Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской фирмы "Круизер"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской фирмы ООО «Круизер». Для этого в дипломной работе поставлены задачи и методы их решения:
• изучена конкурентоспособность ООО «Круизер»;
• проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности;
• проведен маркетинговый анализ;
• изучен уровень конкурентоспособности ООО «Круизер»;
• методы разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ................................................................................................12
1.1. Понятие конкурентоспособность в области туризма.....................12
1.2. Оценка методов конкурентоспособности предприятий...............26
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «КРУИЗЕР»............................................................................................................39
2.1. Характеристика туристской фирмы ООО «Круизер»....................39
2.2. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Круизер»................................................................................................47
2.3. Анализ рынка потребителей (туристов) ООО «Круизер»...............57
2.4. Анализ конкурентоспособности ООО «Круизер»...........................62
3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «КРУИЗЕР».......................................................................................................68
3.1. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Круизер»..........................................................................................68
3.2. Организация мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Круизер..............................................73
4. ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «КРУИЗЕР».....................................................................................................86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................98

Файлы: 1 файл

дипломная работа2.doc

— 2.52 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ................................................................................................12

    1. Понятие конкурентоспособность в области туризма.....................12
    2. Оценка методов конкурентоспособности предприятий...............26

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «КРУИЗЕР»............................................................................................................39

    1. Характеристика туристской фирмы ООО «Круизер»....................39
    2. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Круизер»................................................................................................47
    3. Анализ рынка потребителей (туристов) ООО «Круизер»...............57
    4. Анализ конкурентоспособности ООО «Круизер»...........................62

3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ  ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «КРУИЗЕР».......................................................................................................68

    1. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Круизер»..........................................................................................68
    2. Организация мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Круизер..............................................73

4. ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ  ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ  ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «КРУИЗЕР».....................................................................................................86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................93

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................98

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...100

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью хозяйствующих  субъектов в рыночной экономике  является обеспечение конкурентоспособности  товаров или оказываемых услуг, так как от этого напрямую зависит  финансовое благосостояние организации. Практика показывает, что этой цели наиболее часто достигают организации с более высоким конкурентным потенциалом. Под конкурентным потенциалом организации подразумевается как реальная, так и потенциальная способность организации разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия (услуги).

Туризм является одной  из ведущих и наиболее динамично  развивающихся отраслей мировой  экономики. За быстрые темпы роста  он признан экономическим феноменом  столетия минувшего и ему пророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу Всемирной Туристической Организации (ВТО) рост туристической индустрии будет необратим в ХХI веке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит 1,6 биллиона единиц.

Как известно, данная отрасль  хозяйства является фундаментальной  основой многих развитых и развивающихся  стран мира. И по данным все той  же ВТО, вклад ее в мировую экономику (валовое производство услуг) оценивается  в 3,5 трлн долл.(данные 1993 года), что эквивалентно 10,9% мирового валового внутреннего продукта. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд долл.

Все это полностью  объясняет то, что туризм на сегодняшний день играет одну из главных ролей в мировой экономике и является в настоящее время одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Поэтому вопросы о будущем данной отрасли мирового хозяйства, о ее перспективах и динамике ее развития в наступающем третьем тысячелетии столь важны.

В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря  этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате – туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Чтобы преуспеть в  туристском бизнесе необходимо хорошее  знание международных правовых норм и правил, практики туристского менеджмента  и маркетинга, конъюнктуры туристского  рынка, но, прежде всего, требуется профессиональная, основанная на потребностях потребителя туристских услуг организация производства и реализации туристского продукта, нужна полная и всесторонняя информированность производителя туристских услуг относительно всего того, что касается клиента, как потребителя этих самых услуг.

Туристский спрос является категорией массовой и социальной. Он формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать или понижать спрос. Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются следующие:

Общеэкономические факторы:

-уровень материального  благосостояния массового потребителя; 

-соотношение рабочего  и свободного времени у трудового  населения. 

Социо-демографические факторы:

-возраст; 

-пол; 

-профессия; 

-образование; 

-социальная группа;

-семейное положение; 

-имущественное положение; 

-состав семьи; 

-регион проживания;

-город/сельская местность;

-величина населенного  пункта, где живут туристы; 

-род занятий. 

Факторы культурного  и общественно-психологического характера:

-приоритеты в системе  духовных ценностей общества;

-психология потребления.

Личностно-поведенческие  факторы:

-личные особенности; 

-стиль жизни; 

-интересы в свободное  время; 

-система духовных  ценностей; 

-целевые установки;

-мотивы.

Все эти факторы оказывают воздействие на так называемый «черный ящик сознания покупателя», который, в конечном счете, является определяющем элементом поведения потребителя на рынке.

Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые секторы  экономики, как транспорт, услуги гостиниц и ресторанов, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и многие другие, выступая катализатором социально-экономического развития.

Индустрия туризма –  это отрасль экономики, которая  имеет благородную цель – развитие культуры и образования, организацию общения и отдыха, восстановление сил человека.

Сфера туризма – давно  определившаяся экономическая система. В России, с ее традиционно прибыльными  добывающими отраслями, туризм –  важное и относительно новое направление развития экономики.

