Молодежный и детский туризм – новые направления развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 10:23, дипломная работа

Описание работы

Туризм является одной из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленной на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
Сфера молодежного и детского туризма - это одно из наиболее перспективных направлений туризма, так как представляет собой важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности. Таким образом, это определяет актуальность темы дипломной работы.

Файлы: 1 файл

Копия Диплом.docx

— 89.09 Кб (Скачать файл)

 

    1. Управление в сфере молодежного и детского туризма

 

Можно выделить несколько основных видов молодежного и детского туризма, существующих в настоящее время в России. Во внутреннем туризме это экскурсии для школьников, спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования), самодеятельные школьные обмены, познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе и отдых в детских лагерях.

В выездном туризме:

- организация международных  безвалютных обменов;

- образовательные, деловые  и поощрительные выезды для  талантливых подростков, победителей  творческих конкурсов, олимпиад  и т.д.;

- познавательные и рекреационные  туры на коммерческой основе;

- выезды в международные  молодежные и детские центры (лагеря).

Сегодня в России в области детского туризма одновременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях конкуренции на рынке детского туризма.

Некоммерческая сфера представлена:

- государственными   и муниципальными органами   управления;

- государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования;

- общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).

Работа структур некоммерческой сферы не связана с получением финансовой прибыли и осуществляется за счет бюджетных ассигнований и (или) привлеченных средств, в т.ч. родительской платы.

В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, который объединяет государственные дотации  с финансовыми вложениями российских и международных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.

Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые традиционно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по развитию детского и молодежного туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.

Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности.

Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.

К первой категории относятся многочисленные туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и аналогичных).

К специализированным учреждениям можно отнести Станции юных туристов, Центры детско-юношеского туризма и аналогичные. В большинстве регионов России в настоящее время такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию и др.

Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный или муниципальный статус, другие в 90-е годы ХХ века были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со школьниками.

Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве покупателей выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования.

Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи).

В соответствии с действующим законодательством, общественные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как самостоятельные юридические лица.

На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-либо государственных или муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.

От кружков или секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более разнообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто получение учащимися какого-то объема знаний, умений и навыков, а воспитание и эффективная социализация молодого поколения.

В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты  и продающие туристские путевки.

От коммерческих туристских фирм деятельность такого клуба - общественного объединения отличается тем, что получаемая от реализации путевок прибыль не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна использоваться только на реализацию уставных целей клуба.

В то же время такая форма регистрации не исключает выплат заработной платы штатным и привлеченным специалистам, приобретение туристского оборудования, экипировки, снаряжения. Общественное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать или приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т.д.

Эти общественные объединения наряду с туристскими фирмами лицензируются как туристские операторы и туристские агенты и пользуются на туристском рынке теми же правами и обязанностями, что и коммерческие структуры.

В Российской Федерации также популярны общественные объединения, занимающиеся экологическим туризмом. Это направление поддерживается некоторыми международными фондами, которые выделяют различные гранты для реализации программ этих объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ сферы молодежного и детского туризма

    1. Основные направления развития молодежного и детского туризма в России и Зарубежом

 

Детский и молодежный отдых в России представлен экскурсионно-познавательным и оздоровительным туризмом, который, в свою очередь, подразделяется на пляжный и активный отдых. Молодежные и детские группы - наиболее частые заказчики и покупатели экскурсионных туров по России (как на поезде, так и автобусе): они составляют до 80% всех клиентов компаний по внутреннему туризму.

 В некоторых регионах - Среднем и Нижнем Поволжье, Челябинской  области, Подмосковье - туризм развивается  преимущественно благодаря школьникам. Активный отдых для детей и  молодежи предлагают спортивно-оздоровительные  или оздоровительные лагеря возле  морей, рек, озер или в лесу, а  также различные походы - пешие, водные, конные, велосипедные, комбинированные  и пр.

 Отдельная категория  молодежи предпочитает неорганизованный  туризм на побережье Черного  моря - в палаточных городках и  автокемпингах. Пляжный отдых, лагеря  и походы нацелены на улучшение  и сохранение здоровья детей  и молодежи. Детский курорт Анапа  в Краснодарском крае принимает  детей круглый год, там находится  множество детских оздоровительных  лагерей и санаториев. Экстремальный туризм представлен водным, наземным, горным и экзотическим видами туризма (дайвинг, водные лыжи, маунтингбайкинг, спелеология, альпинизм и тд.).

Экскурсионные туры по Золотому кольцу, Москве и Санкт-Петербургу знакомят школьников с историей и культурой родной страны.

Программы пребывания в зарубежных странах включают курсы по совершенствованию знаний иностранного языка. Занятия проводят опытные преподаватели. Прекрасное лингафонное, аудио-видеооборудование. Другим вариантом обучения может быть проживание детей в английских или французских семьях, что дает дополнительную возможность улучшить языковые знания. Помимо учебной программы, туры включают в себя экскурсионные мероприятия (5-6 экскурсий) по достопримечательностям посещаемых городов.

Целевой группой туристов, потребляющих услуги развлекательного сектора туризма является больше молодые люди, посещающие различные страны с целью потребления услуг развлекательного характера. Основу конкурентоспособного турпродукта современной индустрии развлечений составляют курорты, имеющие в своем наборе клубы, аквапарки, ледовые катки, развлекательные парки, ипподромы, проведение мероприятий, посвященных памятным датам. Курорты обеспечиваютт непродолжительный отдых и развлечения от 2-3 дней до 2-х недель чтобы успеть потратить деньги, выделенные на удовольствия.

 Среди активных туров  большим успехом пользуются приключенческие, учитывающие свойственную подросткам  и молодежи страсть к приключениям  и интерес ко всему таинственному. Это поиски "дворянских" и "пиратских" кладов, древних захоронений, упоминающихся  в исторических документах, а  также военных трофеев в местах  сражений. Военные трофеи чаще  встречаются в западных регионах  России, оккупированных фашистами  во время Второй мировой войны, а захоронения - в местах распространения  южных кочевых племен.

Путешествия зарубежом для молодежи — это стиль жизни развитого социального общества. Так например, студентам дневных образовательных учреждений и нестуденческой молодежи до 25 лет повсеместно предоставляются существенные льготы для совершения путешествий, устанавливаются пониженные тарифы на перевозку практически всеми видами транспорта (но в туристском или экономическом классе), на проживание в специальных молодежных общежитиях (хостелях), на посещение музеев, аттракционов и тематических парков. Более того, им дается особая скидка в цене, а иногда вовсе предоставляется возможность бесплатно позвонить родителям.

В большинстве случаев у молодежи более свободный режим жизни в смысле наличия времени на отдых и путешествия, они имеют продолжительные каникулы в зимнее и летнее время. Студенты путешествуют группами в сопровождении преподавателя или работника образовательного учреждения. Нередко студенты объединяются в небольшие группы 3—5 человек и самостоятельно совершают достаточно протяженные путешествия по стране и за рубежом. Примечательно, что сопровождающему лицу также предоставляются определенные скидки.13

Организацией льготного режима для путешествий занимаются международные молодежные организации. Например, организация путешествий для молодежи входит в функции Federation of International Youth Travel Organisation — Международной федерации организаций молодых путешественников. Федерация создана в 1951г., штаб-квартира находится в Копенгагене, функционирует федерация под эгидой ЮНЕСКО.

Обучение за рубежом проводится по программам студенческих обменов. Программы студенческих обменов между разными странами как вид международного сотрудничества появились в конце 1940-х годов. Их цель - дать возможность молодым людям из разных стран ближе узнать друг друга, познакомиться с культурой других стран. Чтобы сделать эти программы доступными, студентам дана возможность работать в стране пребывания, что окупает часть затрат или полную стоимость программ. С 1989 года студенты из бывшего СССР также получили возможность участвовать в подобных программах.14

К таким программам можно отнести: Work & Travel, Anglo Training, Au Pair, CAMP AMERICA, Florida Summer Term, Международный молодежный лагерь AFS, Internship, American Work Experience, English Work Experience и IHTTI: Изучение отельного бизнеса в Швейцарии.

 

2.1.1 ISIC и другие международные удостоверения для молодежи

 

Молодежь и студенты – самая путешествующая часть населения земного шара. Вместе с тем представителей этой категории никак не назовешь людьми состоятельными.

Студенты-путешественники - это:

- экономные потребители, пользующиеся специализированными туристскими продуктами, услугами и маршрутами, соответствующими их индивидуальным потребностям, интересам и кошельку;

- часто путешествующие потребители, выезжающие на учебу или на каникулы;

- независимые туристы, предпочитающие более гибкие цены;

- предприимчивые, для которых путешествия составляют неотъемлемую часть их жизненного опыта;

- верные потребители, преданные компаниям, предоставляющим качественные продукты и услуги по приемлемым ценам.

Как же им удается активно путешествовать не только по столицам многих стран мира, но и забираться в глухие дебри планеты? Все очень просто. Об интересах учащейся молодежи позаботилась Международная конфедерация студенческого туризма – International Student Travel Confederation (ISTC), учрежденная в 1949 году, в которую входит 5 ассоциаций, в том числе Ассоциация международного студенческого удостоверения (ISIC).

Информация о работе Молодежный и детский туризм – новые направления развития