Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:55, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы: «Анализ особенностей и факторов развития туристской индустрии» обусловлена потребностью изучить историю развития туризма, выявить мотивы по которым люди путешествуют, больше узнать о международных и национальных туристических организациях, разобраться в структуре индустрии гостеприимства, ее функциях и перспективах развития для того, чтобы попытаться определить свою нишу в этой сфере деятельности позволяющую мне в большей степени реализовать себя.
Цель работы рассмотреть основные влияющие на бурное развитие туристского потока во всем мире и конкретно на примере города курорта Геленджик.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ ТУРИСТКОЙ ИНДУСТРИИ, ЭТАПЫ И ФАКТОРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ 6
1.1 Основные понятия туриской индустрии 6
1.2 Этапы развития международного туризма 10
1.3 Факторы развития туристской индустрии__________________________
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ ГОРОДА КУРОРТА ГЕЛЕНДЖИК 26
2.1 Социально-экономическое развитие и его основные проблемы 26
2.2 Анализ инвестиционного развития муниципального образования города Геленджика. 34
2.3 План стратегического развития города-курорта Геленджик__________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Отмеченные организации выпускали первые специализированные журналы: «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант», различную литературу педагогического характера, а также занимались подготовкой руководителей экскурсий. В работе организаций принимали участие многие известные ученые, путешественники, писатели, общественные деятели. Среди них Д. Н. Мамин-Сибиряк. К. А. Тимирязев, Д. Н. Менделеев, И. Л. Павлов, Н. М. Пржевальский, В. И. Вернадский.
Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием различных выставок, музеев, исторических и культурных памятников. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, а в 1873 г. основан Исторический.
Вторая половина XIX в. в России ознаменовалась распространением горного туризма. В 1877 г. в Тифлисе был создан первый в стране английский клуб при Кавказском обществе естествознания. Крымский горный клуб, образовавшийся в 1890 г. в Одессе, открывает свои филиалы в Ялте и Севастополе. В конце XIX - начале XX века развитию туризма уделяют внимание многие научные и любительские общества и организации. Здесь можно отметить Русское географическое общество, Общество любителей естествознания. Петербургское общество народных университетов и т. д.
Распространение пеших походов и велосипедных прогулок, горных восхождений и экскурсий, внимание, которое уделялось со стороны многих учебных заведений, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции использовать туризм и экскурсионную деятельность для просвещения народа - все это сформировало необходимые предпосылки для объединения любителей туризма в специализированные организации. В1895 г. создается Российское общество туристов, в1901 г. - Русское горное общество, Эти две организации, возникшие на рубеже веков, до октября 1917 г. являлись ведущими туристическими организациями в России.
Начало XX в. связано с возникновением
и развитием принципиально
Тем не менее до первой мировой войны большая часть туристов и путешественников пользовалась железнодорожным или морским сообщением.
Морской транспорт тоже совершенствовался. Увеличивалось водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность. В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры «Сириус», «Лузитания», «Мавритания» водоизмещением по 30 тыс. т. и скоростью 26 узлов в час; в 1912 г. - «Титаник» - 52 тыс. т. В 1914 г. «Император» - и «Фатерланд» - 50 тыс. т., которые пересекали океан практически за неделю. Начала совершать регулярные рейсы «Куин Мери», водоизмещение которой равнялось 80 тыс. т., а скорость составляла 30 узлов в час.
Столь быстрое развитие судоходства сопровождалось увеличением числа американских туристов. Динамику этого процесса можно увидеть из следующих данных: в конце Х1Хв. из США ежегодно выезжали примерно 80 тыс. человек, а в 1914 г. 280 тыс.
Первая мировая война 1914-1918 гг. крайне негативно отразилась на развитии международных туристских связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил деятельность. Однако следует отметить, что военные нужды привели к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей начала использоваться авиация.
Окончание первой мировой
войны положило начало новому этапу
в развитии международного туризма.
Прежде всего это связано с
возросшей ролью США на мировой
арене и активизацией американского
капитала в Европе. Приток американцев
в западноевропейские страны в это
время значительно
Довольно быстро объем международного туризма и путешествий достиг предвоенного уровня, а спустя три четыре года превзошел его в большинстве государств. В 1913 г. число американцев, выезжавших за рубеж, насчитывало 286604 человека, в 1923г - 308471, а в 1930 г. их число достигает 477260 человек.
В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказали вовлеченными в сферу туризма.
В 1925 г. в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли участие 14 стран.
С 1926 по 1938 г. число личных автомобилей в Англии возросло с 638 тыс. почти до 2 млн., а число автобусов с 40 до 53.
В 1924 г. в Англии из четырех небольших авиационных компаний образуется «Импириэл эйрвейс», которая спустя два года перевезла 16 тыс. пассажиров, в 1932г. - 48, 2 тыс., в 1935г. - 200 тыс., в 1938 г. - 222тыс.
В целом к концу 30-х
годов различные авиакомпании Европы
и Америки обслуживали
Однако этот период характеризуется рядом факторов, которые довольно негативно повлияли на развитие Международного туризма. Это прежде всего мировой экономический кризис 1929 - 1933 гг. К 1932 г. число иностранных туристов, побывавших в Англии, сократилось до уровня начала 20-х годов.
Другой важной причиной, которая замедлила темпы роста иностранного туризма в 30-е годы, явилось обострение политической обстановки в Европе в связи с приходом к власти в Германии нацистской партии Гитлера и подготовкой Германии к войне.
В связи с этим фактором надо сказать о довольно специфической особенности иностранного туризма как массовой формы общения людей.
Так, во время гражданской войны в Испании в VII Управлении министерства пропаганды нацистской Германии был создан специальный отдел туризма. Его главной задачей являлась отправка в Испанию немецких солдат под видом туристов. Начиная с 1936 г. тысячи таких немецких «путешественников» стали приезжать во все соседние с Германией страны. Большинство государств, получая доходы от туристской индустрии, довольно радушно их принимало. Можно с уверенностью сказать, что вся эта деятельность являлась составной частью плана агрессии гитлеровской Германии в Европе.
Вторая мировая война
резко сократила объем
Только спустя несколько
лет после окончания второй мировой
войны международный туризм в
Европе начал возрождаться. Довоенный
уровень был достигнут в конце
40-х годов. В это период туристские
обмены и путешествия получили широкое
развитие в США и Канаде. Успешно
развивался туризм в Мексике, Панаме,
на Кубе. В 1948 г. были разрешены поездки
зарубежных туристов в Японию. К 1950
г. общее число иностранных
Создание Международного союза официальных туристских организаций (1947).
Необходимость развития через
международные туристские связи
отношений между государствами
в политических и экономических,
социальных и культурных аспектах еще
в 20-х годах нашего столетия выдвинула
на повестку дня вопрос о согласовании
в этом направлении совместных действий
между национальными
К этому времени международный
туризм, постоянно развиваясь и совершенствуясь,
уже сумел практически перейти
от индивидуальных форм к организованным.
Это потребовало формирования более
совершенной организационной
Развитие международного туризма в 1950 -1970 гг.
50-е годы ознаменовались
подъемом международного
Период с 1961 по 1970 сопровождался дальнейшим подъемом туристского бизнеса, о чем наглядно свидетельствует увеличение количества иностранных туристов, число которых в 1971 г. достигло 168, 4 млн. человек.
Что же способствовало в эти годы столь бурной активизации международных туристских отношений? Здесь можно отметить целый ряд факторов. Прежде всего это изменение политической обстановки в мире: начало разрядки в в международных отношениях, некоторое ослабление международной напряженности и конфронтации в «холодной войне».
Этот период также совпал
с подъемом экономики ведущих
капиталистических стран, послевоенной
перестройкой промышленного производств.
Расширился социальный состав туристов,
выезжающих из западных стран. Это стало
реальным благодаря борьбе трудящихся
за экономические и социальные права.
Рабочие и служащие смогли достичь
повышения уровня оплаты труда, увеличения
продолжительности
Важную роль здесь сыграла
научно-техническая революция
ООН и международный туризм.
Рост значения иностранного
туризма во внешнеполитической и
внешнеэкономической
Важным итогом Римской
конференции явилось принятие официального
определения таких понятий как
«временный посетитель», «турист», «экскурсант»,
что необходимо, в частности, для
обеспечения определенной унификации
и анализа статистического
Были затронуты и такие вопросы, как общее направление развитие туризма, формирование для удовлетворения его все возрастающих запросов соответствующей материальной базы, системы подготовки квалифицированных кадров, а также помощь развивающимся странам в создании индустрии туризма.
В соответствии с рекомендациями
Римской конференции в 1968 г. в
Берне Экономический и
Вопросы международного туризма входят также в сферу деятельности конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Так, на III сессии ЮНКТД, которая состоялась в 1972г., была принята резолюция «Развитие туризма», в которой нашел отражение вопрос об общих принципах статистики международного туристского обмена.
Кроме того, следует отметить, что все действующие в рамках ООН региональные экономические комиссии ООН (ЕК ООН), также уделяют большое внимание проблемам, связанным с развитием туризма.
Создание межправительственной Всемирной туристской организации (1975).
В 1969г. согласно резолюции
Генеральной ассамблеи ООН
Юридическое создание ВТО было оформлено путем принятия 28 сентября 1970г. резолюции чрезвычайной сессии генеральной ассамблеи МСОТО об одобрении проекта Устава Всемирной туристской организации, который вступил в силу 2 января 1975 г., после его ратификации 51 государством.
ВТО - международная организация специальной компетенции в соответствии со ст. 1 своего Устава относится к категории организации межправительственного характера.
Главная цель ВТО заключается в поощрении и развитии туризма с тем, чтобы внести вклад в экономическое развитие, международное взаимопонимание, мир, прогресс и всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии. Устав ВТО закрепил цели, задачи, характер, организационную структуру и функции новой организации. Он является открытым и предусматривает три категории участников: действительные члены, ассоциированные члены и присоединившиеся члены.
Статус действительного
члена доступен для всех суверенных
государств. Статус ассоциированного
члена предоставляется всем территориям,
не являющимся ответственными за осуществление
своих внешних сношений. Статус присоединившегося
члена предоставляется
Информация о работе Основные факторы развития туристской индустрии