Международный туризм и его роль на Российском рынке товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - дать характеристику международного туризма и определить его роль на Российском рынке товаров и услуг.
Объект исследования - Российская Федерация.
Предмет исследования - становление, особенности функционирования и развитие международного туризма в России.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты и этапы развития международного туризма;
2) проанализировать состояние туристской отрасли в России;
3) ознакомиться с организацией международного туристического бизнеса в РФ;
4) изучить основы государственного регулирования туристской индустрии в РФ;

Файлы: 1 файл

курсовая работа по МЭО бугага.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

          Рассмотрев и проанализировав  современное состояние туристской отрасли в России, можно сделать следующие выводы : во-первых, в настоящее время туристская отрасль в нашей стране находится на стадии развития: существует множество положительных аспектов, но остается также огромное количество нерешенных проблем в данной сфере, прежде всего на государственном уровне . Во- вторых, что касается регионального уровня, на примере Белгородской области, то непосредственно в нашем регионе местными властями проводится активная политика в данном направлении, результатом которой является огромное количество различных проектов и программ, содействующих развитию туристской отрасли в регионе. В-третьих, наличие совокупности проблем требует создания новых, а возможно заимствованных у других стран методов, подходов, столь необходимых нашей стране для решения данных проблем.

 

2.3. Показатели  развития туризма и его воздействие  на экономику страны

Туризм оказывает воздействие  на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения  этой сферы жизни общества. В экономическом  отношении туризм рассматривается:

 

          1) как определенная совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции;

           2) часть народнохозяйственного комплекса данной страны, включающая определенные отраслевые виды производства и экономической деятельности;

           3) экономическая наука, изучающая туризм как отрасль хозяйства страны или региона (экономика туризма);

           4) общественная наука, изучающая поведение в сферах производства туристского продукта, его потребления, распределения и обмена. Экономисты анализируют процессы, происходящие в этих сферах, прогнозируют их последствия для физических лиц, организаций и общества в целом;

           5) современная экономическая теория, изучающая поведение людей как хозяйствующих субъектов на всех уровнях туристской экономической системы в процессах производства, распределения, обмена и потребления туристских услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.

         С точки зрения фундаментальной экономики туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели имманентными (внутренними) причинами. Но туризм также и важнейший катализатор экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку выступает каналом перераспределения валового национального продукта между странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если туристы не только вывозят часть заработанных в других производствах средств, но и создают в других странах новые рабочие места.

          Современный туризм как экономическое явление:

          имеет индустриальную форму;

         выступает в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;

          создает новые рабочие места и является катализатором ускоренного развития национальной экономики;

          выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме;

           является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;

           характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;

           выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы;

           совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познанию.

          Одним из первых на туризм как экономическое явление современного мира обратил внимание американский экономист П. Ротоу, который определил корреляции между экономическими стадиями развития стран и характерными особенностями развития в них туризма.

       В настоящее время модели экономического воздействия туризма на сферу экономики намного усложнились и базируются не на теоретических концепциях и гипотезах, а на статистических данных. Что касается модели П. Ротоу, то она до сих пор признается классической практически всеми авторитетами экономики туризма. Действительно, несмотря на кардинальные изменения мирового туризма и экономики с 1959 г., гипотеза П. Ротоу не только не устарела, но и продолжает подтверждаться новыми статистическими данными и современными тенденциями ( прил.11).

          Рассмотрим основные показатели развития туризма :

          объем туристского потока;

         величина туристских расходов;

         состояние и развитие материально-технической базы;

          показатели финансово-экономической деятельности;

          показатели развития международного туризма.

           К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов (в том числе организованных и самодеятельных), количество туродней (ночевок, койко-дней), среднемесячное количество туродней.

           Общее число туристов измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за определенный период, принятых на обслуживание по дням регистрации, то есть в первый день обслуживания.

           Количество туродней измеряется в человеко-днях и определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе):

           Д = Ч х tcp,  где Д — количество туродней, чел.-дней; Ч — количество туристов, чел; tcp— средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.

 

 

 

         Однако туристский поток — явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициенты неравномерности, которые рассчитываются следующим способом :

         Kн = Дmax/Дmin * 100%; Kн = Дmax/Дcм * 100%, где Дmax, Дmin— число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно, чел.-дней; Дгод, Дсм — годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней.

        Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев : Дсм=Дгод/12.

         Далее рассмотрим показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в  стране (регионе).

         К ним относятся:

        коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п.;

       число коек, предоставляемых местными жителями;

        число мест в торговых залах предприятий питания для туристов;

        число мест в театрах, отведенных для туристов.

         Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятия включают:

         выручку от реализации туристского продукта;

        показатели использования ресурсов рабочей силы;

         показатели использования основных фондов и оборотных средств;

         показатели производительности труда и фонда заработной платы;

         показатели финансового состояния туристского предприятия.

         Показатели развития туризма важны для анализа как экономической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.

 

          Согласно прогнозам экспертов ВТО динамика мирового туристского рынка будет выглядеть следующим образом:

           1) показатель прироста объема услуг будет составлять в среднем 3,7 % в год;

          2) рост будет достигнут в основном за счет выездного рынка Азии, Среднего Востока, Центральной и Южной Америки и Европы;

          3) наиболее благоприятные условия приема туристов сложатся в Азии, хотя и все другие районы имеют среднюю перспективу роста;

         4) внутренний туризм будет продолжать развиваться более высокими темпами;

         5) длительный международный туризм будет расти более быстрыми темпами, нежели краткосрочный туризм;

        6) усилится влияние на туризм внешних факторов: экономической ситуации, политической обстановки, уровня безопасности путешествий;

        7) значительное воздействие на туризм окажут:

 система компьютерной  резервации, технологическое развитие, совершенствование авиаперевозок, электронная информация,  коммуникационные системы;

        8) важным фактором развития туризма станет социально-демографическая динамика в различных странах мира;

        9) возрастет роль маркетинговых исследований, регулирующих туристскую политику.

         Таким образом, туризм способен оказывать активное влияние на экономику страны, в которой он развивается, на её хозяйственную, социальную и гуманитарную основы. В настоящее время туристская отрасль в нашей стране находится на стадии развития. Что касается регионального уровня, на примере Белгородской области, то непосредственно в нашем регионе местными властями проводится активная политика в данном направлении, результатом которой является огромное количество различных проектов и программ, содействующих развитию туристской отрасли в регионе. В данной главе, также, были рассмотрены основные показатели развития туризма – это объем туристского потока, величина туристских расходов, состояние и развитие материально-технической базы, показатели финансово-экономической деятельности. Каждый из них свидетельствует об уровне развития международного туризма в нашей стране. Ссылаясь на данные показатели, в настоящее время развитие международного туризма в Российской Федерации находится на стадии подъема, не смотря на неустойчивость отдельных показателей, таких, например, как материально-техническая база. Благодаря активной политике государства у нашей страны существуют огромные перспективы в данной сфере, развитие которых мы рассмотрим в следующей главе данного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы развития Российской туристской индустрии

 

3.1. Основные проблемы развития международного туризма в России

 

 

В настоящее время  в Российской Федерации существует множество проблем в сфере туризма. В первую очередь – это отсутствие четкого разграничения полномочий в сфере государственного регулирования туризма вследствие чего недостаточная  гражданско-правовая защита прав и интересов туристов. Также немаловажной проблемой остается  отсутствие государственной поддержки и протекционизма в сфере госрегулирования внутреннего (социального) и въездного туризма (отсутствие льгот по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество и т.д.)

Все эти факторы и многие другие проблемы (неквалифицированный персонал, отсутствие жесткой системы сертификации и лицензирования туристической деятельности, слабо развитая  разработка и реализация рекламно-информационных программ) приводит к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока, а также теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест [8, c. 62]. Доля России в международном туризме по количественным показателям не превышает 1,5 %, а доля международного туризма в валовом национальном продукте РФ составляет всего около 0,01%. Для сравнения укажем, что доля туризма в валовом национальном продукте многих европейских стран, активно развивающих эту отрасль, достигает 10 – 12 %.

        Выделим основные проблемы российского туризма:

         Одна из проблем российского туризма – это дороговизна отдыха в собственной стране. Это касается как высоких цен на проживание в гостиницах и пансионатах, так и дорогой авиаперевозке. И этими проблемами умело пользуются зарубежные операторы, выпуская на российский рынок огромное количество предложений недорого отдыха в странах Греции, Италии, Испании, где уровень сервиса как правило превосходит тот, что могут предложить курорты, например, Краснодарского края, причем цены из-за сильной конкуренции туроператоров порой очень низкие. Решение данной проблемы может заключаться в пересмотре тарифов на внутренние авиаперевозки. Решение это задачи крайне актуально, т.к. рынок туризма будет расти, соответственно будет происходить и пополнение бюджета страны.

          Вторая проблема – это слабая законодательная база. После отмены лицензирования на рынке появилось много новых туристических агентств, которые повлекли за собой необоснованные скидки для закрепления на рынке.  Один способов решения данной проблемы – это создание саморегулирующей организации.

Информация о работе Международный туризм и его роль на Российском рынке товаров и услуг