Перспективы развития туризма в Западном Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 07:39, дипломная работа

Описание работы

Туризм - одна из крупнейших и стремительно развивающихся отраслей мировой экономики. Во многих странах мира он является основным источником валютных поступлений. Развитие туризма - длительная и экономически выгодная перспектива в будущем, ведь туризм обеспечивает приток иностранной валюты и оказывает положительное влияние на показатели платежного баланса и совокупного экспорта страны.

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика Западного Казахстана
1.1 Физико - географическое положение
1.2 Природно - рекреационные ресурсы Западного Казахстана
1.3 Гостиничное хозяйство и базы отдыха
1.4 Транспортная инфраструктура Западного Казахстана
2 Культурно - историческое наследие и природные достопримечательности Западного Казахстана
2.1 Обычаи и быт народов Западного Казахстана
2.2 Архитектурные памятники
2.3 Особо охраняемые природные территории Западного Казахстана
3 Исследования реализации туристского проекта строительства нового города на территории Западного Казахстана - «Актау-Сити»
3.1 Генеральный план строительства проекта «Актау-Сити
3.2 Уровень реализации градостроительного объекта «Актау-Сити» в настоящее время
3.3 Проблемы и перспективы развития проекта и строящихся объектов
3.4 Анализ проведенных исследований
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А - Генеральный план строительства первого микрорайона «Акку» проекта «Актау-Сити»

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 359.83 Кб (Скачать файл)

В свою очередь, как всем известно, изначально самым важным вопросом в  строительстве «Актау-Сити» были инженерные сети. Оказалось, что вопросы, связанные с инженерной инфраструктурой, для нового микрорайона благополучно решены. Электричество жители «Акку» получат от строящейся, на данный момент, главной понижающей подстанции - 4. Сейчас все строительные работы ведутся при помощи электрических сетей, запитанных от ГПП - Прибрежной. Воду жителям обеспечит новая ЦУВС- 4, строительство которой будет завершено уже в следующем году. В настоящее время полным ходом идут работы по закладке инженерной инфраструктуры первой очереди жилых домов. Ко всему прочему, СПК «Каспий» изначально старается по максимуму использовать казахстанские стройматериалы, задействовать местные производственные мощности. Камень-ракушечник, цемент, бетонные плиты, бордюрный камень, которые будут применяться в строительстве «Актау-Сити», в основном изготавливаются в нашем регионе.

Таким образом, можно сделать выводы, что реализация данного проекта, в настоящее время, развивается  на высшем уровне, возведение нового микрорайона  «Акку» происходит активными темпами, доказывая нам, что строительство  нового города на территории Мангистауской  области является, действительно, реальным, и в скором времени, доступном [43].

 

 

3.3 Проблемы и  перспективы развития проекта и строящихся объектов

«Актау-Сити» может развиться в полную силу, только если станет центром большой паломнической и туристской инфраструктуры, охватывающей весь Мангышлак и прилегающие районы. Тогда есть шансы, что в Актау могут приехать люди со всего Казахстана и других стран. В противном случае «Актау-Сити» так и останется просто попыткой построить город для морского отдыха туристов.

В сентябре 2007 года началась реализация одного из наиболее крупных инвестиционных проектов в Казахстане - строительство «Актау-Сити», в которую инвесторы из ОАЭ вложили 30 - 40 млрд. долларов, построить 4 млн. кв. метров жилья, создать крупный туристский и деловой центр. Под «Актау-Сити» отведено 4 тысячи гектаров площади к северо - востоку от нынешнего Актау. Из них 35% будет занято под застройку первой очереди.

В Казахстане высказываются различные мнения по поводу этого проекта. Значительная часть комментаторов хвалит проект. Но есть и противоположные - суть которых  в том, что у проекта значительно  больше трудностей и проблем, чем  успехов. Эти проблемы: недостаток энергетических мощностей, сильный износ энергосетей, трудности с водоснабжением, проект АЭС, резко-континентальный климат и разрушение археологических памятников.

