Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской фирмы "Круизер"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:52, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской фирмы ООО «Круизер». Для этого в дипломной работе поставлены задачи и методы их решения:
• изучена конкурентоспособность ООО «Круизер»;
• проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности;
• проведен маркетинговый анализ;
• изучен уровень конкурентоспособности ООО «Круизер»;
• методы разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ................................................................................................12
1.1. Понятие конкурентоспособность в области туризма.....................12
1.2. Оценка методов конкурентоспособности предприятий...............26
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «КРУИЗЕР»............................................................................................................39
2.1. Характеристика туристской фирмы ООО «Круизер»....................39
2.2. Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Круизер»................................................................................................47
2.3. Анализ рынка потребителей (туристов) ООО «Круизер»...............57
2.4. Анализ конкурентоспособности ООО «Круизер»...........................62
3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «КРУИЗЕР».......................................................................................................68
3.1. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Круизер»..........................................................................................68
3.2. Организация мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Круизер..............................................73
4. ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ ООО «КРУИЗЕР».....................................................................................................86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................98

Файлы: 1 файл

дипломная работа2.doc

— 2.52 Мб (Скачать файл)

Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления  ряда мероприятий, таких как: выработка  основных направлений по созданию и изготовлению продукции (услуги), пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий (услуг) и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию (услугу) и т. д.

В настоящее время  методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособность обусловливается многообразие подходов к ее оценке.

Основными задачами, которые  решаются при оценке конкурентоспособности  предприятия, являются:

- определение состояния  конкурентоспособности на момент обследования;

- выявление тенденций  и закономерностей в повышении  конкурентоспособности предприятия  за исследуемый период;

- определение «узких  мест», отрицательно влияющих  на конкурентоспособность предприятия;

- выявление резервов, которые предприятие может использовать для повышения своей конкурентоспособности.

В зависимости от поставленной задачи оценка конкурентоспособности предприятия могут иметь разную степень детализации и глубину исследования, но проводиться он должен по всем направлениям. [12]

Среди основных методов  анализа в экономической литературе выделяются:

- горизонтальный анализ  или анализ тенденций, при котором  показатели сравниваются с такими  же показателями, за другие периоды;

- вертикальный анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации;

- факторный анализ, анализ  влияния отдельных элементов  конкурентоспособности предприятия  на общие экономические показатели;

- сравнительный анализ - сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.

М. И. Баканов предлагает процедуру проведения комплексной  сравнительной оценки, состоящей  из следующих этапов:

- конкретизация целей  и задач комплексной оценки;

- выбор исходной системы  показателей;

- организация сбора  исходной информации;

- расчет и оценка  значений частных показателей;

- обеспечение сравнимости  оцениваемых показателей;

- выбор конкретной  методики, т. е. разработка алгоритма  и программы расчета комплексных сравнительных оценок;

- расчет комплексных  оценок;

- экспериментальная проверка  адекватности комплексных, обобщающих  оценок реальной экономической  действительности;

- анализ и использование  комплексных сравнительных оценок.

Оценка на базе качества продукции - данный метод заключается в сопоставлении ряда параметров продукции (услуги), отражающих потребительские свойства. Критерием конкурентоспособности в данном случае является качество продукции.

Преимуществом данного  метода является возможность учета потребительских предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности.

В связи с тем, что  качество товара оценивают определенным набором параметров, оценка конкурентоспособности  товара базируется на использовании  так называемых «параметрических» индексов, характеризующих степень удовлетворения потребности в рассматриваемом товаре. Различают единичные, сводные и интегральные индексы.

Единичные индексы рассчитываются на основании одной характеристики качества (одного параметра).

Как правило, они исчисляются как отношение величины параметра рассматриваемого товара (услуги) к той величине параметра, при которой потребитель удовлетворяется на 100 % (или к величине параметра товара (услуги)-аналога).

Для определения степени  соответствия действующей стратегии оптимальной, имеющихся возможностей оптимальным возможностям приводятся факторы, влияние которых предлагается оценить в баллах.

Профиль требований - сущность данного метода заключается в  том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей. Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности предприятия является его наглядность.

Профиль полярностей - в  основе данного метода лежит определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон, в качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания. [12]

Матричный метод - при  использовании данного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике.

В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия  используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным  значением.

Сущность приведенных  методов оценки конкурентоспособности можно определить следующим образом.

Методологическая незавершенность  имеющихся подходов в рамках теории сравнительных преимуществ, теории равновесия и теории эффективной  конкуренции явилась предпосылкой для разработки иных способов решения проблемы (оценка на базе качества, профили требований и полярностей, матричный метод).

Оценка конкурентоспособности  на базе качества продукции поднимает  вопрос: не синонимы ли понятия «качество» и «конкурентоспособность».

Однако между данными  понятиями существуют принципиальные отличия: если качество товара (услуги) это просто совокупность свойств, то конкурентоспособность - это отношение людей, потребителей товара (услуг), к его свойствам, товару как таковому.

В основе формирования этого  отношения лежит оценка товара (услуги) и его свойств потребителем, которая зависит от нескольких моментов.

1.        от уровня свойств, которыми обладает услуга;

    1. от цен;
    2. от наличия конкурентов;
    3. от времени, поскольку потребитель хочет получить свой товар (услугу) в определенное время;
    4. от конкретных обстоятельств, связанных с использованием данного товара (услуги).

