Обеспечение питания в гостиничных и туристских комплексах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Индустрия гостеприимства является самым важным элементом социальной сферы. Она играет важную роль в повышении эффективности общественного производства, и соответственно, роста жизненного уровня населения. Важным элементом в гостиничном обслуживании являются услуги ресторанного хозяйства. Предприятия ресторанного хозяйства обслуживают довольно разнообразный контингент посетителей - как отечественных, так и иностранных, как организованных, так и индивидуальных. Для каждой категории потребителей нужные особенные методы и приёмы обслуживания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3 стр.
1. Туристическая индустрия…………………………………………6 стр.
2. Предприятия питания гостиничного комплекса и
организация их работы……………………………………………….7 стр.
3. Подготовка к обслуживанию посетителей в
ресторане………………………………………………………………..12 стр.
4. Торговые помещения ресторана
Помещения для обслуживания гостей………............................ 13 стр.
Характеристика торговых помещений………............................13 стр.
5. Производственные помещения ресторана
Овощной цех ……………………………………………………..15 стр.
Мясной цех ……………………………………………………….16 стр.
Рыбный цех……………………………………………………….16 стр.
Горячий цех……………………………………………………….16 стр.
Холодный цех…………………………………………………….17 стр.
Кондитерский цех………………………………………………...17 стр.
Моечная кухонной посуды, раздаточная……………………….17 стр.
6. Культура обслуживания в ресторане ............................................18 стр.
7. Безопасность и экологичность при обслуживании ……………19 стр.
8. Меню ресторана
Последовательность расположения блюд в меню……………..19 стр.
Виды меню ……………………………………………………… 20 стр.
Назначение и принципы составления меню ………………….. 20 стр.
9. Услуги по организации питания.
Питание спортсменов …………………………………………... 21 стр.
Особенности предоставления услуг по организации
питания обслуживания в местах массового отдыха и
культурно- массовых мероприятий ………………………………… 22 стр.
Обслуживание индивидуальных туристов в ресторанах
и кафе ………………………………………………………………….. 23 стр.
9.4. Обслуживание групп туристов в ресторанах и кафе ……………23 стр.
10. Расчет с потребителями ………………………………………… 23 стр.
Заключение …………………………………………………………… 25 стр.
Список литературы ………………………………………………….. 27 стр.

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Рестораны сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечения потребителей.

Работа гостиничного ресторана несколько отличается от работы обычного ресторана. Время  работы гостиничного ресторана должно быть таким, чтобы удовлетворять подавляющее большинство постояльцев даже, если для этого в отдельные часы работа этого ресторана не будет приносить прибыли. При этом до 70% гостей отеля не обедают в гостиничном ресторане и до 50% не ужинают в нем, а 2/3 дохода ресторана поступают от сторонних посетителей. Отсюда, между прочим, следует важный вывод: гостиничный ресторан должен иметь отдельный вход с улицы и свою автомобильную стоянку.

Однако по мере снижения загрузки гостиниц, роль службы питания как источника  дохода стала возрастать, и в настоящее время практически сравнялась с ролью номерного фонда. Отсюда повышенное внимание к этой службе — рестораны отелей становятся все более роскошными, число их в одном отеле увеличивается, появляются специализированные рестораны с национальными кухнями, кофейни, бары и т.д. Сейчас чем выше класс отеля, тем значительнее роль ресторана.

Помимо ресторанов большая гостиница обязательно  имеет несколько менее крупных  предприятий питания: бары, кофейни, буфеты и т.п.

Ресторанный бизнес - это отнюдь не простой бизнес, хотя, на первый взгляд, формула успеха достаточно проста: сочетание хорошей еды, хорошего сервиса и разумной ценовой политики.

Однако достижение этого сочетания - задача сама по себе не простая, тем более, что требуется еще отслеживать массу других параметров (сроки приготовления пищи, санитарные нормы издержки производства, предпочтения клиентов, конкуренция соседних ресторанов и т.д.).

