Основные факторы развития туристской индустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы: «Анализ особенностей и факторов развития туристской индустрии» обусловлена потребностью изучить историю развития туризма, выявить мотивы по которым люди путешествуют, больше узнать о международных и национальных туристических организациях, разобраться в структуре индустрии гостеприимства, ее функциях и перспективах развития для того, чтобы попытаться определить свою нишу в этой сфере деятельности позволяющую мне в большей степени реализовать себя.
Цель работы рассмотреть основные влияющие на бурное развитие туристского потока во всем мире и конкретно на примере города курорта Геленджик.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЯ ТУРИСТКОЙ ИНДУСТРИИ, ЭТАПЫ И ФАКТОРЫ ЕЁ РАЗВИТИЯ 6
1.1 Основные понятия туриской индустрии 6
1.2 Этапы развития международного туризма 10
1.3 Факторы развития туристской индустрии__________________________
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ ГОРОДА КУРОРТА ГЕЛЕНДЖИК 26
2.1 Социально-экономическое развитие и его основные проблемы 26
2.2 Анализ инвестиционного развития муниципального образования города Геленджика. 34
2.3 План стратегического развития города-курорта Геленджик__________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

Файлы: 1 файл

Tekhnika_i_tekhnologia_v_SKSiT_kursovaya_24_12 (3).docx

— 71.05 Кб (Скачать файл)

Отмеченные организации  выпускали первые специализированные журналы: «Экскурсионный вестник», «Школьные  экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант», различную литературу педагогического характера, а также  занимались подготовкой руководителей  экскурсий. В работе организаций  принимали участие многие известные  ученые, путешественники, писатели, общественные деятели. Среди них Д. Н. Мамин-Сибиряк. К. А. Тимирязев, Д. Н. Менделеев, И. Л. Павлов, Н. М. Пржевальский, В. И. Вернадский.

Развитие экскурсионной  деятельности сопровождалось открытием  различных выставок, музеев, исторических и культурных памятников. В 1872 г. в  Москве был открыт Политехнический  музей, а в 1873 г. основан Исторический.

Вторая половина XIX в. в  России ознаменовалась распространением горного туризма. В 1877 г. в Тифлисе  был создан первый в стране английский клуб при Кавказском обществе естествознания. Крымский горный клуб, образовавшийся в 1890 г. в Одессе, открывает свои филиалы  в Ялте и Севастополе. В конце XIX - начале XX века развитию туризма уделяют внимание многие научные и любительские общества и организации. Здесь можно отметить Русское географическое общество, Общество любителей естествознания. Петербургское общество народных университетов и т. д.

Распространение пеших походов  и велосипедных прогулок, горных восхождений  и экскурсий, внимание, которое уделялось  со стороны многих учебных заведений, научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции  использовать туризм и экскурсионную  деятельность для просвещения народа - все это сформировало необходимые предпосылки для объединения любителей туризма в специализированные организации. В1895 г. создается Российское общество туристов, в1901 г. - Русское горное общество, Эти две организации, возникшие на рубеже веков, до октября 1917 г. являлись ведущими туристическими организациями в России.

Начало XX в. связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. Число автомобилей с каждым годом увеличивалось. Так в Англии было всего 8465 автомашин, а в 1914 г. их число достигло 132 315. Количество автобусов также возросло. Они постоянно совершенствовались.

Тем не менее до первой мировой  войны большая часть туристов и путешественников пользовалась железнодорожным  или морским сообщением.

Морской транспорт тоже совершенствовался. Увеличивалось водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность. В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры «Сириус», «Лузитания», «Мавритания» водоизмещением по 30 тыс. т. и скоростью 26 узлов в час; в 1912 г. - «Титаник» - 52 тыс. т. В 1914 г. «Император» - и «Фатерланд» - 50 тыс. т., которые пересекали океан практически за неделю. Начала совершать регулярные рейсы «Куин Мери», водоизмещение которой равнялось 80 тыс. т., а скорость составляла 30 узлов в час.

Столь быстрое развитие судоходства  сопровождалось увеличением числа  американских туристов. Динамику этого  процесса можно увидеть из следующих  данных: в конце Х1Хв. из США ежегодно выезжали примерно 80 тыс. человек, а  в 1914 г. 280 тыс.

Первая мировая война 1914-1918 гг. крайне негативно отразилась на развитии международных туристских связей. Можно с уверенностью сказать, что в этот период туризм приостановил деятельность. Однако следует отметить, что военные нужды привели  к усовершенствованию как железнодорожного, так и автомобильного транспорта, кроме того, для перевозок людей  начала использоваться авиация.

