Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 19:01, дипломная работа
В связи с этим целью предлагаемой монографии было исследование специфики протекания актуальных для мировой экономической системы процессов в сфере туристического производства, инфраструктура которого представлена, в большей степени, предприятиями туристической индустрии. По мнению автора, на основе полученных в результате исследований, существующих экономических знаний и данных о развитии туристического производства в мире и в России необходимо выделить критические точки отечественной туристической индустрии и рекомендовать комплекс мер по их устранению.
Поэтому в монографии решаются следующие задачи:
рассмотреть туристическую индустрию как сложную социально-экономическую систему, классифицировать типы туристических индустрий в зависимости от особенностей их эволюционного развития, степени зависимости от иностранного капитала, ориентации на потребительском рынке;
Введение 5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ
8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система
8
1.2. Типология современной туристической индустрии 16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии
27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке
35
35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства
48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг
61
61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии 66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке
76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии
119
119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии
127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России
140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга
178
178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта
189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга
203
Заключение 210
Литература
Приложения
Ограничения, с которыми в дальнейшем будет связана вся хозяйственная деятельность иностранного инвестора на национальном туристическом рынке, направлены на защиту интересов населения рецептивного региона и всех россиян как владельцев туристических ресурсов.
Прежде всего, иностранный инвестор должен ориентировать производимые туристические услуги и на отечественного потребителя. Государство должно установить квоту, распределяемую среди российского потребителя, в общем туристическом производстве на предприятии с иностранными инвестициями. При этом устанавливаемая цена на туристические услуги в рамках данной квоты должна быть ориентирована на финансовые возможности российского, а не иностранного потребителя.
Отдельно стоит отметить, что величина квоты должна оставаться постоянной (не зависеть от туристического сезона, времени года). Введение квоты российских внутренних туристов (в пределах 15-25% в зависимости от ценности туристических ресурсов, представленных в регионе деятельности иностранного инвестора) не сильно ударит по доходам собственника. Возможно он потеряет только сверхприбыль, но не понесет убытков. Зато это даст возможность россиянам беспрепятственно пользоваться национальными туристическими ресурсами на общих с иностранными туристами условиями.
Кроме того, ограничения обязательно должны касаться национальной принадлежности работающего на туристическом предприятии с иностранными инвестициями персонала. При создании промышленных предприятий с участием иностранного капитала вполне объяснимо желанием сэкономить на заработной плате стремление инвестора набрать работников из местного населения, чей уровень жизни может быть намного ниже, чем на родине капитала. В сфере туризма, ситуация принципиально отличается.
Как уже было сказано выше, желания экономить на издержках (за счет возможности получения сверхприбыли) у инвестора может не возникать. Более того, при отсутствии среди местного населения квалифицированного персонала, имеющего туристическое образование или опыт работы, для него гораздо выгоднее приглашать работников с родины. Это не только сократит издержки инвестора на обучение местных работников, но и повысит качество туристического продукта (хотя бы из-за отсутствия языкового барьера). Данная тенденция проявляется в настоящее время в туристических странах третьего мира.
Поэтому власти рецептивных регионов должны ввести определенную квоту как неквалифицированных, так и квалифицированных работников из местного населения на предприятиях с иностранными инвесторами. Квота работников также должна напрямую зависеть от качества и уникальности туристических ресурсов, предоставляемых в пользование иностранным фирмам.
Введение квоты национальных работников будет способствовать росту занятости в туристическом регионе как среди непрофессионалов, так и среди лиц, имеющих российское профильное образование или опыт аналогичной деятельности. Возможно также введение своеобразных обязанностей иностранного владельца туристического предприятия по обеспечению развития местного персонала (регулярное обучение, оплаченные курсы повышения квалификации, предоставление социальных гарантий, профессиональных льгот) на условиях аналогичных иностранным специалистам.
В организации бизнеса необходимо также ввести ограничения, направленные на недопустимость роста импорта товаров туристского потребления. Иностранные инвестиции в туристическую индустрию должны вызывать рост местного производства товаров туристского потребления (в число которых помимо традиционных сувениров и фотопленок входят также транспортные средства или продукция сельского хозяйства), а не их импорта. Поэтому иностранный инвестор, открывающий бизнес в сфере российского туризма, должен отдавать приоритет отечественным производителям (в первую очередь сельскохозяйственной продукции), прибегая к импорту только в случае отсутствия аналогичного по цене и качеству товара местного производства.
