Проблемы и возможности индустрии туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить тенденции развития мировой индустрии туризма.
Для того чтобы раскрыть данную цель, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы мировой индустрии туризма.
2. Проанализировать теоретические идеи международного туризма.
3. Проанализировать международный туризм.
4. Разработать прогнозы на развитие международного туризма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава1.Спиритические аспекты изучения проблемы мировой
индустрии туризма…………………………………………………………5
1.1 Изучение проблемы в мировой и отечественной индустрии
туризма………………………………………………………..…………....5
1.2. Современное состояние проблемы отечественного
туризма………………………………………………………..…………...19
1.3. Возможности и основные проблемы развития международного
туризма……………………………………………………………………...
Выводы по 1 главе………………………………………………………….24
Глава 2. Мировой рынок международного туризма……………………..25
2.1. Международный туризм в Европе, Америке, Восточной Азии и Тихоокеанском регионе………………………………………………………….....25
2.2. Международный туризм на Ближнем Востоке, Африки и Южной Азии……………….………………………………………………………………....32
2.3. Прогнозы на развитие международного туризма…………………...37
Выводы по 2 главе…………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………42
Литература……………………………………………………………….....46

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава1.Спиритические аспекты изучения проблемы мировой    

индустрии туризма…………………………………………………………5

    1. Изучение проблемы в мировой и отечественной индустрии

туризма………………………………………………………..…………....5

1.2. Современное состояние проблемы отечественного

туризма………………………………………………………..…………...19

1.3. Возможности и основные проблемы развития международного

туризма……………………………………………………………………...

Выводы по 1 главе………………………………………………………….24

Глава 2. Мировой рынок международного туризма……………………..25

2.1. Международный туризм в Европе, Америке, Восточной Азии и Тихоокеанском регионе………………………………………………………….....25

2.2. Международный туризм на Ближнем Востоке, Африки и Южной Азии……………….………………………………………………………………....32

2.3. Прогнозы на развитие международного туризма…………………...37

Выводы по 2 главе…………………………………………………………41

Заключение…………………………………………………………………42

Литература……………………………………………………………….....46

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что туризм играет все более важную роль в мировой экономике, поэтому во многих странах мира эта отрасль глубоко рассматривается и бурно развивается. Туроператоры и другие компании, связанные с туристской отраслью проводят разнообразные программы нововведения, направленные на улучшение качества предоставляемых услуг, для удержания своего бизнеса и дальнейшего продвижения на мировом туристском рынке.

В связи с тем, что туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей не только средства размещения, но и транспорт, связь, индустрию питания, развлечений и многое другое, эта сфера влияет на каждый континент, государство или город.

Современный опыт развитых стран в международном туризме показывает высокие результаты по поступлению денежных средств в свое государство в больших объемах и за короткий срок. Туристический бизнес занимал и занимает важное и прибыльное место в макроэкономике. До настоящего времени почти один миллиард туристов выезжает на отдых в разные страны. Среднегодовые темпы роста этого показателя составляют 4-5 %. Еще боле высокими темпами возрастают валютные поступления от международного туризма.

Экономика многих стран в основном держится на туристическом бизнесе, этот вид бизнеса имеет огромное значение для этих стран.

Туристический бизнес занимает первое место в экономике следующих государств: Испания 41 %, Греция 40 %, Португалия 22 %, Австрия 32%, Швейцария 10%, Италия 10 %, Дания 8,7 %, Франция 8,5 %.

Поступление денежных средств на баланс государства от туристического бизнеса позволяет стабилизировать денежный баланс в стране. В такой стране как Венгрия международный туризм позволяет покрыть отток денежных средств за границу за товары и услуги посредством притока туристов в страну.

Проблема исследования – каковы возможности развития мировой индустрии туризма.

Цель исследования – изучить тенденции развития мировой индустрии туризма.

Объект исследования – деятельность индустрии мирового туризма.

Предмет исследования – развитие мировой индустрии туризма.

Для того чтобы раскрыть данную цель, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы мировой индустрии туризма.

2. Проанализировать теоретические идеи международного туризма.

3. Проанализировать  международный туризм.

4. Разработать  прогнозы на развитие международного  туризма.

Теоретико-методологическая база исследования - рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой может быть использовано в работе туристической организации для разработки туров, и возможно, привлечение новых клиентов. Источниками литературы для написания работы послужили пособия различных авторов: Александрова А.Ю., Косолапов А.Б., статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, статистические данные, справочная литература, прочие актуальные источники информации, ресурсы Интернет.

Методы исследования:

– теоретические – анализ научной литературы и источников по проблеме исследования;

– эмпирические – контент-анализ документов.

Туристический бизнес как международный бизнес является очень выгодным с точки зрения экспорта в пределах страны. Туристы приезжая в страну, пользуясь услугами, и покупая и экспортируя товары тем самым увеличивают экспорт стран. Этот экспорт принято считать «невидимым». В мировой торговле 25% составляет объем скрытого экспорта.  Туристический бизнес так же позволяет прорекламировать национальное производство жителям других стран, без каких-либо дополнительных затрат.

Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в его рамках был изучены теоретические основы мировой индустрии туризма, рассмотрены экономические показатели мировой индустрии туризма, определены общие направления развития международного туризма и проанализированы теоретические идей международного туризма.

Практическая значимость исследования заключается в том, что был проанализирован международный туризм в Европе, Америке, Восточной Азии Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, Африки и Южной Азии и разработаны прогнозы на развитие международного туризма.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Спиритические аспекты изучения проблемы мировой  индустрии туризма

1.1. Изучение проблемы в мировой  и отечественной индустрии туризма 

Человека, впервые приступившего к исследованию современных проблем туристского бизнеса, ожидает много неожиданных и удивительных открытий. Ведь большинство понимает туризм лишь как увлекательный вид отдыха, позволяющий сменить привычную обстановку и образ жизни, способствующий восстановлению трудоспособности, получению ярких, запоминающихся впечатлений, возможность узнать много нового о культуре, быте, традициях своего народа и народов других стран.

 

Но мало кто задумывался о том, что туризм обеспечивает занятость миллионов людей, что удельный вес доходов от туризма в общей сумме поступлений от экспорта весьма высок (в Австрии Испании – 60 %, – 40 %) и составляет основу государственного бюджета ряда стран. По уровню доходов туризм уступает лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, а как источник поступлений валюты международный туризм занимает второе место в мире после товарного экспорта.

 
А теперь немного статистики о состоянии туризма и, в частности международного, в нашей стране. По данным авторитетных ученых В.А. Квартальнова и А.А. Романова, если в развитых странах доля туризма в валовом национальном продукте составляет от 5 до 15 % (в некоторых странах достигает 50 %), то в России этот показатель составляет лишь… 0,01 % (!). Дефицит платежного баланса по статье «туризм» достиг в 1995 году уровня 5,5 млрд долл. США например, в первом полугодии 1995 г. российские туристы вывезли 2,5 млрд долл., а ввезено в страну было не более 800 млн долл. 
Закономерен вопрос – почему в таком плачевном состоянии туристский бизнес в России? Почему вместо валютных поступлений в страну мы ежегодно теряем колоссальные суммы, почему продолжается пресловутое «бегство капитала за рубеж» ? Нет в стране привлекательных для туристов объектов? Но ведь достаточно вспомнить знаменитое Золотое кольцо, неповторимые красоты Русского Севера, озера Байкал, Дальнего Востока, Камчатки, Сибири – нет, не в этом проблема! Может быть, иностранным гостям не интересна наша древняя культура, уникальные исторические и архитектурные памятники, обычаи нашего народа? Нет, конечно, нет!

Много проблем стоит перед российским туризмом: слаба правовая база, недостаточны инвестиции в туризм, не разработана государственная стратегия туристской индустрии, но основная проблема – человеческий фактор, от самых высоких ступеней государственной иерархической лестницы и до уровня обслуживания на местах.

Можно уверенно утверждать, что ни в одной из высокодоходных отраслей народного хозяйства роль межличностных отношений не является столь определяющей, как в туристском бизнесе. И с другой стороны столь же очевидно, что именно в сфере обслуживания еще с советских времен не удалось обеспечить оптимальное управление кадрами, организовать необходимый уровень сервиса, хоть отдаленно приближающийся к международным нормам. 
Следствием низкого организационного и общественного статуса кадровых служб, отсутствия моральных и материальных стимулов в деятельности персонала является невысокий профессионализм и крайне низкая культура обслуживания. Работники всех иерархических уровней управления и направлений деятельности в туризме не всегда понимают важность основных задач межличностного общения. Социально-психологическая диагностика, методы регулирования групповых и личных отношений, преодоление конфликтных ситуаций и стрессов, информационное обеспечение системы управления персоналом и клиентами, оценка и маркетинг кадров, профессиональная и психологическая адаптация работников, профессионализм и взаимозаменяемость при обслуживании туристов – все эти вопросы стали первостепенными при работе предприятий в условиях рыночных отношений. 
Но прежде чем говорить о социальных проблемах туризма в нашей стране необходимо дать краткую характеристику этой отрасли народного хозяйства, его основных концепций и видов. 

Международный туризм – важный источник поступлений в казну любого государства. Мировые доходы от туризма в 1998 г. составили 444,7 млрд долл. , не включая при этом прибыль от продажи авиаперевозок . Согласно прогнозам , в 2000 г. доходы от туризма в мире достигнут 621 млрд долл. , в 2020 г. увеличатся до двух триллионов долларов . Во многих странах на долю туризма приходится от пятой части до половины валового национального продукта. В сфере туризма занято 60 % всей рабочей силы в мире. Туризм расширяет вклады в платежный баланс страны, развивает сферы мирового хозяйства, сопутствующие туризму: производство товаров народного потребления, торговлю, строительство, транспорт, страхование и т. д. С каждым годом растет количество отраслей, вовлеченных в туристскую индустрию.  
Экономическая эффективность функционирования туризма во многом определяется его видом, предполагающим соответствующий набор услуг, удовлетворяющих потребности туристов.

Выделяют два вида туризма: внутренний и международный. 
Внутренний туризм – путешествия внутри своей страны лиц, постоянно проживающих в пределах границ своего государства, без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. 
На долю внутреннего туризма в мире приходится 80-90% поездок. Расходы на него в 5-10 раз превышают расходы на международный туризм.  
Международный туризм – это туризм в другую страну с туристскими целями без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.  
В среднем около 65% всех международных туристских поездок приходится на Европу, около 20% - на Америку и около 15% - на остальные регионы. 
В последнее время наметилась тенденция сближения внутреннего и международного туризма. Это обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе).

 

  • Существуют факторы, которые определяют развитие туризма и формируют направленность туристских потоков. Благоприятные факторы приводят регион или страну к лидерству в мировом туризме, неблагоприятные - снижают туристский поток. Такие факторы нужно устанавливать как можно более полно для каждого конкретного сегмента рынка. 
    Внешние обстоятельства эффективности туризма включают статистические (неизменные во времени) и динамические факторы. 
    В статистическую группу входят природно-климатические, географические, культурно-исторические факторы. 
    Привлекательность мест отдыха определяют в первую очередь именно эти условия. Не случайно южные регионы с теплым климатом имеют положительное сальдо по статье «туризм», в то время как во всех северных странах, будь то Россия или Скандинавские страны, сальдо – отрицательное. Историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение с ростом уровня образования и познавательной потребности людей. 
    К динамическим факторам относятся: социальные и демографические изменения, финансовое и экономическое развитие, политическая обстановка в стране и материально-технические факторы. 
    Демографические и социальные изменения ведут к тому, что все больше людей будут иметь время и доход, позволяющие им путешествовать. К этим изменениям относятся следующие показатели:
  • увеличение продолжительности жизни;
  • формирование подвижного стереотипа жизни населения;
  • возрастание доли одиноких пожилых людей;
  • увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска;
  • понижение возраста выхода на пенсию;
  • увеличение дохода на члена семьи
  • тенденция к вступлению в брак в более позднем возрасте;
  • возрастание числа бездетных пар. 
    Рост общественного благосостояния оказал положительное воздействие на международный туризм. Благодаря увеличению оплаты труда, предоставлению рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот за счет предприятий произошло расширение социального состава туристов.  
    Сейчас во всех индустриальных странах продолжительность жизни увеличивается в результате лучшей заботы о здоровье людей, и, несмотря на снижение рождаемости, показатели всемирного роста народонаселения, хоть и медленно, но увеличиваются, что с учетом понижения возраста выхода на пенсию привело к появлению туристов так называемого «третьего возраста». 
    Другой сегмент рынка - поездки «деловых леди», который активно развивается в данный период времени. Связано это с тем, что сейчас женщины не спешат рано выйти замуж, сами зарабатывают и соответственно оплачивают свой отпуск. 
    Тенденция увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска, а также деление его на две части приводит к тому, что человек может совершать путешествия два раза в год и на более долгий период времени, что помогает развитию туризма.  
    Сейчас в уровне общественного сознания людей потребление материальных благ не главное. Человек нуждается в духовных ценностях, в том числе в путешествиях, которые удовлетворяют эстетические потребности населения. Люди в таких путешествиях узнают историю, культуру, условия жизни в других странах.  
    В экономическом и финансовом развитии наблюдается тенденция увеличения производства услуг по сравнению с производством товаров, следствием чего является увеличение доли потребления услуг (в том числе услуг туризма) в общем потреблении населения. К данному фактору относятся следующие показатели:
  • экономическая ситуация в стране;
  • финансовая стабильность;
  • уровень доходов населения;
  • ускорение НТП в отрасли туризма;
  • цены на товары. 
    На международный туризм оказывает влияние любое экономическое изменение. Для развития туризма в стране должен наблюдаться рост потребления выше 1% при неизменных ценах, иначе в туризме будет ощущаться спад. Но в каждой стране воздействие на экономические изменения будут проявляться по-разному.  
    Экономические связи между государствами, расширение международной торговли, развитие транспортных предприятий – все это ведет к активному развитию международного туризма. 
    Изменения в валютных курсах влияют на цены поездок за рубеж, что сказывается на росте туризма.  
    Политическая обстановка в стране влияет, по существу, на все динамичные факторы. Активно способствуют расширению международных туристских связей следующие показатели:
  • внутриполитическая стабильность страны;
  • мирные, дружественные отношения между государствами;
  • соглашения по сотрудничеству в сфере экономики, торговли, культуры, туризма на государственном и правительственном уровнях. 
    В 90-е годы нашего столетия изменения на международной политической арене и в сфере туризма повлекли за собой следующие события: объединение Германии, распад СССР, события в Югославии, образование новых политических структур в Европе и военные действия в Персидском заливе. Вследствие вышеназванных изменений произошла переориентация туристских потоков.  
    Материально-технические факторы характеризуют состояние и возможности материально-технической базы туризма. Развитие ее, а также создание новых форм обслуживания туристов ведет к интенсификации туристских передвижений. 
    На Всемирной конференции по туризму (Манила, 1980 г.) был затронут вопрос о предпосылках, отрицательно действующих на развитие туризма. Особо подчеркивалось, что «циклические и структурные кризисы, инфляция, рост безработицы, нарушение условий товарообмена, а также отсутствие планирования использования природных и трудовых ресурсов являются тормозящими факторами, которые оказывают негативное влияние на рост международного туристского обмена». 
    Негативны для туризма и такие факторы, как политическая нестабильность внутри страны или региона; отсутствие между государствами мирных, дружеских отношений; различного рода конфликты, в особенности военные. 
    Важно подчеркнуть основную функцию туризма – социальную. Сложна жизнь в современном большом городе, человек постоянно находится в стрессовых ситуациях, а это приводит к истощению, быстрому изнашиванию организма. Человек устает как физически, так и психологически, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций как в быту, так и на производстве, снижению уровня активности. И для того, чтобы пополнить свои внутренние ресурсы, истощившиеся в ходе производственной деятельности и при выполнении повседневных бытовых обязанностей, человек должен активно отдыхать.  
    Изменение окружающей обстановки, рода занятий, общение с новыми людьми снимает с человека стрессовое состояние, снижает накопившуюся усталость, ведет к полному восстановлению его жизненных и физических сил, растраченных им (человеком) в большом городе. Ведь сегодня в большинстве городов, в особенности промышленных, экологическая обстановка оставляет желать лучшего. Информация, которой человек вынужден оперировать, огромна. Все это происходит на фоне все возрастающей урбанизации. Человек все более отдаляется от природы.  
