Национальная туристическая индустрия: проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 19:01, дипломная работа

Описание работы

В связи с этим целью предлагаемой монографии было исследование специфики протекания актуальных для мировой экономической системы процессов в сфере туристического производства, инфраструктура которого представлена, в большей степени, предприятиями туристической индустрии. По мнению автора, на основе полученных в результате исследований, существующих экономических знаний и данных о развитии туристического производства в мире и в России необходимо выделить критические точки отечественной туристической индустрии и рекомендовать комплекс мер по их устранению.
Поэтому в монографии решаются следующие задачи:
рассмотреть туристическую индустрию как сложную социально-экономическую систему, классифицировать типы туристических индустрий в зависимости от особенностей их эволюционного развития, степени зависимости от иностранного капитала, ориентации на потребительском рынке;

Содержание работы

Введение 5
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ

8
1.1. Туристическая индустрия как экономическая
система
8
1.2. Типология современной туристической индустрии 16
1.3. Актуальные проблемы развития российской
национальной туристической индустрии

27
Глава 2. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ
2.1. Исторические формы и глобальные тенденции на мировом туристическом рынке
35

35
2.2. Последствия глобализации современного туристического
производства

48
Глава 3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
3.1. Концепция конкурентоспособности страны на рынке услуг

61

61
3.2. Конкурентные позиции туристической индустрии 66
3.3. Показатели конкурентоспособности национальной
туристической индустрии на мировом рынке

76
Глава 4. ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ


95
ГЛАВА 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1. Теоретические проблемы государственного регулирования туристической индустрии

119

119
5.2. Направления государственного регулирования
туристической индустрии
127
5.3. Саморегулирование туристического рынка и его
перспективы в условиях России
140
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ
ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ


157
Глава 7. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ

7.1. Содержание и цели государственного туристического
маркетинга

178

178
7.2. Использование брендинга в продвижении национального
туристического продукта
189
7.3. Зарубежный опыт государственного туристического
маркетинга
203
Заключение 210
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

mono2.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Глобализация мировой экономики – основное условие ее современного развития – во многом реализуется и в туристическом секторе. Из причин глобализации международного туристического бизнеса в работе выделяются: стремление к сокращению издержек предприятий туристической индустрии (за счет, внутрикорпоративного ценообразования, снижения транзакционных издержек, налогового планирования) как инструмент повышения конкурентоспособности туристического предприятия на внутреннем и мировом рынке; а также вызванное необходимостью повышения качества  сокращение количества посредников в цепи создания потребительской стоимости туристического продукта.

Особенность глобального туризма заключается не только в усилении зависимости конъюнктуры рынка от внешних факторов, содержание и численность которых определяются мировым сообществом, но и в появлении трех типов участников глобального туристического производства – стран субъектов, объектов и нейтральных, - различающихся по степени их вовлеченности в глобальные процессы на туристическом рынке, факторам роста рентабельности национальной туристической индустрии.

Выделены основные негативные последствия глобализации международного туристического рынка – увеличение разрыва между доходами и показателями развития туристического бизнеса в странах-субъектах и объектах  (основанное на гипотезе поэтапного создания стоимости конечного туристического продукта); возможности монополизации и олигополизации туристических рынков отраслевыми ТНК; сращивание туристического бизнеса с криминальной деятельностью в глобальном масштабе; перспективы «глобальной нестабильности» и т.д. Определены пределы глобализации международного туристического бизнеса, такие как выравнивание рыночной стоимости массового турпродукта в границах конкретного рынка и унификация потребительских качеств туристического продукта различных стран; черты будущего этапа развития международного туристического рынка, который уже получил название «глокализация»[116] 

Независимо от отношения власти и экономической элиты государства к процессу глобализации и вызываемым им последствиям, глобальные тенденции (особенно в отношении туристического рынка) превратились в объективное условие осуществления внешней экономической деятельности, которое необходимо учитывать с целью получения максимальной выгоды для национальной туристической индустрии. Залог этого - в постоянном наращивании конкурентоспособности отечественного туристического продукта и туристического производства.

В рамках работы были исследованы основные концепции конкурентоспособности страны на рынке услуг; на основе подхода к конкурентоспособности как к оптимальному соотношению цены и качества производимой продукции определены основные конкурентные позиции туристической индустрии.

В третьей главе монографии сделана попытка вывести систему показателей конкурентоспособности национальной туристической индустрии страны на внешнем рынке на основе коэффициента выявленных сравнительных преимуществ RCA –были выведены и проанализированы показатели конкурентоспособности туристического производства 77 стран мира, а также конкурентоспособность ведущих 23 направлений выездного туризма в России, определены направления использования выявленных результатов в практической деятельности, связанной со стратегическим планированием  туризма.

