Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа
Цель курсовой работы - дать характеристику международного туризма и определить его роль на Российском рынке товаров и услуг.
Объект исследования - Российская Федерация.
Предмет исследования - становление, особенности функционирования и развитие международного туризма в России.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты и этапы развития международного туризма;
2) проанализировать состояние туристской отрасли в России;
3) ознакомиться с организацией международного туристического бизнеса в РФ;
4) изучить основы государственного регулирования туристской индустрии в РФ;
Рассмотрев и проанализировав
современное состояние
2.3. Показатели
развития туризма и его
Туризм оказывает воздействие на экономику практически по всем аспектам фундаментального определения этой сферы жизни общества. В экономическом отношении туризм рассматривается:
1) как определенная совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции;
2) часть народнохозяйственного комплекса данной страны, включающая определенные отраслевые виды производства и экономической деятельности;
3) экономическая наука, изучающая туризм как отрасль хозяйства страны или региона (экономика туризма);
4) общественная наука, изучающая поведение в сферах производства туристского продукта, его потребления, распределения и обмена. Экономисты анализируют процессы, происходящие в этих сферах, прогнозируют их последствия для физических лиц, организаций и общества в целом;
5) современная экономическая теория, изучающая поведение людей как хозяйствующих субъектов на всех уровнях туристской экономической системы в процессах производства, распределения, обмена и потребления туристских услуг в целях удовлетворения человеческих потребностей при ограниченных ресурсах семьи, фирмы и общества в целом.
С точки зрения фундаментальной экономики туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели имманентными (внутренними) причинами. Но туризм также и важнейший катализатор экономического роста многих быстро развивающихся стран, поскольку выступает каналом перераспределения валового национального продукта между странами, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если туристы не только вывозят часть заработанных в других производствах средств, но и создают в других странах новые рабочие места.
Современный туризм как экономическое явление:
имеет индустриальную форму;
выступает в виде туристского продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;
создает новые рабочие места и является катализатором ускоренного развития национальной экономики;
выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся на туризме;
является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;
характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;
выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы;
совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познанию.
Одним из первых на туризм как экономическое явление современного мира обратил внимание американский экономист П. Ротоу, который определил корреляции между экономическими стадиями развития стран и характерными особенностями развития в них туризма.
В настоящее время модели экономического воздействия туризма на сферу экономики намного усложнились и базируются не на теоретических концепциях и гипотезах, а на статистических данных. Что касается модели П. Ротоу, то она до сих пор признается классической практически всеми авторитетами экономики туризма. Действительно, несмотря на кардинальные изменения мирового туризма и экономики с 1959 г., гипотеза П. Ротоу не только не устарела, но и продолжает подтверждаться новыми статистическими данными и современными тенденциями ( прил.11).
Рассмотрим основные показатели развития туризма :
объем туристского потока;
величина туристских расходов;
состояние и развитие материально-технической базы;
показатели финансово-экономической деятельности;
показатели развития международного туризма.
К показателям, характеризующим объем туристского потока, относятся: общее количество туристов (в том числе организованных и самодеятельных), количество туродней (ночевок, койко-дней), среднемесячное количество туродней.
Общее число туристов измеряется количеством человек, которые приняли участие в путешествиях. Этот показатель характеризует масштабы охвата населения туристскими мероприятиями и определяется путем суммирования количества туристов за определенный период, принятых на обслуживание по дням регистрации, то есть в первый день обслуживания.
Количество туродней измеряется в человеко-днях и определяется путем умножения общего количества туристов на среднюю продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе):
Д = Ч х tcp, где Д — количество туродней, чел.-дней; Ч — количество туристов, чел; tcp— средняя продолжительность пребывания одного туриста в данном регионе, дней.
Однако туристский поток — явление неравномерное. Для характеристики неравномерности туристского потока применяют коэффициенты неравномерности, которые рассчитываются следующим способом :
Kн = Дmax/Дmin * 100%; Kн = Дmax/Дcм * 100%, где Дmax, Дmin— число туродней в месяце максимального и минимального туристского потока соответственно, чел.-дней; Дгод, Дсм — годовое и среднемесячное число туродней соответственно, чел.-дней.
Среднемесячное количество туродней определяется путем деления годового количества туродней на 12 месяцев : Дсм=Дгод/12.
Далее рассмотрим показатели, характеризующие состояние и развитие материально-технической базы туризма, определяют ее мощность в стране (регионе).
К ним относятся:
коечный фонд домов отдыха, пансионатов, турбаз, гостиниц, санаториев и т. п.;
число коек, предоставляемых местными жителями;
число мест в торговых залах предприятий питания для туристов;
число мест в театрах, отведенных для туристов.
Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятия включают:
выручку от реализации туристского продукта;
показатели использования ресурсов рабочей силы;
показатели использования основных фондов и оборотных средств;
показатели производительности труда и фонда заработной платы;
показатели финансового состояния туристского предприятия.
Показатели развития туризма важны для анализа как экономической деятельности туристского предприятия, так и состояния туристского рынка, анализа тенденций и выработки стратегии и тактики деятельности на туристском рынке.
Согласно прогнозам экспертов В
1) показатель прироста объема услуг будет составлять в среднем 3,7 % в год;
2) рост будет достигнут в основном за счет выездного рынка Азии, Среднего Востока, Центральной и Южной Америки и Европы;
3) наиболее благоприятные условия приема туристов сложатся в Азии, хотя и все другие районы имеют среднюю перспективу роста;
4) внутренний туризм будет продолжать развиваться более высокими темпами;
5) длительный международный туризм будет расти более быстрыми темпами, нежели краткосрочный туризм;
6) усилится влияние на туризм внешних факторов: экономической ситуации, политической обстановки, уровня безопасности путешествий;
7) значительное воздействие на туризм окажут:
система компьютерной резервации, технологическое развитие, совершенствование авиаперевозок, электронная информация, коммуникационные системы;
8) важным фактором развития туризма станет социально-демографическая динамика в различных странах мира;
9) возрастет роль маркетинговых исследований, регулирующих туристскую политику.
Таким образом, туризм способен оказывать активное влияние на экономику страны, в которой он развивается, на её хозяйственную, социальную и гуманитарную основы. В настоящее время туристская отрасль в нашей стране находится на стадии развития. Что касается регионального уровня, на примере Белгородской области, то непосредственно в нашем регионе местными властями проводится активная политика в данном направлении, результатом которой является огромное количество различных проектов и программ, содействующих развитию туристской отрасли в регионе. В данной главе, также, были рассмотрены основные показатели развития туризма – это объем туристского потока, величина туристских расходов, состояние и развитие материально-технической базы, показатели финансово-экономической деятельности. Каждый из них свидетельствует об уровне развития международного туризма в нашей стране. Ссылаясь на данные показатели, в настоящее время развитие международного туризма в Российской Федерации находится на стадии подъема, не смотря на неустойчивость отдельных показателей, таких, например, как материально-техническая база. Благодаря активной политике государства у нашей страны существуют огромные перспективы в данной сфере, развитие которых мы рассмотрим в следующей главе данного исследования.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития Российской туристской индустрии
3.1. Основные проблемы развития международного туризма в России
В настоящее время в Российской Федерации существует множество проблем в сфере туризма. В первую очередь – это отсутствие четкого разграничения полномочий в сфере государственного регулирования туризма вследствие чего недостаточная гражданско-правовая защита прав и интересов туристов. Также немаловажной проблемой остается отсутствие государственной поддержки и протекционизма в сфере госрегулирования внутреннего (социального) и въездного туризма (отсутствие льгот по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество и т.д.)
Все эти факторы и многие другие проблемы (неквалифицированный персонал, отсутствие жесткой системы сертификации и лицензирования туристической деятельности, слабо развитая разработка и реализация рекламно-информационных программ) приводит к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока, а также теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест [8, c. 62]. Доля России в международном туризме по количественным показателям не превышает 1,5 %, а доля международного туризма в валовом национальном продукте РФ составляет всего около 0,01%. Для сравнения укажем, что доля туризма в валовом национальном продукте многих европейских стран, активно развивающих эту отрасль, достигает 10 – 12 %.
Выделим основные проблемы российского туризма:
Одна из проблем российского туризма – это дороговизна отдыха в собственной стране. Это касается как высоких цен на проживание в гостиницах и пансионатах, так и дорогой авиаперевозке. И этими проблемами умело пользуются зарубежные операторы, выпуская на российский рынок огромное количество предложений недорого отдыха в странах Греции, Италии, Испании, где уровень сервиса как правило превосходит тот, что могут предложить курорты, например, Краснодарского края, причем цены из-за сильной конкуренции туроператоров порой очень низкие. Решение данной проблемы может заключаться в пересмотре тарифов на внутренние авиаперевозки. Решение это задачи крайне актуально, т.к. рынок туризма будет расти, соответственно будет происходить и пополнение бюджета страны.
Вторая проблема – это слабая законодательная база. После отмены лицензирования на рынке появилось много новых туристических агентств, которые повлекли за собой необоснованные скидки для закрепления на рынке. Один способов решения данной проблемы – это создание саморегулирующей организации.
Информация о работе Международный туризм и его роль на Российском рынке товаров и услуг