SWOT-анализ — данный  метод позволяет проанализировать  слабые и сильные стороны внутренней  среды предприятия, потенциальные  опасности внешней среды и  на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий (рисунок 2). 

Рисунок 2. SWOT – анализ

SWOT-анализ во всех  своих модификациях является наиболее удобным и надежным инструментом стратегического планирования.

В курсах стратегического  маркетинга SWOT-анализу уделяется  самое пристальное внимание. Хотя после создания SWOT-анализа появилось  много других подходов к изучению стратегического поведения фирм и их конкурентного окружения, тем не менее, SWOT-анализ продолжает активно и продуктивно использоваться и совершенствоваться.

Основные направления  развития SWOT-анализа:

- отображение в модели  динамических изменений фирмы  и ее конкурентной среды.

- учет результатов  анализа фирмы и ее конкурентной  среды с использованием классический  моделей стратегического планирования.

- разработка SWOT-моделей  с учетом различных сценариев  развития ситуаций на рынке.

Важной частью SWOT-анализа  является не только оценка сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и угроз, но также и выводы о необходимости тех или иных стратегических изменений.

Сила — это то, в  чем предприятие преуспело. Она  может заключаться в навыках, опыте работы, ресурсах, достижениях (лучший товар, совершенная технология, лучшее обслуживание клиентов, узнаваемость товарной марки).

Слабость — это  отсутствие чего-то важного в функционировании компании, того, что ей не удается  в сравнении с другими. Когда  сильные и слабые стороны выявлены, оба списка тщательно изучаются и оцениваются.

С точки зрения формирования стратегии сильные стороны предприятия  важны, поскольку они могут быть использованы как основа антикризисной  стратегии. Если их недостаточно, менеджеры  предприятия должны срочно создать базу, на которой эта стратегия основывается. В то же время успешная антикризисная стратегия направлена на устранение слабых сторон, которые способствовали кризисной ситуации.

Методика SWOT-анализа исключительно  эффективный, доступный, дешевый способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации.

Конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности.

В качестве одного из вариантов  оценки конкурентоспособности предприятия  предлагается следующий метод, в основе данного метода лежит оценка основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия.

Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов  о вероятностях риска. Интуитивные  характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.

Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других экспертов собирают вместе, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано, в других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы.

Проведенный анализ методов  конкурентоспособности предприятий и продукции подтверждает необходимость решения задачи, оценки конкурентоспособности предприятий в условиях рынка.

Большое значение имеют  качественные характеристики конкурентов. Качественная информация — область  субъективных оценок, включает многие неформализованные параметры. Она может быть дополнена отзывами клиентов, специалистов, экспертов.

Так как конкурентоспособность  туристического предприятия определяется целями его развития и функционирования, то последние являются исходными  при выборе показателей. В основу классификации показателей положен системный подход. Все показатели условно разделены на подсистемы, характеризующие макро-, микросреду, и формирующие образ предприятия в сознании потребителя. Каждая из этих групп факторов делится на несколько подгрупп, каждая из которых характеризуется рядом единичных показателей.

Сущность рефлексивного  метода оценки конкурентоспособности  туристических предприятий состоит  в том, что посредством анализа  бухгалтерской и статистической отчетности и информации, полученной от экспертов, потребителей услуг и сотрудников предприятия, определяют те, которые отражают конкурентоспособность туристического предприятия, не только по отношению к рынку туристических услуг, но и в понимании конечного потребителя. Такое качество метода позволяет получить достоверную оценку конкурентной ситуации на рынке туристических услуг.

Таким образом, разработанный  метод оценки конкурентоспособности  туристических предприятий на основе рефлексивного подхода, в отличие  от традиционных методов, содержит проработанную систему показателей с учетом отраслевой принадлежности, учитывает разницу величин экономических показателей и показателей, полученных путем маркетингово-социологического исследования потребителей и сотрудников предприятия, что позволяет оценить уровень конкурентоспособности туристического предприятия не только как субъекта рынка в отношении предприятий-конкурентов, но как предприятия с определенным образом в понимании конечного потребителя туристических услуг. Именно это качество метода позволяет получить достоверную оценку и при этом не требует больших финансовых затрат на подготовку управления конкурентоспособностью туристического предприятия.

Предложенный метод  оценки конкурентоспособности туристических  предприятий на основе рефлексивного подхода нацелен на использование руководителями предприятий, не требует от них дополнительных специальных знаний и умений, использования экономических и математических методов, и является удобным практическим инструментом оценки конкурентоспособности туристических предприятий. [www.sibac.info]

Важным маркетинговым  решением компании является определение  реальных и потенциальных конкурентов. Для этого необходимо знать фирмы с аналогичным видом услуг, находящихся в данном городе и проанализировать их сильные и слабые стороны, затем сравнить со своими возможностями.

Оценка конкурентоспособности  туристского продукта или услуги складывается из двух факторов:

  • оценки самого тур продукта (услуги);
  • оценки системы продаж и продвижения тур продукта.

Огромную роль играет рекламно-информационная работа, являющаяся важнейшей частью современного маркетинга. Использую достижения в области  психологии, социологии, эстетики и  других наук, реклама превратилась в мощную индустрию.

Информация о работе Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности туристской фирмы "Круизер"