Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 19:01, дипломная работа
В связи с этим целью предлагаемой монографии было исследование специфики протекания актуальных для мировой экономической системы процессов в сфере туристического производства, инфраструктура которого представлена, в большей степени, предприятиями туристической индустрии. По мнению автора, на основе полученных в результате исследований, существующих экономических знаний и данных о развитии туристического производства в мире и в России необходимо выделить критические точки отечественной туристической индустрии и рекомендовать комплекс мер по их устранению.
Поэтому в монографии решаются следующие задачи:
рассмотреть туристическую индустрию как сложную социально-экономическую систему, классифицировать типы туристических индустрий в зависимости от особенностей их эволюционного развития, степени зависимости от иностранного капитала, ориентации на потребительском рынке;
Введение 5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ
8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система
8
1.2. Типология современной туристической индустрии 16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии
27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке
35
35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства
48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг
61
61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии 66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке
76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии
119
119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии
127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России
140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга
178
178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта
189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга
203
Заключение 210
Литература
Приложения
Особо стоит отметить, существующую в Италии систему государственного поощрения туристических предприятий, деятельность которых направлена на дифференциацию национального туристического продукта. Так, туроператоры, продвигающие на внутреннем или мировом рынке туристические ресурсы так называемым «периферийных», мало известных территорий, предлагающие уникальные туры (по интересам, активные и экологические туры, альтернативные поездки) получают существенную материальную поддержку со стороны государства. Туристическая администрация страны в этом случае содействует реконструкции демонстрируемых туристам объектов, предоставляет льготные кредиты, облегчает налоговое бремя, оказывает промо-поддержку.
В нашей стране проблема дифференциации туристического продукта и повышения качества туристического обслуживания стоят особенно остро в свете активного туристического использования только 7-15% туристического потенциала страны. Однако, ни единой и обязательной, учитывающей требования иностранных туристов системы классификации предприятий, занятых в туристическом производстве, ни эффективно действующей системы поощрения предприятий с высокими показателями качественного обслуживания в стране до настоящего момента не создано.
Третьей точкой роста национального туризма могут стать технологии и инновации, способные не только существенно сократить издержки и повысить конкурентоспособность туристического бизнеса, но и упростить саму процедуру формирования, продвижения и продажи туристического продукта. Крупные государственные проекты в сфере повышения технологичности процесса туристического производства, распространения в туризме современных телекоммуникационных средств будут привлекать интересы со стороны профильных компаний, потребуют изменений в программах получения образования будущими специалистами туристического бизнеса, определят основные направления повышения инвестиционной привлекательности национального туристического производства.
Еще одной резонансной точкой туристического рынка может быть так называемый государственный маркетинг туристических услуг, состоящий в планомерном определении потенциальных рынков сбыта, формировании конкурентных преимуществ и позиционировании национального туристического продукта, формировании эффективного комплекса мер продвижения туристических возможностей страны на мировом рынке посредством как традиционных рекламных инструментов, так и связей с общественностью, брендингом.
Государство должно законодательно закрепить сам институт саморегулируемых организаций на туристическом рынке. Для достижения максимальной эффективности саморегулирования турбизнеса предлагается введение организационной структуры СРО, позволяющей осуществлять как контроль за деятельностью ее членов (мониторинг), так и обратную связь – управление контролирующей структурой (директоратом или администрацией) со стороны входящих в состав саморегулируемой организации предпринимателей. Обратная связь внутри саморегулируемой организации может осуществляться посредством участия членов СРО в выборах контроллеров, прописанной в уставе саморегулируемой организации процедуре отстранения контроллеров от должности.
Туристические администрации и СРО занимаются разработкой норм и правил ведения туристического бизнеса (могущие устранить такие крайне негативные для него явления как демпинг, монополизацию, недобросовестную рекламу, нарушения прав потребителей); выступают с нормотворческой инициативой; участвуют в разработке тактических решений в развитии туризма в стране и конкретных ее регионах; организуют конкретные мероприятия федеральных и региональных стратегических планов и программ (за счет, в том числе и бюджетного финансирования); занимаются совершенствованием туристического образования на соревновательной основе.
Последнее позволит не только активизировать и повысить профессионализм деятельности саморегулируемых организаций, но и существующих туристических администраций (особенно региональных), в настоящий момент в большинстве своем далеких от реалий туристического бизнеса.
ГЛАВА 6
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
Международное движение капитала является основой формирования глобального экономического сообщества. С либерализации национальных политик в отношении к иностранным инвестициям и начался в ХХ веке переход от интернационализации производства к интеграционным процессам, сформировавший необходимый плацдарм для глобализации мирового хозяйства.
