Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 11:54, курсовая работа
Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа, и дает доход в казну. Помимо значительной статьи дохода туризм является еще и один из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества.
Туризм – не только крупнейший, но и один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.
Введение......................................................................................................................4
1 Туристско-рекреационный потенциал Республики Казахстан………….6
1.1 Теоретические основы туристско-рекреационного потенциала.......................6
1.2 Природно-рекреационный потенциал Республики Казахстан........................10
1.3 Анализ современного состояния туристкой отрасли в Республике
Казахстан..............................................................................................................25
2 Анализ и оценка экономической деятельности туристской
деятельности на примере турфирмы ТОО «Планета и мы» ..................33
2.1 Характеристика предприятий ТОО «Планета и мы».......................................33
2.2 Разработка рекламного тура «Шелковый путь»...............................................36
2.3 Технологическая карта рекламного тура «Шелковый путь» и
калькуляция себестоимости................................................................................41
3 Перспективы развития и международные связи Республики Казахстан в
области туризма..................................................................................................48
3.1 Проблемы развития туристской отрасли страны.............................................48
3.2 Международные отношения Республики Казахстан в сфере туризма...........58
3.3 Повышение туристской привлекательности регионов Казахстана................67
Заключение...............................................................................................................70
Список использованной литературы..................................................................
3 Перспективы развития и международные связи Республики Казахстан в области туризма
3.1 Проблемы развития туристской отрасли страны
Основными поставщиками туристских услуг являются туристские организации, которые представлены туристскими организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на право осуществления туристской деятельности. В таблице 1 представлены данные о количестве туристских фирм Казахстана в разрезе областей и крупных городов за период 2010-2012 годы.
Таблица 1.
Количество туристских фирм Казахстана, единиц
2010 |
2011 |
2012г | |
Республика Казахстан |
1252 |
1 567 |
1 720 |
Акмолинская |
22 |
31 |
31 |
Актюбинская |
27 |
29 |
32 |
Алматинская |
37 |
95 |
49 |
Атырауская |
21 |
24 |
25 |
Западно-Казахстанская |
13 |
12 |
11 |
Жамбылская |
19 |
24 |
27 |
Карагандинская |
81 |
85 |
113 |
Костанайская |
27 |
35 |
42 |
Кызылординская |
4 |
8 |
7 |
Мангистауская |
30 |
33 |
54 |
Южно-Казахстанская |
27 |
45 |
81 |
Павлодарская |
59 |
58 |
60 |
Северо-Казахстанская |
21 |
18 |
19 |
Восточно-Казахстанская |
42 |
51 |
63 |
г.Астана |
158 |
187 |
225 |
г.Алматы |
664 |
832 |
881 |
Примечание-данные Агентства по статистике Республики Казахстан |
Из данных приведенных в таблице 1, следует, что в 2010 году в Казахстане было официально зарегистрировано 1252 туристических фирм и организаций, большинство из которых (664) действуют в Алматы.
В 2011 году в стране функционировали около 1567 туристских компаний, которые сотрудничали с 80 странами мира. И лишь около 20% из них оказывали услуги по привлечению туристов в страну и по внутреннему туризму. Остальные компании работали исключительно в сфере выездного туризма. Чтобы изменить ситуацию, государство создало благоприятные условия для развития въездного и внутреннего туризма. В частности, туроператоры, занимающиеся этими направлениями, освобождены от уплаты НДС.
В 2012 году основными поставщиками туристских услуг являлись 1720 туристских организаций. Наибольшее количество действующих туристских фирм и предприятий гостиничного хозяйства находилось в г.Алматы (881), Карагандинской (113), Алматинской (930) областях и г.Астане (225).
В 2012 году в Казахстане работали уже около 1720 туристских организаций, имеющих зарубежных партнеров в более чем 80 странах мира.
По состоянию на 01.01.2012 года на рынке туристских услуг Казахстана работает около 6 тыс. человек, 1,5 тыс. профессиональных гидов и экскурсоводов. 98,3% всех организаций туристского рынка представлены малыми предприятиями (численность работающих в них до 50 человек). Средние предприятия с численностью персонала до 250 человек составляют 1,3%, а крупные – 0,4%. Большинство туристских организаций составляют малые и средние предприятия, которые во многих странах мира являются эффективным генератором экономического роста, основанного на инновациях. Наряду с вышеуказанными на национальном туристском рынке осуществляют деятельность 37 туристских организаций с иностранным участием.
Основу туристических компаний
составляют малые предприятия с
численностью до 50 человек (93%), 6% – средние
организации (от 51 до 250 человек). Крупных
туристических организаций
Туристические фирмы, функционирующие на территории Казахстана, характеризуются тем, что предоставляют довольно широкий спектр услуг. Основными туристическими услугами, которые предоставляют данные компании, являются:
- резервирование и продажа авиабилетов;
- резервирование гостиниц и транспорта;
- размещение и встреча туристов;
- оказание услуг по оформлению загранпаспортов, виз, страховых полисов;
- услуги гида-переводчика;
- организация туров и поездок
- предоставление транспортного и экскурсионного обслуживания с помощью своих ресурсов, а также с помощью зарубежных партнеров.
- оказание прочих услуг.
