Перспективы развития и международные связи Республики Казахстан в области туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 11:54, курсовая работа

Описание работы

Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, и дает доход в казну. Помимо значительной статьи дохода туризм является еще и один из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества.
Туризм – не только крупнейший, но и один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................4
1 Туристско-рекреационный потенциал Республики Казахстан………….6
1.1 Теоретические основы туристско-рекреационного потенциала.......................6
1.2 Природно-рекреационный потенциал Республики Казахстан........................10
1.3 Анализ современного состояния туристкой отрасли в Республике
Казахстан..............................................................................................................25
2 Анализ и оценка экономической деятельности туристской
деятельности на примере турфирмы ТОО «Планета и мы» ..................33
2.1 Характеристика предприятий ТОО «Планета и мы».......................................33
2.2 Разработка рекламного тура «Шелковый путь»...............................................36
2.3 Технологическая карта рекламного тура «Шелковый путь» и
калькуляция себестоимости................................................................................41
3 Перспективы развития и международные связи Республики Казахстан в
области туризма..................................................................................................48
3.1 Проблемы развития туристской отрасли страны.............................................48
3.2 Международные отношения Республики Казахстан в сфере туризма...........58
3.3 Повышение туристской привлекательности регионов Казахстана................67
Заключение...............................................................................................................70
Список использованной литературы..................................................................

Файлы: 1 файл

Диплом по туризму.doc

— 1.28 Мб (Скачать файл)

 Озеро Балхаш. Существует легенда, что у богатого бая Балкаша была красавица дочь Или. Бай объявил праздник – той и победителю обещал в жены дочь. Красавица Или и бедный пастух Каратал любили друг друга. Или помогла Караталу выиграть состязание женихов. Но Балкаш не хотел отдать дочь бедняку. Тогда Каратал и Или бежали. Разгневанный отец не мог догнать беглецов. И тогда он превращает их в реки, а сам бросается к ним на перед и превращается в озеро, поглощая непослушную дочь. И озеро имеет цвет седой голубизны. Озеро Балхаш - крупнейший бессточный водоем после Каспийского и Аральского морей. Длина озера – 614 км, ширина - от 3,5 до 44км, максимальная глубина достигает 26м. Феномен Балхаша заключается в разной минерализации его западной и восточной частей соединенных узким проливом. Западный бассейн, получающий воду из ранее многоводной реки Или - пресный, восточный - солоноватый. Природа Балхаша удивительна и полна контрастов. Водоемы Или - Балхашского бассейна являются одним из наиболее значимых с точки зрения биоразнообразия и воспроизводства ценных видов рыб, а также по возможностям промысла рыбы. В состав ихтиофауны входят сазан, белый амур, шип, усач, форель, маринка, жерех, лещ, сом и другие. В озере ежегодно добывают 8-10 тысяч тонн рыбы. Балхашская маринка и балхашский окунь занесены в Международную Красную Книгу. Только здесь сохранились вымершие в Арале шип и аральский усач.

 Горный массив Бектауата. На высоту более тысячи метров взметнулся розовый пик Бектауата- оазис Северного Прибалхашья. В ясную погоду его можно видеть за сотню километров, поэтому его не зря называют маяком Прибалхашья. Горный массив Бектауата невелик по площади (4000га), но он вместил в себя необыкновенное многообразие причудливых скал, тернистых ущелий. В пещеру далеко проникает дневной свет, и поэтому спелеологи называют такие пещеры "гротами" или "хрустальными погребами". Это редкий по красоте портал, и вход в пещеру расположен на площадке среди отвесных утесов. На редкость для здешних пустынных мест много в Бектауата различных растений. В недрах горных пещер встречаются дымчатый горный хрусталь морион, редкий минерал пьезокварц. Процессы выветривания тысячелетиями разрушали граниты, и там, где они поддавались, приняли самые фантастические формы. Они так и называются - "Гриб", "Сундук", "Черепаха", "Трехзубка". Один из массивов назван "Сарыкульджа" - желтый архар.

