Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа
Цель курсовой работы - дать характеристику международного туризма и определить его роль на Российском рынке товаров и услуг.
Объект исследования - Российская Федерация.
Предмет исследования - становление, особенности функционирования и развитие международного туризма в России.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты и этапы развития международного туризма;
2) проанализировать состояние туристской отрасли в России;
3) ознакомиться с организацией международного туристического бизнеса в РФ;
4) изучить основы государственного регулирования туристской индустрии в РФ;
К числу основных правовых
проблем в сфере туризма
1. Отсутствие четкого разграничения полномочий в сфере государственного регулирования туризма между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации
2. Недостаточную гражданско-правовую защиту прав и интересов туристов из-за отсутствия в законодательстве подробных положений о порядке заключения, исполнения и прекращения договора оказания услуг по туристскому обслуживанию, о правах и обязанностях сторон по договору, а также об ответственности за нарушение его условий туристскими организациями и туристами.
3. Несоответствие отдельных положений Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" современному законодательству, направленному на создание условий для присоединения России к Всемирной торговой организации.
4. Отсутствие механизма финансового обеспечения ответственности туристских организаций (финансовых гарантий).
5. Отсутствие на федеральном уровне законоположений, устанавливающих правила деятельности предпринимателей в сфере клубного отдыха (таймшера), гостиничной и экскурсионной деятельности.
6. Недостаточный уровень государственной поддержки и протекционизма в сфере госрегулирования внутреннего (социального) и въездного туризма (отсутствие льгот по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, отсутствие льгот для инвесторов, вкладывающих средства в строительство гостиниц и иных предприятий туристской индустрии на территории Российской Федерации; отсутствие механизма субсидирования субъектов туристской индустрии, предоставляющих услуги в области социального туризма (для социально-незащищенных слоев населения и т. д.).
7. Отсутствие правовых основ саморегулирования в сфере туристской деятельности.
8. Отсутствие механизмов защиты национального туристского рынка, в том числе защиты интересов российских туроператоров и турагентов, экскурсоводов, гидов-переводчиков при вступлении в ВТО[20,c.2].
Наличие перечисленных выше проблем свидетельствует о том, что наша страна нуждается в государственном регулировании в сфере туризма.
В настоящее в РФ существует свод законов, регулирующих туристическую деятельность:
1. Федеральный закон об основах туристической деятельности в Российской Федерации. Данный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристического рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристических ресурсов Российской Федерации.
2. Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 1994 г. № 813 "О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма". Согласно данному указу одной из приоритетных задач государства является признать всемерную поддержку развития туризма в Российской Федерации.
3. Закон о защите прав потребителей
4. Воздушный кодекс
Но несмотря на перечисленные выше законы, указы, постановления и т.д, в России остаётся множество нерешенных проблем в сфере туризма. Для проведения эффективной туристской политике в Российской Федерации необходимо обратиться к опыту зарубежных стран, многие из которых занимают лидирующие позиции на международной туристской арене.
Так, опыт многих зарубежных стран показывает, что «Туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими организациями на комплексной и последовательной основе». Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма, называются они по-разному: в Великобритании – BTA (British Tourist Authority), в Ирландии – Irish Board, в Испании – Turespana, в Италии – ENIT, в Норвегии – NORTRA и т. д. Именно они содержат представительства по туризму в других странах, они разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации [10,c.5-12]. При их помощи в ряде стран разрабатываются государственные программы стимулирования выездного туризма, которые предусматривают льготы в налогообложении, упражнение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров.
Примером такой страны может служить Греция. Ее правительство предлагает инвесторам помощь в получении кредита по выгодной процентной ставке, скидки по налогам. Ежегодно Министерство национальной экономики Греции объявляет общую сумму помощи инвесторам в туризм.
Правительством
же Греции определятся
Такая политика в области туризма дает, безусловно, положительный результат. Достаточно сказать, что только поток российских туристов в Грецию увеличился более чем в двадцать раз.
Кстати, именно министерство туризма Греции стало первым зарубежным представительством по туризму в Москве, и было открыто 27 сентября 1994 года. Государственные программы развития туризма существуют во многих странах мира, которые считают туризм одной из основных отраслей развития экономики. Доходы, получаемые государством в виде налога от туристской деятельности, тоже весьма внушительны : в США сумма налогов от туризма составляет 150 млрд. дол. в год, в Японии – 80, в Германии – 67 [10, с. 5].