Из перечисленного выше понятно, что турфирма формирует туристический пакет из услуг предприятий различных отраслей. Предприятия участвующие в формировании турпакета, образуют инфраструктуру туризма.
Отличительной чертой казахстанского туристского продукта является сезонность его характера, что требует принятия определенных мер и развития альтернативных видов туризма в несезон. Инфраструктура, соответствующая вышеуказанным сегментам, имеет определенные требования. Это должны быть простые, относительно недорогие некрупные (в пределах 25-100 мест) объекты размещения (стационарные и временные), расположенные на туристских маршрутах в экологически чистых местах, рассчитанные на пребывание клиентов на одном месте в течение 2-3 дней.
Инфраструктура туризма в
Таким образом, основополагающими элементами инфраструктуры являются:
- транспортная индустрия (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный транспорт);
- гостиничная индустрия
(гостиницы,
- индустрия питания (рестораны,
кафе, бары, столовые и другие
предприятия по поставке готово
- индустрия развлечений (парки, театры, цирки, музеи и др.).
Примечание-данные Агентства по статистике Республики Казахстан
Рисунок 9. Распределение объектов размещения по категориям
Каждый элемент инфраструктуры туристической отрасли Казахстана имеет свои специфические особенности. Так, например, в связи с географическим положением, в Казахстане наиболее развитым является автомобильный транспорт. Менее развитыми являются - водный и железнодорожный транспорт, хотя, наибольшее количество туристов прибывают в Казахстан железнодорожным транспортом.
Очевидно, что отрасль туризма предполагает параллельное развитие всех элементов и взаимных связей социально-экономического комплекса. При таком условии достигается максимальная эффективность [22].
Кроме того, наряду с основными сегментами функционируют дополнительные, предоставляющие сопутствующие услуги, такие как, банковские и финансовые, информационные, услуги страхования и услуги связи и др.
Туристские перевозки являются одним из важнейших элементов туристской индустрии. Перевозки туристов в Республике Казахстан осуществляются воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом.
Подавляющее число туристских компаний Казахстана предоставляют услуги как по отправке граждан Республики Казахстан, так и на прием иностранных граждан из ближнего и дальнего зарубежья и по внутреннему туризму. Сегодня Казахстан имеет авиасообщение со всеми странами мира. Международные полеты наряду с отечественными авиакомпаниями осуществляют ведущие международные авиаперевозчики.
Важнейшей составляющей турпродукта является транспорт. Ведущая роль в транспортном обслуживании потребностей Республики, стабильно принадлежит железнодорожному, воздушному, автомобильному транспорту, обеспечивающему основной объем перевозок грузов и пассажиров как внутри республиканском, так и в межгосударственном сообщении. В последние годы реальные перспективы развития в транспортном комплексе Республике получил морской транспорт, обеспечивающий Казахстану альтернативные возможности выхода на мировой рынок. Основной объем транзитных перевозок на территории Республики Казахстан осуществляется иностранными автомобилями, в том числе 20% транзитных грузопотоков автомобилями из третьих стран.
Транзитные воздушные маршруты Казахстана являются выгодными для иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты между Европой и Юго-Восточной Азией, так как позволяют значительно сократит, протяженность маршрутов. Имеющийся спрос на использование воздушного транспорта Казахстана требует совершенствования технических средств.
В водном транспорте, основной транзитный
грузопоток идет через порт Актау. Железные
дороги в Республики Казахстан, в
силу своей обширной территории и
экспортно-сырьевой направленности большинства
крупных предприятий имеют
Железнодорожная сеть наиболее развита в северной части Казахстана, где проходят магистрали бывшей общесоюзной системы Восток-Запад. На остальной территории Республики, сеть не достаточна развита и сформирована, на это выделено с бюджетного фонда. Транспортная сеть позволяет связать функционирующие на определенной территории объекты экономики, транспорт, внедренный в транспортную сеть, определяет доступность использования туристских зон. Таким образом, транспорт способствует развитию туризма в регионах, но в то же время на долю транспорта приходится до 70% химического и до 90% шумового загрязнения среды, что несомненно наносит вред экологии [21].
Улучшение ситуации с остальными видами транспорта свидетельствует о повышении интереса казахстанского гражданина к отрасли туризма. Самый большой процент прироста показателей показан на направлении железнодорожных путей. Это свидетельствует об укреплении Национального перевозчика «Казахстан Темир Жолы» на рынке оказания транспортных туристских перевозок.
На втором месте автомобильный транспорт, что обусловлено увеличением частных извозчиков в лице малых предприятий осуществляющих транспортные туры в основном на территории стран СНГ и отчасти в странах Европы.
В качестве средства доставки туристов в Казахстан главную роль играет авиасообщение. Поэтому чрезвычайно важным вопросом является развитие и усиление позиций на рынке национального авиаперевозчика. Необходима нейтрализация эффекта падения конкурентоспособности национальных авиалиний путем открытия рейсов по аналогичным маршрутам.
Учитывая обширность территории республики, большое значение имеет надежное автобусное сообщение и железнодорожный транспорт, так как туристы-индивидуалы, которые составляют большую часть указанных сегментов рынка, предпочитают самостоятельное передвижение на автобусах и поездах.
Внутриконтинентальное положение
Казахстана, удаленность от морских
путей и международных
Эксплуатационная длина