Древние памятники и курганы. Многие из них еще сохранились и, быть может, скрывают тайны жизни, шумевшей в этих краях. В Сарыарке под государственную охрану принято 88 археологических памятников, расположенных в различных районах области. Среди них - курган Актасты, стоянка Дермен, пещера Айдагарлы и курган Клыш), группа курганов у зимовки Карасу и в ущелье Кен Дара, стоянка Донгал и другие. Интереснейшим образцом культовой архитектуры XVIII века в области является мазар Ак-Бекет. Мазар представляет собой круглое сооружение в виде юрты. Самобытной красотой веет и от мазаров Шон (XVIII век), Клыш и Ахметжан (XIX век). Любопытно, что для их изготовления применяли около 80 различных форм кирпичей, многообразных цветов и оттенков. Для их производства использовали только высококачественную глину и родниковую воду, которую возили на лошадях в "торсуках" (сосудах из кожи) [9, 16].

 

 

1.3 Анализ современного состояния туристкой отрасли в Республике  Казахстан

В последнее время наблюдается увеличение интереса иностранных туристов к туристским достопримечательностям Республики Казахстан. Обусловлено это явление, прежде всего, географическим положением республики, большим потенциалом в области организации туристически привлекательных маршрутов и т.д. Туристическая привлекательность Казахстана объясняется наличием уникальных природных зон и заповедников, историко-культурных достопримечательностей мирового уровня.

Грамотное использование этих ресурсов способствует развитию в республике практически всех видов туризма.

Благоприятные тенденции в отечественной  экономике, а также государственная поддержка отрасли, связанная с реализацией программы кластерного развития, позволяют предположить, что тенденция роста общего количества туристов сохранится.

Экономическое влияние туризма  на экономику страны проявляется  через показатели денежных потоков, направленных из страны и в страну, которые генерируются туристским экспортом и импортом. Большая часть доходов от экспорта туристских услуг поступает от прибывающих иностранных туристов, а также от продажи билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания. Туристский импорт страны составляют деньги, потраченные ее гражданами во время зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в странах пребывания, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма. Разница между доходом страны от экспорта туристских услуг и стоимостью импорта туристских услуг представляет туристский платежный баланс, который может быть отрицательным (дефицит) и положительным.

В мировой практике туризм классифицируется в основном на: въездной, выездной и внутренний, причем въездной туризм считается основным генератором поступлений иностранной валюты, поэтому необходимо изучить видовую структуру туризма в Казахстане.

Структура туристкой отрасли Республики Казахстан аналогична мировой и включает в себя 3 составляющих:

1. выездной;

2. внутренний;

3. въездной;

Для оценки уровня развития туристской отрасли проанализируем количественные показатели этих составляющих.

На первоначальном этапе (2011 год) развития туристкой отрасли, увеличение объема предоставляемых услуг было достигнуто, в основном, за счет выездного туризма. Понятие «выездной туризм» включает в себя огромное количество подвидов тематических посещений других государств, будь то созерцание Эйфелевой башни или египетских пирамид, катание на лодках по Темзе или Меконгу, лечение в Карловых Варах или Ессентуках и т.п.

В 2011 году объем выездного туризма в Казахстане составил 94,6 тыс. человек, а в 2012 году – 121 тыс. человек. Основную массу продаж в сегменте выездного туризма составляет так называемый туризм с целью досуга, рекреации и отдыха (44,7%). Остальные цели выезда являются коммерческими – шоп-туры (29%), деловыми и профессиональными (18,7%).

Так с целью отдыха на приморских курортах дальнего зарубежья  наибольший спрос наблюдается на туристские продукты таких стран, как:

Турция – 63,1 тыс. человек (30% от общего количества выезжающих);

Китай – 48,6 тыс. человек (23,1% от общего количества выезжающих);

Объединенные Арабские Эмираты  – 23,8 тыс.человек (11,3% от общего количества выезжающих).

Коммерческие шоп-туры в основном организуются в Китай, Объединенные Арабские Эмираты и Грецию, что  объясняется низким уровнем цен  на товары, пользующиеся спросом в  Казахстане.