Конкурентоспособность туристического продукта России и отечественного туристического бизнеса в современных условиях остается крайне невысокой, неспособной использовать более 12% колоссального туристического потенциала страны. Наметившийся за последние три-четыре года стремительный рост въезда в Россию иностранных граждан более чем на 80% определяется посещениями нашей страны жителями стран СНГ, которые в подавляющем большинстве случаев туристами не являются, а также деловыми путешественниками, не склонными в настоящее время к активному потреблению российских туристических услуг.

На основе анализа статистических данных и отчетов Российского союза туриндустрии были выделены первоочередные проблемы конкурентоспособности национального туристического продукта: перманентный рост стоимости въездного и внутреннего туристического продукта; низкое качество предлагаемых туристам услуг (прежде всего, гостиничных и транспортных); монополизация региональных туристических рынков крупными гостиничными предприятиями и транспортными компаниями (например, Российскими железными дорогами и региональными авиаперевозчиками); неэффективные меры по продвижению  туристического продукта на зарубежном и внутреннем рынках; архаичная и не соответствующая потребностям современного туризма система туристских формальностей (особенно, визовых); несовершенная система налогообложения предпринимательской деятельности в сфере туризма; отсутствие единых стандартов качества туристических услуг; нехватка  квалифицированного персонала и ряд других.

В повышении конкурентоспособности национального туристического производства большая роль должна принадлежать государственному регулированию. На основе результатов научных исследований природы и границ государственного присутствия на туристическом рынке, анализа опыта стран – лидеров мирового туризма, были определены основные направления и инструменты государственного регулирования, среди которых особенно выделены  государственные инвестиции и государственный заказ (социальный туризм), а также регулирование, основанное на принципе воздействия государства на «резонансные» точки туристического рынка – модель, комбинирующая регулирование и рыночную самоорганизацию.

Исследование института саморегулирования, а также особенностей туристического бизнеса в нашей стране, выделило неподготовленность предприятий туристической индустрии и их объединений к полному принятию на себя регулятивных полномочий государства по многочисленным причинам – от неоднородности предпринимателей туристической отрасли до возможностей злоупотреблений в  наделенных регулирующими полномочиями структурах. Предложена более адекватная российским условиям модель со-регулирования туристического рынка, способствующая росту эффективности функционирования туристической индустрии за счет конкурентного начала во взаимоотношениях туристических администраций и саморегулируемых организаций.

В качестве основных «резонансных» точек туристического рынка, воздействию на которые необходимо в дальнейшем свести государственное присутствие,  рассмотрены иностранные инвестиции в национальную туристическую индустрию и программы государственного маркетинга на туристическом рынке.

Иностранные инвестиции способны решить ряд проблем, актуальных и для российской сферы туризма. Они обеспечивают приток денежных средств, способствуют совершенствованию национальной инфраструктуры туризма, стимулируют обмен современными технологиями туристического производства, продвижения и продажи туристического продукта, обеспечивают высокий сбыт национального турпродукта на зарубежных рынках (прежде всего, благодаря перспективе включения российских туров в известные на иностранных рынках бренды). С другой стороны, истинные интересы иностранных инвесторов национальной туристической индустрии, заключающиеся не в приобретении конкурентных преимуществ туристического производства и не в выходе на внутренний российский рынок, а в получении доступа к национальным туристическим ресурсам и дальнейшей экспортной ориентации нового туристического производства, требуют четко выработанной государственной политики в сфере иностранного инвестирования национального туризма.

В работе предлагаются модели осуществления иностранных инвестиций в национальную туристическую индустрию, способствующие с одной стороны, максимальному учету национальных интересов страны – реципиента, и  с другой стороны, не ущемляющие интересы потенциального иностранного инвестора.

Государственный маркетинг на туристическом рынке представляет собой мероприятия, направленные на содействие власти предпринимателям в сфере туризма, на установление партнерских отношений между сторонами в процессе популяризации национального туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках, повышения рентабельности национальной туристической индустрии.

Макромаркетинг на туристическом рынке должен включать в себя  проведение маркетинговых исследований с дальнейшим принятием решений относительно конкурентных преимуществ национального туристического продукта; признаках его дифференциации и позиционирования в сознании внутренних и иностранных потребителей; круга проблем национальной туристической индустрии и путей их решения;  потенциальных рынков сбыта и инструментов продвижения турпродукта на них.

В заключительной части работы исследован зарубежный опыт государственной поддержки продвижению национального туристического продукта как за счет государственных средств, так и за счет аккумулируемых платежей предприятий туристической индустрии.

