Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 07:39, дипломная работа
Туризм - одна из крупнейших и стремительно развивающихся отраслей мировой экономики. Во многих странах мира он является основным источником валютных поступлений. Развитие туризма - длительная и экономически выгодная перспектива в будущем, ведь туризм обеспечивает приток иностранной валюты и оказывает положительное влияние на показатели платежного баланса и совокупного экспорта страны.
Введение
1 Общая характеристика Западного Казахстана
1.1 Физико - географическое положение
1.2 Природно - рекреационные ресурсы Западного Казахстана
1.3 Гостиничное хозяйство и базы отдыха
1.4 Транспортная инфраструктура Западного Казахстана
2 Культурно - историческое наследие и природные достопримечательности Западного Казахстана
2.1 Обычаи и быт народов Западного Казахстана
2.2 Архитектурные памятники
2.3 Особо охраняемые природные территории Западного Казахстана
3 Исследования реализации туристского проекта строительства нового города на территории Западного Казахстана - «Актау-Сити»
3.1 Генеральный план строительства проекта «Актау-Сити
3.2 Уровень реализации градостроительного объекта «Актау-Сити» в настоящее время
3.3 Проблемы и перспективы развития проекта и строящихся объектов
3.4 Анализ проведенных исследований
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А - Генеральный план строительства первого микрорайона «Акку» проекта «Актау-Сити»
Научное значение находки состоит
в том, что коренным образом опровергает
устоявшееся мнение о том, что
издревле селившиеся здесь народы являлись
только кочевниками. Это была страна
не только кочевий, но и городов. Снимая
пласт за платом наслоения столетий,
археологи восстанавливали
Богата Актюбинская область
уникальными памятниками
Особое место в экспозиции отведено памятникам Северного Чинка Устюрта (Донызтау), где ярко проявлены традиции строительства из жженого кирпича - таковы своеобразные саганатамы, центрические и многокамерные мавзолеи из некрополей Аксай, Улкен Жыбыскы и др.
Уникальны памятники долины реки Эмбы, где они сконцентрированы в крупные некрополи Даумшар, Карасакал, Асан - Кожа и др. По оригинальным композициям и декору памятников этот район можно назвать «музеем под открытым небом».
Одним из замечательных памятников мемориально - культового зодчества Западного Казахстана является мавзолей ХIV - ХV вв. Абат - Байтак, находящийся в 12 км к югу от поселения Талдысай Хобдинского района Актюбинской области на побережии р. Хобда.
Впервые этот памятник был зафиксирован П.И.Рычковым в конце ХVIII в. под названием - Байтан. Более полное описание уникального мавзолея в начале ХХ в. приводит французский ученый, член Оренбургской ученой архивной комиссии И.А.Кастанье. После этого долгое время считалось, что мавзолей разрушен и навсегда потерян для научного сообщества. Однако, в 1979-1980 гг. экспедиция «Казреставрация» Министерства культуры под руководством С.Аджигалиева вводит его в реестр охраняемых памятников республиканского значения.
Специалист культового зодчества
С.Ажигали в своей
Четырехгранный остов имеет проём с южной стороны и заложенный проем с запада, в сторону примыкавшего портала (проём заложен саманным кирпичом местным населением для предохранения от домашнего скота). На остове покоится одиннадцатигранный барабан с небольшим сужением к основанию купола. На гранях барабана кладкой из кирпича сделаны ложные проемы. Купол двойной - внутренний сферический (он хорошо виден на разрушенном участке) и внешний конусовидный шатер. С внутри мавзолей был оштукатурен. Внутренний план состоит из восьми - и шестнадцатигранника, переходящего плавно в круг купола. В западной и восточной гранях сделаны ложные проемы. Следов захоронения не имеется. Мавзолей Абат - Байтак построен из сырцового кирпича и облицован жженым кирпичом квадратной формы (27 х 27 х 5 - 7 см). В кладке купола использовался кирпич под трапецивидного сечения. На облицовке мавзолея видны следы синей и голубой глазури. Постепенный плавный переход квадрата основания к барабану и куполу дает впечатление «легкости» сооружения, и, можно только представить, какой это был великолепный памятник в первоначальном виде по замыслу средневекового зодчего. Сохранившихся аналогов памятнику Абат - Байтак на территории Казахстана, к сожалению, мы не имеем.