Что же касается отечественного туризма, то мы этой цифры не знаем, как, впрочем, не знаем и методики расчета платежного баланса, применяемого ныне Центробанком. В печати можно встретить цифру 20–25 млрд. дол., но никакими серьезными источниками она не подтверждается. Данное положение в Российском туризме является следствием того, что у нас до сих пор отсутствует государственная комплексная политика развития туризма. Хотя положительные тенденции прослеживаются в последние годы.
Изучив основы государственного регулирования в РФ, можно сделать ряд выводов: на сегодняшний день в нашей стране существует огромное количество пробелов в законодательстве относительно регулирования международного туризма, преодолеть которые в данный момент времени пытается наше правительство, вводя различные программы и заимствуя у других стран методы, подходы, столь необходимых нашей стране для решения данных проблем.
2.2. Состояние туристской отрасли в России
Главной целью развития
индустрии туризма в России, да
и в целом в мире, является удовлетворение
растущих рекреационных потребностей
людей, что одновременно оказывает
благоприятное воздействие
именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации [21, с. 631].
В настоящее время в Российской Федерации международный туризм является одной из динамично развивающихся сфер экономической жизни, об этом факте свидетельствуют многие статистические и экономические показатели. Например, согласно последним статистическим данным ежегодно нашу страну посещают около 40 миллионов иностранных граждан. Наиболее популярными и привлекательными местами являются курорты Краснодарского Края, Ставропольский Край ( санаторно-курортное лечение), Московская и Ленинградская области, Тульская, Оренбургская, которые славятся своими достопримечательностями и культурно-историческим наследием. Так, в начале 2010 года в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывалось 81 426 объектов наследия, в том числе 23 397 объектов федерального значения и 58 029 – местного значения. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры. На территории России находится 20 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, из них, 13 – как объекты культурно наследия. Наличие столь обширного и разнообразного количества культурно-исторических мест способствует привлечению огромного потока иностранных туристов со всех стран мира. В0-вторых, всем известно, что Россия обладает огромными природными богатствами, многих из которых являются уникальными. Поэтому, многие иностранцы стремятся посетить и увидеть собственными глазами столь разнообразный растительный и животный мир, что также, несомненно, способствует повышению притока иностранцев в нашу страну. Так, наиболее посещаемыми им местами, являются Уральские горы, озеро Байкал, Сибирь[11,с.34]. Иностранные туристы восхищаются природными богатствами России, чего нельзя сказать о жителях нашей страны. Согласно статистике, более 60% россиян, выезжавших за рубеж , и не догадываются, что те же удовольствия от отдыха можно получить и в своей стране. Так в Российской Федерации кроме природных богатств и лечебных курортов, существует огромное количество возможностей для приключенческого, экстремального отдыха. В лучшем случае знания наших граждан ограничиваются отдыхом на побережьях Черного моря и лечении в санаторно-курортных зонах. Как результат, ресурсная база внутреннего туризма задействована на 10-15%. В итоге в сфере внутреннего туризма отсутствует полноценный товарно-денежный обмен – основа экономического развития любой отрасли. Денежные же средства россиян, которые, собственно, и должны стать основой самоинвестирования отрасли, вывозятся за рубеж. Возникновение данных проблем, в первую очередь связано и недостаточной информированностью населения России о туристско-рекреационных возможностях регионов страны. Во-вторых, туристским фирмам нерентабельно показывать Россию россиянам, так как уровень цен на некоторые туры достаточно высок, а уровень комфортабельности находится на достаточно низком уровне. В - третьих, у туристских фирм возникают проблемы при работе с организациями санаторно-курортного комплекса. Также ещё одним немаловажным аспектом, влияющим на развитие внутреннего туризма, является степень надежности транспортной индустрии. Спрос на туристские транспортные услуги внутри России (как и спрос на услуги внутреннего туризма в целом) сократился, в том числе на авиационные перевозки, железнодорожные, речные и морские, автобусные. Снижение спроса на транспортные услуги связано со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки а также с введением пограничного сбора и другими факторами. Парк авиационного и речного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники, кроме того, услуги этих видов транспорта по цене являются малодоступными среднему туристу. Уже в ближайшие годы состояние транспортных средств может достичь критической величины, за