Общенаучные методы в исследовании туристской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

С древних времен путешествия влекли людей к новым открытиям, к познанию новых краев и природных явлений, посредством которых они могли получить известность. История туризма тесно связана с экономикой и религией. Путешествия по морю определялись необходимостью обмена товарами. Путешествия к святым местам породили первые цепочки гостиниц и трапезных, которые находились при монастырях и храмах. Туризм поощрял обмен культурой, что являлось также стимулом к путешествиям.
В настоящее время туризм из вида отдыха превратился в целую индустрию, включающую в себя многие виды туристической деятельности. С туризмом связаны такие виды деятельности, как организация путешествий, гостиничный бизнес, экономика и др.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Роль методологии при исследовании туристской деятельности 4
Глава 2 Общенаучные методы в исследовании туристской деятельности
2.1 Методы наблюдения, интервью и анкетирования в туристской деятельности 5
2.2 Методы анализа и синтеза в туристской деятельности 6
2.3 Эксперимент как практический метод исследования 9
2.4 Методы познания потенциальных возможностей туризма 11
2.5 Метод исторический, логический и экспертных оценок при исследовании в туристской деятельности 15
2.6 Моделирование как метод исследования реальных процессов в туризме
Заключение 18
Список литературы

Файлы: 1 файл

применение общенаучных методов в исследованиях туристской деятельности.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                  3

Глава 1 Роль методологии  при исследовании туристской деятельности         4

Глава 2 Общенаучные  методы в исследовании туристской деятельности     

2.1 Методы наблюдения, интервью и анкетирования в туристской деятельности                        5

    1. Методы анализа и синтеза в туристской деятельности                   6

2.3 Эксперимент  как практический метод исследования                9

2.4 Методы познания  потенциальных возможностей туризма           11

2.5 Метод исторический, логический и экспертных оценок при исследовании в туристской деятельности                  15

2.6 Моделирование  как метод исследования реальных  процессов в туризме

Заключение                    18

Список литературы              20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С древних времен путешествия  влекли людей к новым открытиям, к познанию новых краев и природных  явлений, посредством которых они  могли получить известность. История  туризма тесно связана с экономикой и религией. Путешествия по морю определялись необходимостью обмена товарами. Путешествия к святым местам породили первые цепочки гостиниц и трапезных, которые находились при монастырях и храмах. Туризм поощрял обмен культурой, что являлось также стимулом к путешествиям.

В настоящее время  туризм из вида отдыха превратился в целую индустрию, включающую в себя многие виды туристической деятельности. С туризмом связаны такие виды деятельности, как организация путешествий, гостиничный бизнес, экономика и др.

Туризм – это та часть индустрии гостеприимства, где человек может удовлетворить свои физические, интеллектуальные, этические и психологические потребности.

Важной проблемой туристической  отрасли является поиск новых  форм и способов организации деятельности. Правильно предвидеть характер будущего туристского рынка, выработать формы и способы ведения деятельности – означает добиться дополнительного преимущества над конкурентами, обеспечить успех организации в туризме.

Новые способы туристической  деятельности определяются не только эмпирически. Выявив общие законы, можно выработать методологические принципы анализа форм и способов организации туризма, определить тенденции его развития.

Таким образом, туризм превратился  в целую науку, включающую в себя объекты, предметы, принципы, законы, категории  и методы исследования.

 

 

 

Глава 1 Роль методологии  при исследовании туристской деятельности

 

Предметом исследования в теории туризма является туристская деятельность, задачами которой являются: изучение туристских мероприятий; прогнозирование развития видов и форм туризма; моделирование характеристик новых туристских центров; восстановление функций организма в процессе туристских мероприятий, экскурсий и путешествий.

Субъектами  туристской деятельности являются специалисты, потребители услуг как носители определенных общественных и производственных отношений, а также накопленные знания и опыт в данной сфере деятельности.

Методология исследования туристской деятельности позволяет обосновать научный подход к изучению и решению теоретических и практических вопросов туризма.

Методологическая  оценка туристской деятельности помогает определить вероятного конкурента на рынке услуг, экономическое и техническое состояние турпредприятия, предполагаемые способы его развития и ведения конкурентной борьбы, стратегию и тактику деятельности специалистов.

