Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской фирмы "Круизер"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской фирмы ООО «Круизер». Для этого в дипломной работе поставлены задачи и методы их решения:
• изучена конкурентоспособность ООО «Круизер»;
• проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности;
• проведен маркетинговый анализ;
• изучен уровень конкурентоспособности ООО «Круизер»;
• методы разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ................................................................................................12
1.1. Понятие конкурентоспособность в области туризма.....................12
1.2. Оценка методов конкурентоспособности предприятий...............26
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «КРУИЗЕР»............................................................................................................39
2.1. Характеристика туристской фирмы ООО «Круизер»....................39
2.2. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Круизер»................................................................................................47
2.3. Анализ рынка потребителей (туристов) ООО «Круизер»...............57
2.4. Анализ конкурентоспособности ООО «Круизер»...........................62
3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «КРУИЗЕР».......................................................................................................68
3.1. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Круизер»..........................................................................................68
3.2. Организация мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Круизер..............................................73
4. ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «КРУИЗЕР».....................................................................................................86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................98

Файлы: 1 файл

дипломная работа2.doc

— 2.52 Мб (Скачать файл)

Необходимо различать  понятия конкурентоспособность  организации и конкурентоспособность  продукции (услуги).

Под конкурентоспособностью организации понимается реальная и потенциальная способность организаций проектировать, изготовлять, реализовывать продукцию (услугу), которая по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательна для потребителей, чем продукция (услуга) их конкурентов.

Повышение уровня конкурентоспособности  организаций, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. Основные отличия  данных понятий заключаются в следующем:

    • конкурентоспособность организации применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность продукции (услуги) может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день);
    • оценку деятельности организации дает не только потребитель, но и сам предприниматель;
    • конкурентоспособность организации носит долговременный характер, конкурентоспособность продукции – краткосрочный.

Развитие рыночных отношений  неразрывно связано с борьбой товаропроизводителя за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название конкуренция. [3]

Конкурентоспособность объекта (товара или услуги) формируется в процессе деятельности конкретного экономического субъекта хозяйствования, осуществляемой посредством выполнения управленческих, организационных, производственных и сбытовых функций. Способность самого экономического субъекта хозяйствования конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, появляющаяся в его конкурентном отличии, дающем субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей, и завоевании новых рынков сбыта, характеризует «конкурентоспособность субъекта (фирмы)» [14]

Исследуя сущность конкурентоспособности  организации, необходимо остановиться на таком теоретическом аспекте, как виды конкурентоспособности.

По степени реализации конкурентоспособность организации  можно разделить на:

  • потенциальную конкурентоспособность;
  • реальную конкурентоспособность.

В зависимости от рынка, на котором работает организация  можно выделить:

  • внутреннюю конкурентоспособность организации;
  • внешнюю конкурентоспособность организации.

Потенциальная конкурентоспособность организации характеризуется наличием конкурентных преимуществ во внешней и внутренней среде и представляет собой количественную оценку конкурентного потенциала организации. Конкурентный потенциал организации – комплекс ресурсов, обеспечивающих конкурентное положение на рынке.

Реальная конкурентоспособность  организации определяется показателем  рыночной стоимости организации (по факту сделки).

В условиях идентичных факторов внешней среды для одноотраслевой группы организаций, действующих в условиях одного и того же рынка, применимо понятие внутренней конкурентоспособности организации.

Когда организация принимает  решение о выходе на внешний рынок  необходимо оценить внешнюю конкурентоспособность  организации, которая представляет собой оценку потенциальных возможностей организации на внешнем рынке.

 Под факторами конкурентоспособности  можно понимать те явления  и процессы производственно-хозяйственной  деятельности организации и социально-экономической  жизни общества, которые вызывают  изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности организации.

Классификация факторов конкурентоспособности организации  довольно обширна, в данной дипломной  работе будет рассмотрена наиболее важная классификация. Деятельность любой организации находится под воздействием как факторов, которые возникают при замкнутом контакте субъекта экономики и управленческой задачи, так и факторов, возникающих при открытом взаимодействии организации с внешней средой при решении той же задачи. Поэтому всю совокупность факторов конкурентоспособности организации, возможно подразделить на:

факторы влияния во внешней  среде:

  • уровень конкурентоспособности страны;
  • уровень конкурентоспособности отрасли;
  • уровень конкурентоспособности региона.

меры государственного воздействия:

  • экономического (амортизационная, налоговая, финансово-кредитная политика, инвестиционная политика, участие в международном разделении труда);
  • административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, демонополизация экономики, государственная система стандартизации и сертификации, правовая защита интересов потребителей).