При определении  типа предприятия учитывают следующие  факторы:

ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;

техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое  оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное  решение и т.д.);

методы обслуживания;

квалификация  персонала;

качество  обслуживания (комфортность, этику  общения, эстетику и т.д.);

номенклатуру  предоставляемых потребителям услуг.

Рестораны и  бары по уровню обслуживания и номенклатуры предоставляемых услуг подразделяются на три класса - люкс, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям:

"люкс" - изысканность интерьера, высокий  уровень комфортности, широкий выбор  услуг, ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных  блюд, изделий для ресторанов, широкий  выбор заказных и фирменных напитков, коктейлей - для баров;

"высший" - оригинальность интерьера, выбор  услуг, комфортность, разнообразный  ассортимент оригинальных, изысканных  заказных и фирменных блюд  и изделий для ресторанов, широкий  выбор заказных и фирменных  напитков, коктейлей - для баров;

"первый" - гармоничность, комфортность и  выбор услуг, разнообразный ассортимент  фирменных блюд и изделий и  напитков сложного приготовления  для ресторанов, набор напитков, коктейлей несложного приготовления,  в т.ч. заказных и фирменных  - для баров.

Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют.

Рестораны различают:

по ассортименту реализуемой продукции - рыбный, пивной; с национальной кухней или кухней зарубежных стран;

по месту  расположения - ресторан при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др.

Полно-сервисными ресторанами называются такие, где  очень широкий выбор блюд, особенно порционных (по крайней мере, 15), и  где почти все, что подается к  столу, выращено здесь же, при ресторане, — от «сырья» до свежей зелени. Полно сервисные рестораны могут быть формальными или неформальными, их можно классифицировать по ценам, атмосфере и предлагаемым меню. Большинство полно сервисных ресторанов попадают также в другие категории, если классифицировать по другим признакам.

Блюда, которые готовятся в большинстве этих ресторанов, попадают в разряд высокой кухни. Чаще всего там процветают традиции французской и итальянской кулинарии, которые, по мнению западных гурманов, являются лучшими в мире.

Большинство полно сервисных ресторанов находятся в частном владении, и руководство ими осуществляет управляющий или совет директоров. За последнее время появилось очень много ресторанов этого типа.

Следующий тип - специализированные рестораны. Специализация  ресторанов может быть самой разнообразной: быстрое обслуживание, семейное, повседневное. Рестораны могут также специализироваться на приготовлении национальных блюд, ужинов, завтраков и т.д. Как уже говорилось, эта классификация пересекается с другими, и один и тот же ресторан может быть одновременно и специализированным, и полно сервисным.

Стандарт  устанавливает классификацию услуг  общественного питания, общие требования к качеству услуг и обязательные требования по безопасности услуг, оказываемых  в сфере общественного питания. Настоящий стандарт распространяется на предприятия общественного питания всех форм собственности, различных типов и классов, а также граждан предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере общественного питания. В ГОСТе приводятся требования к предприятиям общественного питания, такие как:

требования  к архитектурно-планировочным решениям и оформлению.

требования  к мебели, столовой посуде, приборам и белью.

требования  к оформлению меню и прейскурантов, ассортименту кулинарной продукции.

В отеле могут  быть представлены:

ресторан - предприятие  общественного питания, предлагающее гостям широкий ассортимент блюд сложного и фирменного приготовления, высокий уровень сервиса, услуги официантов, метрдотелей; организацию  культурного и развлекательного досуга клиентов, корпоративного и банкетного обслуживания. В отелях высоких категорий обычно два ресторана - один фешенебельный, предлагающий дорогие фирменные блюда, другой - экономичный. Рестораны могут быть различной степени специализации (зависит от уровня профессионализма поваров): от широкой (на блюдах конкретной кухни, например, итальянский, французский, мексиканский ресторан), до узкой (специализация на конкретных блюдах: пиццерия, суши-бар и т. д.);

кафе - в отличие  от ресторана, предлагает посетителям  ограниченный ассортимент простых в приготовлении блюд, более стандартное меню, но сопровождается обслуживанием официантов. Различают три специфичные разновидности кафе: кафе-шоп (самообслуживание, употребление блюд стоя, за высокими столиками), кафетерий (частичное обслуживание официантами), кайтеринг (летнее кафе, за пределами зданий);

бар - специализированное предприятие общественного питания, предлагающее алкогольные и безалкогольные напитки (простого и сложного приготовления), десертные блюда и холодные закуски. В отелях обычно выделяют вестибюльный бар, бар при ресторане, банкетном зале, ночном клубе, вспомогательный бар (на этаже), бар при бассейне. Бары могут также специализироваться на изготовлении определенного вида напитков (пивной бар, фито-бар, винный бар, коктейль-бар);

буфет - производит продажу несложных блюд или разогретых полуфабрикатов с потреблением на месте  или на вынос, самообслуживание;

закусочная - изготавливает, реализует для потребления  на месте различные блюда и  закуски несложного приготовления, стандартное меню и полное самообслуживание постояльцев;

столовая - специфичное  предприятие общественного питания, предлагающее клиентам стандартное  меню из горячих и холодных блюд несложного приготовления, для обеспечения  трехразового питания клиентов. При этом предлагается особенное меню для завтраков, обедов или ужинов.

Организация питания в современном отеле  может быть нескольких типов:

гарни (ВВ) - предоставление постояльцу только завтрака;

полупансион (НВ) - предоставление постояльцу завтрака и ужина;

полный пансион (FВ) - предоставление завтрака, ужина, обеда;

«все включено» (АI) - предоставление постояльцу четырехразового питания и употребления закусок (кроме напитков) в течение всего светового дня (обычно до 00.00 часов);

«ультра-вcе-включено» (UAI) - предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок, включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки местного производства в течение светового дня (обычно до 00.00 часов);

«экстра-все-включено» (ЕАI) - предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок, включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки в течение светового дня (обычно до 00.00 часов).

Предоставление  рестораном отеля питания может  иметь следующее выражение:

табльдот» (общий стол) - в залах ресторана накрываются большие столы, сервируются приборами, количество которых соответствует числу постояльцев;

«шведский стол» - в залах ресторана весь ассортимент  предлагаемых блюд выставляется на отдельный  стол, постоялец вправе сам определять блюдо и размер порции. Правилами пользования «шведским столом» являются: не оставлять остатки еды на тарелках и ничего не уносить из ресторана с собой;

«А-парт» - предлагается меню на определенную трапезу в будущем (например, обед на следующий день) с необходимостью выбора блюд в настоящий момент;

«а-ля карт» - предполагает индивидуальное обслуживание постояльцев по системе заказного  меню.

Проживание  и питание - основные услуги современных  гостиниц. Параллельно с ними гостиничное  предприятие оказывает ряд дополнительных услуг, не всегда входящих в стоимость гостиничной услуги, но зато оказывающих максимальное воздействие на позитивность впечатления посетителей отеля. Дополнительные услуги позволяют не только учитывать индивидуальность каждого постояльца, но и дифференцировать гостиничное предприятие на конкурентном рынке. Совокупность основных и дополнительных услуг гостиничного предприятия формирует гостиничный продукт, различные уровни которого (от разрозненных гостиничных услуг до мега-уровня, включающего такие экзогенные факторы, как месторасположение отеля, удаленность его от моря или туристического центра, транспортное снабжение) оказывают существенное влияние на впечатления туристов.

Помимо непосредственно  услуг гостиничного хозяйства гостиницы могут осуществлять и другие виды экономической деятельности, основным из которых является общественное питание. Практически при каждой гостинице есть ресторан, где постояльцы могут удовлетворить свои потребности в питании.