Трудности проекта.

Похоже, что ни казахстанская сторона, ни инвесторы этого проекта пока еще не понимают всех трудностей реализации проекта «Актау-Сити». Несмотря на то, что берется арабский опыт строительства крупных городов на пустынном побережье моря, тем не менее, условия Мангышлака резко отличаются от условий побережья Персидского залива.

Мангышлак отличается резко - континентальным климатом с сильными перепадами температур от максимальной +47 градусов, до минимальной -34 градусов (-26 градусов у моря). Итого, годовой перепад в 81 градус. Резкость климата сопоставима с Якутией, с полюсом холода в Оймяконе, где бывают перепады от +33 до -65 градусов (перепад 98 градусов за год). К северу от Мангышлака Каспий замерзает зимой. В ОАЭ совершенно другой климат - сухой субтропический, зимой средняя температура +12-15 градусов, летом - +45 градусов. Там вообще не бывает отрицательных температур. Это означает, что при строительстве «Актау-Сити» предстоит решить весьма нетривиальную задачу, с которой ведущие архитектурные фирмы в мире никогда не сталкивались: обеспечить комфортные условия жизни в «Актау-Сити» летом и зимой. Уровень требований к проектам «Актау-Сити» должен быть резко повышен. Здания и сооружения должны включать как системы летнего кондиционирования воздуха, так и зимнего обогрева. Но совместить эти требования нелегко, и на решение этой задачи потребуются затраты. Если этот момент упустить, то в «Актау-Сити» появятся дома, в которых в первую же холодную зиму сложится катастрофическая ситуация.

Еще одно слабое место «Актау-Сити» - водоснабжение. Актау - это единственный в Казахстане город, где три вида воды - питьевая, горячая и техническая. Проблемы тут возникают по всем видам. Питьевая и горячая - это опресненная морская вода, а техническая поступает с месторождения Куюлус - она только холодная и только для помывки. Самарский водовод до города Жанаозена в советские времена довели, а до Актау - все никак не доходят. Опреснительный завод «ММГ», который должен хоть как - то снять проблему водоснабжения Актау, был построен пять лет назад. И ни дня не работал, потому, что никто не подумал о том, что содержание брома и бора в Каспии намного выше, чем в Мировом океане. И теперь получается, что по технологии «метод обратного осмоса» бор и бром проходят через фильтрующие мембраны в пределах, недопустимых для нормального качества воды. Если коренные жители Актау уже привыкли к опресненной морской воде и грязному илистому осадку, то есть сомнения что привередливые интуристы захотят пользоваться в «Актау-Сити» джакузи с подобной водой.

В городе сейчас повсеместно строятся новые высотные дома. Чтобы поднять  туда воду, новостройки оснащаются мощными насосами, а в итоге  без воды остаются старые соседние дома. Например, элитный комплекс «Дукат Тауэр» уже два года как построен, а в его четырех домах - никакой воды. Теперь вот хотят строить 17 многоэтажек в 14 - м микрорайоне на побережье, но жители против - и пляжа не будет, и возникает вопрос: откуда их снабжать водой? Даже без нового «туристского рая» Актау уже столкнулся с острым дефицитом воды. Нужно строить новое водохранилище, но нет денег.

И еще один интересный момент, связанный  с водой. Территориальные органы, обеспечивающие контроль по противопожарной  линии, до сих пор не ознакомлены с инвестиционным проектом «Актау-Сити». По данным заместителя начальника департамента противопожарной службы Владимира Арзютова, на сегодняшний день в его ведомство, согласно порядку согласования проектно-сметной документации, не поступило ни одного документа со стороны исполнителей, а также не проводилось пожарно-технического обследования по отводу земельных участков генерального плана проекта «Актау-сити». По словам Владимира Арзютова, по плану застройки «Актау-Сити» в обеспечении огнебезопасности противопожарной службе необходимо знать количество высотных зданий, объектов с массовым пребыванием людей и так далее. Кроме того, необходимо отработать вопросы размещения пожарных депо, количества пожарных подразделений и наружного водоснабжения. Всего этого не сделано до сих пор [44].