В настоящее время  в России, особенно в самом популярном туристском городе Сочи, обострилась  конкуренция между фирмами, обеспечивающими  туристские услуги. Это связано как  с развитием самого города Сочи как  курорта, так и с туризмом в целом. Культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Следовательно, перед  российской индустрией туризма встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой российской организации, занимающейся обслуживанием туристов, и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей сферы туристского бизнеса, врастанию России в индустрию мирового туризма. Только четко сформулированная концепция развития туристской отрасли может обеспечить соответствующий уровень качества туристских услуг, отвечающий мировым стандартам, сделать российский туризм конкурентоспособным и, как следствие, добиться существенного роста в России внутреннего и въездного туризма.

Существует пять перспективных  туристских направлений названные  специалистами ВТО:

      1. Круизы — развивающийся вид туризма, позволяющий проживать и в тоже время побывать во многих уголках Света.
      2. Экскурсионный туризм. Путешествие в отдаленные места, посещение различного рода исторических сооружений.
      3. Экологический туризм. Сохранение окружающей среды — главная цель данного вида туризма.
      4. Приключенческий туризм. Для любителей самых отдаленных уголков Планеты и посещение старинных сооружений. Где-то и участие в экстремальных спортивных действиях.
      5. Тематический туризм. Развивается на базе тематических парков.

Для предпринимательской  деятельности в сфере туризма  в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Конкуренция — один из сущностных признаков туристского рынка. Она рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как "невидимая рука" рынка (А. Смит), уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.

На силу конкурентной борьбы в сфере туризма влияет множество факторов. Однако некоторые из них повторяются чаще других. Вашему вниманию предлагаются наиболее важные:

      1. Борьба усиливается, когда число конкурирующих фирм увеличивается, и когда они становятся относительно сравнимы с точки зрения размеров и возможностей. Количество фирм — важный фактор, поскольку большее число предприятий повышает вероятность новых стратегических инициатив. При этом уменьшается влияние каких-либо отдельных фирм на все остальные.
      2. Конкуренция на туристском рынке усиливается в связи с тем, что спрос на туристские услуги подвержен значительным сезонным колебаниям. Поэтому фирмы часто прибегают к использованию скидок, уступок и других тактических действий, имеющих целью увеличение продаж.
      3. Конкурентная борьба усиливается, если туристские продукты фирм недостаточно дифференцированы. Дифференциация туристского продукта сама по себе не является сдерживающим конкуренцию фактором. Однако она имеет возможность оживлять (разнообразить) конкурентную борьбу посредством принуждения фирм к поиску новых путей повышения качества туристских услуг.
      4. Соперничество возрастает в соответствии с размером отдачи от успешных стратегических маневров. Чем больше отдача от стратегии, тем выше вероятность того, что другие фирмы будут склонны принимать тот же стратегический маневр. Отдача существенно зависит от скорости реакции конкурентов. Если ожидается, что конкуренты будут реагировать медленно или не будут реагировать совсем, фирма—инициатор новых конкурентных стратегий может получить преимущество во времени, которое труднопреодолимо для соперников.
      5. Конкуренция принимает острый и непредсказуемый характер при увеличении различий между фирмами в смысле их стратегий, кадрового состава, общих приоритетов, ресурсов. Подобные различия увеличивают вероятность того, что отдельные фирмы будут вести себя непредсказуемо и принимать маркетинговые стратегии, которые приведут к рыночным неопределенностям. Наличие таких "чужаков" (обычно это новые фирмы на рынке) создает подчас совершенно новую рыночную ситуацию.

При осуществлении деятельности предприятия туризма необходимы теоретические и практические знания механизма обеспечения конкурентоспособности  услуг, иначе могут возникнуть серьезные просчеты.

Недостаточно сформулированная политика предприятия в области  конкурентоспособности, может привести к убыткам и даже к банкротству.

Хорошая экономическая  оценка конкурентоспособности предприятия  может прояснить ситуацию, определить положение фирмы на рынке, предложить решение проблем в организации и реализации.

Целью дипломного проекта  является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности  туристской фирмы ООО «Круизер». Для этого в дипломной работе поставлены задачи и методы их решения:

    • изучена конкурентоспособность ООО «Круизер»;
    • проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности;
    • проведен маркетинговый анализ;
    • изучен уровень конкурентоспособности ООО «Круизер»;
    • методы разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Объектом исследования является туристская фирма ООО «Круизер».

Предмет исследования —  разработка методов повышения конкурентоспособности  ООО «Круизер».

Вопросы конкурентоспособности  в туризме отражены в различных  исследованиях специалистов и ученых-футурологов. Данной проблематике посвящены в частности работы Сапруновой В.Б., Сенина П.Б., Нэсбитт Дж. и Эбурдин П. и другие.

Первая глава —  теоретические основы конкуренции  и конкурентоспособности. Вторая глава  — анализ и практическая оценка конкурентоспособности ООО «Круизер». Третья глава — разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Круизер». Четвертая глава — программа туристского пакета услуг, оценка предложенных мероприятий.

 

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    1. Понятие конкурентоспособность в области туризма

Повышение уровня конкурентоспособности  организаций, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения  во многом зависит качество воспроизводимых процессов, доходность организаций, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.

Информация о работе Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской фирмы "Круизер"