Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 19:01, дипломная работа
В связи с этим целью предлагаемой монографии было исследование специфики протекания актуальных для мировой экономической системы процессов в сфере туристического производства, инфраструктура которого представлена, в большей степени, предприятиями туристической индустрии. По мнению автора, на основе полученных в результате исследований, существующих экономических знаний и данных о развитии туристического производства в мире и в России необходимо выделить критические точки отечественной туристической индустрии и рекомендовать комплекс мер по их устранению.
Поэтому в монографии решаются следующие задачи:
рассмотреть туристическую индустрию как сложную социально-экономическую систему, классифицировать типы туристических индустрий в зависимости от особенностей их эволюционного развития, степени зависимости от иностранного капитала, ориентации на потребительском рынке;
Введение 5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ
8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система
8
1.2. Типология современной туристической индустрии 16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии
27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке
35
35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства
48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг
61
61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии 66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке
76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии
119
119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии
127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России
140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга
178
178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта
189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга
203
Заключение 210
Литература
Приложения
Однако информация эта распространяется весьма неравномерно, порой бывая просто эксклюзивной – доступной только некоторым туроператорам в силу, например, актуального для России административного ресурса или личных взаимоотношений деловых партнеров. Даже та информация, которая доступна всем, распространяется не сразу, ее оперативное получение зависит от уровня развития средств связи, которыми обладает субъект хозяйствования.
Неравномерность распространения информации ведет к тому, что некоторые из субъектов туристического рынка, располагающие большими возможностями, получают преимущество перед другими в принятии более соответствующих рыночной ситуации решений. Результат экономической деятельности будет распределяться в пользу именно этих субъектов туристического рынка. Причем, как заметно из вышесказанного величина прибыли будет зависеть в первую очередь от степени обладания достоверной информацией, чем от величины реальных вложений в производство туристического продукта;
Неспособность производителя турпродукта производить общественные блага. Общественные блага – это товары и услуги, которые могут потребляться всеми членами общества независимо от того, в какой мере член общества оплатил пользование этими товарами или услугами. Примерами общественных благ являются медицинская помощь, образование, поддержание правопорядка, объекты общедоступной инфраструктуры. На общественные блага не распространяется принцип исключения, то есть приобретение блага одним членом общества не уменьшает способность других пользоваться тем же благом. Можно разделить общественные блага на «чистые» и «условные».
Для «чистых» благ принцип исключения действительно совсем не имеет силы (например, возможность пользоваться светом маяка не изменится, если по каким-либо причинам увеличится количество пользователей им). Доступность же «условных» общественных благ все же имеет некоторую зависимость от количества пользователей (например, милиция или скорая помощь), однако, эта зависимость не столь велика, чтобы отнести общественные блага к разряду простых товаров или услуг.
Ни туристический, ни какой либо другой рынок не в состоянии производить такие общественные блага, поскольку это невозможно, как невозможно измерить полезность потребляемых человеком благ;
Неспособность соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов. В связи с тем, что туристический рынок нейтрален к моральным требованиям и распределяет блага в зависимости от того, кто и сколько готов заплатить и что новые доходы субъектов рынка обычно являются результатом капитализации ранее полученных прибылей, рыночная система имеет тенденцию к концентрации богатства на одном полюсе и бедности – на другом. Это особенно актуально в условиях туристического рынка, на котором неравенство в распределении получаемых доходов подстегивается усилением монополизации;
Неспособность рынка устранить внешние эффекты (экстерналии). Экстерналии – это дополнительные выгоды или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц или организаций. Экстерналии не являются результатом деятельности тех, кто их получает. Примером положительных экстерналий может служить рост посещаемости и повышение цен в ресторане, рядом с которым возвели туристический объект. Владелец ресторана не приложил собственных усилий для повышения цен на блюда, предлагаемые посетителям, и увеличение его дохода стало результатом деятельности абсолютно других субъектов хозяйствования, например, городских властей – строителей туристского объекта. Бывают и отрицательные экстерналии (например, снижение посещаемости санатория, рядом с которым проложили железную дорогу).