Положительную динамику выездного  туризма можно объяснить выросшим уровнем обеспеченности населения Казахстана.

Следующим видом, указывающим, на уровень  развития туристской отрасли республики является въездной туризм.

В соответствии с официальными статистическими  данными, более 50% въездного турпотока в 2011 году, составили туристы из Германии. Среди стран СНГ наибольшую долю составляют туристы из России – 67,5% [15].

В 2012 году, по данным Агентства Республики Казахстан по статистике туристическими организациями было обслужено 171427 туристов и экскурсантов (причем, въездного туризма – 74728 и внутреннего – 66928 человека). По данным пограничной службы Комитета Национальной Безопасности Республики Казахстан за этот период, количество нерезидентов въехавших в республику составило 3679859 человек, что, по сравнению с предыдущим годом, на 26,8% больше.  Количество выехавших резидентов составило 2292946 человек, по отношению с аналогичным периодом 2011 год, данный поток туристов уменьшился на 780 человек.

Въездной туризм по итогам 2012 года увеличился на 2% и составил 4 млн. 365 тыс. человек, или 41% от общего потока посетителей. Количество участников внутреннего туризма также увеличилось на 5,3%. Количество выехавших туристов уменьшилось на 7,3% и составило 3004,0 тысяч человек (28,2%).

По сравнению с 2010 годом в 2011 году в Казахстане наблюдалась позитивная тенденция развития внутреннего и въездного туризма, хотя в целом туристический поток уменьшился с 11 млн.человек до 10,6 млн.человек.

Основная масса казахстанских  выезжающих покидают страну ради отдыха. Причем большинство едут провести отпуск и набраться сил в странах дальнего зарубежья, и только небольшая часть отправляется в страны СНГ. Зато иностранные граждане посещают Казахстан, как показывают статистические данные, в основном в рабочих поездках, то есть у нас активно развивается деловой туризм.

В 2012 году на различные конференции и другие международные события в страну прибыло более 23,3 тысячи человек. Однако с целью отдыха республику посетило около 30% иностранцев. Особый интерес сейчас пробуждается к экологическому туризму.

Въездной турпоток, практически  на 90% представлен деловым туризмом. Таким образом, летом, в сезон  отпусков, вероятно, произойдет снижение числа въезжающих в страну.

Популярный сейчас в мире экологический  и экстремальный туризм (высокогорные туры, пользующиеся спросом у иностранных туристов, предлагает, например, компания «Хан-Тенгри») занимает лишь небольшой процент в структуре въездного туризма. Поэтому, несмотря на некоторое оживление на этом направлении, на объемах рынка такие туры существенно не скажутся.

Внутренний туристский рынок в  большинстве развитых в туристском плане странах приносит от 30 до 50% общего дохода от туризма. В этом отношении  Казахстан имеет хорошие перспективы. Из-за отсутствия должного внимания развитию этого вида туризма, бюджет государства недополучает огромную сумму, продолжает разрушаться инфраструктура, наносится серьезный ущерб экологическому состоянию природных, культурных и исторических памятников.

Несмотря на то, что у казахстанских туристов в отличие от иностранных уровень претензий ниже, недостаточно развитая индустрия отдыха отрицательно сказывается и на развитии внутреннего туризма.

Большинство граждан, совершающих  поездки внутри страны, проделывают  их либо с деловой целью, либо для посещения родственников и знакомых. При возможности выбора места отдыха большинство казахстанцев предпочтут провести свой отпуск за пределами Казахстана. Сегодня внутренний туризм в основном является стихийным, неорганизованным. Исключение составляет деятельность немногих курортов, санаториев и туристских баз.

Очевидно, что проблемы, отрицательно влияющие на развитие внутреннего туризма, те же, что и проблемы въездного  туризма. Можно ли говорить о развитии въездного туризма, если даже граждане Казахстана не знают мест, где можно полноценно отдохнуть. Если и знают, то из-за полного отсутствия сервиса не хотят проводить отпуск в стране. И даже заметная разница в цене по Казахстану и за границей не влияет на принятие положительного решения в пользу казахстанского отдыха.