В ряде туристических зон может оказаться действенным дискриминационный подход властей к данной проблеме. Например, введение высоких таможенных пошлин на импорт сельскохозяйственной продукции или полуфабрикатов (или даже его полный запрет), но либерализация ввоза предметов роскоши, дорогих алкогольных напитков, сигарет, бытовой техники в случае отсутствия аналогичного производства в туристической зоне. Дискриминационная политика будет способствовать и росту местного производства, не будет вызывать дефицита импортных товаров (порой необходимых иностранному туристу) или их высокой стоимости.
В связи с тем, что действующее с участием иностранных инвестиций туристическое предприятие должно обеспечивать работой многочисленные остальные предприятия туристической сферы, необходимо ввести ряд ограничений при формировании туристического пакета. Весьма разумной представляется мера, направленная на предоставление права оказывать визовую поддержку только российским принимающим туроператорам. В этом случае, услуга любого туристического предприятия, работающего с участием иностранного капитала и под иностранным управлением, будет представлять лишь часть туристического пакета, формируемого «последней инстанцией» - российской турфирмой.
Данная мера сравнительно недавно начала применяться в качестве протекционистской во многих странах Западной Европы, туристические администрации которых стали проявлять обеспокоенность проникновением на национальные туристические рынки зарубежных холдингов и корпораций. Применение данного ограничения будет способствовать не только защите интересов национальных работающих на прием иностранных туристов туристических фирм, но и позволит национальным властям контролировать процесс пересечения иностранными гражданами государственной границы России с целью предотвращения нарушений, прежде всего, миграционного законодательства.
В зависимости от ценности и уникальности качества предоставляемых в пользование иностранным инвесторам национальных туристических ресурсов возможно применение дополнительных ограничительных мер. Они могут быть связаны с необходимым присутствием в национальном туристическом пакете, формируемом работающей с участием иностранного капитала туристической фирмой, так называемой «местной компоненты», то есть туристической услуги (или комплекса услуг), производимой национальными туристическими предприятиями региона (например, экскурсионными бюро, пассажирскими перевозчиками и т.д.).
Наконец, ограничительная модель должна быть направлена на распределение въездных туристических потоков по как можно большему количеству регионов Российской Федерации. Современная ситуация на рынке въездного международного туризма свидетельствует о привязке большинства (до 80%) въездных туров на трех туристических центрах – Москве, Санкт – Петербурге и городах Золотого кольца, что противоречит национальным интересам россиян в сфере развития международных туристических обменов, формирует у иностранных потребителей отношение к России как стране сезонного (летнего) туризма, а в дальнейшем может даже наносить вред состоянию наиболее популярных за рубежом туристических ресурсов страны, ограничивать доступ к ним коренного населения.
Для преодоления сложившейся ситуации весьма действенным может оказаться ограничение, заставляющее желающих инвестировать туристическую индустрию наиболее востребованных туристических центров иностранцев к осуществлению параллельных инвестиций в туристические индустрии пока не развитых местностей. Так уже существует требование к инвесторам в московскую гостиничную и туристическую индустрию. По нему инвесторами были осуществлены туристические проекты в Вологодской, Ивановской областях, Северной Осетии и туристических центрах других российских регионов, не отличающихся большой привлекательностью среди иностранных туристов.
Необходимость параллельного с капиталовложениями в наиболее аттрактивные российские туристические районы инвестирования в другие российские регионы не только позволит формировать туристическое производство на большей части страны, но и откроет доступ самих россиян в ранее неизвестные или отличавшиеся низким качеством туристического продукта территории.
В отличие от ограничительной модели иностранного инвестирования национальной туристической индустрии, компенсационная модель основана не на учитывающей существующие ограничения независимой экономической деятельности субъекта хозяйствования, а на совместном управлении туристическим предприятием иностранным инвестором и представителями органа государственной или местной власти туристического региона при приоритете последнего.