По архитектурно - стилевым признакам к данному мавзолею подходят мавзолеи ХII в. из Куня - Ургенча - мавзолей хорезмшаха Иль - Арслана (Фахр - ад - дин Рази) и мавзолей хорезмшаха Текеш; мавзолей Кок - Кесене в Сыгнаке (ХV в., ныне мавзолей не существует); Кэшэне (ХIV - ХV вв.) в Башкирии (известное в литературе под названиями «Мавзолей Тура - хана», «Дом суда»); Кесене (ХIV - ХV вв.) в Челябинской области России (ныне отреставрирован). Следует также отметить, аналогичные образцы портально - шатровых усыпальниц на Северном Кавказе близ г. Маджары. Все эти мавзолеи датируются Золотоордынским периодом и строились, видимо, во времена активного внедрения мусульманства над могилами незаурядных личностей той эпохи или представителей их семей (например, мавзолеи Рабий Султан Бегим, Бабаджа - Хатун, Айша - Биби и т.д.).
Мавзолей Абат - Байтак является также центром формирования «к югу, западу и северо - западу от него казахского некрополя ХVIII - начала ХХ вв. В него входят сырцовый мавзолей конца ХVIII - начала ХIХ, построенный, видимо, в подражание раннему памятнику и ансамбль великолепных резных стел кулпытасов (более 200)». Кулпытасы различной проработки и композиционного решения, в основном, ставились с западной стороны земляной насыпи, каменного наброска или ограды. Уникальность некрополя заключается в том, что ни один кулпытас не похож на другой. На кладбище имеется стела из окаменевшего дерева, плоскостные простые кулпытасы, с высокой техникой резьбы объемные стелы, памятники в виде постамента и т.д. Помимо резьбы, с показом растительного и геометрического орнамента на стелах иногда изображали изделия вооружения, женские украшения. В большинстве случаях с западной стороны выбивалась эпитафия, содержащая коранический текст и информацию об усопшем. На многих кулпытасах выбиты тамги казахских родов: табын, кете, алшын, байбакты, шекты и др. С обретением независимости Республикой Казахстан, большое внимание уделяется охране и реставрации исторических памятников [27].
В планах областной администрации Актюбинской области в 2002 -2005 гг. планировалось комплексное обследование этого уникального памятника с дальнейшей проработкой вопросов консервации или реставрации мавзолея Абат - Байтак. Некрополь интересен также тем, что на нем фиксируется связь времен в курганных захоронениях, начиная с эпохи скифо - сакского периода вплоть до средневековья. Безусловно, проведение раскопочных работ на этих курганах и внутри мавзолея дали бы ответы на такие вопросы, как этногенез насельников данной территории, внедрение и расцвет мусульманства в Золотоордынский период и т. д.
Изучение мавзолея Абат - Байтак, несомненно, помогло бы взаимодополнению средневековой истории Западного Казахстана в комплексе с территориями Средней Азии, Поволжья, Кавказа, Приуралья. Караванные пути, связывавшие Самарканд, Бухару, Хорезм с городами Сарайчик, Сарай - Бату, Сарай - Берке через плато Устюрт по рекам Эмба, Сагыз, Хобда, Жайык (Урал) дальше на р. Едиль (Волга), предоставляли широкую возможность обмену культурой и сформировали общую субкультуру, безусловно, под единой объединяющей идеологией - религией ислам.
Различные своеобразные культовые постройки распространены на западе Казахстана: Мангистау, Устюрте и в долине р. Эмбы, в районах, богатых месторождениями красивых известняков-ракушечников розовых, серых и желтоватых оттенков.