В настоящее время все чаще как показатель вовлеченности государства в мировую экономику используется ее инвестиционная привлекательность, место страны в так называемом инвестиционном рейтинге. Его основой являются – максимально выгодные условия осуществления иностранных инвестиций (отсутствие бюрократических проволочек, ограничений, протекционистских мер); высокая степень гарантии права собственности инвестора; льготное налогообложение; возможности репатриации прибыли и т.д.
Немаловажными для роста инвестиционной привлекательности страны являются показатели, характеризующие величину планируемых издержек на производство (стоимость сырья, рабочей силы, коммунальных услуг), а также демонстрирующие «степень свободы» инвестора. К ней относятся участие инвестора в управлении производственными процессами, возможность защиты государством прав собственности, обеспечение экономической независимости и безопасности. Следовательно, стремление государства к повышению собственной привлекательности в глазах иностранных инвесторов – ничто иное как все большая либерализация национальной экономики и следование интересам иностранных предпринимателей. При этом даже поддержание низкого уровня жизни собственного населения, минимальных ставок налогообложения, низкого курса национальной валюты и отсутствие экологических ограничений - меры, на первый взгляд нарушающие национальные интересы, - как нельзя хороши для потенциального иностранного инвестора.
Существенную роль иностранный капитал способен сыграть и в повышении конкурентоспособности российского туристического производства. В результате активного иностранного инвестирования российский туристический бизнес получит крайне дефицитные финансовые ресурсы и , что не менее важно, передовые технологии (формирования и продвижения туров, создания эффективных агентских сетей, работы с клиентами, подготовки кадров и т.д.). Иностранный капитал служит также катализатором развития конкурентной среды с ее многосторонним позитивным влиянием на отрасль.
Улучшение общенациональной инвестиционной ситуации в России за последние три года, ставшее следствием реального экономического роста и оформления нормативно – правовой базы предпринимательской деятельности, как и характеристики российских туристических ресурсов (уникальность, востребованность, доступность, безопасность пользования) позволяют прогнозировать скорый рост иностранных капиталовложений в национальную туристическую индустрию. По прогнозам экспертов Всемирной туристической организации, российская туристическая индустрия уже сегодня входит в десятку лидеров по своему инвестиционному рейтингу. Благодаря зарубежным капиталовложениям в туризм, наша страна уже к 2015 году сможет превратиться не только в крупнейшего генератора туристических потоков на мировом рынке (не менее 25 млн. человек в год), но и в популярное направление международных поездок (около 40 млн. прибытий ежегодно)[97].
Иностранные инвестиции – это деятельность, позволяющая, прежде всего, сокращение издержек на производство, возможность выхода на внутренние рынки третьих стран (населению которых менее платежеспособно для приобретения товаров импортного происхождения) в обход таможенных барьеров, и, наконец, перспективы получения доступа к уникальным ресурсам, которыми обладает страна – реципиент. С этих позиций можно попытаться определить и цели иностранных инвесторов, потенциально заинтересованных туристическим бизнесом.
Иностранные инвестиции в туризм не подразумевают перспектив экономии в туристическом производстве, поскольку туристический продукт каждой страны уникален по- своему, а их сравнение (даже приблизительное) возможно только с позиций качества туристических услуг субъектов национальных туристических рынков, но никак не с позиций туристического впечатления. Безусловным преимуществом инвестиций в туристическую индустрию третьих стран – низкой стоимостью рабочей силы – инвесторы также пользуются довольно редко. Прежде всего, потому что местное население рецептивного региона может не обладать необходимыми для работы в сфере туризма знаниями и навыками, а его обучение может быть даже более затратным, нежели привлечение работников с родины инвестора.
Иностранные инвестиции в туристическую индустрию могут не являться и инструментом для выхода на внутренний туристический рынок страны – реципиента. Более того, практика инвестирования туристической деятельности демонстрирует обратное. Иностранные инвесторы, получив возможности осуществления туристической деятельности в третьей стране, все активнее начинают ориентировать производимый туристический продукт на своих земляков. Это поддается логическому объяснению, поскольку сограждане инвестора обычно материально обеспеченнее местного населения курортных зон, склонны и способны к интенсивному потреблению туристического продукта.
Следовательно, остается единственное объяснение рациональности иностранных инвестиций в туристическую индустрию – доступ к туристическим ресурсам страны – реципиента и возможность ведения «полу-теневого» туристического бизнеса в лоне более несовершенной, слабой и коррумпированной местной администрации.