В случае компенсационной модели, государство создает совместное предприятие с участием иностранного капитала и соответствующего и соразмерного взноса российской стороны в уставный капитал предприятия, который должен превышать (на минимальную величину) взнос иностранного инвестора для получения решающего голоса при принятии управленческих решений в текущей деятельности. Получение российским соучредителем решающего голоса должно гарантировать соблюдение национальных интересов россиян и стратегических приоритетов страны вновь создаваемым туристическим предприятием, не допускать наступления негативных для страны и ее населения последствий иностранных капиталовложений в туристскую сферу.
С другой стороны, взнос российской стороны в капитал вновь создаваемого туристического предприятия должен быть соразмерным иностранному, только в этом случае компенсационная модель не будет обречена на провал.
Взнос российской стороны может осуществляться как в денежной, так и в натуральной форме.
Денежные взносы в капитал создаваемых с иностранным участием предприятий туристической сферы могут осуществляться как за счет бюджета государства (в зависимости от приоритета того или иного туристского проекта, предлагаемого иностранным инвестором), так и с привлечением кредитов российских коммерческих банков. Кроме того, весьма продуктивным может стать и содействие туристической администрации региона с российскими инвесторами (посредством проведения аукционов и презентаций бизнес-проектов в сфере туризма). В последнем случае совладельцем создаваемого с участием иностранного капитала туристического проекта становится российская компания или частное лицо.
Натуральная форма взносов российской стороны в капитал создаваемых совместных предприятий в сфере туризма представляется в обеспечении властями туристического региона содействия и поддержки оформлению, продвижению проекта с использованием как финансовых, так и других ресурсов властей. Так, содействием, имеющем определенную цену и могущим расцениваться как взнос в капитал совместного предприятия, будут являться:
полное документальное оформление проекта;
обеспечение проекта квалифицированными работниками, обучение персонала;
продвижение нового туристского объекта в рамках существующей в регионе рекламной и выставочной стратегии;
предоставление новому объекту существенных налоговых и таможенных преференций на длительный срок;
информационная поддержка проекта (маркетинговые исследования, статистическая информация, консалтинг);
строительство прилегающей к планируемому объекту социальной инфраструктуры за счет властей (автодороги, объекты жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и т.д.);
содействие в получении льготных кредитов со стороны российских банков, внебюджетных фондов;
помощь в поиске партнеров и поставщиков для дальнейшего туристического производства;
преференции иностранному партнеру при распределении получаемой прибыли (вплоть до полного возврата ему прибыли в течение первых лет функционирования проекта);
содействие властей принимающего региона в стимулировании роста въездного туристического потока из страны происхождения инвестиций (упрощение туристических формальностей, принятой схемы регистрации иностранных граждан, снятие ограничений на чартерные перевозки в местные аэропорты и т.д.).
Кроме вышеизложенных вариантов натуральных взносов в капитал создаваемого туристического предприятия власти принимающих регионов могут оказывать значительную поддержку в реализации готового продукта в рамках программы развития социального внутреннего туризма.
Социальный туризм, концепция развития которого в настоящее время в России только разрабатывается, признан во многих странах неотъемлемой частью общественного прогресса и условием формирования гражданского общества. Специфика социального туризма в его финансировании за счет бюджетов всех уровней и направленности на удовлетворение потребностей в поездках незащищенных и малоимущих слоев населения. В отличие от коммерческих поездок, социальные имеют массовый характер, не требуют высокого уровня сервиса и качества туристического продукта, могут осуществляться в низкий сезон или межсезонье. Предприятие туристской сферы, подключенное к обслуживанию социальных туристов, сможет решить проблему простоя номерного фонда, сэкономить существенные средства на рекламе собственных услуг в низкий сезон, получит не только гарантированные заезды нетребовательных туристов, но и неплохую прибыль.
Таким образом, при компенсационной модели иностранных инвестиций в национальную туристическую индустрию может сложиться удачный тандем иностранного инвестора и представителей местной туристической администрации, обеспечивающий как прибыль и быстрые сроки окупаемости, так и защиту национальных интересов российских граждан.
При организации любой из вышеперечисленных моделей, стоит помнить о необходимости формирования правового режима иностранных инвестиций, а также договорных условий взаимоотношений сторон
ГЛАВА 7
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА
7.1. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА
Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития