Проблемы и возможности индустрии туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить тенденции развития мировой индустрии туризма.
Для того чтобы раскрыть данную цель, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы мировой индустрии туризма.
2. Проанализировать теоретические идеи международного туризма.
3. Проанализировать международный туризм.
4. Разработать прогнозы на развитие международного туризма.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава1.Спиритические аспекты изучения проблемы мировой
индустрии туризма…………………………………………………………5
1.1 Изучение проблемы в мировой и отечественной индустрии
туризма………………………………………………………..…………....5
1.2. Современное состояние проблемы отечественного
туризма………………………………………………………..…………...19
1.3. Возможности и основные проблемы развития международного
туризма……………………………………………………………………...
Выводы по 1 главе………………………………………………………….24
Глава 2. Мировой рынок международного туризма……………………..25
2.1. Международный туризм в Европе, Америке, Восточной Азии и Тихоокеанском регионе………………………………………………………….....25
2.2. Международный туризм на Ближнем Востоке, Африки и Южной Азии……………….………………………………………………………………....32
2.3. Прогнозы на развитие международного туризма…………………...37
Выводы по 2 главе…………………………………………………………41
Заключение…………………………………………………………………42
Литература……………………………………………………………….....46

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Миграция людей и народов началась в глубокой древности. С годами она приобретала все более массовый характер. В прошлом миграция была связана с войнами, захватом чужих территорий и торговлей. С момента великих географических открытий люди стали перемещаться на другие континенты в поисках лучших условий существования. Наконец, интересы определенных слоев населения к знаниям и новым впечатлениям возобладали над коммерческими целями. Сотни и тысячи исследователей отправлялись в другие страны с целью знакомства с особыми условиями жизни и быта народов, их истории и культуры. Это направление получило большое развитие в ХХ веке.

Современный туризм – явление молодое, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны. На современном этапе развития путешествия в другие страны приобрели форму туризма, отдыха и развлечений.

Сейчас туризм – это передвижение определенных слоев населения по странам с целью отдыха и поиска новых впечатлений. Термин «туризм» нельзя было найти ни в одном языке мира до середины XIX века. Но и тогда слово туризм, «tour» чаще всего ассоциировалось с поездкой, затем с фактом временного отсутствия человека в своем доме по делу или во имя приятного времяпрепровождения. Таким образом, постепенно вырабатывалась современная интерпретация слова «tourism».

Словарь Вебстера поясняет слово «турист» как «кто-либо совершающий путешествие для удовольствия или из интереса» [1, с. 78], другой словарь XIX века содержит более интересные значения: «люди, которые путешествуют для удовольствия, из любопытства и оттого, что им нечего делать» и даже «для удовольствия хвастаться этим потом».

Одно из первоначальных и наиболее точных определений туризма дано профессорами Бернского университета Гунзикером и Крапфом, которое позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма. Первоначально эти ученые были того же мнения, что туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествий людей, до тех пор, пока это приводит к постоянному пребыванию вне места постоянного проживания и не связано с получением какой-либо выгоды. Это определение не касается экскурсий, деловых путешествий, связанных с получением прибыли, даже когда прибыль не получена в стране пребывания.  
Необходимо заметить, что трудно установить различия между деловыми путешествиями и теми, которые предпринимаются с целью развлечения, так как большинство путешествий являются комбинацией этих двух видов путешествий.

Со временем базовая концепция туризма расширилась и стала включать различные виды деловых путешествий, которые не приводят к постоянному пребыванию в стране и не подразумевают получение прибыли.

Периодизация развития туризма в Западной Европе очень подробно освещена В.Б.Сапруновой [2, с. 99]. В ее основу положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки и социальные предпосылки. Согласно этой периодизации, в истории развития туризма различается 4 этапа:

1. до начала XIX века – предыстория туризма;

2. начало XIX века – начало XX века – элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;

3. начало XX века – до Второй мировой войны – начало становления социального туризма;

4. после Второй мировой войны – современный этап – массовый туризм, формирование туристской индустрии, как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Именно в этот период туризм приобретает действительно массовый характер и  из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В определенной степени, этому способствовало сокращение рабочего времени, и, соответственно, рост свободного времени. При этом формируется мощная индустрия отдыха со своим продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.

Итак, на определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители услуг для путешествий. Это привело к формированию товара особого вида - туризма. Таким образом, туризм возник как товар, который можно купить и продать на потребительском рынке и который реализуется в форме материальных и нематериальных услуг. Своеобразным достоинством туристских услуг, как товара, является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.

Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и определенном уровне богатства общества.

Существенное значение для развития международного туризма имело также стремление отдельных стран к увеличению валютных поступлений от туризма и создание с этой целью целой отрасли хозяйства - туристской индустрии. Под туристской индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристские услуги и товары туристского спроса. Сюда относятся гостиницы и другие средства размещения, средства транспорта, предприятия общественного питания, предприятия, выпускающие сувениры и другие товары туристского спроса. В туристской индустрии во всем мире занято более 214 млн. человек [19, с. 152].

Туристская терминология претерпевает существенные изменения сообразно стремительному темпу развития и формирования, как общественных отношений, так и туризма, его отраслей и видов. Толкование туристских терминов – предмет ожесточенных дискуссий разработчиков теории туризма. Для того чтобы определить значение туризма и полнее описать сферу его деятельности, необходимо, в первую очередь, выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют в туризме:

1. Туристы. Это люди, которые испытывают  различные психические и физические  потребности, природа которых определяет  направление и виды участия  этих людей в туристской деятельности  в качестве потребителей.

2. Организации, предоставляющие туристам товары  и услуги. Это предприниматели, которые  видят в туризме возможность  получать прибыль посредством предоставления товаров и услуг с учетом спроса на туристском рынке.

3. Местные  органы власти. Рассматривают туризм  как важнейший фактор экономики, связанный с доходами, которые  местные граждане могут получать  от этого бизнеса в виде  налогов, поступающих в местный  бюджет.

4. Принимающая  сторона. Местное население, воспринимающее  туризм, в первую очередь, как  фактор занятости населения. Для  этой группы важным является  результат взаимодействия с туристами, в том числе и с иностранными [7, с. 177].

Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности.

Путешествия, туризм – это комплекс родственных сфер бизнеса. Наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, то есть работа туристских агентств. К туризму непосредственно привлечены транспортные организации, предприятия общественного питания и учреждения размещения. К сопряженным видам бизнеса также можно отнести финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания.

Изучение туризма с научной точки зрения с недавних пор привлекло внимание ученых многих областей знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных и согласованных определений и терминов. Этой проблемой ежегодно занимаются различные организации, включая Организацию Объединенных Наций, Всемирную Туристскую Организацию, Организацию Экономического Сотрудничества и Развития.

Международные организации постоянно обращаются к теме туристской терминологии, в основном с целью согласования принципов международной статистики. Так, в 1937 году определение «международный турист» было дано на Конференции экспертов по статистике Лиги Наций. В 1950 году International Union of Official Travel Organization(IUOTO) – Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), преобразованный в 1975 году во Всемирную Туристскую Организацию (ВТО), уточнил определение «турист», введя новые понятия: «экскурсант» и «транзитный путешественник». При этом было дано четкое разграничение этих категорий от категории «турист» [26, с. 144].

Приведем классическое определение туризма, данное В.А. Квартальновым: «Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте» [14, с. 152].

Изучение туризма осуществляется с помощью различных подходов и методов, в выборе которых нет единодушия среди специалистов. Например, авторитетные американские профессора Р. Макинтош, Ч. Голднер и Б. Ритчи рекомендуют следующие подходы [15, с. 152]:

1. Институциональный  подход к изучению туризма  подразумевает изучение разных  туристских институтов и посредников, таких, как отели, рестораны, туроператоры, турагенты и др. Этот метод требует исследования организационного процесса, операционных методов, экономической среды бизнеса и др.

2. Подход, основанный на изучении продукта, исследует различные туристские  продукты во взаимосвязи с  их производством, продвижением  на рынке и реализацией. Однако, этот подход требует много  времени для изучения и не  позволяет исследователям быстро  определить основы туризма.

3. Исторический  подход включает в себя анализ  деятельности туристских институтов  в историческом ракурсе и влияние  инноваций на их развитие. Такой эволюционный подход не получил широкого развития, поскольку туризм приобрел массовый характер сравнительно недавно.

4. Управленческий  подход, по мнению специалистов, является самым важным и перспективным, так как ориентирован на отдельные  туристские фирмы, то есть имеет  микроэкономический характер. Этот  подход сфокусирован на такие  виды управленческой деятельности, необходимые для функционирования  туристской организации, как планирование, контроль, ценообразование, реклама  и др. Важность и перспективность  данного подхода обусловлены  тем, что институциональные изменения, изменения продукта и даже  общества подразумевают, что именно  управленческие цели и процедуры  должны запустить механизм изменений  с учетом перемен, происходящим  в туристской среде.

5. Экономический  подход из-за важности туризма, как для внутренней, так и для  мировой экономики, активно изучается  экономистами с точки зрения  формирования спроса и предложения, его влияния на платежный баланс  и обменный курс, занятость, экономическое  развитие и другие экономические  факторы. С помощью этого подхода  можно разработать схему анализа  туризма и его экономического  воздействия на экономику страны. Однако он не уделяет должного  внимания экологическому, социально-культурному, психологическому и антропологическому  воздействию.

6. Социологический  подход обусловлен тем, что туризм  представляет собой социальную  деятельность, поэтому внимание  социологов направлено на изучение  индивидуального и группового  поведения туристов и влияния  туризма на общество. При таком  подходе рассматривают социальные  группы, привычки и обычаи, как  гостей, так и жителей принимающей  стороны. Социальные аспекты туризма  и отдыха пока недостаточно  изучены, и это предсказывает  более широкое применение социологического  подхода.

7. Географический  подход специализируется на изучении  местности туристской зоны, ландшафта, климата, а также экономических  и социально-культурных аспектов. Особую важность здесь приобретает  курс рекреационной географии, так  как туризм и рекреация тесно  взаимосвязаны.

8. Междисциплинарный  подход обусловлен, прежде всего, тем, что туризм охватывает практически  все аспекты жизни общества. Поскольку  путешественники имеют самые  различные цели, необходимо использовать  психологический подход при выполнении  маркетинга и продвижении туристского  продукта. При изучении культурного  туризма, помимо прочего, целесообразно  применять антропологический подход. Подключение политических институтов  из-за пересечения государственных  границ туристами и необходимости  получения для этого паспорта  и визы от соответствующих  государственных органов, а также  существование во многих государствах  правительственных структур по  развитию туризма требуют привлечения  политических наук. Для того чтобы  индустрия туризма функционировала, необходимо, чтобы законодательные  органы обеспечивали соответствующую  правовую базу в виде законов  о туризме и других нормативных  актов.

9. Системный  подход к изучению туризма  интегрирует другие подходы в  единый комплексный подход, с  помощью которого на микроуровне  можно исследовать деятельность  туристских фирм в конкурентной  среде, их рынки, а также их  взаимоотношения с другими системами, такими, как политическая, правовая, экономическая и социальная [23, с. 245].

Международный туризм бывает выездной и въездной. Выездной туризм - это путешествия лиц, постоянно проживающих на данной территории, в другую страну. Въездной туризм - это путешествия в пределах данной страны лиц, не проживающих постоянно на территории этой страны.

В соответствии со спецификой отражения финансовых результатов в бюджете страны выделяют два вида туризма: активный и пассивный.

Информация о работе Проблемы и возможности индустрии туризма