    Туризм помогает человеку покинуть место его постоянного пребывания и расширить свой кругозор, узнав много нового о культуре, традициях, обычаях в других странах. Человек после такого путешествия получает массу положительных эмоций. 
    Туризм помогает трудоустроить множество людей. В 1995 г. каждое 16-е рабочее место в мире приходилось на туризм. Ведь индустрия туризма имеет очень разветвленную сеть. В этой отрасли труд в основном не механизирован, и не может быть механизирован, что позволяет привлекать трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов. 
    Еще одна проблема социального плана – низкий уровень жизни населения отсталых, слаборазвитых районов, решается с помощью привлечения в эти местности туристов, в такой район начинается приток денежных средств, увеличивается процент занятого населения, начинает развиваться инфраструктура туризма, сервисные службы (дороги, бытовые услуги, кафе, рестораны, парки развлечений) и т. д.  
    Туризм способствует сохранению и своевременной реставрации исторических памятников, архитектурных сооружений, улучшению экологии региона. 
    В России до 90-х годов развитие туристской отрасли осуществлялось административными методами регулирования. И хотя туристское хозяйство развивалось быстрыми темпами, качество туристского обслуживания было заметно ниже мировых стандартов. 
    В начале 90-х годов на фоне экономических реформ, проводимых в нашей стране, стало ясно, что административно-командная система не может справиться с регулированием дальнейшего развития туристской отрасли и произошел неизбежный переход к экономическим методам развития. 
    На смену трем господствующим на протяжении многих лет компаниям в нашей стране («Интурист», «Спутник» и Центральный совет по туризму и экскурсиям – ЦСТЭ профсоюзов) стали появляться тысячи частных фирм. И как и прежде «мы пошли своим путем». Большинство туристских фирм России сегодня отправляет своих сограждан за рубеж, и почему-то только малая их часть работает с иностранными туристами, привлекая их в нашу страну. Таким образом, туризм на сегодняшний день является каналом утечки валюты за рубеж. Сами за себя говорят следующие данные: в 1997 г. за границу выехало 9,3 млн. граждан, из них с целью туризма – 4,1 млн., а въезд иностранных граждан составил 6,5 млн. человек, из них 2,3 млн. туристов. Приведенные цифры отражают число поездок, но не количество туристов, так как многие ездят за границу несколько раз в год. В первую очередь это «шоп-туристы», которые выезжают за рубеж закупать товары народного потребления. Это явление в России получило широкое распространение. 
    В России влияние туристской индустрии на экономику страны пока незначительно, финансирование туризма производится по остаточному принципу. Малая поддержка туристской отрасли приводит к тому, что Россия теряет миллиарды рублей, которые могли бы поступить в бюджет страны в случае увеличения туристского потока, а так же теряются сотни тысяч потенциальных рабочих мест (зарубежная практика показывает, что для обслуживания одного иностранного туриста требуется около 10 человек). 
    В деятельности значительной части турфирм России (более 30%) присутствует иностранный капитал, и в итоге большая часть прибыли от въездного туризма поступает не в бюджет страны, а иностранным компаниям.  
    Экономический кризис в России в августе 1998 г. сказался и на деятельности турфирм. Отдельные предприятия прекратили свою деятельность, туристский поток значительно снизился. Согласно мировой практике, в таком случае должен был увеличиться въездной поток туристов в связи с удешевлением туров, но этого не произошло из-за политической и экономической нестабильности в России, что усилило отрицательное отношение иностранцев к нашей стране. 
    Среди основных причин отставания российской туристской отрасли от мировых стандартов следующие:  
    - низкий профессиональный уровень подготовки персонала, дилетантские методы управления и обслуживания, низкое качество сервиса;
  • экономическая и политическая нестабильность в стране;
  • неразвитые системы связи и коммуникаций;
  • экологические проблемы. 
    Да, мы не можем повлиять на нестабильность экономической ситуации в стране, но мы же можем создать систему подготовки персонала, улучшить сервис, наладить системы связи. Специально подготовленный персонал сферы обслуживания, его радушие, приветливость, развитая сеть развлечений – вот то, чего нам не хватает. 
    Активная реклама туризма, разработка специализированных туров, привлечение иностранного капитала в туристский бизнес – еще несколько компонентов для достижения успеха. 
    Что же касается экологии в нашей стране, то, конечно же, мы не можем не сказать о загрязнении многих районов промышленными отходами, в том числе и радиоактивными, но, как считают многие зарубежные эксперты, показатели экологической ситуации в курортных зонах Западной Европы не выше наших 
    Для того чтобы вывести туристский бизнес в России из кризиса не нужно придумывать что-то новое, нужно модернизировать и усовершенствовать уже существующую производственно-техническую базу. Но главное –уделить внимание человеческому фактору, улучшить качество работы сферы обслуживания. Для воплощения всего этого в жизнь следует:
  • усовершенствовать материально-техническую базу международного туризма до уровня мировых стандартов;
  • развивать инфраструктуру туристской отрасли для комплексного обслуживания зарубежных туристов;
  • научиться обслуживать и развлекать одновременно все категории туристов;
  • уметь грамотно подбирать, обучать кадры, а также повышать их профессиональный уровень;
  • внедрять новейшие научные разработки и достижения техники;
  • широко использовать рекламу;
  • сотрудничать с различными государствами в области туристских обменов;
  • широко использовать достижения науки и техники в области руководства, управления, обслуживания в международном туризме.
  • Перспективы развития туристского рынка России позволяют предвидеть, что через 10 лет в нем будет задействовано около 3 млн. рабочих мест, придет в туризм и много молодёжи, заканчивающей специализированные учебные заведения, в том числе и Российскую Международную Академию туризма.
  • Необходимо грамотное управление сферой туризма и поддержание его саморазвития, передать больше организационных и управленческих полномочий на места, что позволит заинтересовать местные органы в оказании поддержки туризму.

Информация о работе Проблемы и возможности индустрии туризма