Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа
Цель курсовой работы - дать характеристику международного туризма и определить его роль на Российском рынке товаров и услуг.
Объект исследования - Российская Федерация.
Предмет исследования - становление, особенности функционирования и развитие международного туризма в России.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты и этапы развития международного туризма;
2) проанализировать состояние туристской отрасли в России;
3) ознакомиться с организацией международного туристического бизнеса в РФ;
4) изучить основы государственного регулирования туристской индустрии в РФ;
паушальный тур — это стандартизированный, предварительно организованный комплекс туристских услуг;
индивидуальный тур имеет те особенности, что турист организует и осуществляет его самостоятельно.
3. Формы туризма в зависимости от длительности пребывания:
однодневный туризм - это туры продолжительностью в свето-вой день: они не предполагают остановки на ночлег;
транзитный туризм — это остановки туристов по пути следования к месту назначения;
кратковременный туризм включает в себя деловой туризм и поездки на выходные дни. Независимо от того, совершаются поездки в деловых или личных целях, средняя их продолжительность составляет 2-4 дня, т.е. включают минимально - один, максимально - три ночлега.
4. Формы туризма в зависимости от возраста путешествующих:
молодежь (туристы в возрасте 15-24 лет);
дети, путешествующие со своими родителями
пенсионеры (65 лет и старше);
относительно молодые, экономически активные люди 25-44 лет
экономически активные люди среднего (45 – 64 лет) возраста (путешествуют, как правило, без детей)
5. Формы туризма в зависимости от транспортных средств:
авиатуризм;
автобусный;
железнодорожный;
автомобильный;
морской.
6. Формы туризма в зависимости от времени года:
зимний;
летний;
период спада путешествий — межсезонье.
Кроме предложенных шести критериев существуют и другие точки зрения, позволяющие классифицировать путешествия по формам. Более полно предлагает классифицировать туризм Всемирная туристская организация по следующим типам:
внутренний туризм — путешествия жителей какого-либо региона по этому региону;
въездной туризм — путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;
выездной туризм — путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.
Все перечисленные выше основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя новые категории туризма [23, с.71].
Рассмотрев пункт данной главы можно прийти к следующему выводу: в процессе развития туризма различные авторы и организации дают разнообразную классификацию видов туризма. Но, среди множества классификаций выделяют шесть основных видов международного туризма, некоторые из них сформировались ещё в античные времена, и получили развитие в нынешнее время, другие появились сравнительно недавно. Каждый вид туризма привлекает нас по-своему, например, авиатуризм - один из наиболее комфортных и быстрых; железнодорожный – является самым безопасным и дешевым, морской – привлекает своей красотой и спокойствием. Но для реализации выше перечисленных видов туризма необходима надежная организация данного бизнеса.
Туристические услуги составляют
значительную часть потребляемых населением
услуг и имеют специфический
социально-оздоровительный
Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг. Основные туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение; питание; транспортные услуги, включая трансферт; экскурсионные услуги. Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно-зрелищные и игровые мероприятия и др [5, c.126]. К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др. Между дополнительными и сопутствующими услугами не существует четкой границы. В высокоразрядных отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает 500.
В результате развития торговли туристическими услугами возникла индустрия туризма, основу которой составляют фирмы, организующие туристические поездки и продажу путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса. Туристические фирмы делятся на туроператоров и турагентов.
Туроператоры – это фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе. Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим турам, рассчитывает цены на туры, передает туры турагенту для их последующей реализации туристам.
Турагенты – это фирмы выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами и реализует их потребителю. Турагент добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта размещения и обратно.
Главной рыночной функцией турагентств и туроператоров является соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами. Здесь важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его управления. Обычно туроператор — это более крупная компания, чем тур-агент, имеющая головной туроператорский офис и несколько филиалов — агентскую сеть. Многие крупные туроператоры имеют агентские сети по всему миру. При этом независимо от наличия собственной агентской сети, туроператор заключает агентские соглашения с независимыми турагентствами на продажу своих туров. Чем больше у туроператора партнеров-турагентов, чем в большем количестве стран и регионов они расположены, тем шире объемы продаж и, соответственно, больше туристов, выше прибыль, успешнее бизнес.
Контроль за деятельностью турагентов и туроператоров, а также в целом туристской индустрии в нашей стране занимается Министерство спорта, туризма и молодежной политики. К его полномочиям можно отнести: внесение проектов федеральных законов в Правительство РФ, принятие решений, необходимых для развития различных видов спорта в стране, координирует процесс реализации проектов, связанных с развитием туризма в стране. Кроме того, именно Министерство занимается распределением средств, направленных на развитие туристического сектора экономики, между регионами. В процессе распределения средств учитываются интересы не конкретных фирм, а регионов в целом. Кроме того важной задачей Министерства является контроль деятельности организаций, которые ведут свою деятельность в сфере туризма.
Всю деятельность Министерства туризма можно разделить на две сферы: внутреннюю и внешнюю. К внутренней деятельности в первую очередь относится регулирование и контроль деятельности туристических фирм и других компаний, связанных с туристическим потоком в страну. Особенно это актуально для тех стран, где доходы от туристов составляют значительную часть бюджета. Для этих стран крайне важно создать благоприятные условия для гостей, в частности максимально упростить процесс сбора документов, необходимых для въезда в страну, улучшить качество международных пассажирских перевозок, а также обеспечить приезжих инфраструктурой
Наиболее известные туристические фирмы России - это Русь-Интел, Вокруг света, Интурист, Кругозор, Ветер странствий, которые занимают значительную долю рынка среди множества других[24]. На примере данных компаний, рассмотрим организационные вопросы туристического бизнеса. Структура организации и управления туристической фирмы определяется задачами и стратегией компании, но, как правило, имеет руководителя, осуществляющего общее руководство и разрабатывающего общую стратегию фирмы, а также отделы посреднических операций, маркетинга и рекламы, бухгалтерию. Отдел по организации посреднических операций международного туризма ведёт работу по планированию и осуществлению туристических поездок на основании дилерских договоров с туроператорами. В начале каждого сезона на основании данных о спросе и состоянии рынка, предоставляемых отделом маркетинга, составляется план набора групп по различным направлениям, запрос пересылается туроператору на предоставление отдельных туров на определённый период. Вся работа по обеспечению договора: формирование групп, подбор руководителей и гидов-переводчиков, предоставление необходимой информации, списков групп при визовом оформлении и страховании осуществляется также этим отделом. Контроль над работой фирмы осуществляется с помощью бухгалтерского отдела, куда поступает информация о наличии и движении денежных средств и осуществлении различных хозяйственных операций [13, c. 376].
Маркетинговая и рекламная стратегия, а также разработка туристического продукта осуществляется отделом маркетинга.
В туристском бизнесе, как и в любом другом виде деятельности, необходимо изучение проблем спроса и предложения на рынках, т.е. проведение маркетинговых исследований.
При оказании услуг фирма должна ориентироваться на потребности туристов, определяемого с помощью опроса потенциальных клиентов. Немаловажным источником информации является и анализ рекламных проспектов и листовок, доставляемых российскими и зарубежными фирмами-партнёрами и конкурентами. Очень большое значение в туристической рекламе имеют специализированные документы — листовки, брошюры и пр.
Все вышеперечисленные средства предоставляются турагентам туроператорами, которые используют также проспекты курортных зон и видеорекламу, где отражается, прежде всего своеобразие данной местности, культурные традиции и исторические памятники. В данном случае основной целью, выбираемой туроператором, является создание имиджа того или иного региона. Для этого используется набор продуманных кадров, которые освещают данный регион с определённых позиций и отличают его от любого другого.
Один из основных этапов - продвижение товара. На международном уровне необходима не просто реклама, а прежде всего участие на международных ярмарках и выставках, которые дают возможность привлечь внимание не к одному конкретному продукту, а к фирме в целом. Различают следующие виды выставок.
Цена туристского продукта. Стоимость путёвки включает в себя следующие статьи:
стоимость проезда;
стоимость питания;
стоимость проживания;
стоимость трансферта;
стоимость экскурсионной программы;
стоимость оформления визы;
стоимость страхового полиса ( прил. 7)
Цена же туристической путёвки больше себестоимости на величину затрат и прибыли туристической фирмы.
В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристическая фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы. При этом обычно предоставляется скидка для массовой оптовой сделки в зависимости от объёма опера - до 10%, по срокам и продолжительности - до 5%, скидка в зависимости от продолжительности проживания туристов в гостиничном предприятии - до 10% [18, c. 315].
Договорные отношения туриста и туристической фирмы складываются как отношения покупателя (заказчика) и продавца (исполнителя). При этом следует подчеркнуть особый характер “продукт”, приобретаемого у туристической фирмы. Вступая с ней в договорные отношения, турист рассчитывает получить в конечном итоге необходимый ему набор услуг. Фирма же предоставляет ему, как правило, ещё не сами услуги, а права (гарантии) получения в определённое время, в определённом месте услуг, непосредственно осуществляемых другими фирмами, не имеющими прямых договорных отношений с данным туристом, но состоящими в договорных отношениях с направляющей туристической фирмой. Турист приобретает также и гарантии оказания определённых видов услуг и самой направляющей фирмой. Совокупность этих прав отображается в путёвке, которая является конечным “продуктом” деятельности туристической фирмы и соответственно предметом её реализации.
Таким образом, рассмотрев первые три пункта данной главы, можно сделать следующие выводы: международный туризм – это динамично развивающаяся отрасль экономики, которая в своём становлении прошла множество различных этапов, начиная с античного времени, основными мотивами путешествий, свойственных тому периоду времени были спортивные соревнования, лечение, торговля, паломничество. Прежде чем стать самостоятельным видом путешествий, туризм в своём развитии претерпел значительные изменения. В настоящее время существует огромное количество разнообразных видов туризма. Но, среди множества классификаций отечественные и зарубежные ученые выделяют шесть основных видов международного туризма, некоторые из них сформировались ещё в античные времена, и получили развитие в нынешнее время, другие появились недавно. Каждый вид туризма привлекает нас по-своему, например, авиатуризм - один из наиболее комфортных и быстрых; железнодорожный – является самым безопасным и дешевым, морской – привлекает своей красотой и спокойствием. Но для реализации выше перечисленных видов туризма необходима надежная организация данного бизнеса. Основными субъектами на международном рынке туризма являются туроператоры и турагенты, которые тесно взаимосвязаны между собой, но при этом выполняют совершенно разные функции.
Глава 2.Анализ современного состояния туристской индустрии в России
Государственное регулирование развития туризма – это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики развития туризма, обоснования ее основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения. При отсутствии специально разработанной политики по развитию туризма и интеграции, отдельных ее положений в другие государственные политики утрачивается целевая направленность регулирования туристской деятельности. Содержание государственного регулирования туризма определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также теми инструментами, которыми располагает государство для проведения этой политики[22]. Туризм, являясь социально-экономической подсистемой, взаимосвязан с такими институтами как «экономика», «общество», «экологическая среда». Жизнедеятельность системы «туризм» невозможна без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому обоснование необходимости государственного регулирования развития туризма строится на основе изучения современного состояния туристского рынка, анализа роли туризма в экономике страны, особенностей туристского потребления и специфики туристского продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в частности, на экологическое состояние и социально-культурное развитие страны. На территории Российской Федерации по данным Государственной Думы, достаточно высока доля нарушений при оказании туристических услуг, 38% из них составляют нарушения, связанные с предоставлением недостоверной информации о путешествии, либо ее полное отсутствие; 21% занимают нарушения, связанные с предоставлением некачественных услуг (несоответствие гостиниц и предоставляемых ими услуг объявленной категории, некачественное питание, нарушение программы путешествий, в том числе проведение меньшего количества экскурсий, чем предусмотрено договором). Каждое седьмое нарушение допускается при оформлении договоров на оказание туруслуг, причем турфирмы стремятся ограничить свою ответственность перед туристом[23].
Информация о работе Международный туризм и его роль на Российском рынке товаров и услуг