательство, которое защищает и гарантирует права инвесторов, обеспечивает им предоставление налоговых льгот, гарантий администрации края и других форм государственной поддержки, создаются благоприятные условия пользования землей.

Наряду с традиционными, инвесторам предлагаются инновационные  проекты развития этнографического, экстремального, экологического туризма  в Анапе, Геленджике, Горячем Ключе, Сочи, Ейске, Темрюкском, Туапсинском и Апшеронском районах [13, с. 376].

           Наконец, еще одна проблема, требующая решения на государственном уровне, – подготовка специалистов, готовых работать в туристической отрасли. В настоящий момент кадры для туризма готовят в 370 учебных заведениях. Однако тенденция такова, что выпускается много специалистов высшего звена, которые не требуются отрасли и не находят себе применения, и ощущается нехватка специалистов среднего звена для обслуживания гостиниц, ресторанов и достопримечательностей. Очевидно, что высококвалифицированные кадры потребуются во время подготовки и проведения Олимпиады, а также для развития туристско-экономических зон [12, c. 85]. Проведение Олимпиады в городе Сочи, несомненно, повлияет на экономическую, политическую, социальную и другие сферы общественной жизни. Но главным образом,   Олимпиада 2014 создаст огромные перспективы для развития туризма в нашей стране.

        По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма [6, c. 713].

        Подводя итоги данной главы, следует отметить, что наряду с множеством проблем в сфере туризма, в настоящее время в нашей стране наблюдается положительная тенденция и активно развивается туристская инфраструктура. Положительная динамика характеризуется, прежде всего, активной политикой, проводимой в данный момент времени как местными властями, так и органами государственной власти в сфере туризма. Результатами такой политики является создание множества программ, проектов и стратегий, которые способствуют развитию и совершенствованию международного туризма на территории нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, международный туризм прошел в своем развитии долгий путь и сегодня является  одной  из  наиболее  успешно   развивающихся   отраслей мирового хозяйства. Туризм классифицируется по ряду признаков и имеет особенности организационной структуры.  Как и любая другая сфера хозяйственной  деятельности,  индустрия  туризма является весьма  сложной  системой,  степень  развития  которой  зависит  от степени развития экономики страны в целом.  В настоящее время на промышленно развитые  страны  приходится  свыше  60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю стран, входящих в ЕС приходится около 40% прибытий  туристов  и валютных поступлений.

 В России туризм - развивающаяся отрасль.  Во  всех  сферах  туристической деятельности, как на  уровне  государственных  структур,  так  и  в  области формирующегося турбизнеса, идет поиск новых форм работы,  расширение   сферы предложения и углубление его специализации.  Российским туристическим фирмам еще предстоит много работы над  качеством и расценками на предлагаемые услуги. Не смотря на положительные темпы развития международного туризма, остаётся множество нерешенных проблем  в данной сфере -  это   отсутствие четкого разграничения полномочий в сфере государственного регулирования туризма вследствие чего недостаточная  гражданско-правовая защита прав и интересов туристов, немаловажной проблемой остается  отсутствие государственной поддержки и протекционизма в сфере госрегулирования, неквалифицированный персонал, отсутствие жесткой системы сертификации и лицензирования туристической деятельности и т.д. Правительство нашей страны утвердило Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации. Важнейшей составляющей  данной Стратегии стали вопросы развития инфраструктуры туризма в стране, причем не, только ее гостиничной базы, но и всего комплекса коммуникаций, без которого невозможно развитие, ни внутреннего, ни въездного туризма, – аэропортов, дорог, портов, также в данной стратегии будут рассмотрены различные вопросы, касающиеся обучения персонала.

 В ходе проделанной  работы были проанализированы перспективы развития туризма в РФ, в результате чего можно убедиться, что Россия имеет достаточный потенциал для совершенствования и продвижения туризма. Туризм представляет большой экономический интерес в целом для нашей страны и, в связи с проведением Олимпийских Игр в г. Сочи в 2014 г., позволяет привлечь иностранный капитал, что имеет особый вес в настоящий период времени для развития туризма нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации,

[Электронный ресурс] : федеральный закон от 1994г.. № 812-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