которой следует нарушение ритмичности движения и угроза состоянию безопасности пассажиров. Ряд речных и морских пароходств практически прекратили туристские рейсы. Практически отсутствует специальный туристский железнодорожный транспорт. И это притом, что Россия с ее разветвленной сетью железных дорог могла бы стать классической страной железнодорожного туризма. Все перечисленные выше, а также многие другие факторы препятствуют развитию внутреннего туризма, нанося при этом серьёзный ущерб экономики нашей страны. Но, не смотря на данные препятствия, в настоящий период времени внутренний туризм находится на стадии подъёма по сравнению с предыдущими годами. Что касается выездного туризма, конечно же, в настоящий момент, к сожалению, сохраняется тенденция преобладания выездного потока над потоком въездного туризма ( прил.1, прил. 2,прил. 3). Так как большая часть жителей нашей страны предпочитают отдыхать за границей. Наиболее популярными странами для русских туристов являются Турция, Китай, Египет, Таиланд, Финляндия, Германия, Италия , Испания, Греция, ОАЭ, Чехия, Франция, Кипр, Болгария, Израиль( прил. 5) На формирование приоритета посещения данных стран влияют многие факторы: стоимость тура, качественное обслуживание, высокая оснащенность и комфортабельность гостиниц. Но в 2011-2012 годах мы наблюдаем значительное снижение спроса на путешествие среди россиян в отдельные страны. Результатом снижения является ряд причин, среди которых: стихийные бедствия, политическая нестабильность, растущий курс валют, рост стоимости авиабилетов. Так, например, число россиян выезжающих на отдых в Египет, сократилось на 57% по сравнению с предыдущим годом, данный спад в первую очередь связан с неустойчивой политической обстановкой в стране. Отказавшись от поездок в эту страну, туристы чаще посещали Таиланд(87%), Греция(+76%), Испания(+53%).
По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма [6, c. 713].
Рассмотрим состояние туристской отрасли в Российской Федерации на примере Белгородской области.
На сегодняшний день Белгородская область является уникальным регионом, на территории которого расположено множество объектов, способных привлечь внимание туристов. Экологические маршруты, сельский туризм и военно-патриотические экскурсии способны привести в восторг даже бывалого путешественника. В Прохоровском районе успешно реализованы такие проекты как заповедник федерального значения «Ключи», база отдыха «Слобода кочевников», в 2011 году будет сдана в эксплуатацию база отдыха «Рыбацкая артель». В Грайворонском районе более сотни домов занесены в маршруты Белгородской области. В Борисовском районе заповедник «Белогорье» подарит радостные моменты общения с природой. В этом же районе есть памятник археологии VIII-X веков знаменитое Хотмыжское городище. Существуют, вместе с тем, и проблемы, которые нуждаются в решении, такие как нехватка квалифицированного кадрового состава, недостаточная информированность населения, моральный и физический износ существующей материальной базы, нехватка транспортного парка, обслуживающего туристические группы, разобщенность и несогласованность действий субъектов туристского бизнеса [16, с. 324].
Сегодня сельский туризм способен обеспечить экономическую и демографическую стабильность в сельской местности, содействовать решению социально-экономических проблем села, стать весомым фактором перспективного развития сельских территорий.
В целях создания условий для удовлетворения потребностей городских жителей в активном и полноценном отдыхе в экологически чистой сельской местности Белгородской области, способствующем укреплению здоровья, воспитанию патриотических чувств на основе бережного отношения к самобытной культуре и природно-историческому наследию области, а также обеспечения дополнительных условий для повышения занятости сельского населения области, привлечения инвестиций на развитие материальной базы туристической индустрии и внедрения финансово-кредитных механизмов государственной поддержки развития внутреннего туризма на территории Белгородской области реализуется областная программа «Развитие сельского туризма на территории муниципальных районов «Белгородский район», «Город Валуйки и Валуйский район» и «Грайворонский район» на 2007-2012 годы», утвержденная Постановлением правительства Белгородской области от 15 октября 2007 года № 237-пп [15, с.585]. Реализацию программы и координацию деятельности муниципальных образований в развитии сельского туризма осуществляет Белгородский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, проводя методическую, образовательную и организационную работу с хозяевами подворий, туристическими агентствами и соответствующими структурами в составе администраций муниципальных образований Белгородской области.
Учитывая особую значимость
популяризации изделий народно-
Информация о работе Международный туризм и его роль на Российском рынке товаров и услуг