Вопрос о том, следует ли относить экстерналии к проблемам рынка, является объектом теоретических дискуссий. Из теоремы Коуза[82] следует, что при отсутствии вмешательства третьей силы и нулевых издержках на ведение переговоров обе стороны – источник и получатель экстерналий – могут прийти к взаимоприемлемому решению о том, как распределить между собой дополнительные выгоды или издержки. Но на практике такие договоренности возможны очень редко;
Неспособность рынка контролировать качество предлагаемого турпродукта. Эта «проблема» рынка особенно актуальный в туристической сфере (поскольку, например, в России по количеству подаваемых претензий и рекламаций недовольных клиентов туристическая сфера уступает только финансово-страховой), так как качество продаваемых туристических услуг не постоянно; а также потому, что данная услуга не поддается обмену или возврату, поскольку имеет определенную длительность во времени (ничем не заменить испорченный отдых).
Решение вопроса о необходимой мере участия государства в регулировании российской сферы услуг должно опираться на простое суждение: государству следует делать то, чего не может делать туристический рынок. Следовательно, государство должно сосредотачивать свои усилия там, где туристический рынок обнаруживает свои «проблемы»[83].
Среди основных направлений государственного регулирования функционирования туристического рынка можно выделить:
емкость туристического рынка;
направления туристических потоков;
процесс производства туристического продукта;
качество и безопасность предоставляемых туристических услуг;
защита национальных интересов в международном туризме.
Емкость туристического рынка определяется, как уже было изложено выше, величиной платежеспособного спроса, а также наличием у потребителей желания к совершению туристических поездок. Ведущим фактором платежеспособного спроса является общественное благосостояние населения, которое в большинстве развитых стран имеет тенденцию роста. Только при этом условии туризм из элитно-дифференцированного превратится в массовый (согласно определения, массовым является туризм, в который вовлечено не менее 50% населения страны) и интенсивный (предполагающий как можно более частое совершение поездок в течение года).
Даже обладающий завидным материальным состоянием потребитель не сможет выехать в поездку, не будь у него свободного времени. Увеличение свободного времени в общем временном балансе населения совместно с уровнем благосостояния также первоочередная задача государства на пути создания емкого туристического рынка. В настоящее время нормой является наличие оплачиваемых отпусков у каждого работника, а государственная политика увеличения длительности отпусков, уменьшения пенсионного возраста, сокращения длительности рабочей недели только увеличивает емкость туристического рынка.
Поскольку емкость рынка определяется количеством потребителей на нем, можно также ориентированными на ее повышение считать и демографическую политику властей, направленную на увеличение численности населения, а также мероприятия, ориентированные на доступ к туризму ранее невыездных групп населения. Например, в России около 20 млн. человек либо по роду деятельности, либо по своему социальному статусу – заключенные, инвалиды, несовершеннолетние дети не могут воспользоваться туристическими услугами. Косвенно (обычно через семейные бюджеты) на величину потребительского спроса влияют такие демографические процессы как снижение количества детей в среднестатистической семье, увеличение возраста вступления в брак, феминизация, урбанизация.
Рост информированности населения в первую очередь о туристических ресурсах других территорий и стран посредством целенаправленных государственных мероприятий и развития коммуникаций и средств связи способствует росту емкости туристического рынка, поскольку побуждает и стимулирует потребителей к расходованию своих сбережений на совершение туристических поездок.
Направленность туристических потоков (и выездных, и въездных международных, и внутренних) во многом определяет как эффективность самого туризма, так и степень его соответствия национальным интересам. Государство не в силах направлять туристические потоки в директивной форме, однако может создавать условия, в которых наиболее простыми с точки зрения туристских формальностей, более экономически выгодными (и для населения, и для туроператоров) или популярными становятся направления туризма, отвечающие национальным интересам и стратегии развития туризма в стране.
Как было сказано выше, приоритетными партнерами по выездному туризму для государства являются страны – активные импортеры производимых в нем товаров и услуг (согласно принципам идеальной модели выездного туризма); внутренние же туристские потоки должны эффективно обеспечивать равномерность развития регионов и поддержание целостности страны. Среди наиболее действенных мер государственного регулирования направленности туристских потоков можно выделить: изменение принятых туристских формальностей (визовых, страховых, таможенных, паспортных и т.д.); участие государства в продвижении конкретных регионов или зарубежных стран; финансовая, кадровая или административная поддержка туроператоров, производящих соответствующий турпродукт; внешнеполитический курс власти и т.д.