факторы влияния во внутренней среде:

  • эффективность маркетинга;
  • конкурентоспособность товара (услуги);
  • качество менеджмента;
  • финансовое состояние;
  • уровень организации производства и реализации;
  • активность инновационной деятельности (в том числе использование Интернет технологий);
  • уровень квалификации кадров;

факторы состояния рынка:

  • привлекательность рынка;
  • положение предприятия на рынке;
  • конкуренция на рынке.

Внешние факторы –  социально-экономические и организационные  отношения, позволяющие организации  создать продукцию (услугу), которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Внутренние факторы  – это объективные критерии, которые  определяют возможности организации  по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Факторы преимуществ  во внешней среде и факторы  преимуществ в привлекательности  рынка будут одинаковыми для предприятий одной отрасли на одном региональном рынке, поэтому для сравнительной оценки конкурентоспособности организации необходимо анализировать показатели факторов внутренних конкурентных преимуществ.

Конкурентные преимущества возникают во внешней и внутренней среде в результате действия субъектов. Например, во внешней среде – эффективная система налогообложения, государственные меры по развитию Интернет, льготная политика кредитования и т.д. Во внутренней среде – эффективная система управления конкурентоспособностью на предприятии, сертификация продукции (услуги) и систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО 9000, наличие патента на технологию производства продукта (услуги), высококвалифицированные кадры и т.д.

Рассматривая конкурентоспособность  на региональном уровне, необходимо отметить, что современные концепции экономической мысли по разному, трактуют понятие региональной конкурентоспособности. Некоторые ученые, такие как предлагают отказаться от использования данного понятия, ссылаясь на то, что главная цель экономической политики региона — обеспечить своим гражданам достаточно высокий уровень жизни. Способность региона сделать это зависит не от какого-то понятия «конкурентоспособность», а от того на сколько продуктивно используются национальные природные ресурсы, а так же труд и капитал. Вероятно это и так, но интегрирует эти и другие преимущества региона именно понятие конкурентоспособности. [15]

«Европейский форум  по проблемам управления» определил, что конкурентоспособность — реальное и потенциальное возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары (услуги), которые по ценовым и не ценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товар (услуга) их конкурентов. Недостаток этого определения, на наш взгляд, заключается в том, что оно касается только товара (услуги) и учитывает исключительно ценовые и не ценовые характеристики. [6]

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению  к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей формируемой по  соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень страны.

Конкурентоспособность предприятия — это относительная  характеристика, которая выражает отличие развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами (услугами) потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции [10]

Конкурентоспособность не показатель, уровень которого можно  вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего  – это философия работы в условиях рынка, ориентирующаяся на:

  • понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
  • знание поведения и возможностей конкурентов;
  • знание состояния и тенденций развития рынка;
  • знание окружающей среды и ее тенденций;
  • умение создать такую услугу и так довести ее до потребителя, чтобы потребитель предпочел его услуге конкурента.

В настоящее время  существует проблема, которая заключается  в определении содержания конкурентоспособности  для туристических фирм. Большинство  сосредотачивается на параметрах туристического продукта и затем для оценки конкурентоспособности сопоставляет между собой некоторые интегральные характеристики для разных конкурирующих услуг. Нередко эта оценка охватывает показатели качества, и тогда оценка конкурентоспособности подменяется сравнительной оценкой качества конкурирующих аналогов.

Чтобы полнее понять существо проблемы, вычленим несколько важных положений содержания конкурентоспособности.

1. Конкурентоспособность  включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана  с предоставляемой услугой как  таковой и в значительной мере  сводится к качеству. Другая составляющая, связана со сбытом и сервисом туристического продукта. Наконец, третья связана с экономическими возможностями и ограничениями потребителя и отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как клиенту, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Клиент – главный  оценщик туристической услуги. А  это приводит к очень важной  в рыночных условиях истине: все  элементы конкурентоспособности  туристического продукта должны  быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них.

3. Как известно, туристический  рынок характеризуется “своим”  покупателем. Поэтому изначально  неправомерна идея о некой  абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Одним из элементов составляющих конкурентоспособность фирмы является конкурентоспособность её продукта (услуги).

Конкурентоспособностью  туристического продукта (услуги) понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от продукта-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. [11]

Изучение позиций и  возможностей организаций-конкурентов  в целом предполагает поиск ответов  на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:

1. Каковы основные  цели конкурента?

2. Каковы текущие стратегии  достижения этих целей?

3. Какими средствами  располагают конкуренты, чтобы реализовать  свои стратегии?

4. Каковы их вероятные  будущие стратегии?

Ответы на первые три  группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий конкурентов. [11]

По сути дела, разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале конкурентов и уровне его использования. Анализ конкурентов  проводится, как правило, по двум направлениям: по продуктовому принципу и по типу используемых стратегий.

Первое направление  имеет целью сгруппировать конкурентов  в соответствии с характером потребностей, удовлетворяемых предлагаемыми  ими продуктами (услугами).

Информация о работе Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской фирмы "Круизер"