В условиях постиндустриального общества (которые наступили в ряде развитых стран) наряду с информацией, наиболее востребованными ресурсами становятся экологические и туристические. Одновременный рост благосостояния и информированности населения постиндустриальных стран, постоянно меняет его представление о качестве жизни, которое уже не может быть полноценным без удовлетворения огромного количества второстепенных потребностей. Это приводит к усилению в составе национальных производств сферы услуг, среди которой туристическая индустрия занимает одно из лидирующих мест.
В пропагандируемом сегодня на Западе «образе жизни» путешествия возведены в ранг чуть ли не естественных потребностей человека, а международные туристические обмены приняли глобальный характер как по количеству туристических прибытий, так и по количеству стран – участниц туристических обменов.
В связи с тем, что международный туризм - динамично развивающаяся форма мировой торговли, рентабельность которой, сильно зависящая от так называемого «эффекта масштаба», растет с каждым сезоном, стимулируя инвестиционную привлекательность отрасли, ценность туристических ресурсов также увеличивается. На рынках развивающихся стран из популярных объектов показа сформировались настоящие туристические брэнды, обеспечивающие миллиардные прибыли и трудно поддающиеся объективной оценке.
Получение доступа к туристическим ресурсам страны иностранных инвесторов на фоне инвестиционной привлекательности страны-реципиента (минимизированное налогообложение, защита права собственности инвестора и другие компоненты) - без сомнения гарантия будущего коммерческого успеха иностранного предпринимателя. Хотя с позиций страны, принимающей инвестиции, перспективы могут оказаться тем менее привлекательными, чем более либеральный ее инвестиционный климат.
Иностранные инвестиции в туристическую индустрию способны во все большей степени ориентировать работу субъектов хозяйствования на туристическом рынке на прием иностранных туристов (в ущерб интересов менее платежеспособного местного населения), ограничивать местное население в работе на вновь создаваемых предприятиях туристической сферы (отели, рестораны, торговля сувенирной продукцией и т.д.) по причине несоответствия качества трудовых ресурсов международным требованиям и стандартам (и одновременной дороговизне специализированного образования). Зато коммерческие интересы инвесторов будут способствовать все более интенсивной эксплуатации туристических ресурсов, с нарушением всех возможных лимитирующих факторов (пропускная способность, лимит времени на самовосстановление, самосохранительные функции местного сообщества и др.).
Более того, воспеваемый многими идеологами зарубежных инвестиций в туристическую индустрию колоссальный рост потребительского рынка (за счет резкого увеличения количества платежеспособных потребителей) в туристической зоне, способен дать толчок развитию местной промышленности (в первую очередь пищевой и легкой), торговли, сферы услуг. Однако он может пройти незаметно для местного населения в случае, если наряду с зарубежными туристами инвесторы будут поощрять и импорт товаров туристского потребления.
Следовательно, нерегулируемые и возведенные в разряд самоцелей иностранные инвестиции в национальную туристическую индустрию могут оказаться не только бесполезными, но и крайне вредными для населения страны-реципиента, превратив его в немого наблюдателя «чужого праздника жизни», отстранив и население, и местную власть от участия в распределении финансовых потоков, повсеместно следующими за потоками туристическими, сконцентрировав как туристическую инфраструктуру, процесс доставки туристов, так и обеспечение прибывающих товарами первой необходимости в руках иностранных компаний. В результате, ультрасовременные курортные комплексы, отели известных цепей, скоростные автобаны и огромные аэропорты – станут просто ширмой, за которой и будет происходить хищническое пользование национальными туристическими ресурсами страны – донора и вывоз зарабатываемых на туристах денег в неизвестных направлениях. В настоящее время на вооружении у многих западных компаний, осуществляющих инвестиции в зарубежную туристическую индустрию, сложилась целая методика, которую условно можно назвать «эгоистической моделью» международного выездного туризма.
Смысл этой модели состоит в первоначальном вложении капиталов на создание современной и отвечающей западным стандартам качества туристической инфраструктуры. Обычно это комплекс из 5-10 отелей различных категорий с известными названиями, расположенных в некотором удалении от мест проживания коренного населения, а также несколько предприятий общественного питания, торговых центров и модернизированный транспортный узел. Необходимо также эффективный подбор персонала, занимающегося организацией приема туристов и их обслуживанием. При этом на руководящие должности чаще всего приглашаются специалисты из западных стран, местному же населению предлагают низкооплачиваемые сервисные работы.
Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития