Основные факторы развития туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы: «Анализ особенностей и факторов развития туристской индустрии» обусловлена потребностью изучить историю развития туризма, выявить мотивы по которым люди путешествуют, больше узнать о международных и национальных туристических организациях, разобраться в структуре индустрии гостеприимства, ее функциях и перспективах развития для того, чтобы попытаться определить свою нишу в этой сфере деятельности позволяющую мне в большей степени реализовать себя.
Цель работы рассмотреть основные влияющие на бурное развитие туристского потока во всем мире и конкретно на примере города курорта Геленджик.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ ТУРИСТКОЙ ИНДУСТРИИ, ЭТАПЫ И ФАКТОРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ 6
1.1 Основные понятия туриской индустрии 6
1.2 Этапы развития международного туризма 10
1.3 Факторы развития туристской индустрии__________________________
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ ГОРОДА КУРОРТА ГЕЛЕНДЖИК 26
2.1 Социально-экономическое развитие и его основные проблемы 26
2.2 Анализ инвестиционного развития муниципального образования города Геленджика. 34
2.3 План стратегического развития города-курорта Геленджик__________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

Файлы: 1 файл

Tekhnika_i_tekhnologia_v_SKSiT_kursovaya_24_12 (3).docx

— 71.05 Кб (Скачать файл)

Геленджик сейчас определенно  переживает период бурного роста: ведется  активное жилищное строительство, возводятся гостиницы и объекты инфраструктуры, развивается транспортная сеть. Еще  прокладывается новая дорога от Абинска  до Кабардинки способный заметно  облегчить жизнь тем, кто приезжает  в Геленджик на автомобиле: с появлением новой трассы дорога от Краснодара до Кабардинки будет занимать 1 час, а сейчас — около 2,5 часов, и то по незагруженной дороге.

В последние годы курорт Геленджик экспонируется не только на российских, но и на зарубежных выставках  и форумах. Благодаря этому растет интерес к курорту и у иностранных  туристов, что стимулирует развитие международных авиарейсов из стран  ближнего и дальнего зарубежья (страны СНГ, Германия, Греция). Строящийся в  районе Тонкого мыса города-курорта  международный аэропорт позволит значительно  расширить диапазон предложений  по развитию курорта.

Количество отдыхающих, посещающих курорт Геленджик, возросло с 600 тысяч  в 1998 году до 2 млн. 200 тысяч человек в 2010 году.

В городе-курорте Геленджик  уделяется большое внимание развитию социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры и спорта.

С 1999 года по настоящее время  город-курорт признан самым чистым и благоустроенным городом Кубани в своей подгруппе. Дважды Геленджик  становился «серебряным» городом во Всероссийском конкурсе по благоустройству, а за 2002 год награжден специальным  призом Госстроя России как самый  благоустроенный курорт Российской Федерации.

По итогам Всероссийского конкурса за 2003 год Геленджик занял 1 место как самый благоустроенный  город России с населением до 100 тысяч  человек.

По итогам краевого конкурса «Курортный Олимп» городу-курорту Геленджик  присуждено звание «Лучший курорт 2005 года». Опыт Геленджика стал востребованным. Город-курорт стали посещать первые лица государства.

В 2004 году в Геленджике состоялось заседание президиума Госсовета  по вопросу развития курортов под  председательством Президента России В.В.Путина.

В 2005 году на геленджикской  земле побывал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который совершил великое освящение и литургию в храме Святого Преподобного Сергия Радонежского Геленджикского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры  и освящение закладного камня  на строительной площадке Духовно-культурного  центра Московской Патриархии в селе Дивноморском.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ инвестиционного  развития муниципального образования  города Геленджика.

Сильные стороны

  1. Выгодное географическое расположение территории, связанное с уникальными топографическими характеристиками (горный ландшафт и речные долины с одновременным беспрепятственным доступом к береговой линии у моря).
  2. Близость крупнейшего на Юге России морского торгового порта Новороссийск (удаленность 40 км).
  3. Богатое культурно-историческое наследие территории, берущее начало из глубокой древности;
  4. Благоприятный климат, характеризующийся теплым и мягким летом и почти безморозной зимой.
  5. Примыкание территории к Федеральной Трассе (М4), что обеспечивает доступ к Новороссийску на западе и к Туапсе на востоке.
  6. Высокая степень обеспеченности населенных пунктов МО асфальтированными дорогами.
  7. Высокая степень обеспеченности газом благодаря трубопроводу Голубой Поток, который выходит на севере от Геленджика.
  8. Отсутствие дефицита электроэнергии.
  9. Развитая инфраструктура связи.
  10. Стабильность социально-экономического развития города-курорта, стабильность власти.
  11. Высокая численность занятых в малом бизнесе.

Слабые стороны

  1. Недостаточное использование минеральных вод в лечебных целях.
  2. Туристический продукт предполагает использование ресурсов только прибрежной полосы (море, солнце, пляж).
  3. Неспособность местного аэропорта принимать воздушные суда повышенной вместимости из-за недостаточной протяженности взлетно-посадочной полосы.
  4. Не функционирует морское пассажирское сообщение.
  5. Отсутствует железнодорожное сообщение.
  6. Сезонность предоставляемых туристических услуг.
  7. Отсутствие определенного узнаваемого имиджа курорта.
  8. Низкий уровень квалификации трудовых ресурсов в курортно-туристической отрасли г.Геленджик.
  9. Моральный и физический износ инфраструктуры размещения отдыхающих, требующая обновления и модернизации.

Возможности

    1. В соответствии с Отчетом «Экологические проблемы Кубани №17» (2002г.) существуют неограниченные возможности использования подземных минеральных вод в лечебных целях.
    2. Чрезвычайно большой спектр уникальных природных и культурных туристических ресурсов соответствующих тенденциям развития глобального туристического рынка.
    3. Строительство ж\д линии и станции в п. Виноградное (в непосредственной близости от Геленджика).
    4. Привлечение крупных инвесторов в х.Бетта и с.Архипо-Осиповка.
    5. Расширение рынка финансовых и консалтинговых услуг за счет привлечения новых операторов финансового сектора (банки, аудиторские и консалтинговые фирмы).
    6. Законодательное стимулирование инвестиционной активности.

Угрозы

  1. Необходимость защиты рек от промышленного, сельскохозяйственного и городского загрязнения;
  2. Высокая конкуренция со стороны зарубежных и российских курортов.
  3. Низкий уровень сервиса в курортном бизнесе.
  4. Увеличение количества посетителей создаёт угрозу загрязнения пляжей, береговой зоны.
  5. Отрицательные тенденции демографии, слабый престиж сферы услуг для привлечения работников.
  6. Чрезмерная застройка курортной зоны – угроза ухудшения качества жилищной, деловой и рекреационной среды.

 

Анализ соотношений сильных  и слабых сторон с возможностями  и угрозами

SO (Как сильные стороны  могут быть использованы для  реализации возможностей)

1. Выгодное географическое расположение  позволяет придать дополнительную  ценность природным ресурсам  и развивать лечебную направленность  курорта с использованием минеральных  источников, расположенных на территории  курорта.

2. Близость крупнейшего на Юге  России морского торгового порта  Новороссийск способствует повышению  эффективности инвестиций в развитие  региона.

Реконструкция существующего аэропорта  «Геленджик» сделает Геленджик  легко и быстро доступным курортом, позволит разгрузить автотрассы и улицы города от иногороднего транспорта, значительно расширить диапазон предложений по развитию курорта.

Строительство автомобильной скоростной дороги Абинск-Геленджик позволит сократить  расстояние до краевого центра.

3. Благоприятный климат, характеризующийся  теплым и мягким летом и  почти безморозной зимой и  богатое культурно-историческое  наследие территории позволит  сделать курорт круглогодичным, что окажет положительное влияние  на прибыльность бизнеса, жизнеспособность  индустрии туризма в долгосрочной  перспективе и способность привлечения  инвестиций.

4. Примыкание территории к Федеральной  Трассе и высокая степень обеспеченности  населенных пунктов МО асфальтированными  дорогами позволит увеличить  доступ к самому курорту, к  конкретным достопримечательностям  и туристическим продуктам в  пределах курорта, а также связь  с окружающими достопримечательностями  и другими курортами и упростить  процесс передвижения потоков  туристов.

5. Высокая степень обеспеченности  газом благодаря трубопроводу  Голубой Поток, который выходит  на севере от Геленджика позволит  улучшить качество жизни коренного  населения, что будет способствовать  улучшению качества предоставляемых  услуг.

6. Увеличение оборота торговли  за счет привлечения инвестиций  в создание предприятий сферы  обслуживания.

WO (Как слабые стороны  мешают реализации возможностей)

 

1. Неэффективное использования 

минеральных вод в лечебных целях  не

позволяет Геленджику выделять себя как 

место, где можно испробовать  все виды прибрежного отдыха и  лечения.

2. Недостаточная транспортная доступность  снижает возможность функционирования, роста и развития туристического  курорта.

3. Сезонность предоставляемых услуг  уменьшает поток финансовых ресурсов, необходимых для развития курорта.

4. Отсутствие узнаваемого имиджа  курорта снижает его продвижение  на туристическом рынке и уровень  посещаемости туристами.

5. Низкий уровень квалификации  трудовых ресурсов отрицательно  сказывается на имидже курорта,  что в свою очередь отражается  на качестве предоставляемых  услуг и, соответственно, потоке  туристов.

6. Состояние инфраструктуры размещения  является неотъемлемой составляющей  удовлетворенности посетителя отдыхом  в целом.

ST (Какие сильные стороны  необходимо сохранять для предотвращения  угроз)

 

1. Позиционирование Геленджика  как курорта, предоставляющего  все виды услуг для активного  отдыха. Необходимо активно развивать  услуги, связанные с природой  и экологический туризм, используя имеющиеся разнообразные природные ресурсы, доступные для посещения, в том числе с использованием минеральных источников, расположенных на территории курорта.

2. Создание транспортной инфраструктуры, повышение качества и облагораживание  ключевых транспортных терминалов, которые служат «Воротами курорта».

3. Создание максимально привлекательных  условий для инвесторов. Административное  содействие в реализации инвестиционных  проектов, сокращение сроков прохождения  документов по инвестиционным  проектам.

4. Привлечение туристов из различных  российских регионов за счет  открытия аэропорта.

WT (что необходимо сделать  для предотвращения кризисных  явлений, вызванных проявлением  слабых сторон в условиях действия  соответствующих угроз)

1. Повышение уровня квалификации  трудовых ресурсов для предоставления  высококачественного обслуживания  для все более разборчивых,  имеющих большой туристический  опыт посетителей. 

2. Развитие экономически выгодных  средств размещения высокого  качества, соответствующих основным  темам позиционирования и продвижения  бренда Геленджика, а также потребностям  наиболее прибыльных перспективных  рынков.

3. Для защиты курорта от загрязнения  окружающей среды необходимы  совершенствование и реконструкция  системы обработки сточных вод  и утилизации твердых отходов.

4. Участие Администрации и фирм–резидентов  города-курорта в туристических  выставках, форумах и иных презентационных  мероприятиях для продвижения  бренда Геленджика.

5. Формирование инфраструктуры  земельно-ипотечного кредитования.


 

Несмотря на положительные  результаты, достигнутые в экономике  курорта за последние пять лет, в  комплексном развитии территории муниципального образования имеется ряд проблем. Развитие инфраструктуры территории должно осуществляться пропорционально росту  объема туристских услуг, оказываемых  на данной территории. Муниципальные  инвестиции в основную инфраструктуру, а именно, дороги, пляжи, сети электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, средства утилизации отходов и телекоммуникации стимулируют инвестиции со стороны  частного сектора в развитие туристского  продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 План стратегического развития города-курорта Геленджик.

Необходимо развивать  в будущем: круглогодичные программы; Качество сервиса, международный туризм.

Необходимо провести строительство  новых и реконструкцию старых морских причалов с целью возрождения  морского сообщения: Новороссийск - Геленджик, Сочи - Геленджик, Анапа - Геленджик, «морского  такси» сообщением Тонкий мыс-центр, что  позволит снизить нагрузку на улично-дорожную сеть города.

Железнодорожного сообщения  с городом Геленджик нет. Удаленность  Геленджика делает трудным подведение железной дороги непосредственно к  городу. Поэтому эту проблему транспорта можно решить строительством железнодорожной  ветки с.Кабардинка – г.Абинск в  едином коридоре с автодорогой.

Курорт Геленджик, как  и все побережье в целом, испытывает значительный дефицит в обеспечении  водой. Проблема водоснабжения территории в необходимом объеме может быть решена путем развития водозабора Адерба - Мезыбь и проведения реконструкции  данного объекта.

Существующая мощность очистных сооружений, а также вся действующая  централизованная система канализации  г.Геленджик не обеспечивает в полной мере отвод от потребителей сточных  вод и их очистку. Проект «Реконструкция очистных сооружений канализации г.Геленджика»  включен в федеральную целевую  программу «Юг России». Реализация данного проекта обеспечит очистку  сточных вод в городе Геленджике и близлежащих хуторе Джанхот  и селе Дивноморское. Строительство  комплекса очистных сооружений в  устье реки Су-Аран позволит решить проблемы по основным факторам антропогенного воздействия на морские экосистемы Геленджикской бухты.

Учитывая интенсивное  развитие района Тонкого мыса целесообразно  предусмотреть строительство новых  очистных сооружений в данном районе производительностью 12,5 тыс. куб.м/сутки.

В настоящее время с  учетом возрастающего потока отдыхающих актуален вопрос утилизации твердых  бытовых отходов. Предполагается строительство  производственного корпуса, предназначенного для приема твердых бытовых отходов, ручной сортировки по видам материалов, брикетирования макулатуры, бытового текстиля, полиэтиленовой пленки, полиэтиленовых бутылок, жестебанок, бытового рыхлого  мусора и реализация отсортированных  твердых бытовых отходов на дальнейшую переработку с целью максимального  извлечения ценных ликвидных составляющих.

С учетом увеличения отдыхающих, пребывающих на курорте, не менее  значимым является развитие социальной сферы. Необходимо привлечение дополнительного  обслуживающего персонала, с учетом которого возрастет и количество постоянного населения курорта. В связи с этим необходимо предусмотреть  строительство жилых микрорайонов, объектов дошкольного и школьного  образования, развитие скорой медицинской  помощи, инфекционной службы города, создание новых фельдшерско-акушерских пунктов  в сельских округах.

Основная привлекательность  курорта для массовых отдыхающих – это пляжи. Реализация проектных  предложений позволит дополнительно  создать на береговой полосе пляжную  зону. Планирование развития Геленджикской  группы курортов предполагает устройство волногасящих пляжей на участке от с.Кабардинка до с.Архипо-Осиповка общей  протяженностью 24 км.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хотелось бы отметить, что работа над темой позволила разобраться: в основных понятиях; изучить эволюцию туристской индустрии, связать ее с событиями происходившими и происходящими в мире;узнать о влиянии туризма на экономику и на социокультурные аспекты жизни людей, наиболее важные международные туристические организации, перспективы развития отраслей туристической индустрии;познакомиться с теми специальностями на которых держится туристическая индустрия; выявить мотивы по которым люди путешествуют; проявить возможные перспективы развития туризма в районе, выявить проблемы в которых необходимо разобраться за время обучения.

Туристский бизнес сегодня  становится все более сложным, так  как в нем пересекаются интересы различных государственных и  коммерческих предприятий и служб. В международном туризме активно  участвуют страховые компании, банки. клубы, федерации, торговые фирмы.

Индустрия туризма является важным фактором, способствующим более  интенсивному экономическому развитию тех районов земного шара, которые  удалены от крупных промышленных центров и слабо обеспечены ресурсами  для развития и хозяйственного роста. Во многих странах она стала крупной  самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей лидирующие позиции в  экономике страны.

В последние годы курорт Геленджик экспонируется не только на российских, но и на зарубежных выставках  и форумах. Благодаря этому растет интерес к курорту и у иностранных  туристов, что стимулирует развитие международных авиарейсов из стран  ближнего и дальнего зарубежья (страны СНГ, Германия, Греция). Строящийся в  районе Тонкого мыса города-курорта  международный аэропорт позволит значительно  расширить диапазон предложений  по развитию курорта.

Информация о работе Основные факторы развития туристской индустрии