Окончание первой мировой  войны положило начало новому этапу  в развитии международного туризма. Прежде всего это связано с  возросшей ролью США на мировой  арене и активизацией американского  капитала в Европе. Приток американцев  в западноевропейские страны в это  время значительно увеличивается  и превосходит число английских туристов.

Довольно быстро объем  международного туризма и путешествий  достиг предвоенного уровня, а спустя три четыре года превзошел его  в большинстве государств. В 1913 г. число американцев, выезжавших за рубеж, насчитывало 286604 человека, в 1923г - 308471, а в 1930 г. их число достигает 477260 человек.

В 20-е годы значительно  расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны  большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после  ее окончания практически все  государства Европы оказали вовлеченными в сферу туризма.

В 1925 г. в Гааге состоялся  первый конгресс Международного союза  официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли участие 14 стран.

С 1926 по 1938 г. число личных автомобилей в Англии возросло с 638 тыс. почти до 2 млн., а число  автобусов с 40 до 53.

В 1924 г. в Англии из четырех  небольших авиационных компаний образуется «Импириэл эйрвейс», которая спустя два года перевезла 16 тыс. пассажиров, в 1932г. - 48, 2 тыс., в 1935г. - 200 тыс., в 1938 г. - 222тыс.

В целом к концу 30-х  годов различные авиакомпании Европы и Америки обслуживали авиалинии  общей протяженностью примерно 350 тыс. миль, а количество пассажиров достигало  почти 23 млн,

Однако этот период характеризуется  рядом факторов, которые довольно негативно повлияли на развитие Международного туризма. Это прежде всего мировой  экономический кризис 1929 - 1933 гг. К 1932 г. число иностранных туристов, побывавших в Англии, сократилось до уровня начала 20-х годов.

Другой важной причиной, которая замедлила темпы роста  иностранного туризма в 30-е годы, явилось обострение политической обстановки в Европе в связи с приходом к власти в Германии нацистской партии Гитлера и подготовкой Германии к войне.

В связи с этим фактором надо сказать о довольно специфической  особенности иностранного туризма  как массовой формы общения людей.

Так, во время гражданской  войны в Испании в VII Управлении министерства пропаганды нацистской Германии был создан специальный отдел  туризма. Его главной задачей  являлась отправка в Испанию немецких солдат под видом туристов. Начиная с 1936 г. тысячи таких немецких «путешественников» стали приезжать во все соседние с Германией страны. Большинство государств, получая доходы от туристской индустрии, довольно радушно их принимало. Можно с уверенностью сказать, что вся эта деятельность являлась составной частью плана агрессии гитлеровской Германии в Европе.

Вторая мировая война  резко сократила объем международного туризма. В первые послевоенные годы остро ощущался дефицит денежных средств, топливно-энергетических ресурсов. продовольствия, квалифицированных  кадров.

Только спустя несколько  лет после окончания второй мировой  войны международный туризм в  Европе начал возрождаться. Довоенный  уровень был достигнут в конце 40-х годов. В это период туристские обмены и путешествия получили широкое  развитие в США и Канаде. Успешно  развивался туризм в Мексике, Панаме, на Кубе. В 1948 г. были разрешены поездки  зарубежных туристов в Японию. К 1950 г. общее число иностранных туристов, зарегистрированное во всем мире, начало превышать довоенный уровень  и достиг 25 млн. человек.

Создание Международного союза официальных туристских организаций (1947).

Необходимость развития через  международные туристские связи  отношений между государствами  в политических и экономических, социальных и культурных аспектах еще  в 20-х годах нашего столетия выдвинула  на повестку дня вопрос о согласовании в этом направлении совместных действий между национальными туристскими  и транспортными организациями  различных стран. Так, в 1925 г. был  создан Международный конгресс официальных  ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), в 1927 г. -Международный конгресс официальных туристских организаций (МКТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСОПТ).

К этому времени международный  туризм, постоянно развиваясь и совершенствуясь, уже сумел практически перейти  от индивидуальных форм к организованным. Это потребовало формирования более  совершенной организационной структуры  по руководству мировым туризмом. В результате в 1947 г. все три организации  были реформированы, а на их базе в  Париже учрежден Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО). Это была международная специализированная организация. Ее действительными членами  являлись как правительственные  так и неправительственные, но признанные их правительствами в качестве официальных  национальных туристских организаций 116 государств.

Развитие международного туризма в 1950 -1970 гг.

50-е годы ознаменовались  подъемом международного туризма.  К 1960 г. число туристов, выезжающих  за границу, достигло 71 млн. человек,  т. е. выросло почти в три  раза.

Период с 1961 по 1970 сопровождался  дальнейшим подъемом туристского бизнеса, о чем наглядно свидетельствует  увеличение количества иностранных  туристов, число которых в 1971 г. достигло 168, 4 млн. человек.

Что же способствовало в  эти годы столь бурной активизации  международных туристских отношений? Здесь можно отметить целый ряд  факторов. Прежде всего это изменение  политической обстановки в мире: начало разрядки в в международных отношениях, некоторое ослабление международной напряженности и конфронтации в «холодной войне».

Этот период также совпал с подъемом экономики ведущих  капиталистических стран, послевоенной перестройкой промышленного производств. Расширился социальный состав туристов, выезжающих из западных стран. Это стало  реальным благодаря борьбе трудящихся за экономические и социальные права. Рабочие и служащие смогли достичь  повышения уровня оплаты труда, увеличения продолжительности оплачиваемого  отпуска, предоставления различных  социальных гарантий. Таким образом, на смену туризму богатых одиночек (представителей имущих слоев населения) приходит туризм, в который все вовлекаются средние слои населения (служащие, молодежь, представители интеллигенции).

Важную роль здесь сыграла  научно-техническая революция в  области авиационного транспорта, что  способствовало снижению стоимости  перевозок. Если в середине 50-х годов  стоимость перелета превышала 1 тыс. $, то уже в начале 60-х авиатарифы, особенно для перевозок туристов, снизились в три - четыре раза.

ООН и международный туризм.

Рост значения иностранного туризма во внешнеполитической и  внешнеэкономической деятельности многих государств привел к тому, что  «Организация Объединенных Наций» и  ее специализированные органы начали больше внимания уделять этой быстро развивающейся сфере международного сотрудничества. Так, в 1963 г. в Риме была проведена 1 Конференция ООН по туризму  и путешествиям. На ней был рассмотрен широкий спектр проблем, касающихся туризма, и выработаны рекомендации, способствующие ускоренному развитию этой формы общения людей.

Важным итогом Римской  конференции явилось принятие официального определения таких понятий как  «временный посетитель», «турист», «экскурсант», что необходимо, в частности, для  обеспечения определенной унификации и анализа статистического учета  туризма. Внимание в работе конференции  было уделено и вопросам, которые  связаны с упрощением пограничных  и таможенных формальностей, процедур.

Были затронуты и такие  вопросы, как общее направление  развитие туризма, формирование для  удовлетворения его все возрастающих запросов соответствующей материальной базы, системы подготовки квалифицированных  кадров, а также помощь развивающимся  странам в создании индустрии  туризма.

В соответствии с рекомендациями Римской конференции в 1968 г. в  Берне Экономический и социальный Совет ООН (ЭКОСОС) провел специальный  межрегиональный семинар ООН по проблемам туризма в развивающихся странах.

Вопросы международного туризма  входят также в сферу деятельности конференции ООН по торговле и  развитию (ЮНКТАД). Так, на III сессии ЮНКТД, которая состоялась в 1972г., была принята  резолюция «Развитие туризма», в  которой нашел отражение вопрос об общих принципах статистики международного туристского обмена.

Кроме того, следует отметить, что все действующие в рамках ООН региональные экономические  комиссии ООН (ЕК ООН), также уделяют  большое внимание проблемам, связанным  с развитием туризма.

Создание межправительственной Всемирной туристской организации (1975).

В 1969г. согласно резолюции  Генеральной ассамблеи ООН неправительственная  организация МСОТО была реорганизована в межправительственную Всемирную  туристскую организацию (ВТО). Этот факт явился свидетельством всеобщего признания  не только экономического, но и политического  значения международного туризма.

Юридическое создание ВТО  было оформлено путем принятия 28 сентября 1970г. резолюции чрезвычайной сессии генеральной ассамблеи МСОТО  об одобрении проекта Устава Всемирной  туристской организации, который вступил  в силу 2 января 1975 г., после его  ратификации 51 государством.

ВТО - международная организация специальной компетенции в соответствии со ст. 1 своего Устава относится к категории организации межправительственного характера.

Главная цель ВТО заключается  в поощрении и развитии туризма  с тем, чтобы внести вклад в  экономическое развитие, международное  взаимопонимание, мир, прогресс и всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех без  различия расы, пола, языка и религии. Устав ВТО закрепил цели, задачи, характер, организационную структуру  и функции новой организации. Он является открытым и предусматривает три категории участников: действительные члены, ассоциированные члены и присоединившиеся члены.

Статус действительного  члена доступен для всех суверенных государств. Статус ассоциированного члена предоставляется всем территориям, не являющимся ответственными за осуществление  своих внешних сношений. Статус присоединившегося  члена предоставляется международным  организациям как межправительственным, так и неправительственным, имеющим  специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациями  ассоциациям, деятельность которых  находится в связи с целями, предусмотренными ВТО. Устав ВТО  устанавливает, что ее руководящими органами являются Генеральная ассамблея, Исполнительный совет и Секретариат.

Информация о работе Основные факторы развития туристской индустрии