Энергетика  Мангистауской области слишком  слаба, это открыто признают уже  сейчас. Председатель правления АО «Мангистауская распределительная  электросетевая компания» (МРЭК) Серик  Сулейменов заявил в июле 2007 года, что  до 2015 года энергопотребление области  удвоится и достигнет 450 - 500 МВт. Прирост (230 МВт) планируется закрыть строительством новой АЭС мощностью 300 МВт. Это будет АЭС с модульным реактором третьего поколения на базе технологии реакторов для подводных лодок. Это как ситуация гонки. С одной стороны, с реализацией проекта «Актау-Сити» будет динамичный рост энергопотребления, с другой стороны, нужно будет быстро строить и вводить в строй АЭС, чтобы его закрыть, поскольку передача дополнительного количества электроэнергии по изношенным сетям будет невозможна. Иными словами, АЭС должны будут строить в страшной спешке. Это может нанести смертельный удар по всему проекту и городу, поскольку хорошо известно, что бывает результатом торопливости при строительстве и эксплуатации атомных электростанций.

Мангышлак - как туристский объект.

Исходя  из этого, можно сказать, что проект «Актау-Сити», вот так, «точно», реализован не будет. В Акимате Мангистауской области и в правительстве Казахстана несколько поторопились со вступлением в проект. Чтобы добиться успеха в реализации столь сложного проекта, чтобы справиться со столь сложными и неблагоприятными условиями, требуется более широкий подход - проект развития Мангышлака в целом.

Во - первых, требуется намного большее внимание к инфраструктуре на полуострове. Мангышлак имеет недостаточно развитую сеть дорог и связан с остальной территорией Казахстана только одной автомобильной дорогой и одной железнодорожной веткой от Бейнеу. Качество автомобильных дорог к тому же далеко не идеальное, и от Бейнеу через Западный Устюрт пересекает дорога без покрытия. В первую очередь автодороги Бейнеу - Шетпе - Актау и Бейнеу - Жанаозен - Актау нужно реконструировать и превратить в автобаны. Нужно также закольцевать железные дороги Мангышлака, построив ответвление от железной дороги Бейнеу - Шетпе до Жанаозена, и построить железную дорогу Мангышлак - Баутино (135,1 км).

Во - вторых, требуется создание общей системы водопроводов и цистерн для снабжения питьевой водой населенных пунктов Мангышлака, а также создание нескольких комбинатов по опреснению воды. Ресурсов воды намного больше, чем представляется на первый взгляд. С поверхности Каспийского моря ежегодно испаряется около 1000 мм в год. Если научиться собирать хотя бы часть этой испаряющейся воды, то можно существенно поправить положение с водоснабжением.

В - третьих, требуется намного более серьезное развитие энергетики всего Мангышлака. Нужно активнее использовать в энергетике Мангышлака продукты переработки нефти, природный и попутный газ, солнечную энергетику. Небольшие населенные пункты могут снабжаться энергией от специальных энергопоездов, к которым легко доставить необходимую для генерации воду и топливо по железной дороге. Но для этого сеть железных дорог Мангистауской области должна быть намного более развитой, чем теперь.

Наконец, в - четвертых, поскольку уровень Каспия время от времени колеблется, и последняя трансгрессия моря на 2,5 метра нанесла огромный ущерб Казахстану, требуется разработать долгосрочные планы и варианты развития на случай как трансгрессии Каспийского моря, так и регрессии. Если к этому не готовиться, то изменение уровня моря может внезапно разрушить даже самый лучший проект развития Актау. «Актау-Сити» должен быть завершающим звеном развития Мангышлака, а не проектом первой очереди.

