Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 08:28, курсовая работа
В данной работе будут освещены модели поведения потребителей, их психологические особенности и мотивации.
Актуальность темы обусловлена тем, что каждый индивид, являющийся потенциальным потребителем, имеет свои психологические особенности, тип характера и темперамента. При анализе этих особенностей можно выделить некоторые модели, характерные для поведения потребителей. Типы поведения потребителей тесно связаны с мотивациями. Приобретение того или иного товара или использования услуги является действием, в основе которого лежат различные побудительные мотивы. Эти мотивы могут, как опираться на здравый смысл, так и формироваться под воздействием случайных импульсов.
Введение………………………………………………………………………….
1 Работа с потребителем туристских услуг…………………………………….
1.1 Потребитель на рынке туристических услуг…………………………..
1.2 Основные факторы, влияющие на туристский спрос………………….
2 Сегментация рынка потребителей……………………………………………
2.1 Особенности психологии поведения потребителей туристских
услуг……………………………………………………………………………
2.2 Типология туристов……………………………………………………….
3 Оценка отношения потребителей к туристским предприятиям……………
3.1 Маркетинговые исследования потребителей……………………………
3.2 Исследование потребителей туристических услуг, характеризующее
их отношение к туристическим фирмам……………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….....
Список использованных источников…………………………………………...
Раса. Население России весьма неоднородно. Расовые и национальные меньшинства также могут считаться потенциальными потребителями туристских услуг, так как они располагают необходимыми для этого предпосылками - фактором свободного времени и фактором свободно располагаемого дохода. Эта часть населения имеет свои национальные особенности, культуру и традиции. У этих групп людей отличные от основного населения предпочтения и покупательские привычки. Эти потенциальные потребители требуют специального подхода, создания специализированных маркетинговых программ.
Пол. Вопросы, связанные с принятием семьей решения относительно того, стоит или не стоит покупать ту или иную услугу (товар), где и у кого покупать, привлекали внимание маркетологов и озадачивали их в течение многих лет. Они задаются вопросом, кто является инициатором в принятии решений - жена или муж или каждый из них имеет одинаковое влияние на принятие решений? Если один принимает решение, то какое влияние и какую роль играет в этом процессе другой? Не оставляет никакого сомнения тот факт, что сегодня женщины играют важную роль в принятии решения относительно путешествий. Женщины становятся более важным сегментом туристского рынка. Это доказывает тот факт, что в структуре российского населения большую часть составляют женщины и что средняя продолжительность их жизни постепенно увеличивается по сравнению со средней продолжительностью жизни мужчин. Эти факторы, а также растущая социальная, политическая и экономическая роль женщин увеличивают их долю в туристском рынке. Женщины наравне с мужчинами считаются основной рабочей силой. Они больше, чем когда бы то ни было, предпочитают жить одни, самостоятельно и имеют высшее образование. В России женщин, работающих вне дома, больше, чем занимающихся домашним хозяйством. Работающие женщины располагают высоким доходом, тем самым они способствуют появлению в семье дополнительного дохода, необходимого для осуществления путешествий. Среди работающих женщин наиболее перспективны для турпредприятий женщины-карьеристки. Для многих женщин содержание дома не является основным занятием. Они занимают традиционные должности мужчин с повышенной ответственностью, которые ведут к новому уровню образования и к значительной степени экономической и социальной самостоятельности. В результате женщины представляют собой новый большой сегмент туристского рынка, весьма отличный от всех других. Таким образом, социальные роли полов претерпевают значительные изменения и способствуют изменению в потребительском поведении. Поэтому эти факторы заслуживают пристального внимания менеджера туризма.
Наличие свободного времени. Люди тратят на путешествия не только деньги, но и свое время. Никакие доходы, даже самые высокие, не смогут помочь индивиду совершить туристическую поездку, если у него нет на это времени. В современном обществе нехватка времени так же, как и нехватка дохода, является основным ограничением туризма. Время также оказывает влияние на выбор транспортного средства, туристического центра и на мероприятия на отдыхе. Объем свободного времени значительно увеличился за последнее столетие. Такие факторы, как сокращение в среднем продолжительности рабочей недели, более длительный отпуск, праздничные дни, школьные каникулы, наличие возможностей работы неполный день, занятия внештатных должностей, уход на пенсию, а также изменения в уровне образования, сыграли значительную роль. Россия по числу праздников и перенесению праздничных дат с целью продления отдыха стоит на одном из первых мест. В практику снова входят туры выходного дня. При организации таких туров используется авиатранспорт. Поэтому менеджеру необходимо следить за изменениями свободного и рабочего времени для выявления новых тенденций в этой области.
Урбанизация - еще один фактор, на который менеджеру необходимо обратить внимание. В результате урбанизации сокращается численность населения, проживающего в мелких населенных пунктах и занимающегося сельским хозяйством. Именно эта социальная группа, которая составляла часть "непутешествующего" населения, добавляется на туристский рынок как новый сегмент. [7, с.98]
2 Сегментация рынка потребителей
Сегментация рынка — это деление рынка на части (сегменты), которые характеризуются общностью требований потребителей. Любой из этих сегментов может быть выбран в качестве целевого рынка. Сегментация туристского рынка может дать ответы на вопросы о поведении, интересах, убеждениях, восприятиях, ценностях и нуждах представителей каждого сегмента.
Любая фирма осознает, что ее товары не могут быть привлекательными для всех покупателей, поскольку их много, у них разные вкусы, нужды и привычки, они географически широко рассеяны. Ресурсы туристской фирмы также небезграничны, чтобы разрабатывать и производить товары, удовлетворяющие вкусы всех клиентов. Поэтому фирме лучше всего сосредоточить свои усилия на обслуживании определенных сегментов рынка. Каждая компания должна выявить наиболее привлекательные сегменты рынка, которые она в состоянии эффективно обслужить. Но фирмы не всегда придерживаются такой тактики.
2.1 Особенности психологии поведения потребителей туристских услуг
Отношение к отдыху изменялись постепенно
из столетия в столетие. Так, рабочая неделя
существенно сократилась. В 50-е годы XIX
в. средняя продолжительность рабочей
недели составляла 70 ч. Она была длиннее
даже для тех, кто был занят в сельском
хозяйстве. К 1920 г. рабочая неделя сократилась
до 50 ч. Эта тенденция может быть частично
объяснена сократившимся числом занятых
в сельском хозяйстве. Продолжительность
среднего рабочего дня также уменьшилась
от 12 до 8 ч в день. Число рабочих дней сократилось
с 7 до 5. Общественная психология потребителей
постоянно претерпевает существенные
изменения. В 50-70-х годах, когда экономика
была готова больше производить, а потребитель
больше потреблять, труд воспринимался
как основная составляющая существования
человека, а отдых - как средство восстановления
сил для дальнейшего труда. Сейчас
люди рассматривают право на отдых как
наиболее значимую сторону жизни. Жизнь
должна доставлять удовольствие, отдых
- это возможность для самореализации
личности, а работа - это необходимое средство
поддержания соответственного уровня
жизни. Новый потребитель стремится, как
и прежде, больше потреблять, но теперь
- по мере удовлетворения первостепенных
потребностей. Он больше
ориентируется на впечатления, познание,
наслаждение, самовыражение и в меньшей
степени - на материальные ценности. На
российском рынке сформировался новый
тип потребителя которого отличают следующие
психолого-поведенческие особенности:
• высокий уровень
• высокая требовательность к комфорту и качеству услуг;
• индивидуализм;
• «экологизм» сознания (осознание хрупкости окружающей среды и ее
неразрывного единства с человеком);
• спонтанность решений;
• мобильность;
• физическая и умственная активность на отдыхе;
• стремление получать от жизни калейдоскоп впечатлений.
Новый российский потребитель туристических услуг, в своем большинстве уже побывавший за границей и имеющий представление о качественном обслуживании, искушенный, более информированный, требовательный, критически относящийся к предлагаемым ему товарам и услугам, избалованный заграничным изобилием, жаждущий разнообразия впечатлений и удовольствий, активный, независимый - изменяет свое поведение и на туристском рынке. Вышеупомянутые изменения в общественной психологии потребления оказали влияние на стереотипы поведения потребителя на рынке туристских услуг. В западных странах за последние 30 лет бурного развития туризма, а в России буквально за последнее десятилетие в стереотипах поведения туристов произошли важнейшие изменения.
1. В мотивациях туристских
поездок усиливается влияние
активных форм отдыха и
2. В 50-80-е годы преобладали
поездки внутри страны и лишь
немногие имели возможность
3. Зарождающейся тенденцией
является увеличение
Изменение образа жизни людей. Образ жизни - устоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие свое выражение в его деятельности, интересах и убеждениях. Образ жизни представляет исчерпывающий портрет человека в его действиях и взаимодействии с окружающей средой. Это больше, нежели факт принадлежности к определенному общественному классу или типу личности. Зная о принадлежности человека к тому или иному общественному классу, можно сделать определенные выводы о его предполагаемом поведении, но нельзя представить его как индивида. Располагая информацией о типе личности человека, можно сделать выводы о его отличительных психологических характеристиках, но нельзя узнать о его деятельности, интересах и убеждениях. При разработке маркетинговой стратегии товара (услуги) менеджеры стремятся вскрыть взаимосвязи между товаром (услугой) и определенным образом жизни. Людей привлекают путешествия с приключенческими целями, получение новых ощущений, здоровый отдых и т. д. Они заинтересованы в самовыражении и самоудовлетворении, испытывая новые стили жизни и узнавая новые виды проведения отдыха. На отдыхе они посвящают время тому, чтобы узнать самих себя. И современное общество поддерживает этот индивидуализм, жажду к самоуважению и самовыражению. [8, с.78]
Эксперименты со стилями жизни, отдых в выходные дни, равноправие полов, женская эмансипация дали туризму новые группы потребителей. Мода, обычаи, привычки, традиции также оказывают внимание на поведение потребителей туруслуг и соответственно на спрос. Итак, анализируя ситуацию на потребительском рынке в России, можно отметить, что имеют место следующие тенденции: старение российского населения; увеличение числа пенсионеров; урбанизация; обновление и изменение традиционных ценностей, в том числе и отношения к отдыху; возрастающая активность молодых людей в достижении своих целей, карьеры; вовлеченность в туризм работающих женщин; интерес россиян к жизни народов других стран. Таким образом, можно отметить, что возникает много объективных факторов, обеспечивающих в России хорошие перспективы роста спроса на туристские услуги со стороны российского потребителя. Управление развитием турфирмы вызывает необходимость постоянного наблюдения своих клиентов через проведение маркетинговых исследований, поддержание постоянной обратной связи с клиентами, а также постоянного внимания к изменениям в нуждах целевых рынков через организацию агрессивных маркетинговых программ. Необходимо не только соответственно реагировать на перемены, но и уметь управлять ими. Будущее обещает быть непредсказуемым и полным изменений в обществе. Для того чтобы выжить на рынке, фирмам будет необходимо предлагать своим потребителям привлекательные для них ценности. Люди становятся более разборчивыми в своем выборе и ценят прежде всего качество и содержание товара (услуги).
2.2 Типология туристов
По активности во время отпуска:
В зависимости от стиля жизни:
По характеру предпочтений отдыха:
Классификация предложена немецким исследователем Г. Ганом.
Информация о работе Поведение потребителей на рынке туристических услуг