Человек на Мангышлаке появился около 500 тыс. лет назад. И все великие эпохи в истории человечества не обошли стороной и эту землю. Являясь пограничной территорией между востоком и западом, и в то же время глухим уголком, отгороженным от всего мира пустыней и платом Устюрт, Мангышлак привлекал внимание народов переживавших на родной земле великие потрясения, вот и шли сюда одни племена, сменяя другие. Массагеты, алланы, огузы, калмыки, адаи. Уходили одни, приходили другие, разрушая и грабя все, что осталось от предыдущих, оставляя свой след в культурном наследии этой земли. С середины VI века через Мангышлак пролегал Великий Шелковый путь (Великая древняя дорога), и стали один за другим появляться укрепления, караван-сараи, древние городища [23].
Прошли своей чередой столетия. Время и земля почти совсем скрыли великолепие древних поселений и мощь стен укреплений. И только степь да ветер хранят тайну о минувших событиях. Но не только современные города могут привлечь внимание туристов на полуострове Мангистау. В его глубине, где сейчас нет ни одного источника пресной воды, на огромных глыбах обнаружены целые галереи наскальных рисунков эпохи ранних кочевников (Х - П века до нашей эры). Найдены также обширные некрополи с надмогильными сооружениями, украшенными сложным орнаментом. Около горы Унгазы обнаружены две старинные мечети, вырубленные в монолите более тысячи лет назад. Особенно интересна мечеть Шахбагота. Ислам запрещал изображать людей или части тела, а тут наряду с цветами лотоса несколько раз повторено изображение раскрытой человеческой ладони. Тайна этого рисунка не раскрыта до сих пор.
Следы культуры сохранились в Мангистауском районе, хотя она до сего времени полностью и не изучена. Там есть и развалины древних поселений, и остатки оросительных систем, старинные тщательно выложенные камнем, колодцы и могилы.
В г. Форт - Шевченко, где в XIX веке (1850 - 1857) томился в «незамкнутой тюрьме» украинский кобзарь, есть много шевченковских мест. Прежде всего, сад, посаженный великим украинским поэтом, верба, выращенная им из прутика, домик поэта, стол из ракушечника, развалины старого форта. Имеется мемориальный музей Т.Г.Шевченко.
Другими не менее привлекательными памятниками истории и археологии являются некрополи Султан - эпе, Бекет - Ата, Меловые горы и многое другое, особо привлекающее туристов в этой области нашей республики.
Некрополь Султан - эпе.
Султан - эпе - святой, защитник мореплавателей. По легенде однажды давным - давно отец призвал к себе сыновей. Все сразу же предстали перед отцом, вот только младший сын пришел на зов не сразу, а через несколько дней. Рассердился отец на своего любимца. Тогда Султан - эпе поведал, что был он на далеком Каспии, где помогал попавшим в беду рыбакам, и показал спину, на которой были следы от каната. С тех пор он всегда приходит на помощь тем, кто в море терпит бедствие.
Впереди - старинный некрополь Кенты - Баба, где мемориальные памятники ХV - ХХ веков. На территории некрополя - степная мечеть. Молитвенный камень, указывает на восток, защитным кругом уложены камни. В этом кругу путник будет чувствовать себя в безопасности в любое время года, ночью и днем он под защитой святого. На стенах некрополя изображены лошади, верблюды, растительные узоры, и треугольник - один из защитных символов, оберег.
