Основные факторы развития туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы: «Анализ особенностей и факторов развития туристской индустрии» обусловлена потребностью изучить историю развития туризма, выявить мотивы по которым люди путешествуют, больше узнать о международных и национальных туристических организациях, разобраться в структуре индустрии гостеприимства, ее функциях и перспективах развития для того, чтобы попытаться определить свою нишу в этой сфере деятельности позволяющую мне в большей степени реализовать себя.
Цель работы рассмотреть основные влияющие на бурное развитие туристского потока во всем мире и конкретно на примере города курорта Геленджик.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ ТУРИСТКОЙ ИНДУСТРИИ, ЭТАПЫ И ФАКТОРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ 6
1.1 Основные понятия туриской индустрии 6
1.2 Этапы развития международного туризма 10
1.3 Факторы развития туристской индустрии__________________________
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ ГОРОДА КУРОРТА ГЕЛЕНДЖИК 26
2.1 Социально-экономическое развитие и его основные проблемы 26
2.2 Анализ инвестиционного развития муниципального образования города Геленджика. 34
2.3 План стратегического развития города-курорта Геленджик__________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

Файлы: 1 файл

Tekhnika_i_tekhnologia_v_SKSiT_kursovaya_24_12 (3).docx

— 71.05 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение  

высшего профессионального  образования 

«Сочинский государственный  университет» 

 

Факультет туризма и сервиса

Кафедра гостиничного и ресторанного бизнеса.

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  работа

на тему: «Основные факторы развития туристской индустрии».

По специальности 100103 –  Социально-культурный сервис и туризм

 

Выполнила:

Студентка группы 09ЗСТ-1

Давлетшина Зарина

 

 

 

Научный руководитель:

Латковская Т.В.

 

 

 

Сочи – 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ  ТУРИСТКОЙ ИНДУСТРИИ, ЭТАПЫ И  ФАКТОРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ 6

1.1 Основные понятия туриской индустрии 6

1.2 Этапы развития  международного туризма 10

1.3 Факторы развития туристской индустрии__________________________

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ ГОРОДА КУРОРТА  ГЕЛЕНДЖИК 26

2.1 Социально-экономическое развитие и его основные проблемы 26

2.2 Анализ инвестиционного развития муниципального образования города Геленджика. 34

2.3 План стратегического развития города-курорта Геленджик__________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы: «Анализ особенностей и факторов развития туристской индустрии» обусловлена потребностью изучить историю развития туризма, выявить мотивы по которым люди путешествуют, больше узнать о международных и национальных туристических организациях, разобраться в структуре индустрии гостеприимства, ее функциях и перспективах развития для того, чтобы попытаться определить свою нишу в этой сфере деятельности позволяющую мне в большей степени реализовать себя.

Учитывая многообразие отраслей деятельности включаемых в индустрию  гостеприимства: гостиничное дело, ресторанный бизнес, организацию  конференций, туризм, индустрию отдыха и развлечений, специфичность требований предъявляемых к специалистам в  каждой из них, зная свои личностные особенности  и способности, можно попытаться определить наиболее перспективные  отрасли для своей территории и рациональнее использовать время  обучения для подготовки к работе в них: в ходе изучения основных и  специальных курсов учебного плана, при прохождении учебных практик  и работы во время каникул.

Цель работы рассмотреть  основные влияющие на бурное развитие туристского потока во всем мире и  конкретно на примере города курорта  Геленджик.

Объект – туристская индустрия.

Предмет – факторы развития туристской индустрии, особенности  и перспективы развития.

  Литература по данному  вопросу представлена в виде  учебных пособий  Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин Управление индустрией туризма. Учебное пособие А. Д. Чудновский, М. А. 

 

 

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ  ТУРИСТКОЙ ИНДУСТРИИ, ЭТАПЫ И  ФАКТОРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ

1.1 Основные понятия туристской индустрии.

Слово tourist появилось в английском языке в начале ХIХ века и в переводе с английского означает: тот, кто совершает поездку ради собственного удовольствия или расширения культурного кругозора. По определению ООН турист - это лицо, пребывающее в данной местности сроком более чем на одну ночь и менее чем на год. Деловые командировки и поездки на конференции тоже охватываются этим определением.

Туризм - это динамичное, развивающееся, ориентированное на потребителя явление. Всемирный совет по туризму и путешествиям указал на следующие характеристики современного туризма:

это крупнейшая индустрия  мира, имеющая примерно S 3, 5 трлн. оборотного капитала и включающая в себя такие  компоненты как:

-путешествия (круизы, автобусы, самолеты, автомобили, железные дороги);

проживание (отели и мотели, конференции, выставки, встречи);

питание (рестораны, кафе, бары);

отдых и досуг (игры, парки, развлечения, аттракционы).

-Ведущий производитель  промышленной продукции, чей вклад  в валовой национальный продукт  составляет 6, 1%.

-Ведущий налогосдатчик.

-Работодатель 127 млн. людей,  т. е. примерно каждого 15 из  всех работающих.

-Самая быстроразвивающаяся  отрасль мировой экономики.

В нашей стране согласно Закону РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» под туризмом понимается временный  выезд (путешествие) гражданина с постоянного места жительства в любых цепях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Закон определяет виды туризма, исходя из различных критериев:

соотношения места проживания туриста и места путешествия (туризм внутренний, выездной, въездной);

источника финансирования (туризм социальный);

способа организации путешествий (туризм организованный и самодеятельный);

цели путешествия (экологический, спортивно-оздоровительный, культурно-познавательный).

Туристическая индустрия, если исходить из определения этого понятия  в Законе, это совокупность необходимых  объектов материальной базы туризма, обеспечивающих всестороннее удовлетворение требований туристов при совершении путешествий, а также удовлетворение требований организаций, осуществляющих туроператорскую  и турагентскую деятельность и предоставляющих  экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

Нормативные документы по стандартизации туристско-экскурсионного обслуживания определяют туристов как  потребителей определенного вида услуг, поэтому туристские услуги в нашей  стране регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей».

Туризм - это совершаемые в свободное время поездки (походы), которые не связаны с работой и изменением постоянного места жительства, это также сфера услуг для удовлетворения потребностей туристов.

Понятие «международный туризм». Начало современного международного туризма  было заложено в 40-е годы XIX в., когда  английский предприниматель Т. Кук  организовал внутри страны несколько  экскурсий и путешествий, а затем  в 1885 г. и первую зарубежную поездку  в Париж на Всемирную выставку. Год спустя начинаются постоянные организованные путешествия англичан в Европу, а  в 1868 г. - в США. В 1882 г. организация Кука устраивает первое кругосветное путешествие. Новый бизнес начал приносить своим владельцам неплохие доходы, к нему стали проявлять интерес и другие предприниматели. Постепенно в разных странах образуются туристические компании, занимающиеся организацией экскурсий и путешествий во все части Света.

Достижения в области  транспорта в начале XX в. отразились и на развитии туризма. Для путешествий  и экскурсий начали использовать пароходы, железные дороги, а уже  потом и автомобильный транспорт. Скорость, дальность, комфортность передвижений постоянно росли.

На своей ранней стадии заграничные путешествия были уделом представителей аристократии и буржуазии, так как именно эти социальные группы располагали достаточными для  этого доходами.

Сложные политические, экономические  и социальные процессы, произошедшие в мире в XX в. (две мировые войны, революции, кризисы, научно-технический  прогресс, антиколониальное движение, «холодная война» и т. д.), изменили общество. Оно стало более развитым в промышленном и культурном отношении, более мобильным, демократическим. Возрос уровень социального благосостояния. Серьезным образом изменилось к  лучшему положение женщин и учащихся, молодежи. Все это благотворно  отразилось и на туризме. В настоящее  время экскурсии и путешествия  перестали быть развлечением только для богачей и аристократов, сейчас они доступны широким слоям населения. Туризм стал массовым, демократичным, рассчитанным на различные интересы, вкусы доходы, на самый разный контингент (от школьников и студентов до военных  и ветеранов).

Туризм превратился практически  в самостоятельное межотраслевое  хозяйство, в индустрию. Он играет очень  серьезную роль в экономике многих государств. На его развитие выделяются крупные ассигнования. Создаются  специализированные туристические  центры - комплексы для отдыха с широкой сетью развлечений.

Сегодня туризм получил развитие на всей планете. Кроме Европы (традиционного  туристического центра), активно посещаются страны Америки, Африки, Азии, Австралия  и Океания. Если раньше туристические  поездки обычно совершались в  соседние государства, то сейчас доминирует тенденция к знакомству с отдаленными  регионами. Важнейшим фактором здесь  является развитие комфортабельного, высокоскоростного и безопасного  транспорта, каким к примеру, является авиация, позволяющая преодолевать огромные расстояния за сравнительно небольшие отрезки времени.

Как же в наше время можно  определить понятие «международный туризм»?

Международный туризм - это система путешествий, осуществляющаяся на базе межгосударственных договоров с учетом действующих международных норм и местных обычаев.

 

1.2 Этапы развития международного туризма.

Возникновение организованного  туризма.

Становление и развитие капиталистических  отношений в мире способствовали возникновению организованного  туризма. Капиталистическое общество сыграло важную роль в формировании экономических, политических и социальных предпосылок, необходимых для международного туризма. Одной из первых стран, в  которой победила буржуазная революция  и начал развиваться капитализм, была Англия. Именно здесь и образовались первые туристские организации, развившие  свою деятельность сначала внутри страны, а затем и за ее пределами.

Начало современного туризма  датируется 1841г. До наших дней дошло  описание первой туристской поездки 570 членов общества трезвости из Лейстера в Лафоборо, организованной Т. Куком.

Этому событию в большей  мере способствовал промышленный переворот  и связанные с ним возрастание  подвижности населения и появления  массового транспортного средства - железных дорог. Т. Кук начал активно использовать открывшиеся возможности. Когда в1851г. в Лондоне состоялась первая Международная промышленная выставка, только из Йоркшира им была организована отправка 165 тыс. посетителей. В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тыс. гостиниц.

Активное развитие туристского  бизнеса внутри страны побудило Т. Кука к организации зарубежных поездок. Первая из них была осуществлена во Францию в 1855г., так как в Париже начала работу Всемирная выставка. С 1856г. он начинает организовывать туристские путешествия в другие европейские  государства.

В 50-70-х годах XIX в. англичане  составляли большую часть иностранных  туристов, которые посещали Европу. Для этого периода характерно появление в европейских странах  гостиниц с названиями «Англегер», «Британик», «Лондон», «Виндзор» и т. д., а в лексиконе появляются английские слова «экспресс», «лайнер», «комфорт», «бой» и т. д. Большую роль в развитии туризма в Европе во второй половине XIX в. сыграло увеличение протяженности железных дорог.

В 1888г. на европейском континенте побывало уже около 500 тыс. туристов из Англии.

С1838г. было начато пароходное сообщение между Нью-Йорком и  Лондоном. Тогда колесновинтовой пароход «Грейт вестерн» совершил свой первый рейс и доставил из Америки в Европу 68 пассажиров. Число пассажиров постоянно увеличивалось, и если в 1840 г. оно составляло примерно 8 тыс. чел., то уже в 1860 г. равнялось 26 тыс.

С середины 60-х годов начинает развиваться туризм между Англией  и США. Заслуга здесь также  принадлежит Т. Куку, который в 1865 организовал турпоездки из Америки в Англию и из Англии в Америку. В 1866 г. первые группы английских туристов посетили США.

С 1867 начинаются морские  туристские путешествия. В 1882 г. состоялось первое кругосветное путешествие Кука. Не ограничиваясь заключением договоров  с железнодорожными и пароходными  компаниями, владельцами гостиниц и  ресторанов, общество внимательно изучало  спрос, составляло маршруты поездок  и программы пребывания.

Новый бизнес заинтересовал  многих предпринимателей. Вслед за фирмой Т. Кука а Англии возникают  туристские организации Треймза и сэра Генри Ланна, образуются Велосипедный туристский клуб, Политехническая туристская организация, Кооперативная ассоциация отдыха и т. д. Несколько позже туристические фирмы и агентства появляются во Франции, Италии, Швейцарии и других странах европейского континента. В 1885 г. В Петербурге начинает свою деятельность первая туристская компания Л. Липсона.

О развитии туризма в России в то время следует сказать  особо. Во второй половине XIX в. большое  внимание здесь уделяется экскурсионной  деятельности. В этот период получают широкую известность: Общество любителей  естествознания, которое имело свои филиалы в ряде городов империи, в том числе и в таких  как Петербург, Москва, Казань, Тифлис, Екатеринбург; Крымский горный клуб, действовавший  в Одессе; Кавказское горное общество, находившееся в Пятигорске. Начиная  с 1899 г. в Москве при Педагогическом обществе работала комиссия по организации  общеобразовательных экскурсий  для учащихся. В 1895 г. было создано  Ялтинское экскурсионное бюро Крымско-Кавказского  горного клуба.

Информация о работе Основные факторы развития туристской индустрии