  1. О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации , [Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации от 1994г. № 813// Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  2. Анокин, А. И. Вопросы экономики [Текст]: учебник для вузов/ А.И. Анокин. – М. : Приор, 2008. – 51 с.
  3. Булатов, А.С. Мировая экономика [Текст]: Учебник /А.С. Булатов. – М.: Экономист, 2005. – 734 с.
  4. Большой экономический словарь. / Под ред. Азримяна А.Н. - Институт новой экономики, 2000.- 25 с.
  5. Вавилова, Е.В. «Основы международного туризма» [Текст] : учеб. пособие / Е.В. Вавилова.- М.: «Гардики», 2007.- 265 с.
  6. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности [Текст]: Учебник/ В.Г. Гуляев. - М.,2009.- 129 c.
  7. Галушка, А.С. Модернизация экономики России [Текст]: учебное практич. пособие / А.С. Галушка.- М: 2010.– 3 с.
  8. Зубанова, С.А. «Прогулки по России. Лучшие места для отдыха и туризма» [Текст]: Учебник для вузов/ С.А. Зубанова.- М.: «Феникс», 2007.- 78 с.
  9. Колова, И.А., Мартов Н.К «Стратегические проблемы развития туризма в России» [Текст] : учеб. пособие / И.А. Колова, Н.К.Мартов.- М.: «РИБ «Турист», 2010г.- 51 с.
  10. Колесов, В.П. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России [Текст] : ,учебное практич. пособие / В.П. Колесов.- М.: 2002. – 631 с.
  11. Лунтовский, Г. И. Зарубежные туристические рынки в 2010 году [Текст] : учеб. пособие / Г.И. Лунтовский.- М. : 2011. - № 13. – 5 с.
  12. Малинов, И.В. «Путеводитель по туристическим маршрутам России» [Текст] : учебное практич. пособие / И.В. Малинов. - М.: «Астрель», 2008.- 34 с.
  13. Овчаров, А.О. «Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы» [Текст] / А.О. Овчаров. - М.: «Интфра-М», 2010.- 85 с.
  14. Осьмова, М.Н. Организация и перспективы развития туризма в России [Текст]: учеб. пособие/ М.Н. Осьмова, А.В. Бойченко.- М.: ИНФРА – М, 2011.-VIII, 376 с.
  15. Пузакова, Е.П. Международный туристический            бизнес. [Текст] / Е.П. Пузакова, В.А. Честникова. - М.: 2010.- 45 с.
  16. Статистический ежегодник. Белгородская область 2011 [Текст] : cтат.сб./ Белгородстат.- Белгород, 2011.- 585 с.
  17. Статистический сборник [Текст]: Социальное положение и уровень жизни населения Белгородской области: Стат.сб./Белгородстат.-2011 - 324 с.
  18. Смитиенко, Б.М. Мировая экономика [Текст]: учебник / Б.М. Смитиенко. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 581 с.
  19. Сапрунова,  В.П. Туризм [Текст] / В.П. Сапрунова. - М.: 1997. – 53 с.
  20. Федеральная служба государственной статистики [Текст]: Статистический бюллетень№2(173) 2011г. Москва
  21. Фомичев, В.И. Международная торговля [Текст] / В.И. Фомичев. -М.:2009.- 315 с.
  22. Фигурнова, Н.П. Международная экономика[Текст] :учеб. пособие /  Н.П. Фигурнова. - М.: Издательство «Омега-Л», 2007. – 304 с.
  23. Чудновский А.Д. «Туризм и гостиничное хозяйство» [Текст]/ А.Д. Чудновский - Спб.: «Афес», 2005г.-2с.
  24. Черёмушин, А.С. Экономика [Текст] : учеб. пособие / А.С. Черёмушин . – М: Юрист, 2007.- с. 71
  25. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
  26. Экономика Белгородской области [Электронный ресурс] //

Портал «Губернатор  и Правительство Белгородской области», 2012. – Режим доступа: http://www.belregion.ru/region/economy/

  1. Информационный портал: «РиаНовости» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rian.ru/spravka/20080625/112067604.html
  2. ОАО» Корпорация Развитие» Белгородской области

[Электронный ресурс] // Белгород, 2012. – Режим доступа: http://dsr.belregion.ru/

  1. Министерство экономического развития РФ [Электронный

ресурс] // Официальный  сайт. М.,  2011. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicy/privgovpartnerdev/

 

 


Информация о работе Международный туризм и его роль на Российском рынке товаров и услуг