Результаты данного исследования могут быть полезны и для России, в которой до сих пор отсутствует отраслевой государственный орган власти, наделенный необходимыми для осуществления промо - мероприятий полномочиями и финансами. 

  


Литература

1. Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики//Вопросы экономики. 1997. №6.

2. Абдурахманов Ш.М. Организационно-экономические основы развития туризма в регионе: Автореф. Дис. Канд. Экон. Наук. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

3. Азар В.И. Маркетинговое исследование международных туристов по данным за 90-е годы // TTG- Russia.2001.№3.

4. Азар В.И. Очевидные проблемы развития туризма в России// Труды академии Туризма. Вып.3. - СПб.: 2000.

5. Азар В.И. Экономика и организация туризма.- М.: Профиздат, 1993.

6. Азар В.И., Туманов С.Ю. Экономика туристского рынка. - М.: ИПК ГС, 1998.

7. Актуальные вопросы теории и практики туризма // Труды академии Туризма. Вып.2 . – СПб.: 1997.

8. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М.: Аспект – Пресс. 2002.

9. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма.- М.: Изд-во МГУ, 1997.

10. Афанасенко И.Д. Туризм и реформирование экономики // Труды академии Туризма. Вып. 1. – СПб.: 1995.

11. Барчукова Н.С. Международное сотрудничество в области туризма.- М.: Международные отношения, 1986.

12. Беквит Г. Продавая незримое. - М.: Альпина Бизнес Бук, 2005.

13. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - М.: Герда, 1999.

14. Биржаков М.Б., Агеева Н.А. Социологические исследования туристского рынка в России // Туристские фирмы. Вып.10.- СПб.: Олдис, 1996.

15. Бландиньер Ж.П. Изменение основополагающих производственных и общественных парадигм. Сб. Трансформация общественного сектора в Европе. - М.: Дело, 2003.

16. Блохин Ю.И. Разработка методических основ и создание методики оценки социально-экономический целесообразности развития туризма в РФ и ее регионах// Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды академии Туризма. Вып.2.- СПб.: 1997.

17. Богданов Е.И. К вопросу об эффективности инвестиций в туризм// Актуальные вопросы теории и практики туризма. Труды академии Туризма. Вып.2.- СПб.: 1997.

18. Богданова С. Государственное регулирование турпотоков: быть или не быть- вот в чем вопрос.//Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2003. №10.

19. Браймлер Р. Основы управления в индустрии гостеприимства.- М.: Аспект – Пресс, 1995.

20. Виленский А. О передаче контрольных и регулирующих функций государства объединениям малых предпринимателей//Вопросы экономики. № 3. 2002.

21. Волошин Н.И. Туризм: нормативно – правовые акты. Сб. актов. - М.: Финансы и статистика, 1998.

22. Восколович Н.А. Маркетинг туристских  услуг.- М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001.

23. Галумов Э.А. Международный имидж России.- М.: Известия, 2003.

24. Гуляев В.Г. Налогообложение в туризме. - М.: Приор, 1998.

25. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. - М.: Приор, 1999.

26. Гуляев В.Г. Практика туристского бизнеса.- М.: РУЦ, 1996.

27. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003.

28. Гуляев В.Г. Человеческие ресурсы: концепция развития. - М.: РГАТиЗ, 1998.

29. Демидова Л.С. Конкурентные позиции российской сферы услуг. - М.: Международные отношения, 2003.

30. Дмитриева Н.И. К вопросу о перспективах развития въездного туризма как фактора накопления национального богатства России //  Тезисы докладов научно – практической конференции «Туризм: подготовка кадров. Проблемы и перспективы развития».- М.: 1999.

31. Дурович А.П. Реклама в туризме. - М.: Новое знание, 2003.

32. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. -  М.: Ось-89, 2001.

33. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации.- М.: Финансы и статистика, 2002.

34. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. - М.: Дело – ЛТД, 1994.

35. Иноземцев В.Л. Специфика современной стадии развития капитализма. Сб. Некоторые проблемы исследования современного капитализма. Под. Ред. Бирюкова В.А.- М.: 1999.

36. Иноземцев В.Л. Пределы «догоняющего» развития.- М.: Экономика, 2000.

37. Инфляция и хозяйственный механизм. ИМЭМО. - М.: 1993.

38. Исмаев Д.К. Основы стратегии и планирования маркетинга в иностранном туризме. - М.: ТОО «Луч», 1994.

39. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов.- Минск: Новое знание, 2002.

Информация о работе Национальная туристическая индустрия: проблемы развития