В основе методологии  лежит изучение туризма как общественного явления, которое носит активный и творческий характер, поскольку происходит в процессе целенаправленной практической деятельности людей. Изучение туризма на практическом уровне не раскрывают сущности его исторического развития, однако постоянно используются в повседневной жизни. Изучение туризма на теоретическом уровне ставят своей задачей понимание сущности изучаемых явлений в форме категорий, законов, научных теорий, а также в виде абстракций, отражающих глубокие существенные взаимосвязи материального и духовного мира.

Глава 2 Общенаучные методы в исследовании туристской деятельности

 

    1.  Методы наблюдения, интервью и анкетирования в туристской деятельности

 

Наблюдение — это целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.

Выделяют научное  наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества.

Основное условие  научного наблюдения - объективность, т.е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения новых методов исследования, например эксперимента, моделирования.

Метод наблюдения является составной частью научного исследования в различных отраслях деятельности, в том числе и в туризме. Это означает систематическое и целенаправленное накопление фактических данных, например о качественной и количественной стороне, материально-техническом обеспечении, профессионализме персонала своего турпредприятия или о конкурентах.

Наблюдение  связано с работой органов чувств человека, зрения, принимающего наибольшую часть получаемой исследователем информации.

Научное наблюдение требует подготовки: определения  целей в соответствии с общими целями исследования, составления плана, выбора подходящей ситуации, времени и места. Наблюдение в этом случае наполняется теоретическим содержанием и требует предварительного продумывания его деталей. Специалист достигнет успеха в том случае, если заранее правильно спланирует свою деятельность, вычленит и поставит в центр своего внимания важные явления.

Основой наблюдения является практика. Наблюдение бывает полным и всесторонним в условиях деятельности, которая подсказывает важные объекты наблюдения и постоянно корректирует его ход.

Интервью — это личное общение исследователя с заинтересованными лицами, при котором он задает вопросы и фиксирует ответы.

По форме  проведения интервью может быть непосредственным (лицом к лицу) и опосредованным, например по телефону. Интервью предполагает беседу в целях выяснения проблем в туристской деятельности в целом, о турпредприятии в частности. Опрос можно проводить несколькими экспертами-прогнозистами, но так, чтобы интервью не превратилось в дискуссию. Этот метод идентичен методу очного (заочного) анкетирования, когда ответы даются в письменной форме.

Анкетирование — это ответы на поставленные вопросы, разработанные исследователем, когда респондент отвечает на вопросы в анкете. Существует несколько форм постановки вопросов в анкетах, предназначенных для экспертов. Для решения некоторых проблем используются анкеты типа «вопрос-ответ». В них содержится один или несколько вопросов, и на каждый из них в анкете приведены два ответа или более. Эксперт должен указать один из подготовленных ответов, сопровождая его своим обоснованием. Вопросы ставятся с учетом качественной и количественной характеристик ответа.

При исследовании сложных проблем в целом или  их отдельных аспектов анкеты могут  содержать описания в определенной логической последовательности нескольких взаимосвязанных по времени (или месту) событий (от настоящего к будущему). Совокупность выдаваемых экспертам событий с их характеристиками представляет собой как бы набор сценариев. От экспертов требуется оценка событий и прогнозирование на этой основе дальнейшего развития исследуемого процесса.

 

    1. Методы анализа и синтеза в туристской деятельности

 

Анализ и  синтез — общенаучные методы, без которых не может обойтись ни один акт научного исследования.

Анализ представляет собой процесс мысленного расчленения  исследуемого события на составные части, элементы, признаки, противоположности и изучение их для раскрытия сущности.

Синтез представляет собой процесс установления связей между выделенными элементами, признаками и противоположностями. Синтез позволяет мысленно сопоставить, сравнить, связать воедино все стороны рыночных отношений, создать целостную картину для оценки и принятия управленческого решения.

Анализ и  синтез - это противоположно направленные (анализ - от целого к части, синтез - от части к целому) и в то же время неразрывно связанные между собой процессы познания.

Анализ и  синтез являются методами определения оптимального соотношения сил и средств, необходимых для успешного функционирования турпредприятия. Они позволяют установить элементы, из которых складывается эффект взаимодействия персонала, дать представление о своих возможностях в достижении экономического эффекта.

Анализ и  синтез используются при исследовании, например, работы турпредприятия за финансовый год, который разделяют на кварталы, устанавливают взаимосвязь между ними, а затем воспроизводят операции в целом.

Посредством этих методов уясняются положительные  стороны проведения туристских мероприятий, выявляются их слабые звенья.

Функция анализа  состоит в выделении различных  признаков в туристской деятельности, которые могли бы быть приняты в качестве основания для систематизации фактов, расположения их в хронологическом, функциональном, структурном порядке, характеризующем определенную сторону развития исследуемого события.

Функция синтеза  состоит в установлении связей между фактами и объединение их в группы по выделенным основаниям.

При анализе, например, можно выявить, что повышение  цен на нефтепродукты повлечет за собой рост цен на бензин, горючесмазочные материалы, а это, в свою очередь, будет способствовать удорожанию туристских путевок.

Использование анализа и синтеза при научных  исследованиях способствует познанию истины.

Следует иметь  в виду, что в научных исследованиях применяются различные виды анализа: факторный, логический, контент-анализ, эмпирический и др.

Главными целями факторного анализа являются сокращение числа переменных и определение структуры взаимосвязей между переменными. При сокращении числа переменных итоговая переменная включает в себя наиболее существенные черты объединяемых переменных. Классификация подразумевает выделение нескольких новых факторов из переменных, связанных друг с другом.

В туризме факторный  анализ используется в связи с  анализом потребительского спроса на турпутевки.

Логический  анализ предназначен для определения круга тех понятий, с помощью которых описывается предмет исследования, поиск внешне хорошо различимых признаков, т.е. эмпирических индикаторов, позволяющих произвести измерение сторон и свойств, например нового турпродукта.

Логический  анализ включает такие процедуры, как интерпретация основных понятий (трактовка скрытого в них содержания) и их операциональные определения (расчленение понятий на элементы, для которых можно подобрать эмпирические индикаторы). В конечном счете получают признаки, измерение которых дает ответ на информационный запрос заказчика.

Контент-анализ (от англ. content - содержание) - формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в туристской деятельности в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью и систематичностью.

Объектом контент-анализа  может быть содержание различных  видов деятельности в турбизнесе: международные и отечественные туроператоры, конкуренты в определенном сегменте туристского рынка услуг, менеджеры международных и отечественных гостиничных комплексов, чрезвычайные события, воздействующие на турбизнес, законодательные акты отдельных стран в сфере индустрии гостеприимства.

Метод контент-анализа  применяется для исследования документальных источников и как вспомогательное средство при анкетировании, наблюдении, тестировании, в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинге.

Эмпирический  анализ - это простое разложение целого на его составные, более простые элементарные части.

Теоретический анализ предусматривает выделение  в объекте основного и существенного. Этот метод включает в себя результаты абстрагирования, прощения, формализации.

Теоретический синтез - это расширенное исследование, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

 

2.3 Эксперимент  как практический метод исследования

 

Эксперимент является практическим методом научного исследования. В сравнении с наблюдением эксперимент требует в большей степени творческого мышления, продумывания деталей намечаемых действий, планирования. Это один из способов накопления фактического материала.

Эксперимент выступает  как способ получения достоверных данных об отдельных сторонах будущей туристской деятельности.

Как метод научного исследования эксперимент дает возможность изучать всесторонние явления туризма: функционирование его видов и форм, использование ресурсов для стойкого финансового развития отрасли.

Эксперимент позволяет варьировать, видоизменять условия протекания предпринимательских  процессов, которые подлежат изучению в целях их приближения к предполагаемым условиям действительности. Он открывает простор для активной деятельности исследователя и его творческой мысли.

В туризме применяются  производственный эксперимент, который служит практической проверкой отдельных теорий и научных предложений, касающихся развития конкретных сторон общества и путей совершенствования общественных отношений.

Информация о работе Общенаучные методы в исследовании туристской деятельности