Останавливаемся у вершины каньона около некрополя Султан - эпе. Здесь над могилами святых - длинные деревянные шесты, по которым по преданию святые поднимаются, чтобы творить свои чудеса и помогать просящим о помощи. Люди, приходят сюда и приносят в дар духам рога архаров или привязывают на шест полоски ткани, некоторые оставляют деньги, которые могут взять дети или нуждающие, попросив разрешения у святого. Для этого деньги и оставляют, чтобы их использовали во благо. Для тех, кто пришел поклониться праху предков, предусмотрено строение, где есть все необходимое: кровать, одеяло, посуда. Любопытно все вокруг. Дальше глубокий колодец, где на дне темнеет вода, к подземной мечети. Если спуститься в помещение, можно заметить, что несколько ходов идут в разные стороны. Если пойти по одному из них, через несколько метров выйдешь на поверхность, второй ведет в пещеры, а третий находится в аварийном состоянии, но когда - то он вел под землей к морю. Его протяженность несколько километров, во многих местах ход сейчас завален и воздух туда не поступает. По крутой тропинке спускаемся на дно каньона, находим подходящее для привала место. Кто - то исследует крутые живописные склоны, кто-то отправляется на поиски друз, кто-то решил прогуляться к морю. На дне каньона, есть заброшенные рыбацкие каменные домики. Говорят, здесь жили рыбаки в тридцатые годы. Если идти около часа, то вы не перестанете удивляться причудливым формам камней, на которых оставили свои следы ветер, вода и время. Поднимаемся на возвышенность и вот перед нами море. До него довольно далеко, возможно около 2 км.
Некрополь Бекет - Ата.
По преданию жил Бекет - Ата во второй половине XVIII века. Родился он в близи поселка Кульсары Атырауской области, а в 14 лет пришел он поклониться к праху почитаемого им мудреца Шопан - Ата, получить благословение. На третью ночь Шопан - Ата дал юноше наказ учиться. Отправился юноша в далекую Хиву, там, в медресе он постигал науки. Достигнув 40 - летнего возраста, стал он суфием, начал обучать детей грамоте.
На своем земном пути святой Бекет - Ата прошел немало дорог, пока вновь не прибыл в Мангистау. Он исцелял людей: к нему приходили немощные и страдающие, он даровал им здоровье и жизненные силы. При решении спорных вопросов он проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию. В своих проповедях Бекет - Ата наставлял верующих жить по правде, быть справедливым и творить добро. Мудрец и святой остался в памяти народной и как воин, совершивший подвиги в битве с калмыками. Он обладал богатырской силой и смелостью, как и его прадед – Есет - батыр.
Им построено 4 мечети: первая в Кульсарах - ее называют Ак - мечеть, вторая в меловых скалах в 20 км от поселка Бейнеу, третья - в местности Байшатыр, на плато Устюрт, и четвертая подземная мечеть вырублена в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды. Комнат - семь. В них прекрасная акустика. Возле этой мечети он и похоронен. Некрополь Бекет - Ата - духовный, исторический и архитектурный памятник.
В торжествах, проходивших там, приняли участие несколько десятков тысяч паломников из различных уголков республики и других стран. К приему гостей в местечке Огланды готовились, по сообщению местной прессы по специальному проекту Алматинского института сейсмологии проведен капитальный ремонт помещений гостиного двора, подземной мечети, оборудованы мостики через горные ущелья, расчищены дороги от завалов камней, укреплены тропинки, ведущие к мечети и святому источнику, территория памятника благоустроена, выстроена новая мечеть с молельным залом [24].
Кроме того, в местности Сумса, возле Сенека, также разбивают юрточный городок. Отсюда для всех желающих организованы экскурсии к святым местам, известным всему миру своим чудотворным, исцеляющим душу действием. Здесь проведены культурные мероприятия, спортивные, религиозно - обрядовые, а так же научная конференция с участием ученых теологов. Добраться к святым местам не сложно. В аэропорту и на железнодорожном вокзале дежурили автобусы и машины. В Жанаозене курсировали маршрутные такси. Для приезжающих своим транспортом на дорогах устанавливались указательные знаки.
Дорога в Бекет - Ата идет через Шопан - Ата. До конца своих дней преклонялся Беккет - Ата перед своим Учителем и очень был рад, если, посещая его, мусульмане заходили в Шопан - Ата. До сих пор для всех верующих посещение Шопан - Ата на пути к Бекет - Ата стало неписаным правилом и традицией.
Информация о работе Перспективы развития туризма в Западном Казахстане