Ресторан  при гостинице может быть отдельным предприятием общественного питания, а может представлять собой и одно из подразделений гостиничного комплекса. При этом независимо оттого, что ресторан не является самостоятельным юридическим лицом, оказывающим услуги общественного питания, к нему предъявляются все требования, установленные законодательством к предприятиям общественного питания.

Ресторан  представляет собой предприятие  общественного питания с широким  ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные; винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.

Нужно отметить, что такой вид предприятий  общепита как рестораны подразделяется еще и на классы.

Класс предприятия  общественного питания - это совокупность отличительных признаков определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.

Рестораны по уровню обслуживания и видам предоставляемых  услуг посетителям различаются  на:

класс люкс;

высший класс;

первый класс.

Для класса люкс характерна изысканность интерьера, высокий  уровень комфортности, широкий спектр услуг, предоставляемых посетителям, а также ассортимент оригинальных, изысканных заказных и фирменных  блюд, изделий для ресторанов, а  для баров - широкий выбор фирменных и заказных напитков и коктейлей.

Высший класс  отличается оригинальностью интерьера, выбором услуг, разнообразным ассортиментом  оригинальных, изысканных, заказных и  фирменных блюд и изделий для  ресторанов, широким выбором фирменных и заказных напитков и коктейлей – для баров.

Первому классу соответствует гармоничность, комфортность и выбор услуг, широкий ассортимент  фирменных блюд и изделий, а также  напитков сложного приготовления для  ресторанов, набор напитков, коктейлей  несложного приготовления – для баров.

В соответствии с этим требования, предъявляемые  к ресторанам при гостиницах, могут  различаться в зависимости от его класса, Но в любом случае к ресторанам предъявляются жесткие  требования, касающиеся качества услуг, их безопасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества.

 

        3.Подготовка к обслуживанию посетителей в ресторане.

 

 Цель подготовки  зала ресторана к обслуживанию  посетителей — создание в нем идеальной чистоты, уюта, четкой организации обслуживания. 
         В процесс подготовки зала к обслуживанию входят: уборка помещения, расстановка столов, накрывание их скатертями, получение посуды и приборов, сервировка столов и личная подготовка официанта к работе. 
Ежедневная уборка торгового зала включает проветривание помещения, влажную уборку полов, мебели, подоконников и т.п. Если в зале ковровые покрытия на полах, то для их уборки используют пылесосы и другое механическое оборудование, облегчающее труд уборщиков. 
          Для натирки паркетных полов используются полировочные машины, моечные машины с быстрой просушкой и др. Уборка торговых помещений производится после снятия скатертей со столов. 
Специальной заботы требуют осветительные приборы — люстры, бра, настольные лампы. С них тщательно убирается пыль, заменяются перегоревшие лампочки. Помещение должно хорошо проветриваться. 
Расстановка обеденных столов и кресел зависит от художественного интерьера зала, расположения дверей, размера площади зала ресторана. 
         Столы расставляют прямыми линиями или в шахматном порядке, образуя из них группы-зоны, отделенные одна от другой главными проходами шириной не менее 2 м и вспомогательными — шириной 1,5—1,2 м. Каждый стол ставят на таком расстоянии от соседних, которое обеспечивало бы свободный проход к нему посетителей и официантов при полной загруженности зала. Нельзя размещать столы на одной линии с входной дверью. Столы, серванты, кресла должны отстоять от стен на расстоянии 10— 20 см. 
         Как правило, во многих ресторанах в зале устанавливают холодильники. Вблизи закрепленной за официантом группы столов должны размещаться подсобные столы-серванты для официантов. 
При расстановке кресел необходимо проследить за тем, чтобы сиденья их не находились под столом. Кресла ставят до спущенной скатерти. При использовании круглых столов необходимо обратить внимание на то, чтобы кресла располагались между ножками столов.

Информация о работе Обеспечение питания в гостиничных и туристских комплексах