Наряду с этим анализ данных Агентства  Республики Казахстан по статистике с 2007 года по 2012 год указывает на расширение географии въездного туризма: 160 стран в 2007 году, 185 страна в 2012 году [9, 16].

Таким образом, если сопоставить показатели туристской индустрии за 2011-й и предыдущие годы, то налицо положительная динамика. Туристическая отрасль развивается, и цифры тому свидетельство: в 2011−м, по данным Казахстанской туристской ассоциации (КТА), доходы компаний туриндустрии составили 30,5 млрд. тенге, а в 2012−м – уже 44,72 млрд.тенге (увеличился на 44,3%), налоговые поступления – 6,5 и 7 млрд. тенге соответственно.

Количество действующих туристских фирм увеличилось на 9%, сейчас их в Казахстане чуть более тысячи – 1050. На 17,6% возросло количество гостиниц и других мест размещения туристов.

По данным Казахстанской туристской ассоциации (КТА), в 2011 году Казахстан посетили 5,2 млн. туристов, тогда как в 2012 году этот показатель составлял 4,3 млн. Причем наиболее распространенным видом въездного туризма является деловой туризм, на него приходится 82–84% от общего турпотока, остальные 16–18% – на экологический и спортивный. Хотя имеющийся у страны потенциал позволяет сделать ставку на развитие именно этих направлений.

В целях развития внутреннего и  въездного туризма в соответствии с Концепцией развития туризма в Республике Казахстан от 6 марта 2001, проведена работа по развитию индустрии туризма и паломничества на местном, региональном и международном уровнях во всем многообразии его видов (познавательный, деловой, спортивный, оздоровительный, экзотический т.д.). Отечественными туроператорами разработано 78 маршрутов по организации экологических туров, 126-оздоровительных, 61-по организации охоты и рыбалки, 18-конных, 46-приключенческих туров, 56-по программе Шелкового пути, по поломнечиским-17, культурно-позновательных-56, 315-по маршрутом выходного дня [15].

Таким образом, о поступательном и  устойчивом развитии казахстанского туризма  свидетельствуют темпы роста  объемов въездного и внутреннего  туризма. Наибольшее развитие внутреннего туризма отмечается в городах Астане, Алматы, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Алматинской и Акмолинской областях.

В Алматинской, Карагандинской, Северо-Казахстанской  и Западно-Казахстанской областях наиболее развит выездной туризм.

В Республике развиты практически  все существующие виды туризма: культурно-познавательный, развлекательный, экологический, экстремальный, оздоровительный, социальный, детский, спортивный, деловой, космический туризм.

Среди экстремальных видов туризма наибольшей популярностью среди туристов пользуются национальные виды охоты, такие, как охота с беркутом и ловчими соколами, с казахскими борзыми - тазы.

Геополитическое положение и природно-сырьевые ресурсы позволяют рассчитывать на увеличение количества туристов, приезжающих в Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных мероприятиях. Это, прежде всего, города Алматы, Астана, Атырау. Геополитическое положение и природно-сырьевые ресурсы позволяют рассчитывать на увеличение количества бизнес-туристов, приезжающих в Казахстан по вопросам бизнеса и участия в международных конвенциях. Инфраструктура вышеуказанных центров в основном соответствует международным стандартам. Город Алматы является стратегическими (воздушными, автомобильными, железно-дорожными) воротами для республики и основная миграция происходит именно через этот город. Помимо удобных для проведения различных форумов зданий и гостиниц город имеет все необходимое для отдыха и развлечений, кроме того на территории близлежащей городу в радиусе 500 км расположены замечательные рекреационные зоны. Город Астана становится такой же стратегической зоной. Всевозрастающий интерес к городу, как к молодой столице нашего государства, имеющей современный облик и инфраструктуру, послужит стремительному развитию в городе международного и внутреннего туризма.

Информация о работе Перспективы развития и международные связи Республики Казахстан в области туризма