Мангышлак - это большой исторический памятник. Мало, какой регион Казахстана может  похвалиться столь большим количеством  памятников археологии, мавзолеев, памятных мест, связанных с казахской историей. На Мангышлаке насчитывается 362 памятные могилы святых, около 10 тысяч памятников архитектуры, в том числе 30 купольных  мавзолеев, знаменитые некрополи Бекет - ата, Шопан - ата, Шакпак-ата, Сейсем - ата, Масат - ата, Караман - ата, Кошкар - ата, Султан - эпе, Ханга - баба, Кенты - баба, Уштам, Акшора, в том числе некрополь и мечеть Шопан - ата, созданные учеником Ходжа Ахмеда Яссави - Шопан - ата. Мангышлак - это сокровищница казахской архитектуры, яркий укор тем невеждам, которые считают, что будто бы кочевники не умеют строить капитальные сооружения.

Парадоксально, но проект «Актау-Сити» даже не пытается использовать культурный и туристский потенциал. В проекте есть предложения о строительстве частных вилл с пристанью для яхт и гольф - полями, но нет дорог и туристских комплексов хотя бы к наиболее почитаемым местам Мангышлака. В связи с этим, по поводу реализации проекта «Актау-Сити» тревогу бьют историки. Дело в том, что в местах предполагаемых застроек археологами некоторое время назад обнаружен уникальный, ценнейший для понимания истории памятник старины - Коскудук. Есть основания полагать, что это поселение конца каменного века, не будучи до конца изученным, может быть разрушено.

Впрочем, удивляться не приходится. Уже и  без того для всего человечества безвозвратно потерян не один десяток  архитектурных объектов в пригороде  Актау.

В середине девяностых годов в северной части  города их было обнаружено и лишь частично исследовано до восьми десятков. Для  более детальных исследований в  то время было необходимо до полутора миллионов тенге. Сотрудники Института  археологии имени Маргулана просили  областной Акимат выделить сумму, но поддержки так и не получили. И «культурное наследие» было перепахано безжалостными гусеницами бульдозера. А на том месте давно возвышаются современные постройки. И если неудачи в сохранении объектов древности раньше можно было списать на времена кризиса, когда страна едва вставала с колен после развала Союза, то чем сегодня оправдать такое преступное равнодушие к уникальному историческому материалу невозможно, поэтому не удается скрыть своей тревоги за судьбу Коскудука. Это уникальнейший памятник. Аналогов ему не отыщешь в Казахстане. Сведения об этом поселении украшают собой школьный учебник истории страны. Даже самые первые исследования на этом объекте дают представления о том, как зарождалось у предков казахов скотоводство. Об этом позволяют судить найденные на Коскудуке останки одомашненной овцы. И сразу становится, понято, что древние обитатели этих мест в условиях сурового климата полуострова Мангистау и, в частности, плато Устюрт, могли выжить лишь благодаря занятию овцеводством, не уповая на милость природы. Ведь на рыбалке или охоте в любой момент их могла постигнуть неудача [45].

В Мангистау  в самое ближайшее время предполагается активно развивать туризм. Для  этого здесь есть все предпосылки: уникальное море, изобилующая памятниками  степь - до трети всего культурного  наследия Казахстана сосредоточено  именно здесь. И поэтому ничем  не объяснимо такое к нему меркантильное  равнодушие. А может, при поразительном  многообразии исторических сокровищ те, от кого зависит их судьба, не усматривают  трагедии в том, что одним памятником на священной земле Мангистау  станет меньше. Но кто бы там и  что ни решил, а существует закон, четко регламентирующий охрану и  использование культурного наследия в Казахстане. Правда, жаль, что не только в регионе, но и по стране в целом он не работает. А иначе  чем объяснить игнорирование  статей закона? К примеру, прежде чем  получить земельный отвод под  строительство, необходимо поинтересоваться мнением археологов о наличии, либо отсутствии на этой территории ценного  для истории материала. И осваивать участок, лишь получив у них «добро». В настоящее время судьба поселения висит на волоске. А власти области хранят гробовое молчание.

Информация о работе Перспективы развития туризма в Западном Казахстане