В процессе туристического производства интерес у государства должны в первую очередь вызвать:
состояние туристической инфраструктуры (степень ее безопасности для туристов и уровень качества предоставляемых услуг);
поддержание состояния туристических ресурсов (степень их привлекательности, недопущение хищнического пользования и разрушения туристических ресурсов);
финансовые потоки в туристической индустрии (налогообложение субъектов хозяйствования, поощрение инвестиций в туристическую индустрию, привлечение иностранных и собственных инвесторов);
конъюнктура туристического рынка (поддержание конкуренции, антидемпинговые меры, определение входных и выходных барьеров на туристическом рынке).
Наиболее часто применяемыми мерами государственного контроля качества турпродукта остаются:
разработка требований к фирмам и предпринимателям – соискателям лицензии на право заниматься туроператорской или турагентской деятельностью. В этом направлении усилия государства концентрируются на недопущении в турбизнес непрофессионалов, фирм-однодневок, «серых» фирм. Среди требований к лицензиатам обязательно присутствуют доказательства законности образования юридического лица или легальной предпринимательской деятельности гражданина; документы, подтверждающие наличие длительного (в России - до 5 лет) стажа работы в туризме либо высшего образования в сфере социально-культурного сервиса и туризма; а также определенного штата сотрудников. В качестве дополнительных требований к лицензиату во многих странах мира распространены финансовые гарантии туроператора (речь об их введении идет и в России), а также опыт работы на внутреннем туристическом рынке (для соискателей лицензий на право заниматься выездным или въездным международным туризмом);
разработка правил стандартизации туристических услуг. Стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил и характеристик по упорядочению деятельности в какой-либо области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач[84].
Основными задачами стандартизации в туризме являются установление номенклатуры показателей качества услуг и обслуживания туристов, установление прогрессивных требований к качеству услуг и обслуживания туристов и методов их контроля, установление прогрессивных требований к технологии и типовым технологическим процессам оказания туристских услуг, установление требований, обеспечивающих безопасность услуг, охрану здоровья населения, охрану окружающей среды, точность и своевременность исполнения, эргономичность и эстетичность услуг и условий обслуживания;
разработка правил сертификации туристских услуг. Сертификация – это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция или услуга соответствует заданным требованиям. В России сертификация туристских услуг является обязательной. Отказ туроператора или турагента от сертификации влечет за собой аннулирование действия лицензии и приостановление деятельности субъекта хозяйствования.[85]
Помимо приведенных мер, государство может контролировать качество оказываемых туристических услуг через деятельность обществ защиты прав потребителей (посредством приема жалоб от пострадавших туристов), отслеживая юридические истории крупнейших игроков туристического рынка, применяя определенные санкции к наиболее частым нарушителям потребительских прав населения турфирмам.
Обеспечение безопасности туристов (как прибывающих, так и собственных граждан), согласно рекомендаций Гаагской конференции, должно стать делом властей любой цивилизованной страны, а законодательство в области безопасности и защиты туристов, туристических ресурсов должно разрабатываться в увязке со всеми другими законодательными мерами, направленными на устранение насилия и преступности, с одной стороны, а также на защиту и сохранение окружающей среды, особенно в районе туристических достопримечательностей – с другой. В каждом государстве должен быть назначен специализированный центральный орган, которому поручались бы вопросы продвижения и претворения в жизнь в качестве составной части национальной политики в области безопасности и защиты туристов, соответствующих превентивных мер особенно в районе туристских достопримечательностей.
Туристам, на личность или имущество которых были совершены серьезные посягательства, как минимум должны быть предоставлены следующие права:
право туриста известить свою семью, используя при этом наиболее быстрые средства связи;
право туриста на получение в случае необходимости неотложной и надлежащей медицинской помощи;
право без внесения какого-либо залога, требуемого от иностранцев, начать судебное дело в национальном суде против лиц, совершивших посягательство[86].
Государство должно распространять информацию как среди работников сферы туризма, так и среди общественности с тем, чтобы поднять уровень осведомленности по вопросам безопасности и защиты туристов; поощрять всеми необходимыми мерами подготовку представителей различных профессий, прямо или косвенно отвечающих за безопасность и защиту туристов.
Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития